Страницы 85-98


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 А. В. АГАБАЕВА

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЕРДИКТА
ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Правовая природа производства в суде с участием присяжных заседателей определяет специфику вынесения решений по уголовным делам, которая заключается в разделении полномочий между присяжными заседателями и профессиональным судьей.

Данная особенность обусловливает деление судебного разбирательства на две стадии: до вынесения присяжными заседателями вердикта и после его оглашения.

В ходе судебного разбирательства с участием присяжных заседателей исследуются обстоятельства, установление которых находится в их компетенции (пп. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 303 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)). Вопросы, не входящие в компетенцию присяжных заседателей, рассматриваются судом после провозглашения вердикта (чч. 2—4 ст. 347 УПК РФ).

Вердикт — решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей (п. 5 ст. 5 УПК РФ).

Правовые последствия вынесения присяжными вердикта заключаются не только в установлении наличия или отсутствия вины подсудимого. Его вынесение определяет также структуру, ход и направленность обсуждения последствий признания лица виновным в соответствии с решением присяжных заседателей, отраженным в вердикте(1).

Исходя из разграничения компетенции присяжных и профессионального судьи, многие ученые рассматривают обсуждение последствий вердикта как этап судебного следствия в суде присяжных, на котором подлежат исследованию обстоятельства, связанные с разрешением вопросов правового (юридического) характера(2).

Разделяя точку зрения, согласно которой процесс доказывания не завершается вынесением присяжными заседателями вердикта, продолжаясь после провозглашения вердикта, при исследовании вопросов, не находящихся в компетенции присяжных, мы не можем согласиться с тем, что данная деятельность осуществляется в рамках судебного следствия.

Судопроизводство в суде с участием присяжных заседателей проходит в несколько этапов. Для каждого этапа характерны определенные признаки.

Этап судебного следствия следует за подготовительной частью судебного разбирательства и предшествует судебным прениям сторон. При этом в УПК РФ четко определены момент начала судебного следствия (ч. 1 ст. 335 УПК РФ) и момент его окончания (ст. 291 УПК РФ). То есть судебное следствие является целостным отдельным этапом рассмотрения уголовного дела в суде присяжных.

Согласно ч. 1 ст. 347 УПК РФ после провозглашения вердикта присяжных

Стр.85

1. Петровский Н. К. Вердикт присяжных за-седателей и его социально-правовые последствия : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 105.
2. Петровский Н. К. Указ. соч. С. 98 ; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации : учебник / отв. ред. П. А. Лупинская. М., 2009. С. 794—795 и др.

заседателей судебное разбирательство продолжается с участием сторон. Однако, на наш взгляд, продолжение судебного разбирательства является не продолжением судебного следствия как этапа рассмотрения уголовного дела в суде присяжных, а отдельным специфическим этапом, присущим данному виду судопроизводства.

Задачи данного этапа схожи с задачами судебного следствия. Судом исследуются обстоятельства, связанные с разрешением правовых вопросов, стороны осуществляют доказывание в рамках ограниченного круга вопросов. Обсуждение последствий вердикта можно считать аналогом судебного следствия, имеющим специфический характер, обусловленный правовой природой суда с участием присяжных заседателей.

Основной целью данного этапа судебного разбирательства является обсуждение последствий вынесенного вердикта, в котором государственный обвинитель принимает непосредственное участие. При этом надлежащая реализация прокурором своих полномочий служит основой для выполнения одной из основных задач, стоящих перед ним в судебном разбирательстве: всемерное способствование принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения(1). Кроме того, от правильного разрешения вопросов на данном этапе рассмотрения уголовного дела зависит законность и обоснованность приговора.

Исходя из сущности производства в суде присяжных и определяемых ею особенностей обвинения, после провозглашения вердикта прокурор продолжает поддержание обвинения в части, содержащей вопросы, не подлежащие исследованию в присутствии присяжных заседателей. При этом объем и характер полномочий прокурора при обсуждении последствий вердикта присяжных заседателей зависит от того, какой вердикт вынесен по делу: обвинительный или оправдательный.

В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора (ч. 3 ст. 347 УПК РФ).

С. А. Насонов выделяет следующие этапы обсуждения последствий обвинительного вердикта:

1) подготовительная часть, во время которой разрешаются вопросы о рассмотрении дела в отсутствие какого-либо свидетеля, по предложению сторон определяется круг доказательств, подлежащих исследованию, и т. д.;

2) судебное следствие, во время которого исследуются обстоятельства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей;

3) выслушивание судом прений сторон и реплик сторон;

4) предоставление подсудимому последнего слова(2).

