Страницы 20-25


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. О понятии "Превышение пределов необходимой обороны"

Любавина М. А. Квалификация незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Зарубин А. В. Проблемы разграничения умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества со смежными составами преступлений

Федышина П. В . Составы поставления в опасность в системе составов преступлений

Шадрин В. С. Современные особенности реализации прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве

Ларинков А. А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по делам о коррупционных преступлениях

Степанян А. С. Актуальные вопросы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства

Смирнов В. П., Смирнова Т. Г. Заключение экспертизы об ограниченной способности субъекта к осознанно-волевому поведению

Исламова Э. Р. Проблемы применения административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ

Занин Т. В. Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Коряченцова С. И. О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков для жилищного строительства

Красовская Л. П. Поправки 2014 года в Конституцию Российской Федерации

Томин В. А. Новое в законодательстве о гражданстве Российской Федерации

Порохов М. Ю. Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве по вопросам банкротства физических лиц

Чернышева Л. А. Новое в трудовом законодательстве

Лавров В. В. Новеллы законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации за 2014 год

Морозова Ю. В. Новое в уголовном законодательстве

Идрисов В. М. Правоприменительные проблемы прокурорского надзора за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Фролов А. И. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

Кравченко Р. М., Ильина А. Н. К вопросу об объективных признаках доведения до самоубийства

Авдеенко Н. А. К вопросу о применении части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при обсуждении послед

Зимирева Л. А.Теория сonditio sine qua non и ее значение в уголовном праве

Колочков Е. Д. Проблема квалификации преступлений, связанных с интранатальной гибелью плода

Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Амплеева Е. Е. Современное государство в системе нового геоэкономического миропорядка

Иванова Н. М. Из истории юридического образования: Императорское училище правоведения





Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 В. С. ШАДРИН

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРОМ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В преддверии тринадцатой годовщины введения в действие (с 1 июля 2002 г.) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) представляется целесообразным рассмотреть и попытаться по достоинству оценить те довольно непростые перипетии, которые выпали в истекший период действия нового уголовно-процессуального закона на долю прокурора как участника уголовного процесса в досудебном производстве.

В отличие от своего предшественника — УПК РСФСР, возлагавшего на прокурора в досудебном производстве исключительно надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, вновь принятый уголовно-процессуальный закон вывел на первый план в деятельности прокурора уголовное преследование. При этом в осуществлении функции уголовного преследования прокурору подчеркнуто отводилась ведущая роль. В главе 6 УПК РФ прокурор стал фигурировать первым в числе участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, также первым он назван среди субъектов обязанности публичного уголовного преследования, к которым, кроме него, отнесены также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).

В то же время надзор из сферы деятельности прокурора не исключался, но оказался как бы сопутствующим уголовному преследованию. Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В указанной связи в теории и практике уголовного судопроизводства возник вопрос о том, в чем именно заключается надзор прокурора в условиях изменения его процессуальной роли как участника уголовного судопроизводства, для чего и в какой степени он нужен в настоящее время, как соотносится в деятельности прокурора надзор с уголовным преследованием.

Анализ полномочий прокурора, составлявших содержание ч. 2 ст. 37 УПК РФ в первоначальной редакции, позволял прийти к выводу, что указанные полномочия, включающие в себя как средства собственно надзора, так и средства прокурорского реагирования, вполне характеризуют прокурора как действительно главного в осуществлении уголовного преследования. Прокурор был уполномочен, при наличии соответствующего повода и основания, возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать к своему производству. Разумеется, прокурор мог самостоятельно провести расследование по любому уголовному делу, используя все предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства раскрытия преступлений. Но обычно он использовал для производства по уголовному делу в досудебном производстве специально созданный для осуществления предварительного расследования аппарат органов дознания и предварительного следствия, за деятельностью которого после поручения расследования по конкретному уголовному делу он постоянно наблюдал, имея реальную возможность в любой момент вмешаться в расследование.

