СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ НОВОГО
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОПОРЯДКА
Международное сообщество и современное государство взаимосвязаны между собой и выступают как элементы глобальной социально-политической системы. Как части единой системы международное сообщество и национальное государство должны находиться в определенном соответствии друг другу. Существенный разрыв неизбежно порождает кризис. Ныне международное сообщество как управляющая система отстает от потребностей достигшей высокой степени единства глобальной экономической и финансовой системы(1).
Структура современного международного сообщества отражает иерархичность его строения, т. е. международное сообщество имеет несколько уровней организации, неодинаково взаимосвязанных и взаимодействующих. Субъектами международного сообщества выступают нации, государства, международные организации, а также различные союзы и объединения государств. Понятие «субъект международного права», ранее встречающееся лишь в научных трудах по международному праву, в последние годы стало активно использоваться в международно-правовых документах, в частности в универсальных международных конвенциях, подготовленных Комиссией ООН по международному праву(2).
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в мире прослеживаются две основные тенденции развития международного сообщества:
во-первых, взаимодействие государств, укрепление сотрудничества и стремление государств к интеграции, к совместному рассмотрению важнейших проблем современности. Идея союза государств, объединенных вместе на принципах долевого участия, есть главный исторический опыт современного мира, особенно с множественными попытками создания наднациональных организаций и тенденцией к интеграции в ХХI веке. Растет число международных органов и международных организаций в этой области, например преобразование Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию (ВТО), расширение Европейского союза, создание Евразийского союза и пр.;
во-вторых, сохранение государствами независимой политики, укрепление государственного суверенитета и руководство собственными национальными интересами при решении мировых проблем. Отмеченная тенденция обусловлена ростом национального самосознания, стремлением к национальной идентификации. В мировой политике еще велика роль права экономического могущества, которое находит организационное
оформление, но не оформлено юридически. Достаточно вспомнить о роли «большой двадцатки» (G-20) в решении глобальных экономических проблем.
Действие обеих отмеченных тенденций можно проследить в отношениях как в пределах одного государства, так и между различными нациями(1). Следовательно, в условиях глобализации происходит поиск современных форм и методов правового регулирования в рамках нового геоэкономического миропорядка(2). Речь идет о новом классе договоров, конвенций, рамочных «законов-доктрин», определяющих новый подход с учетом интересов всех участников международно-правового регулирования(3).
Генеральным направлением развития мирового хозяйства является движение человечества к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, инвестиций (капиталов), к единому экономическому пространству. Система международных экономических отношений является объектом нормативного регулирования. Вместе с международными экономическими отношениями меняется и международная нормативная система, которая тесно связана с внутригосударственным правом. Современная система международных экономических отношений переживает процесс интенсивного развития, связанного с перестройкой политической конфигурации мира, переходом от биполярного мироустройства к новой структуре баланса сил и интересов(4). При этом международная экономическая система рассчитана исключительно на национальные экономики открытого типа — рыночные экономики, обращенные к внешнему рынку, одновременно идет формирование новых центров экономической силы(5).
Открытость и прозрачность экономики, государства и общества, как атрибут современного экономического развития, вызвали принципиальные изменения в понимании современного государства, которое обязательно представляется как правовое, социальное и светское. Одной из важнейших характеристик правового государства является признание за индивидом определенной свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида обеспечить выполнение этого требования судебной защитой. Таким образом, при сложившейся в обществе взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Вот почему, по известному выражению Д. Локка, «задача государства состоит в обеспечении свободы каждого следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон»(6).
Основные права и свободы человека являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека 1948 г. зафиксировали ряд общих принципов, которые ныне являются общепризнанными. Эти нормы и принципы существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, они служат основой для развития демократических структур гражданского общества и обеспечения основных прав и свобод. Такие права провозглашаются естественными, а не дарованными государством, они принадлежат каждому от рождения. Вместе с тем здесь усматривается некоторое противоречие: права человека становятся гарантированы лишь тогда, когда официально признаны государством и стали внутренним законом, изданным надлежащими органами государственной власти. Если этого не происходит, обязанность государства в создании условий для реализации «естественных» прав сводится к нулю, реальны лишь массовые нарушения прав и свобод человека.
Таким образом, либерально-демо-кратическое государство является закономерным этапом развития человеческого общества. Такое государство, по мнению И. И. Лукашука, открывает значительный простор для социального прогресса. В первую очередь речь идет о развитии производительных сил, о научно-техническом прогрессе, значение которых для цивилизации трудно переоценить. Немалые возможности имеются и для совершенствования демократии, улучшения социального обеспечения, развития политической культуры и правосознания общества.
В глобальной социальной системе, рассчитанной на демократические, рыночные государства, можно выделить несколько уровней отношений(1):
1) отношения, охватываемые внутригосударственным правом, т. е. речь идет о так называемых отношениях частноправового характера с иностранным элементом;
2) отношения между государствами и не только — отношения между «публичными лицами». Эти два уровня отношений традиционны, входят в предмет регулирования международного частного и международного публичного права, не вызывают никаких сомнений ни по форме, ни по содержанию;
3) отношения между частными лицами в тех вопросах, которые не регулируются ни внутренним, ни международным правом. В этом случае частные лица разных государств, будучи заинтересованными в обеспечении порядка, создают собственную автономную систему регулирования — нечто вроде договорного международного права или так называемого транснационального права;
4) особый интерес представляют отношения в сфере надгосударственной юрисдикции, которые также порождены глобальными проблемами и интересами. Поясним, что на международно-правовом уровне появляются нормы, имеющие прямое, а не опосредованное внутренним правом действие в отношении частных лиц. Например, пакет соглашений ВТО, отношения внутри стран—членов Европейского союза. Членство в международной организации наделяет государство правом воздействовать на решение вопросов в региональном или во всемирном масштабе. Другими словами, на сегодняшний день только некоторые международные организации приобрели в отношении суверенных государств-членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. В таком понимании наднациональное право предстает как необходимое звено для обеспечения иерархичности формирующейся глобальной правовой системы.
Согласование внутреннего права с международным правом охватывает все более широкие области жизни общества, ведет к сближению национальных правовых систем. Международное право служит основным инструментом гармонизации и унификации права государств, закрепляет универсальные стандарты демократии.
В формировании глобальной правовой системы сделаны, по мнению И. И. Лукашука, важные, но все же лишь первые шаги(2). Данный процесс не следует понимать упрощенно, как некую стандартизацию национальных правовых систем, он гораздо сложнее, многообразнее и противоречивее. Однако нельзя не согласиться с тем, что традиционная доктрина международного права в отношении субъектов права становится «тесной», в нее не вписываются реалии последних десятилетий, наглядно обозначенные в сфере международно-экономических отношений. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования, побуждает теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права(3), а особенно государства как универсального субъекта межгосударственных отношений.