Страницы 90-94


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

 О. А. ГУРЕЕВА                                                             УДК 347.963

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА
В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года по сравнению с ГПК РСФСР 1964 года значительно изменено правовое положение прокурора. В ГПК РФ дана принципиально новая трактовка института участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Сами полномочия прокурора (возбуждение процесса, дача заключения, подача апелляционного, кассационного и надзорного представлений) сохранены, однако при этом сфера их применения значительно сужена.

В научной литературе такое положение прокурора в гражданском процессе объясняется повышением роли суда в защите прав и свобод граждан, а также ограничением вме­шательства в сферу частноправовых отношений государства, представителем которого является прокурор(1). Более того, ряд авторов указывают на то, что право прокурора предъявлять любой иск к любому физическому и юридическому лицу противоречит принципу процессуального равноправия сторон(2). Такой подход представляется весьма спорным, поскольку если исходить из принципа диспозитивности, являющегося основополагающим принципом современного гражданского процессуального законодатель­ства, то участие прокурора в гражданском процессе скорее является исключением из данного принципа. Это исключение сделано с целью защиты прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективно существующим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений основывается на закрепленном в ст. 7 Конституции Российской Федерации положении о том, что Российская Федерация является социальным государством. Кроме того, прокурор может защищать публичные интересы и права неопределенного круга лиц, что также является оправданным и соответствующим роли прокурора, определенной действующим законодательством. В данном случае гражданское процессуальное законодательство лишь в некоторой степени ограничивает принцип диспозитивности,

Стр.90

1.Шакирьянов Р. Участие прокурора в рас-смотрении споров в суде // Законность. 2004. № 11. С. 21.
2. Жуйков В. М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2003. № 7. С. 2—6.

поскольку предоставляет лицам, в защиту прав которых возбуждено дело, реальные возможности участвовать в его разбирательстве и самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что обращение прокурора в суд нельзя рассматривать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. В условиях имущественного расслоения общества, низкого уровня правовой культуры и доходов значительной части населения Российской Федерации, дорогостоящих услуг квалифицированных юристов значительное число граждан не могут самостоятельно отстаивать в суде свои права и интересы, поэтому многие обращаются в прокуратуру за правовой помощью. Правозащитная функция, осуществляемая органами прокуратуры Российской Федерации, является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту.

Обсуждение проблемы определения места и роли прокуратуры в современном гражданском судопроизводстве с принятием в 2002 году нового гражданского процессуального закона приобрело характер острой дискуссии среди ученых и практических работников и не потеряло своей актуальности до настоящего времени. Существо полемики сводится к вопросу о необходимости и целесообразности наделения прокурора полномочиями по участию в современном гражданском судопроизводстве. Одна часть научной общественности выступает за ограничение сферы действия органов прокуратуры, за изъятие у нее ряда полномочий по участию в современном гражданском процессе, мотивируя недопустимостью государственного вмешательства в частноправовые отношения граждан. По мнению ряда исследователей, в конституционной системе разделения властей прокуратура должна представлять один из инструментов судебной власти, подчиненный этой власти и конт­ролируемый ею. Особую активность в этой дискуссии проявляют представители законодательной и судебной власти, которые нередко напрямую связывают решение проблемы становления и развития судебной системы в России с ограничением функций органов прокуратуры(1) или их полной ликвидацией в гражданском судопроизводстве(2).

Другая группа ученых убеждена в необходимости не только сохранения, но и расширения полномочий органов прокуратуры в сфере рассматриваемых правоотношений в целях усиления защиты прав и свобод граждан, укрепления законности путем определения приорите­тов в части правозащитной функции(3).