Стр.20

В случае необходимости прокурор мог, в частности, давать органам предварительного расследования обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, лично производить по уголовному делу отдельные следственные и иные процессуальные действия. Он также обладал правами: разрешать отводы, заявленные следователю, дознавателю; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства по уголовному делу, если ими допускались нарушения требований уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования; изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять незаконные постановления как дознавателя, так и следователя в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, и т. п. По существу, прокурор в полной мере располагал возможностью обеспечивать как законность предварительного расследования, так и его эффективность. Согласно закону, в пределах разумного и с учетом определенной самостоятельности органов предварительного расследования, прокурор реально имел возможность диктовать процессуально подчиненным ему дознавателям и следователям свои условия в интересах оптимального выполнения задач предварительного расследования. В крайнем же случае, если это действительно вызывалось необходимостью, прокурор всегда мог воспользоваться своим правом в любой момент взять расследование в свои руки, приняв уголовное дело к своему производству.

Основные полномочия прокурора в отношении органов предварительного следствия и дознания, предоставленные ему ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в сравнении с полномочиями, которыми он обладал в соответствии со ст. 211 УПК РСФСР, практически не изменились. В чем легко убедиться, сопоставив содержание обеих указанных статей. Поэтому для уяснения характера взаимоотношений прокурора с органами предварительного расследования представляется уместным обратиться к мнению одного из наиболее авторитетных специалистов в области деятельности прокурора по уголовным делам, высказанному в период действия прежнего уголовно-процес-суального закона. Так, В. М. Савицкий, касаясь особенностей реализации полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия, утверждал: «Прокурорский надзор, предупреждающий, выявляющий, а затем непосредственно своей властью устраняющий нарушения закона и иные упущения следователя, есть по существу руководство следствием»(1).

Находя данную точку зрения достаточно обоснованной, и с учетом интерпретации в действующем сейчас уголовно-процессуальном законе и предварительного следствия, и дознания как осуществления уголовного преследования можно также вполне обоснованно полагать, что перечисленные выше полномочия прокурора являются не чем иным, как средствами процессуального руководства со стороны прокурора уголовным преследованием. С таким же основанием можно утверждать, что, руководя процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, прокурор тем самым, путем использования средств прокурорского надзора, осуществляет опосредствованное уголовное преследование, не исключающее и осуществление уголовного преследования непосредственно им самим в случае принятия уголовного дела к своему производству. Очевидно, именно с учетом указанных обстоятельств Генеральный прокурор в приказе, изданном в связи с введением УПК РФ в действие, недвусмысленно предписал всем работникам прокуратуры «исходить из того, что прокурор является руководителем уголовного преследования»(2).

Следует, однако, отметить, что сводить предварительное расследование исключительно к уголовному преследованию, под которым согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ подразумевается изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, не совсем верно. Фактически следователь, дознаватель в силу не вполне состязательного характера досудебного производства

Стр.21

1. Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 194.
2. Пункты 1, 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.07.2002 № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

не ограничиваются осуществлением только уголовного преследования. Их деятельность включает в себя действия гораздо более широкого диапазона, что свидетельствует о наличии в ней черт объективного, всестороннего и полного исследования обстоятельств совершенного преступления. Со всей очевидностью указанное обстоятельство выражается в стремлении ведущих расследование лиц собирать и использовать при производстве по уголовному делу наряду с обвинительными доказательствами доказательства и противоположного значения — контрдоказательства, т. е. доказательства, по сути, оправдательные. Нельзя не принимать во внимание, что расследование преступления неизбежно сопряжено с выяснением, кто именно данное преступление совершил, что предполагает вполне обвинительные действия в отношении соответствующего лица, в том числе задержание, привлечение в качестве обвиняемого, формирование утверждения о его виновности в заключительном акте по результатам предварительного расследования. Поэтому руководство прокурора уголовным преследованием, осуществляемым органами предварительного расследования, и тем самым реальное выполнение им самим функции уголовного преследования в действительности предполагает деятельное участие прокурора в производстве следователем, дознавателем процессуальных действий и принятии решений именно обвинительного, обличительного в отношении конкретного лица характера.

