Страницы 104-107


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 Н. М. ИВАНОВА

ИЗ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИМПЕРАТОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Императорское училище правоведения, которое сыграло особую роль в развитии юридического образования в нашей стране, было создано 5 декабря 1835 г.

В первой четверти XIX в. в России предпринимались шаги для совершенствования юридического образования. Так, в 1804 году был образован Педагогический институт, состоящий из трех отделений, в том числе философско-юридического. В 1817 году Педагогический институт был переименован в Главный педагогический институт, который в 1819 году преобразовался в Санкт-Петербургский императорский университет. Юридический факультет становится самостоятельным структурным подразделением Университета в 1835 году.

Чуть раньше, в 1826 году, было образовано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1828 и 1829 годах ко Второму отделению для подготовки к профессорскому званию были прикомандированы слушатели Петербургской и Московской духовных академий и три лучших студента Санкт-Петербургского университета. После сдачи экзаменов эти выпускники были направлены для обучения в Германию, а уже после возвращения в Россию, выдержав еще один экзамен, каждый из них получил степень доктора права. Таким образом были подготовлены первоклассные специалисты в области российского и европейского права того времени.

Образование, соответствующее юридическому факультету Университета, давало и другое привилегированное учебное заведение — Царскосельский (впоследствии — Императорский Александровский) лицей.

С проектом усовершенствования правового образования в России выступил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, который 26 октября 1834 г. подал Николаю I «Всеподданнейшую записку», в которой писал: «Наблюдения убедили меня, что недостаток образованных и сведущих чиновников в канцеляриях судебных и исполнительных мест составляет одно из возможных неудобств... Существующие учебные заведения доныне не удовлетворяют сей потребности государственной...»(1).

П. Г. Ольденбургский не только обосновал необходимость нового учебного заведения — Училища правоведения, но был готов «пожертвовать сумму, потребную на приобретение дома и первоначальное обзаведение Училища»(2). Для нового учебного заведения принц Ольденбургский приобрел особняк на набережной реки Фонтанки, дом 6, за 700 тыс. р. у наследников тайного советника И. Н. Неплюева. Внутренняя перестройка здания была произведена архитектором А. И. Мельниковым. В результате общие расходы принца П. Г. Ольденбургского составили 1 млн р.

И уже 29 мая 1835 г. был утвержден Устав Императорского училища правоведения, согласно которому оно передавалось в ведение Министерства юстиции. Первых своих воспитанников Училище приняло 5 декабря 1835 г., когда состоялось торжественное открытие нового учебного заведения «в высочайшем присутствии Его Императорского Величества Государя Императора и их императорских высочеств: Цесаревича Александра, наследника престола, Великого Князя Александра Николаевича и Великого Князя Михаила Павловича»(3).

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы Училища (фонд 355), среди которых личные дела преподавателей и воспитанников учебного заведения. Архивные материалы, юбилейные издания, а также мемуарная литература содержат ценную информацию о правилах приема в Училище, процессе обучения,

Стр.104

1. Высшая школа Санкт-Петербурга, XIX—начало XX в. : сборник документов / отв. сост. Н. Ф. Никольцева. СПб., 2007. С. 77.
2. Там же. С. 78.
3. ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 1. Д. 4132. Л. 1.

о профессорско-преподавательском составе и выпускниках этого привилегированного учебного заведения. Так, срок обучения в Училище правоведения первоначально составлял шесть лет, впоследствии он увеличился на один год. В архивах упоминается, что «курс учения в приготовительных классах продолжается три года, а в самом Училище семь лет, коим соответствует таковое же число классов». В 1847 году при Училище были созданы подготовительные классы: «III, II и I-й старшие классы суть специальные (юридические), все же прочие суть общеобразовательные»(1). В Училище правоведения принимали детей только потомственных дворян.

К 1848 году относится составленная принцем Ольденбургским(2) «Сравнительная ведомость предметов, преподаваемых в старших классах Лицея, Училища правоведения и на юридическом факультете Университета»(3). Из этих документов следует, что предметы, которые преподавали в Лицее и на юридическом факультете Университета, в основном совпадали.

Программа же Училища правоведения была несколько иной. Так, в 1848 году среди преподаваемых в нем предметов значились: церковное право, юридическая пропедевтика или вводный курс юриспруденции, французское право, межевые законы, судебная медицина. Следует отметить, что «…юридическая пропедевтика и местные законы остзейских губерний читались на немецком языке, французское право и судопроизводство — на французском»(4).