Следует отметить, что реализация полномочий прокурора представляет собой специфи­ческий вид государственной деятельности(4). Это обусловлено тем, что согласно действующему законодательству прокуратура Российской Федерации как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции

Стр.91

1.См., напр.: Жуйков В. М. ГПК: порядок вве-дения в действие // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 5—6 ; Каллистратова Р. Ф., Приходь-ко И. А., Пацация М. Ш. Прокурор в арбит-ражном и гражданском процессах: актуальные проблемы законодательного регулирования // Принципы гражданского процессуального пра-ва, их реализация в проекте ГПК России : мате-риалы второй науч.-практ. конф. / Тверской гос. ун-т. Тверь, 2000. С. 26.
2. Жилин Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой ин-станции. М., 2000. С. 214 ; Похмелкин В. Уча-стие прокуратуры в рассмотрении граждан-ских дел — юридический атавизм // Россий-ская юстиция. 2001. № 5. С. 6.
3. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. С. 367 ; Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., 2010. С. 169 ; Власов А. А. Катаракта на «око государево» // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 35 ; Исаенкова О. В., Григорьев А. Н. Участие прокурора в исковом производстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 3. С. 6—10.
4.Прокурорский надзор : учебник / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 8-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 12.

Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов всеми органа­ми власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.

Из вышеизложенного следует, что целями прокурорского надзора как специфической сферы государственной деятельности, определяющими роль и место прокуратуры в системе государственных органов, являются, во-первых, обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; во-вторых, обеспечение единства и укрепления законности; в-третьих, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, на органы прокуратуры воз­ложена задача по охране и защите частных и публичных интересов, что особенно ярко проявляется в сфере гражданского судопроизводства(1).

Обращение в суд есть результат деятельности прокурора при осуществлении надзора в различных сферах правоотношений, которое, в свою очередь, необходимо рассматривать как завершающий этап прокурорско-надзорной деятельности в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства, а также восстановления законности. Цели и задачи прокурора в гражданском процессе сформулированы в ст. 1 и главе 2 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в ст.ст. 2, 4, 45 ГПК РФ. При этом, как и у суда, ко­нечные цели участия прокурора в деле полностью совпада­ют с конечными целями судопроизводства, сформулированными в нормах гражданского процессуального права. Промежуточные же целевые установки варьируются в зависимости от формы участия прокурора в процессе, вида производства, в котором он уча­ствует, и особенностей конкретного дела.

Общей задачей прокурора, предписанной законом, в конечном счете являются достижение цели судебной защиты действительно нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов процесса, охрана государственных и общественных интересов, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к праву и суду. При этом интерес прокурора в процессе не имеет материально-правового характера, а заключается в обеспечении исполнения норм действующего законодательства. Что касается частных задач прокурора в гражданском процессе, то они служат средством достижения более общей цели — оказание содействия суду в правильном и своевременном рассмотрении дела, что соответствует понятию законности при осуществлении правосудия.

В этой связи представляется справедливым мнение Г. А. Жилина о том, что процессуальной функцией прокурора в гражданском процессе и будет функция содействия суду в обеспечении законности при осуществлении правосудия(2).

Ретроспективный анализ развития отечественного законодательства о суде и прокуратуре дает основание для вывода о наличии взаимоотношений, построенных в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства. Установление законодателем полномочий прокурора на участие в гражданском судопроизводстве, на наш взгляд, не умаляет авторитета суда, а способствует реализации вышеназванной цели и служит гарантией эффективности и законности гражданского судопроизводства. По мнению М. В. Гадиятовой, правозащитный потенциал прокуратуры призван оказывать содействие при осуществлении правосудия без ограничения принципа независимости

Стр.92

1.Осокина Г. А. Гражданский процесс. М., 2003. С. 204.
2. Жилин Г. А. Субъекты целевых установок гражданского судопроизводства и их процессуальные функции // Журнал российского права. 2000. № 1. С. 17—26.

суда(1). Как проводник законности прокуратура заинтересована в сильной и независимой судебной власти. И поскольку именно суд де­лает вывод о правомерности или необоснованности данной прокурором оценки, то прокурорское участие в гражданском судопроизводстве может выступать гарантом законности лишь в той мере, в какой оно опирается на судебную власть и поддерживается ею(2).

На современном этапе развития российского законодательства взаимоотношения суда и органов прокуратуры при реализации задач и целей правосудия следует рассматривать как их профессиональное взаимодействие, осуществляемое для обеспечения объективного рассмотрения гражданских дел и вынесения законных и обоснованных решений, иными словами, как сотрудничество и взаимный профессиональный контроль с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности(3).

