НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Л. П. КРАСОВСКАЯ
ПОПРАВКИ 2014 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации; одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста (п. 2 ст. 2). Согласно п. 3 ст. 2 закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки. Кроме того, закон о поправке должен получить одобрение законодательными (представительными) органами государственной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения в ряд статей Конституции (п. «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ст. 102 ; ч. 1 ст. 104 — изложена в новой редакции).
Изменения связаны с объединением Высшего Арбитражного Суда с Верховным Судом: соответственно, право законодательной инициативы предоставлено по вопросам ведения только Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации; исключены указания о Высшем Арбитражном Суде; предусмотрено назначение на должность только судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также исключен из субъектов запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для разрешения дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции России.
Статья 127, ранее регулировавшая правовое положение Высшего Арбитражного Суда, исключена поправкой к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Теперь согласно статье 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.
Претерпела изменение статья 129 Конституции Российской Федерации, в которой нет указания, ранее предусмотренного ч. 1 ст. 129, о том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением вышестоящих прокуроров нижестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В части 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации теперь предусмотрено назначение и освобождение от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации не только Генерального прокурора, но и заместителей Генерального прокурора. Согласно чч. 3, 4 ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Стр.50
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности также Генеральным прокурором Российской Федерации.
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» была изменена редакция ст. 95 Конституции Российской Федерации в части, определяющей порядок формирования Совета Федерации. Кроме представителей от субъектов Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, в эту палату Федерального Собрания входят представители Российской Федерации, число которых составляет не более 10% от числа членов Совета Федерации — представителей органов государственной власти ее субъектов. В настоящее время из 170 членов Совета Федерации — представителей от субъектов России 17 представителей Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.
Принятие данной поправки к Конституции России продиктовано необходимостью обеспечения баланса федеральных и региональных интересов в парламенте(1). Основой для формирования Совета Федерации являются выборы, но для представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации предусмотрено назначение (ст. 95 Конституции России). При этом согласно ч. 4 ст. 95 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Речь идет о Федеральном законе от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В Федеральном законе от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» определены требования только к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъектов Российской Федерации и не урегулированы требования, предъявляемые к членам Совета Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации. Полагаем, что Президент вправе, согласно неоднократно выраженному мнению Конституционного Суда Российской Федерации, до принятия федерального закона своим указом урегулировать этот вопрос(2).
Конституция не обязывает Президента Российской Федерации назначать члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Федеральный закон регулирует процедуру внесения и рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) кандидатов для наделения полномочиями члена Совета Федерации от субъекта Российской Федерации. Закон не определяет процедуру внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатам для назначения членами Совета Федерации (равно как и требования к ним).
В научной литературе высказывается предложение поручить Администрации Президента, обеспечивающей деятельность главы государства, согласно п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президент Российской Федерации от 06.04.2004 № 490, иметь суждение по процедуре внесения предложений Президенту Российской Федерации по кандидатурам для назначения членами Совета Федерации — представителями Российской Федерации, а также требованиям к таким кандидатам(3).
Стр.51
|