С учетом обозначенной градации, а также  положений чч. 3, 4 ст. 347 УПК РФ на этапе обсуждения последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель обладает следующими полномочиями:

участвовать в разрешении организационных вопросов, касающихся порядка обсуждения последствий вердикта;

 представлять доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, участвовать в их исследовании;

 заявлять ходатайства, касающиеся обстоятельств, подлежащих исследованию после вынесения вердикта;

 участвовать в судебных прениях сторон и выступать с репликой;

 выражать свою позицию по вопросам квалификации деяния, совершенного подсудимым, меры наказания, наличия смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств, разрешения гражданского иска, распределения судебных издержек, относительно того, как поступить

Стр.86

1. Пункт 5.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».
2. Насонов С. А. Обсуждение последствий вердикта присяжных заседателей: проблемы законодательного регулирования и судебной практики [Электронный ресурс] // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 33. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21092801 (дата обращения: 15.02.2015).

с вещественными доказательствами, и по другим вопросам, разрешаемым судом при постановлении обвинительного приговора.

При обсуждении последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель вправе ходатайствовать о допросе лиц, которые могут что-либо пояснить об обстоятельствах, исследование которых не входит в компетенцию присяжных заседателей. При этом в ходе допроса недопустимо затрагивать доказательства, которым уже дана оценка в вердикте присяжных заседателей, и ставить под сомнение установленные в нем факты.

По окончании обсуждения последствий обвинительного вердикта суд переходит к прениям сторон, которые также имеют существенные особенности.

Выступая в судебных прениях, государственный обвинитель не вправе ставить под сомнение вердикт присяжных заседателей, оспаривать его. Обвинение поддерживается в рамках круга обстоятельств, признанных присяжными заседателями доказанными. Позиция прокурора о назначении подсудимому наказания юридически связана решением присяжных о том, что подсудимый заслуживает снисхождения (ч. 1 ст. 61, ст. 62, ч. 1 ст. 65 УК РФ).

Актуальным для прокурора, участвующего в обсуждении последствий обвинительного вердикта, является вопрос о возможности отказа от обвинения или его изменения на данном этапе рассмотрения уголовного дела.

Положения УПК РФ не предусматривают особенностей прекращения уголовного дела вследствие отказа прокурора от обвинения в суде с участием присяжных заседателей, оно происходит в общем порядке в соответствии со ст. 254 УПК РФ.

По смыслу ч. 7 ст. 246 УПК РФ прокурор вправе отказаться от обвинения до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора. Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации при обсуждении последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель не вправе отказаться от обвинения либо изменить его, поскольку таким правом он может воспользоваться лишь до удаления коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату(1).

По нашему мнению, такая позиция небесспорна.

Правовая природа производства в суде с участием присяжных заседателей подразумевает разделение компетенции суда между председательствующим и коллегией присяжных заседателей.

В компетенцию присяжных заседателей входит разрешение вопросов о том, имело ли место соответствующее деяние, совершил ли его подсудимый и виновен ли он в совершении этого преступления (ч. 1 ст. 339 УПК РФ). Вопросы, выходящие за пределы компетенции присяжных заседателей, но имеющие значение для вынесения приговора, разрешаются судом после провозглашения присяжными заседателями вердикта.

Окончательное решение по делу суд выносит в виде приговора, основанного на вердикте коллегии присяжных заседателей.

При вынесении обвинительного вердикта присяжные заседатели констатируют доказанность предъявленного подсудимому обвинения. Коллегия присяжных заседателей приходит к выводу, что представленными сторонами и исследованными в ходе судебного следствия доказательствами в полной мере подтверждены: факт совершения деяния, факт совершения его подсудимым и его виновность.

Обвинительный вердикт присяжных заседателей обязателен для председательствующего. Однако УПК РФ предусматривает два исключения из данного правила, при которых обвинительный вердикт не влечет за собой постановление обвинительного приговора:

 если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления;

Стр.87

1. Пункт 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера-ции, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».

 если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления.

В первом случае председательствующий должен постановить оправдательный приговор, а во втором — вынести постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направить уголовное дело на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания (чч. 4, 5 ст. 348 УПК РФ).

Введение законодателем обозначенных правил обусловлено назначением уголовного судопроизводства, а именно тем, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если он придет к выводу, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. По смыслу указанной нормы государственный обвинитель, отказываясь от обвинения, должен изложить суду мотивы отказа исходя из указанных в пп. 1 и 2 ст. 24 и пп. 1 и 2 ст. 27 УПК РФ оснований(1).

Прокурор обязан отказаться от обвинения, если он придет к выводу, что отсутствует событие преступления, в деянии подсудимого отсутствует состав преступления или подсудимый не причастен к совершению преступления. Реализация прокурором права отказаться от обвинения в случае, если он придет к убеждению, что оно не подтверждается представленными доказательствами, является одним из способов обеспечения законности и обоснованности обвинения.

При этом УПК РФ наделяет прокурора таким полномочием вплоть до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора, т. е. окончательного решения суда по уголовному делу.