В то же время в Училище правоведения, как и в Университете, преподавали русский язык для иноверцев, поскольку в 40-е годы XIX века много внимания уделялось просвещению на Кавказе. Местную молодежь командировали в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и других крупных городов страны. Среди учащихся были как казеннокоштные студенты, так и обучающиеся за плату. В высочайше утвержденном Положении от 11 июня 1849 г., в частности, указывалось, что на учебу за счет казны направляются юноши «как из коренных жителей Кавказского и Закавказского края, так из детей Русских дворян и чиновников, беспорочно служащих или умерших на службе в тех краях. Воспитанники сии именуются Кавказскими воспитанниками»(5). Для выполнения этих целей в Санкт-Петербург-ском университете выделялось не менее двадцати мест для всех родов государственной службы, а в Императорском училище правоведения — традиционно пять мест оставляли для службы по судебному ведомству. Кроме того, по окончании учебы выпускники обязаны были прослужить на Кавказе и в Закавказье не менее шести лет.

В высшие учебные заведения Российской империи, в том числе в Училище правоведения и Санкт-Петербургский университет, направляло юношей и Войско Донское, оно же оплачивало их учебу. Окончившие учебу в Императорском училище правоведения должны были проработать два года по ведомству Министерства юстиции,(6) о чем в мае 1852 года было установлено в Положении Военного Совета «Об уроженцах Войска Донского».

В Училище правоведения много внимания уделялось общему развитию воспитанников из всех регионов, организовывались экскурсии в музеи, Пулковскую обсерваторию, торжественно отмечались памятные даты, такие как 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, 200-летие Петербурга, и т. д.

На внеклассных занятиях преподавались музыка, рисование, лепка, проводились занятия ручного труда. Воспитанники активно занимались шахматами, теннисом, верховой ездой. Один из воспитанников Императорского училища правоведения вспоминал: «Во время чтения лекций начальство старалось, чтобы теория шла рука об руку с практикой. <…> При преподавании судебной медицины сочли необходимым

Стр.105

1. Правила для желающих поступить в Импе-раторское Училище Правоведения и Приготовительные при нем классы. СПб., 1896. С. 1.
2. Как известно, Петр Георгиевич был попечителем не только Императорского училища правоведения, но и Императорского Алексан-дровского лицея с 1843 г. и до своей кончины в 1881 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 11. Оп. 1. Д. 340. Л. 207-208 об.
4. Пятидесятилетний юбилей Императорского училища правоведения. СПб., 1886. С. 74.
5. ЦГИА. Ф. 355. Оп. 2. Д. 39. Л. 39.
6. Там же. Л. 49.

водить нас на секцию трупов [в Мариинскую больницу]»(1).

Практические занятия играли большую роль в процессе обучения правоведов. «Издавна установился в Училище обычай — усердно посещать заседания Окружного Суда, Судебной палаты и Сената и устраивать примерные разбирательства уголовных дел под руководством профессора. <…> Значительно расширились практические занятия и по другим предметам... вплоть до ежегодного посещения полицейского музея, тюрем и колоний малолетних преступников...»(2).

Уровень профессорско-преподавательс-кого состава учебных заведений того времени был очень высокий. «...Всегда приглашались преподаватели, известные по своей деятельности в качестве судей, прокуроров или присяжных поверенных, и преимущественно из бывших воспитанников Училища. Другие же предметы юридические и политические, кроме судопроизводств, все читаются нынешними или бывшими профессорами Санкт-Петербургского университета», — отмечалось на праздновании 50-летия Императорского училища правоведения(3).

Большое внимание в Училище уделялось общегуманитарной подготовке и истории. Со дня основания в Училище преподавал Иван Кузьмич Кайданов (1782—1843) — автор нескольких учебников по истории, которые впоследствии неоднократно переиздавались.

Уголовное право с 1838 года преподавал Петр Давыдович Калмыков (1808—1860) — профессор кафедры энциклопедии законоведения и русского государственного права Санкт-Петербургского университета. Уже после смерти П. Д. Калмыкова, в 1866 году, воспитанник Училища правоведения А. Д. Любавский по лекциям любимого профессора издал «Учебник уголовного права», который пользовался большой популярностью во всех юридических заведениях России.

Константин Алексеевич Неволин (1806—1855) был в числе студентов, прикомандированных в 1828 году ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии для подготовки к службе на кафедрах законоведения. С 1848 года К. А. Не-волин читал лекции по истории российского законодательства и энциклопедии законоведения и в Университете, и в Училище правоведения. В 1851 году вышел в свет его основной труд «История Российских гражданских законов», который высоко оценили современники.

Более тридцати лет кафедрой энциклопедии и истории российского законодательства в Училище правоведения заведовал Иван Ефимович Андреевский (1831—1891). Он преподавал энциклопедию законоведения в III классе, а историю русского государственного права — во II и I классе. Его авторский двухтомный курс «Полицейское право» был опубликован в 1872 году, а в 1874 году вышло уже второе издание учебника, который, вплоть до начала XX века, оставался единственным полным курсом этого предмета в России.

В 1883 году И. Е. Андреевского избрали ректором Санкт-Петербургского университета, на этой должности он прослужил до 1887 года. В том же году он прекращает работать в Университете, но до конца жизни остается преподавателем Училища правоведения.