Подобное определение роли прокурора в досудебном производстве нисколько не противоречит международным правовым актам в сфере уголовного судопроизводства, в том числе европейским актам (хотя они допускают некоторые различия в формировании круга прокурорских полномочий в зависимости от особенностей национальных правовых систем). В частности, таким, как Рекомендация Комитета Министров Совета Европы от 06.10.2000 № Rec (2000)19 государствам-членам «О роли прокуратуры в системе уголовного судопроизводства»; Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 27.05.2003 № Rec 1604 (2003) «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона». Согласно названным правовым документам, закрепляющим принципы и стандарты, определяющие функционально-правовой статус прокурора, ему принадлежит ключевая роль в системе уголовного судопроизводства, на него возлагается обеспечение максимально эффективного функционирования указанной системы.

Тем не менее в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ прокурор оказался лишен права возбуждать уголовные дела, а все его полномочия по руководству предварительным следствием были переданы руководителям следственных органов независимо от их ведомственной принадлежности. Столь радикальное ограничение сферы прокурорской власти в досудебном производстве послужило основанием для вывода об отстранении прокурора от участия в уголовном преследовании подозреваемого, обвиняемого по делам, находящимся в производстве следователей(1).

Подобное мнение представляется излишне пессимистичным и в настоящее время не вполне соответствующим действительности. Формально юридически прокурор, исходя из базовых норм уголовно-процессуального закона относительно правового статуса, в досудебном производстве роль ведущего лица в осуществлении уголовного преследования отнюдь не утратил. Ведь и ч. 1 ст. 21, и ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прежде всего определяющие его роль в уголовном преследовании, остались неизменными. Правда, данная роль в значительной мере стала номинальной. Поскольку средства, необходимые для полноценного и последовательного ее осуществления в процессе предварительного следствия, у прокурора в значительной степени были изъяты.

В отдельных комментариях по поводу принятия упомянутого выше Закона разъясняется, что теоретической основой отраженных в нем новаций явилось представление о необходимости освободить прокурора от ответственности за руководство предварительным следствием и тем самым

Стр.22

1. См.: Исаенко Н. И. Процессуальные полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 5(7). С. 51.

очистить его надзорную функцию от наслоения чуждых ей интересов(1).

 В известной мере можно согласиться с тем, что в подобном подходе к роли прокурора в досудебном производстве есть рациональное зерно. Идея освобождения прокурора от процессуального руководства деятельностью поднадзорных ему органов предварительного расследования по-своему оправдана, в том смысле, что прокурор, не являясь непосредственно руководителем предварительного расследования, не несет и ответственности за его результаты. Следовательно, прокурор тем самым избавляется от возможного внутреннего побуждения расценивать ошибки или недочеты, допущенные органами расследования в ходе производства по уголовному делу, как результат своего собственного недостаточно эффективного руководства и поэтому получает возможность более объективно и беспристрастно оценивать представляемые ему в конечном итоге материалы произведенного расследования.

Напрашивается вопрос: если законодательная власть решила реализовать идею освобождения прокурора от руководства предварительным расследованием, почему это в ощутимо разной степени коснулось существующих форм расследования — дознания и предварительного следствия? Прокурор в настоящее время лишился полномочий по руководству расследованием лишь в форме предварительного следствия. При производстве же дознания его полномочия по руководству расследованием в целом сохранены. Возможный аргумент в пользу такого решения, что в свое время, еще согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 г., дознание находилось в процессуальном подчинении прокурора, а предварительное следствие нет, не выдерживает критики. Между предварительным следствием и дознанием в те времена имелись явные и глубокие различия. Последнее являлось лишь начальным этапом производства по уголовному делу, и результаты действий полиции, осуществляемых под надзором и руководством прокурора, по общему правилу не приводили к образованию судебных доказательств, в отличие от результатов действий судебного следователя. Сейчас же положение существенно иное. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, во многом с ним уравнялось. После прекращения действия Устава уголовного судопроизводства они как бы двигались навстречу друг другу и сегодня, если иметь в виду их уголовно-процессуальную регламентацию, различаются в основном по подследственности уголовных дел и отчасти — по особенностям процедуры предварительного расследования. Более того, процесс сближения процессуальной формы дознания с процессуальной формой предварительного следствия в последние годы стремительно развивается. Так, Федеральным законом от 06.06.2007 № 90-ФЗ в производство по уголовному делу в форме дознания введена новая процессуальная фигура, по своему предназначению и полномочиям весьма напоминающая руководителя следственного органа, — начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ). Федеральным законом от 23.07.2010 № 172-ФЗ введено производство дознания, как было до сих пор только на предварительном следствии, группой лиц, осуществляющих расследование (ст. 223.2 УПК РФ). Поэтому логика законодателя, принявшего решение освободить прокурора в стадии предварительного расследования от процессуального руководства предварительным следствием, сохранив в современных условиях полномочия прокурора по руководству дознанием, представляется отнюдь не безупречной.

