ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ
ПО ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Рассматривая вопрос о законности использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в доказывании по делам о коррупционных преступлениях, а также мерах по ее укреплению, хотелось бы привлечь внимание к наиболее актуальным проблемам, решение которых возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных органов и должностных лиц.
Эффективность использования результатов ОРД по делам о коррупционных преступлениях в интересах уголовного судопроизводства во многом обусловливается строгим соблюдением процедуры получения, документирования и представления таких результатов в органы расследования.
Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в своем докладе Федеральному Собранию Российской Федерации 29 апреля 2014 г. отметил, что «важную роль в борьбе с коррупцией играют меры уголовно-правового характера. Впервые с 2010 года наблюдается увеличение числа выявленных фактов получения взятки, что свидетельствует о правильном смещении акцентов в работе оперативных служб. В этом же убеждают их усилия по выявлению и пресечению коррупционных деяний, совершаемых в составе организованных преступных групп и сообществ (рост на 41%). За получение взяток возбуждены уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников в правительствах Волгоградской и Саратовской областей, мэра г. Астрахани и других. Однако надзорные проверки свидетельствуют и о нарушениях в деятельности правоохранительных органов. Негативная практика прошлых лет полностью не изжита… по-прежнему сохраняются недостатки и в деятельности оперативных служб. Субъектами ОРД все еще допускаются нарушения при проведении мероприятий, затрагивающих тайну телефонных переговоров и при проверках бизнес-структур»(1).
Результаты проведенных опросов слушателей, проходивших повышение квалификации в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013/14 учебном году и первом полугодии 2014/15 учебного года, показывают, что прокурорскими проверками устанавливаются многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере.
Обусловлены выявленные нарушения недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников и, как следствие, недостаточно грамотной организацией оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных преступлений, а также ее ненадлежащим документированием и многочисленными ошибками, допускаемыми при реализации оперативных материалов. Нередко деятельность органов, осуществляющих ОРД, не достигает положительного результата и по другим причинам, например из-за отсутствия источников оперативной информации. Кроме того, установлены многочисленные случаи ненадлежащего выполнения органами, осуществляющими ОРД, своих обязанностей по выявлению, раскрытию преступлений и представлению результатов ОРД органам предварительного расследования для последующего использования этих результатов в доказывании по делам о коррупционных преступлениях.
Некоторые из вышеперечисленных недостатков, выявленных в деятельности оперативно-розыскных органов, напрямую связаны с несовершенством действующего оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства, поскольку отсутствие единого правового механизма получения, документирования, представления и использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве порождает необходимость принятия большого количества ведомственных нормативно-правовых актов, которые зачастую вступают в противоречие с законом. А это, в свою очередь, ведет к наличию существенно отличающейся друг от друга на местах оперативно-розыскной, следственной и судебной практики.
Однако существуют и другие причины, оказывающие влияние на не вполне удовлетворительное состояние законности в рассматриваемой сфере.
Так, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в интервью Российской газете 12 января 2015 г. отметил, что действительно «нередко нарушаются правила проведения оперативно-разыск-ных мероприятий, причем зачастую вследствие незнания закона»(1).
Прокурорские проверки, проводимые в различных регионах России, устанавливают многочисленные нарушения закона в оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением, документированием и представлением результатов ОРД органам предварительного расследования. Также при проверке материалов уголовных дел выявляются нарушения, связанные с формированием уголовно-процессуальных доказательств на основе представленных результатов ОРД, в том числе, по делам о коррупционных преступлениях.
Взаимодействие следователей и сотрудников оперативных подразделений оценивается прокурорами как малоэффективное, поручения следователей нередко носят формальный характер. Низкая раскрываемость такой категории преступлений свидетельствует о слабых оперативных позициях подразделений органов, осуществлявших оперативно-розыск-ную деятельность.
В решении оперативного совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации от 24.03.2014 «Об итогах работы органов прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора в 2014 году» указывается, что «при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченными должностными лицами допускались нарушения при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, отсутствовало должное взаимодействие оперативных служб и контролирующих органов», а в решении расширенного заседания коллегии прокуратуры Санкт-Петербурга от 29.07.2014 «Об итогах работы органов прокуратуры Санкт-Петербурга за 1-ое полугодие 2014 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка» говорится о том, что «требуется усиление надзора за исполнением сотрудниками правоохранительных органов законов об оперативно-розыскной деятельности».
Примеров устранения таких нарушений посредством прокурорского реагирования много. Обусловлены выявленные нарушения недостаточным уровнем профессиональной подготовки как оперативных сотрудников, так и должностных лиц органов предварительного расследования и, как следствие, недостаточно грамотной организацией взаимодействия указанных субъектов по использованию результатов ОРД в доказывании по делам о коррупционных преступлениях. Ситуацию также осложняет ведомственная разобщенность и несогласованность действий уполномоченных в рассматриваемой сфере органов и должностных лиц.