Во всех юридических вузах Санкт-Петербурга, в том числе Училище правоведения, государственное право преподавал Александр Дмитриевич Градовский (1841—1889). Его лекции впервые были опубликованы в 1880 году, выдержали несколько изданий и были также очень популярны.

Международное право в Училище правоведения долгие годы читал Федор Федорович Мартенс (1845—1909), выпускник Санкт-Петербургского университета, ученик известного русского правоведа-между-народника И. И. Ивановского. Курсы лекций, прочитанные Ф. Ф. Мартенсом по многим предметам, в том числе по государственному праву, по международному праву цивилизованных народов, по русскому государственному праву, неоднократно переиздавались.

С 1867 года лекции по уголовному праву в Императорском училище

Стр.106

1. Молчанов М. М. Полвека назад. Первые годы Училища правоведения в С.-Петербурге. СПб., 1892. С. 36.
2. Соболевский В. И. Императорское училище правоведения в 1885—1910 годах. Памятная записка, составленная и.д. инспектора классов В. И. Соболевским. СПб., 1910. С. 23.
3. Пятидесятилетний юбилей …. С. 76.

правоведения читал Николай Степанович Таганцев (1843—1923), известный русский юрист и криминалист. Его курс лекций по этому предмету, прочитанный в Училище правоведения, был также издан и пользовался большой популярностью во всех юридических учебных заведениях.

Среди преподавателей Училища следует также упомянуть таких известных ученых-юристов того времени, как Я. И. Баршев и И. Я. Фойницкий.

Яков Иванович Баршев (1807—1894) — «птенец гнезда Сперанского», причисленный в 1829 году для обучения ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1835—1856 годах преподавал в Университете, с 1837 года — в Лицее, с 1856 года — в Училище правоведения как первый руководитель кафедры русских уголовных и полицейских законов.

Известный российский криминалист Иван Яковлевич Фойницкий (1847—1913) окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в котором затем преподавал более 40 лет уголовное право, а также специальный предмет — тюрьмоведение. Одновременно И. Я. Фой-ницкий читал курс уголовного судопроизводства в Училище правоведения.

Большой популярностью среди учащихся пользовался известный юрист профессор Владимир Данилович Спасович (1829—1906), который был крупным специалистом как в области международного права, так уголовного права и уголовного процесса. Учебник уголовного права В. Д. Спасовича по ряду вопросов не потерял своей актуальности и сегодня.

Создатель учебника «Руководство по уголовному судопроизводству» Николай Иванович Стояновский (1820—1900), выпускник Училища, в 1846—1854 годах вел практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству.

Глубоким знанием римского права и литературы отличался Василий Васильевич Шнейдер (1793—1872), который долгие годы, с 1835 по 1863 год, заведовал кафедрой римского права в Училище.

В Училище правоведения преподавал и известный государственный деятель, литератор Анатолий Федорович Кони (1844—1927). С 1876 по 1883 год он вел курс теории и практики уголовного судопроизводства. Учащиеся высоко ценили и уважали его за высокий профессионализм. Особый интерес студентов вызывали учебные судебные заседания по материалам реальных судебных дел. Сегодня мы бы назвали это «интерактивными методами обучения». А сам А. Ф. Кони в воспоминаниях «На жизненном пути» писал: «…Курс был разработан с любовью и вниманием и принимался моими слушателями, из которых некоторые теперь уже сенаторы или министры, с видимым интересом»(1).

В мемуарах одного из крупнейших государственных деятелей России Владимира Николаевича Коковцова, закончившего Александровский лицей, отмечалось: профессора «говорили... что их занятия с нами, как и с воспитанниками Училища правоведения, всегда дают им гораздо больше нравственного удовлетворения, нежели обширные, многолюдные аудиенции Университета»(2).

Императорское училище правоведения подготовило за годы  существования свыше двух тысяч специалистов(3). Среди них были известные правоведы, работники судебной системы, государственные деятели, такие как Н. И. Стояновский, К. П. Победоносцев, А. Г. Булыгин, И. Г. Щегловитов, В. Д. Набоков, выдающиеся представители науки, культуры и искусства, например В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, И. С. Ак-саков, И. Ф. Тютчев и многие другие.

В начале XX в. в адрес Училища правоведения все чаще стала раздаваться критика. Так, считалось, что научный уровень преподавания в Училище все-таки ниже, чем на юридическом факультете Санкт-Петер-бургского университета. Однако архивные документы свидетельствуют, что Училище правоведения оставалось одним из лучших юридических учебных заведений страны, способным успешно готовить юристов для работы в судах всех инстанций.

В 1918 году Училище правоведения, к сожалению, было ликвидировано, но память о нем сохраняется в истории Санкт-Петербурга.

Стр.107

1. Цит. по: Анненкова Э. А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006. С. 79.
2. Коковцов В. Н. Обрывки воспоминаний из моего детства и лицейской поры. М., 2011. С. 177.
3. Анненкова Э. А. Указ. соч. С. 184.
КриминалистЪ. 2015. №1(16)