Возможно, законодатель, руководствуясь не совсем понятными для научной общественности и практических работников правоохранительных органов соображениями, прежде чем реализовать идею освобождения прокурора от руководства расследованием во всех его формах, решил, в порядке эксперимента, испытать ее для начала на предварительном следствии. Однако, как нередко бывает в реальной жизни, при формировании условий реализации данной, на первый взгляд привлекательной идеи, не обошлось без крайностей.

Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ прокурора не только освободил от процессуального

Стр.23

1. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский ; под ред. А. В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 133.

руководства предварительным следствием, но и заодно существенно ограничил в иных, непосредственно не связанных с этим аспектах выполнения функции уголовного преследования, что выразилось, в частности, в упомянутом уже изъятии у прокурора права возбуждения уголовного дела. Хотя реализация данного права является необходимой мерой выполнения сохраняющейся за прокурором обязанности по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Прокурора практически полностью лишили возможности влиять на развитие уголовного преследования в ходе предварительного следствия, даже если следователи неправомерно пресекали его реализацию, явно необоснованно отказывая в возбуждении уголовного дела, прекращая или приостанавливая производство по уголовному делу. Наделив прокурора и правом требовать от органов предварительного расследования устранения нарушений федерального законодательства в ходе дознания и предварительного следствия, ему даже не предоставили возможность доступа к материалам уголовного дела, находящегося в производстве следователя, без чего оценить должным образом законность и обоснованность принимаемых по уголовному делу решений практически невозможно.

Осуществление прокурором функции уголовного преследования при производстве предварительного следствия сосредоточилось на этапе рассмотрения уголовного дела, поступившего от следователя с обвинительным заключением, где прокурор реализует исключительно ему принадлежащее право направления уголовного дела в суд, равносильное выдвижению государственного обвинения перед судом по итогам уголовного преследования в досудебном производстве. Здесь прокурор должен убедиться, что предъявленное обвинение соответствует материалам дела, а содержащиеся в нем доказательства виновности соответствующего лица или группы лиц являются надежными, проверенными, в полной мере обладающими свойствами относимости, допустимости, достоверности и достаточными, позволяющими государственному обвинителю воплотить предстоящее в суде поддержание обвинения в обвинительный приговор. Только в этом случае прокурор вправе и обязан утвердить подготовленное следователем обвинительное заключение, не просто солидаризируясь с выводами предварительного следствия, а принимая на себя ответственность за доброкачественность содержащихся в уголовном деле материалов и обоснованность обвинения. После утверждения прокурором обвинительного заключения изложенное в нем обвинение является уже идущим не только от органов предварительного следствия, но и непосредственно от прокурора. Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации неспроста подчеркивает, что при вынесении судами реабилитирующих подсудимого решений ответственность за качество проведенного следствия возлагается не только на следователей, но также и на надзирающих за следствием прокуроров, изучавших и направивших уголовное дело в суд(1).