К сожалению, достаточно часто в ходе оперативной проверки информации о совершении коррупционных преступлений органы предварительного расследования принимают минимальное участие. При этом необходимость их подключения к работе задолго до появления официального повода к возбуждению уголовного дела довольно ощутима, поскольку органы предварительного расследования способны оказать действенную помощь в правовой оценке полученных результатов ОРД, содержащих информацию о коррупционной деятельности лиц, в отношении которых ведется оперативно-розыскная деятельность. Только совместная работа указанных субъектов позволит своевременно просчитать процессуальную перспективу использования полученных результатов ОРД, определить должный момент задержания лица и возбуждения уголовного дела. Кроме того, помощь должностных лиц органов предварительного расследования позволит выбрать дальнейшее направление оперативно-розыскной деятельности, наметить проведение оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для получения результатов ОРД, которые впоследствии могли бы иметь доказательственное значение. В конечном счете это позволит установить дальнейшую процессуальную возможность использования результатов ОРД в процессе формирования уголовно-процессуальных доказательств, в том числе по делам о коррупционных преступлениях.
Изучение и обобщение практики следственных и оперативно-розыскных подразделений показывает, что наиболее распространенной причиной, обусловливающей отказ в возбуждении уголовных дел и их прекращение по преступлениям рассматриваемой категории, служит элементарная несогласованность действий, а иногда и различная правовая позиция сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с одной стороны, и органов предварительного расследования — с другой. Полагаем, что только выработка механизма согласования действий и комплексного применения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств по делам о коррупционных преступлениях позволит устранить имеющиеся проблемы.
Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации с негативными последствиями, предлагается использовать опыт некоторых регионов Российской Федерации, где уже предприняты попытки введения в практику органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, методических рекомендаций по порядку проведению и документирования отдельных оперативно-розыскных мероприятий с приложениями в виде образцов бланков оперативно-служебных документов. Содержание методических рекомендаций и форма бланков оперативно-служебных документов согласовывается с прокуратурами субъектов Российской Федерации. Несмотря на наличие определенных недостатков, эту практику следует рассматривать как позитивную.
На современном этапе развития российского общества раскрытие и расследование коррупционных преступлений одним только следователем без взаимодействия с другими участниками судопроизводства практически невозможно. В этих случаях на первый план должна быть поставлена система тактических правил взаимодействия участников, находящихся в орбите предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Взаимодействие следователей и сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в настоящее время нужно поднимать на более высокий уровень. Необходимо выработать систему конструктивного взаимодействия по противодействию коррупционным преступлениям, которая будет способствовать повышению качества предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности по рассматриваемой категории уголовных дел.
В сложившейся общественно-полити-ческой и социально-экономической обстановке всеми заинтересованными правоохранительными органами и должностными лицами должны быть приняты
Стр.28
конкретные организационные и практические меры, направленные на укрепление законности и правопорядка, решение основных задач по координации и взаимодействию по проблемным вопросам профилактики, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению. Для этого руководители аппаратов правоохранительных органов должны быть ориентированы на принятие мер по обеспечению должного взаимодействия между оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (МВД, ФСБ и др.), и следственными органами в целях получения оперативно значимой информации для раскрытия и расследования коррупционных преступлений, а также своевременного предоставления оперативно значимой информации следственным органам и обмена этой информацией между правоохранительными органами.
Только использование заинтересованными органами и должностными лицами всего комплекса мер, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, может оказать положительное воздействие на состояние законности в деятельности оперативно-розыскных и следственных органов.
При этом необходимо признать и то, что вышеперечисленные выводы и предложения могут остаться только лишь декларативными призывами, если их не обеспечить качественным нормативно-правовым сопровождением. Как уже было отмечено, сегодня в действующих редакциях УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» понятие «взаимодействие» не раскрывается, а отдельные вопросы, связанные с организацией взаимодействия, регулируются только ведомственными (подзаконными) нормативно-правовыми актами. Рассмотренные недостатки наглядно свидетельствуют о назревшей необходимости пересмотра действующих законодательных и ведомственных предписаний, которые регламентируют данные правоотношения в сфере уголовного судопроизводства(1).
Подводя итоги, отметим, что взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, должно быть направлено на решение определенных задач, в том числе на защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от коррупционных преступлений, а также на достижение положительной результативности и высокой эффективности уголовного преследования, проводимого по уголовным делам, в том числе по делам о коррупционных преступлениях. Взаимодействие органов предварительного расследования и органов, осуществляющих ОРД, при ведении уголовного преследования должно осуществляться исключительно для обеспечения полного, всестороннего и объективного установления конкретного события коррупционного преступления, выявления лица или лиц, его совершивших, для достижения на этой основе выполнения назначения уголовного судопроизводства по каждому уголовному делу, направленному прокурором в суд для разрешения его по существу. Указанное взаимодействие должно осуществляться в соответствии с установленными федеральными законами правомочиями соответствующего правоохранительного органа. Следовательно, взаимодействие должно выступать средством реализации задач уголовного преследования, при этом оперативно-розыскной деятельности отведена обеспечительная роль в уголовном судопроизводстве, где интересы предварительного расследования преобладают над интересами оперативно-розыскной деятельности, а значит, должны являться приоритетными при использовании результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, в том числе о по делам о коррупционных преступлениях.