Страницы 26-29


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 А. А. ЛАРИНКОВ

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Рассматривая вопрос о законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в доказывании по делам о коррупционных преступлениях, а также мерах по ее укреплению, хотелось бы привлечь внимание к наиболее актуальным проблемам, решение которых возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных органов и должностных лиц.

Эффективность использования результатов ОРД по делам о коррупционных преступлениях в интересах уголовного судопроизводства во многом обусловливается строгим соблюдением процедуры получения, документирования и представления таких результатов в органы расследования.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в своем докладе Федеральному Собранию Российской Федерации 29 апреля 2014 г. отметил, что «важную роль в борьбе с коррупцией играют меры уголовно-правового характера. Впервые с 2010 года наблюдается увеличение числа выявленных фактов получения взятки, что свидетельствует о правильном смещении акцентов в работе оперативных служб. В этом же убеждают их усилия по выявлению и пресечению коррупционных деяний, совершаемых в составе организованных преступных групп и сообществ (рост на 41%). За получение взяток возбуждены уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников в правительствах Волгоградской и Саратовской областей, мэра г. Астрахани и других. Однако надзорные проверки свидетельствуют и о нарушениях в деятельности правоохранительных органов. Негативная практика прошлых лет полностью не изжита… по-прежнему сохраняются недостатки и в деятельности оперативных служб. Субъектами ОРД все еще допускаются нарушения при проведении мероприятий, затрагивающих тайну телефонных переговоров и при проверках бизнес-структур»(1).

Результаты проведенных опросов слушателей, проходивших повышение квалификации в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013/14 учебном году и первом полугодии 2014/15 учебного года, показывают, что прокурорскими проверками устанавливаются многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере.

Обусловлены выявленные нарушения недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников и, как следствие, недостаточно грамотной организацией оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений, а также ее ненадлежащим документированием и многочисленными ошибками, допускаемыми при реализации оперативных материалов. Нередко деятельность органов, осуществляющих ОРД, не достигает положительного результата и по другим причинам, например из-за отсутствия источников оперативной информации. Кроме того, установлены многочисленные случаи ненадлежащего выполнения органами, осуществляющими ОРД, своих обязанностей по выявлению, раскрытию преступлений и представлению результатов ОРД органам предварительного расследования для последующего использования этих результатов в доказывании по делам о коррупционных преступлениях.

Стр.26

1. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 апреля 2014 года [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации : сайт. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/145875/ (дата обращения: 21.02.2015).

 Некоторые из вышеперечисленных недостатков, выявленных в деятельности оперативно-розыскных органов, напрямую связаны с несовершенством действующего оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства, поскольку отсутствие единого правового механизма получения, документирования, представления и использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве порождает необходимость принятия большого количества ведомственных нормативно-правовых актов, которые зачастую вступают в противоречие с законом. А это, в свою очередь, ведет к наличию существенно отличающейся друг от друга на местах оперативно-розыскной, следственной и судебной практики.

Однако существуют и другие причины, оказывающие влияние на не вполне удовлетворительное состояние законности в рассматриваемой сфере.

Так, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в интервью Российской газете 12 января 2015 г. отметил, что действительно «нередко нарушаются правила проведения оперативно-разыск-ных мероприятий, причем зачастую вследствие незнания закона»(1).

Прокурорские проверки, проводимые в различных регионах России, устанавливают многочисленные нарушения закона в оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением, документированием и представлением результатов ОРД органам предварительного расследования. Также при проверке материалов уголовных дел выявляются нарушения, связанные с формированием уголовно-процессуальных доказательств на основе представленных результатов ОРД, в том числе, по делам о коррупционных преступлениях.

Взаимодействие следователей и сотрудников оперативных подразделений оценивается прокурорами как малоэффективное, поручения следователей нередко носят формальный характер. Низкая раскрываемость такой категории преступлений свидетельствует о слабых оперативных позициях подразделений органов, осуществлявших оперативно-розыск-ную деятельность.

В решении оперативного совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации от 24.03.2014 «Об итогах работы органов прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора в 2014 году» указывается, что «при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченными должностными лицами допускались нарушения при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, отсутствовало должное взаимодействие оперативных служб и контролирующих органов», а в решении расширенного заседания коллегии прокуратуры Санкт-Петербурга от 29.07.2014 «Об итогах работы органов прокуратуры Санкт-Петербурга за 1-ое полугодие 2014 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка» говорится о том, что «требуется усиление надзора за исполнением сотрудниками правоохранительных органов законов об оперативно-розыскной деятельности».

Примеров устранения таких нарушений посредством прокурорского реагирования много. Обусловлены выявленные нарушения недостаточным уровнем профессиональной подготовки как оперативных сотрудников, так и должностных лиц органов предварительного расследования и, как следствие, недостаточно грамотной организацией взаимодействия указанных субъектов по использованию результатов ОРД в доказывании по делам о коррупционных преступлениях. Ситуацию также осложняет ведомственная разобщенность и несогласованность действий уполномоченных в рассматриваемой сфере органов и должностных лиц.

Стр.27

1. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации «Российской газете» 12 января 2015 года // Генеральная прокуратура Российской Федерации : сайт. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/547089/ (дата обращения: 21.02.2015).