В условиях сокращения до минимума возможностей прокурора в ходе предварительного следствия влиять на формирование обвинения, в период нахождения у него уголовного дела с обвинительным заключением он должен располагать полноценным комплексом прав, позволяющих определять дальнейшую судьбу уголовного преследования. Более того, указанные права, с учетом необходимости компенсации отстранения прокурора от руководства предварительным следствием, казалось бы, должны быть здесь даже расширены в сравнении с ранее имевшимися в распоряжении прокурора правами. Однако, наоборот, прокурора на данном, особенно ответственном, заключительном и решающем этапе досудебного производства, непосредственно предшествующем производству в суде, лишили объективно необходимых ему важных процессуальных прав. В том числе, права: составить новое обвинительное заключение, более соответствующее материалам данного уголовного

Стр.24

1. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.12.2008 № 36-12-08 «О результатах изучения практики возвращения прокурором уголовных дел для производства дополнительного расследования».

дела и способное в большей степени обеспечить эффективность поддержания государственного обвинения; при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении; прекратить уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично. Следует отметить, что лишение прокурора двух последних из названных прав выглядит парадоксальным с учетом наличия у прокурора в судебном заседании прямо предусмотренной законом возможности отказаться от обвинения, а также изменить обвинение в сторону смягчения (чч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ).

Руководствуясь благими намерениями освободить прокурора от процессуального руководства предварительным следствием, а следователя от излишней опеки со стороны прокурора (хотя в результате следователь попал под еще большую опеку со стороны руководителя следственного органа), законодатель упустил из виду, что осуществление прокурором функции уголовного преследования, прокурорский надзор и процессуальное руководство тесно взаимосвязаны. Варьирование их соотношения без ущерба для надлежащего осуществления назначения уголовного судопроизводства допустимо лишь при условии аккуратной, взвешенной, осмотрительной «перезагрузки» связей между ними, желательно эволюционным, а не революционным путем. Если не считаться с указанными элементарными требованиями, процесс «модернизации» неизбежно, вопреки воле авторов новелл, двинется вспять. Что впоследствии и стало происходить.

Как известно, после урезания полномочий прокурора в связи с введением в действие Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ прокурору вернули (заново предоставили) некоторые права, так как их отсутствие отрицательно отразилось и на обеспечении прав личности, и на эффективности уголовного преследования в досудебном производстве. В частности, согласно Федеральному закону от 02.12.2008 № 226-ФЗ прокурору возвратили право знакомиться с материалами уголовного дела, находящимися в производстве как дознавателя, так и следователя, хотя и при соблюдении не вызываемого необходимостью условия — «по мотивированному письменному запросу» (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ прокурор вновь наделен правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении и прекращении производства по уголовному делу, что является необходимым условием обеспечения нормального развития уголовного преследования до выдвижения и отстаивания государственным обвинителем обвинения перед судом. Указанные решения прокурора, направленные на возобновление или продолжение предварительного следствия с целью установления и изобличения виновного в совершении преступления лица, вполне можно рассматривать как определенное проявление в деятельности прокурора функции уголовного преследования.

Можно констатировать, что маятник модернизации процессуального статуса прокурора в досудебном производстве, умаления его роли в осуществлении уголовного преследования по объективным причинам двинулся в обратном направлении. Насколько далеко он отойдет от первоначального, крайнего своего положения в условиях продолжающегося реформирования уголовного судопроизводства, предсказывать сложно. Но думается, что прокурору без промедления должны быть, как минимум, предоставлены права на самостоятельное возбуждение уголовного дела при обнаружении им признаков преступления в ходе осуществления надзора за исполнением законов, а также на полноценное распоряжение уголовным преследованием, включая прекращение уголовного дела, направляемого ему с обвинительным заключением. Тем самым осуществление прокурором функции уголовного преследования в досудебном производстве будет приведено в большее соответствие с необходимостью продолжения прокурором обвинительной деятельности в последующих стадиях уголовного процесса в качестве государственного обвинителя.

 

Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 194.

Пункты 1, 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.07.2002 № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

См.: Исаенко Н. И. Процессуальные полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 5(7). С. 51.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский ; под ред. А. В. Смирнова.  5-е изд., перераб. и доп.   М., 2009. С. 133.

Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.12.2008 № 36-12-08 «О результатах изучения практики возвращения прокурором уголовных дел для производства дополнительного расследования».



Стр.25

КриминалистЪ. 2015. №1(16)