Представляется, что построение взаимоотношений сотрудничества между прокуратурой и судами в интересах усиления судебной власти и уважения ее независимости должно органично включать в себя а) признание необходимости активной роли прокурора в гражданском судопроизводстве, повышение качества осуществления функций правосудия, б) создание гарантий обеспечения законности и укрепления правопорядка, в) а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека.

Дальнейшая оптимизация взаимоотношений прокуратуры с судами требует взвешенного подхода, учитывающего как правовой опыт зарубежных государств, исторический опыт российской правовой системы, так и современное состояние общества и государства. Процесс формирования этого баланса неразрывно связан с дальнейшим развитием процессуального права и совершенствованием законодательства. В свою очередь, недооценка указанных обстоятельств и роли прокуроров в защите государственных и общественных интересов является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в современном гражданском судопроизводстве.

Тенденция секвестирования полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве не способствует повышению роли правозащитной функции как прокуратуры, так и государства в целом.  

Ежегодно возрастающее число нарушений прав граждан и многочисленные обращения в органы прокуратуры Российской Федерации являются ярким свидетельством востребованности реализации правозащитной деятельности прокурора. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки четкой официальной позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации относительно полномочий прокурора в сфере судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

 Для эффективного решения задач органов прокуратуры необходимо расширить круг полномочий прокурора в современном гражданском судопроизводстве, в частности законодательно установив обязательность его участия по любым гражданским делам в силу закона, если этого требует защита прав, свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в настоящее время для большинства граждан обращение в суд сопряжено с серьезными материальными затратами, поскольку стоимость услуг адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляют весьма значительную сумму. А повсеместно создаваемые общественные организации

Стр.93

1.Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 16.
2. Власов А. А. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве как фактор, способствующий повышению эффективности правосудия // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 31 января — 1 февраля 2001 г. / редкол.: И. А. Приходько (отв. ред.) и др. М., 2001. С. 180—185.
3. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор : учебник. М., 2006. С. 355.

не обладают той широтой полномочий по выявлению и установлению фактов правонарушений, как органы прокуратуры Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что подобная ситуация отрицательно влияет на доступность и эффективность пра­восудия. В этих условиях прокуратура является фактически единственным органом, способным оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально противодействовать нарушениям закона, исходящим от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, кто в силу тех или иных причин не может сделать это самостоятельно.

Прокуратура по сравнению с другими органами, выполняющими сходные с ней функции, имеет ряд преимуществ, что связано с особенностями ее организации и характером деятельности, активной ролью в защите прав граждан, утверждении законности во всех сферах государственной и общественной жизни как реальной гарантии обеспечения конституционных прав и свобод. К числу таких преимуществ можно отнести доступность для населения, оперативность рассмотрения обращений в определенные законом сроки, бесплатность юридической помощи, систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды в защиту прав граждан(1).

Таким образом, полагаем, что в современных условиях состояния законности ограничение участия прокурора в гражданском судопроизводстве, осуществляю­щего, по существу, правозащитную функцию, преждевременно.

Дальнейшую трансформацию функций прокуратуры в гражданском судопроизводстве необходимо осуществлять с учетом реально сложившейся в России ситуации в сфере защиты и обеспечения таких важнейших правовых ценностей, как законность, права и свободы граждан, интересы российского общества и государства. На современном этапе развития государства защита прав граждан не может быть эффективной без активного участия органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве, что, в свою очередь, требует повышения роли прокуратуры в обеспечении правозащитной функции в гражданском судопроизводстве и ее четкого закрепления в действующем законодательстве.

Библиографический список
1. Бессарабов В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. — Москва : Городец, 2007. — 464 c.
2. Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Гадиятова Мария Витальевна. — Екатеринбург, 2005. — 27c.
3. Жилин Г. А. Субъекты целевых установок гражданского судопроизводства и их процессуальные функции / Г. А. Жилин // Журнал российского права. — 2000. — № 1. — С. 17—26.
4. Жуйков В. М. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве / В. М. Жуйков // Российская юстиция. — 2003. — № 7. — С. 2—6.

Стр.94

1.Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи : метод. рекоменда-ции / рук. авт. кол. В. Г. Бессарабов ; Гене-ральная прокуратура Рос. Федерации, Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. С. 25.


КриминалистЪ. 2016. №2(19)