К сожалению, достаточно часто в ходе оперативной проверки информации о совершении коррупционных преступлений органы предварительного расследования принимают минимальное участие. При этом необходимость их подключения к работе задолго до появления официального повода к возбуждению уголовного дела довольно ощутима, поскольку органы предварительного расследования способны оказать действенную помощь в правовой оценке полученных результатов ОРД, содержащих информацию о коррупционной деятельности лиц, в отношении которых ведется оперативно-розыскная деятельность. Только совместная работа указанных субъектов позволит своевременно просчитать процессуальную перспективу использования полученных результатов ОРД, определить должный момент задержания лица и возбуждения уголовного дела. Кроме того, помощь должностных лиц органов предварительного расследования позволит выбрать дальнейшее направление оперативно-розыскной деятельности, наметить проведение оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для получения результатов ОРД, которые впоследствии могли бы иметь доказательственное значение. В конечном счете это позволит установить дальнейшую процессуальную возможность использования результатов ОРД в процессе формирования уголовно-процессуальных доказательств, в том числе по делам о коррупционных преступлениях.

Изучение и обобщение практики следственных и оперативно-розыскных подразделений показывает, что наиболее распространенной причиной, обусловливающей отказ в возбуждении уголовных дел и их прекращение по преступлениям рассматриваемой категории, служит элементарная несогласованность действий, а иногда и различная правовая позиция сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с одной стороны, и органов предварительного расследования — с другой. Полагаем, что только выработка механизма согласования действий и комплексного применения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств по делам о коррупционных преступлениях позволит устранить имеющиеся проблемы.

Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации с негативными последствиями, предлагается использовать опыт некоторых регионов Российской Федерации, где уже предприняты попытки введения в практику органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, методических рекомендаций по порядку проведению и документирования отдельных оперативно-розыскных мероприятий с приложениями в виде образцов бланков оперативно-служебных документов. Содержание методических рекомендаций и форма бланков оперативно-служебных документов согласовывается с прокуратурами субъектов Российской Федерации. Несмотря на наличие определенных недостатков, эту практику следует рассматривать как позитивную.

На современном этапе развития российского общества раскрытие и расследование коррупционных преступлений одним только следователем без взаимодействия с другими участниками судопроизводства практически невозможно. В этих случаях на первый план должна быть поставлена система тактических правил взаимодействия участников, находящихся в орбите предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Взаимодействие следователей и сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в настоящее время нужно поднимать на более высокий уровень. Необходимо выработать систему конструктивного взаимодействия по противодействию коррупционным преступлениям, которая будет способствовать повышению качества предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности по рассматриваемой категории уголовных дел.

В сложившейся общественно-полити-ческой и социально-экономической обстановке всеми заинтересованными правоохранительными органами и должностными лицами должны быть приняты

Стр.28

конкретные организационные и практические меры, направленные на укрепление законности и правопорядка, решение основных задач по координации и взаимодействию по проблемным вопросам профилактики, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению. Для этого руководители аппаратов правоохранительных органов должны быть ориентированы на принятие мер по обеспечению должного взаимодействия между оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (МВД, ФСБ и др.), и следственными органами в целях получения оперативно значимой информации для раскрытия и расследования  коррупционных преступлений, а также своевременного предоставления оперативно значимой информации следственным органам и обмена этой информацией между правоохранительными органами.

Только использование заинтересованными органами и должностными лицами всего комплекса мер, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, может оказать положительное воздействие на состояние законности в деятельности оперативно-розыскных и следственных органов.

 При этом необходимо признать и то, что вышеперечисленные выводы и предложения могут остаться только лишь декларативными призывами, если их не обеспечить качественным нормативно-правовым сопровождением. Как уже было отмечено, сегодня в действующих редакциях УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» понятие «взаимодействие» не раскрывается, а отдельные вопросы, связанные с организацией взаимодействия, регулируются только ведомственными (подзаконными) нормативно-правовыми актами. Рассмотренные недостатки наглядно свидетельствуют о назревшей необходимости пересмотра действующих законодательных и ведомственных предписаний, которые регламентируют данные правоотношения в сфере уголовного судопроизводства(1).

Подводя итоги, отметим, что взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, должно быть направлено на решение определенных задач, в том числе на защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от коррупционных преступлений, а также на достижение положительной результативности и высокой эффективности уголовного преследования, проводимого по уголовным делам, в том числе по делам о коррупционных преступлениях. Взаимодействие органов предварительного расследования и органов, осуществляющих ОРД, при ведении уголовного преследования должно осуществляться исключительно для обеспечения полного, всестороннего и объективного установления конкретного события коррупционного преступления, выявления лица или лиц, его совершивших, для достижения на этой основе выполнения назначения уголовного судопроизводства по каждому уголовному делу, направленному прокурором в суд для разрешения его по существу. Указанное взаимодействие должно осуществляться в соответствии с установленными федеральными законами правомочиями соответствующего правоохранительного органа. Следовательно, взаимодействие должно выступать средством реализации задач уголовного преследования, при этом оперативно-розыскной деятельности отведена обеспечительная роль в уголовном судопроизводстве, где интересы предварительного расследования преобладают над интересами оперативно-розыскной деятельности, а значит, должны являться приоритетными при использовании результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, в том числе о по делам о коррупционных преступлениях.



Стр.25

КриминалистЪ. 2015. №1(16)