С учетом того, что после вынесения присяжными заседателями вердикта рассмотрение уголовного дела продолжается, становится допустимой ситуация, при которой прокурор, анализируя вынесенный присяжными вердикт, придет к выводу, что имеются основания для изменения обвинения в сторону смягчения либо установленные обстоятельства не образуют состав преступления, подсудимый не виновен в его совершении или не причастен к нему. То есть ситуация, когда прокурор в силу функций, выполняемых им при участии в рассмотрении уголовного дела, руководствуясь положениями чч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ, обязан отказаться от обвинения или изменить его.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой прокурор лишается права отказаться от обвинения или изменить его после вынесения вердикта коллегией присяжных заседателей, не отвечает назначению уголовного судопроизводства, обязывая государственного обвинителя продолжать уголовное преследование невиновного лица.

Таким образом, представляется, что при обсуждении последствий обвинительного вердикта прокурор должен обладать полномочиями отказаться от обвинения или изменить его.

Тем более что, как указывалось выше, чч. 4, 5 ст. 348 УПК РФ наделяют председательствующего правом постановить оправдательный приговор, если, несмотря на вынесение присяжными обвинительного вердикта, им будет признано, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, либо распустить коллегию присяжных заседателей и направить дело на новое рассмотрение иным составом суда.

При наделении председательствующего правом устанавливать отсутствие в деянии подсудимого состава преступления, а также виновности подсудимого в совершении деяния при вынесении присяжными

Стр.88

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2003 № 18-П «По делу о проверке конституционности поло-жений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан».

обвинительного вердикта, полагаем, что лишать аналогичного права государственного обвинителя, в обязанность которого входит обеспечение законности и обоснованности обвинения, нецелесообразно и нелогично.

Обозначенная позиция согласуется и с положением ч. 7 ст. 246 УПК РФ, в соответствии с которым отказ прокурора от обвинения возможен в ходе судебного разбирательства, так как после вынесения присяжными заседателями вердикта судебное разбирательство не оканчивается, а продолжается с участием сторон (ч. 1 ст. 347 УПК РФ).

Определенные процессуальные особенности имеет и реализация прокурором полномочий при обсуждении последствий оправдательного вердикта.

Как отмечается в литературе, если после вынесения коллегией присяжных заседателей обвинительного вердикта обвинительная деятельность прокурора продолжается, то его участие в обсуждении последствий оправдательного вердикта скорее можно расценивать лишь как реализацию им полномочий как стороны в процессе(1).

Данная позиция обусловлена правилами обязательности оправдательного вердикта при вынесении приговора.

С учетом положений ч. 2 ст. 347 УПК РФ при обсуждении последствий оправдательного вердикта государственный обвинитель вправе выразить свое мнение по вопросам, связанным:

с разрешением гражданского иска;

с распределением процессуальных издержек;

с решением судьбы вещественных доказательств.

С. А. Насонов, анализируя приведенные положения закона, справедливо отмечает, что они отличаются некоторой неточностью, так как в рамках обсуждения последствий вердикта присяжных заседателей предметом суждений должна служить содержательная сторона вердикта. Автор обращает внимание на то, что при отрицательном ответе на вопросы о доказанности совершения деяния подсудимым или его виновности речь об удовлетворении гражданского иска идти не может(2).

С учетом данной позиции при отрицательном ответе присяжных на вопрос о виновности подсудимого государственный обвинитель, выражая свое мнение в отношении разрешения гражданского иска, предлагает суду оставить исковое заявление без рассмотрения, а при непричастности подсудимого к совершению преступления — отказать в удовлетворении иска.

Формулируя позицию о распределении процессуальных издержек при вынесении оправдательного приговора, государственный обвинитель основывается на положениях ч. 5 ст. 132 УПК РФ, согласно которым процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, возмещаются за счет федерального бюджета.

Позиция государственного обвинителя относительно судьбы вещественных доказательств формулируется с учетом положений ст. 82 УПК РФ.

Таким образом, полномочия прокурора при обсуждении последствий вердикта коллегии присяжных заседателей определяются особенностями и правовой природой рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

В ходе обсуждения последствий обвинительного вердикта прокурор продолжает уголовное преследование в объеме обвинения, признанного присяжными заседателями доказанным в ходе рассмотрения уголовного дела. При обсуждении последствий оправдательного вердикта прокурор не осуществляет функцию уголовного преследования, однако он обязан продолжить участие в судебном заседании как сторона в процессе, продолжая реализовывать при этом правоохранительную функцию и способствуя вынесению законного приговора.

Стр.89

1. Крюков В. Ф. Прокурор в уголовном судо-производстве России (история и современность). Курск, 2012. С. 240.
2. Насонов С. А. Указ. соч.
КриминалистЪ. 2015. №1(16)