Страницы 52-54


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 В. А. ТОМИН

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2014 году в Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) были внесены два блока изменений.

В первый блок входят изменения, касающиеся оснований для получения российского гражданства в упрощенном порядке. Согласно новой редакции ст. 14 Закона о гражданстве право на получение гражданства в упрощенном порядке предоставлено, в частности, следующим субъектам:

индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет с ежегодной выручкой не менее 10 миллионов рублей;

инвесторам, чья доля вклада в уставном капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории России, составляет не менее 10%;

иностранным гражданам — квалифицированным специалистам, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Кроме того, ст. 14 Закона была дополнена ч. 2.1, которой вводится новый субъект, имеющий право на получение российского гражданства в упрощенном порядке, — носитель русского языка.

Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия) не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами(1).

Деятельность комиссий регламентируется приказом ФМС России от 26.05.2014 № 379 «Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».

Комиссия по результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства принимает решение о признании либо непризнании его носителем русского языка.

Положительное решение комиссии дает право подать заявление о выдаче вида на жительство или о приеме в гражданство Российской Федерации. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

Стр.52

1. Приказ ФМС России от 26.05.2014 N 380 «О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».

Если комиссией принято отрицательное решение, то иностранный гражданин имеет право обратиться повторно, но только не ранее чем по истечении одного года после принятия такого решения.

Определение понятия «носитель русского языка» дается в ст. 33.1 Закона о гражданстве: лицо, владеющее русским языком и повседневно использующее его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данное лицо либо его родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

На наш взгляд, понятие носителя русского языка должно бы быть размещено законодателем не в ст. 33.1. а в ст. 3 Закона о гражданстве вместе с другими основными понятиями, используемыми в данном Законе.

Определение нового субъекта как «носитель русского языка» представляется неудачным, так как противоречит Конституции Российской Федерации, а именно понятию «многонациональный народ», приведенному во введении к Конституции, а также праву республик устанавливать свои национальные языки в качестве второго государственного на своей территории (ч. 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации) и, соответственно, упрощать для носителей своего национального языка получение гражданства.

Более приемлемым был бы термин «соотечественник», введенный в оборот Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Внимательный анализ текста Приказа ФМС России от 26.05.2014 № 379 позволил сделать вывод о его коррупциогенности, так как признание лица «повседневно использующим русский язык в семейно-бытовой и культурной сферах», даже комиссионное, на наш взгляд, носит исключительно субъективный характер.

Второй блок изменений Закона о гражданстве связан с дополнением ст. 6 правилом о том, что гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство либо любой действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии у гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (чч. 3, 4 ст. 6 Закона о гражданстве).

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Закона о гражданстве форма и порядок подачи уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Перечисленные в ст. 6 Закона о гражданстве правила подачи соответствующего уведомления применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление (ч. 11 ст. 6 Закона о гражданстве).

Следует обратить внимание на то, что от обязанности подачи уведомления освобождены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

За несоблюдение указанных предписаний установлена уголовная и административная ответственность (ст. 330.2 УК РФ, ст. 19.8.3 КоАП РФ).

В Законе о гражданстве основания для введения такой меры не названы. В Пояснительной записке к проекту Закона установление обязанности гражданина Российской Федерации сообщать о наличии

Стр.53

у него гражданства обосновывается следующим образом: «Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные вытекающие из законов данного иностранного государства обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Как видно из приведенного текста, значимые основания для введения такой меры отсутствуют.

Следует также обратить внимание на то, что в Законе о гражданстве, несмотря на его относительно небольшой объем, усматривается значительное количество неясностей, неопределенностей, неточностей и противоречий. Назовем лишь некоторые из них. Так, Закон не делает различия между бипатридами, имеющими гражданство государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о взаимном признании двойного гражданства, и бипатридами, имеющими гражданство иных государств.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм(1). Особую значимость требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе общего правового регулирования приобретают применительно к уголовному законодательству, являющемуся по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности(2).

Как указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М. А. Асламзян», принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности в качестве необходимой гарантии обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания. Уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления.

В целом изложенное дает основания для вывода о недостаточной нормативно-технической проработанности внесенных в Закон о гражданстве изменений и дополнений.

Стр.54

1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 311-П «По делу о проверке конституционности от-дельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”» и от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова».
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 270-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского областного суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
КриминалистЪ. 2015. №1(16)