Страницы 61-64


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 В. В. ЛАВРОВ

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ за 2014 год

Охрана объектов культурного наследия является предметом пристального внимания со стороны государства, однако положение многих памятников истории и культуры в стране продолжает оставаться неудовлетворительным. Так, согласно данным Государственного доклада о состоянии культуры Российской Федерации в 2013 году состояние объектов культурного наследия характеризуется продолжающимся разрушительным воздействием внешней среды (в результате как естественных факторов, так и антропогенных): только 14% памятников находятся в хорошем состоянии, состояние 58% характеризуется как удовлетворительное, состояние 19% — неудовлетворительное, а состояние соответственно 6% и 3% — как аварийное и руинированное(1).

Эффективность решения органами государственной власти и местного самоуправления задач по охране объектов культурного наследия зависит, в том числе, от качества правового регулирования.

С целью выполнения Российской Федерацией обязательств, взятых на себя при заключении Европейской конвенции об охране археологического наследия 1992 г., был принят Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Данным Федеральным законом были внесены дополнения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся правовой охраны объектов археологического наследия(2).

Существенные изменения были внесены в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные положения Закона вступают в силу с 22 января 2015 г.

Введено новое понятие «территория объекта культурного наследия», которая включает в себя как территорию, непосредственно занятую объектом культурного наследия, так и территорию, с ним связанную. При этом в территорию объекта культурного наследия могут входить как земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, так и земельные участки, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц. При установлении границ территории объекта культурного наследия могут использоваться архивные документы, исторические поземельные планы, данные научных исследований. Границы территории объекта культурного наследия определяются на основании полевых археологических работ. Требования к составлению проектов границ территорий

Стр.61

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : сайт. URL: http://mkrf.ru/report/ gosdoklad/ (дата обра-щения: 02. 02. 2015).
2. Лавров В. В. Некоторые проблемы правовой охраны объектов археологического наследия // Криминалистъ. 2014. № 2(15). С. 94—99.

объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Границы территории объекта культурного наследия могут меняться в зависимости от новых данных, полученных в результате научных исследований. Сведения о границах территории объекта культурного наследия вносятся в данные государственного кадастра недвижимости (ст. 3.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В зависимости от вида объекта культурного наследия может быть запрещено или существенно ограничено осуществление деятельности в границах его территории с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (ст. 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Из содержания государственной охраны объектов культурного наследия изъят контроль за их сохранением и использованием (ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Изложена в новой редакции ст. 11, согласно которой вместо государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия вводится государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. В соответствии с прежней редакцией ст. 11 деятельность по государственному контролю в рассматриваемой сфере регулировалась соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации. В новой редакции раскрывается содержание предмета государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия и устанавливаются полномочия должностных лиц, осуществляющих данный надзор. Указанное изменение отражает общую тенденцию наделения широкими полномочиями надзорных органов Российской Федерации (можно сравнить соответствующие изменения в Земельном кодексе в части земельного надзора, Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части экологического надзора и пр.). С принятием указанных изменений, направленных на расширение полномочий органов государственного надзора за охраной объектов культурного наследия, может быть снижена нагрузка на органы прокуратуры в части осуществления прокурорского надзора в данном направлении. Теперь органы прокуратуры могут в большей степени сосредоточить свои усилия на надзоре за исполнением законов органами государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Произошли изменения в части распределения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (ст.ст. 9, 10 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

К числу мер, направленных на стимулирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия, относится включение в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» новой ст. 14.1, устанавливающей порядок предоставления льгот по арендной плате арендаторам объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

В значительной степени подверглись изменениям положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части, касающейся ведения государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Стр.62

В частности, введена новая ст. 16.1, регламентирующая порядок выявления объектов культурного наследия. Порядок проведения работ по выявлению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Данным видом деятельности (за исключением выявления объектов археологического наследия) могут заниматься физические и юридические лица без специальных разрешений. С заявлением в региональный орган охраны памятников о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, вправе обратиться федеральные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, а также физические и юридические лица. При этом региональный орган охраны памятников обязан организовать в течении девяноста дней работу по установлению историко-культурной ценности объекта в порядке, который должен быть установлен законами или иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае отказа во включении объекта в реестр вновь выявленных объектов заявитель может обжаловать соответствующее решение в суде.

Был разрешен вопрос о порядке регистрации в реестре объектов культурного наследия тех памятников, которые получили свой статус до введения в действие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», т. е. до 29 июня 2002 г. В частности, это даст возможность установить границы территорий объектов культурного наследия на основании документации, составленной в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент ее формирования (ст. 20.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Новой ст. 20.2 установлен порядок информационного взаимодействия органов, осуществляющих ведение государственного реестра объектов культурного наследия, и органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, в части регистрации сведений об ограничениях и обременениях в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия.

К числу мер, направленных на обеспечение права граждан на доступ к объектам культурного наследия и научному изучению памятников истории и культуры, относится принятие ряда норм, включенных Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ в гл. 8 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Введены новые положения, касающиеся содержания, порядка заключения и государственной регистрации охранных обязательств правообладателей объектов культурного наследия. До принятия данных поправок использовалась форма охранного обязательства, утвержденная еще в 1986 году, теперь форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом — правообладателем объекта культурного наследия, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

К числу существенных нововведений Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ следует отнести положения, касающиеся прекращения прав на объекты культурного наследия в случаях нарушения правообладателями требований об охране памятников, а также особенности охраны отдельных видов объектов культурного наследия.

Требования в области охраны памятников истории и культуры определяют содержание многих положений законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере использования земель и иных природных объектов, законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, законодательства о приватизации и т. д.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Имущественные же отношения, возникающие при сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия, регулируются гражданским законодательством

Стр.63

Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об объекте недвижимости, имеющем статус объекта культурного наследия или утратившем данный статус, направляются органами охраны объектов культурного наследия в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости. Направление указанных сведений в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации(1). Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были дополнены отдельные положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с целью совершенствования учета сведений об объектах культурного наследия как об особом виде недвижимого имущества. В частности, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации входят в состав сведений государственного кадастрового учета. Принята новая редакция ст. 10 указанного Закона, согласно которой в перечень сведений, вносимых в государственный кадастр недвижимости для территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, включены сведения о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Особенности приватизации объектов культурного наследия установлены Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно ст. 29 данного Закона приватизация объектов культурного наследия допускается при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами). Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ в указанный Закон были внесены существенные изменения, касающиеся передачи в частную собственность объектов культурного наследия. Так, существенными условиями договора купли-продажи объекта культурного наследия являются обременения приватизируемого объекта. При проведении конкурсов по продаже объектов культурного наследия важным условием конкурса должно быть проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

На сегодняшний день в связи с принятием Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перед субъектами Российской Федерации возникает необходимость привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с новыми изменениями в федеральном законодательстве. В этой связи может быть в значительной степени использован правотворческий потенциал органов прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Стр.64

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме».
КриминалистЪ. 2015. №1(16)