Страницы 7-10


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ
И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 Д. А. БЕЗБОРОДОВ                                                                                 УДК 34

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ
В УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Одним из активно используемых при проведении конкретных уголовно-правовых исследований является сравнительный метод. Его особенность состоит в установлении различия и сходства правовых явлений(1). Сравнение не является объяснением, а только помогает уяснить концептуальные особенности изучаемого явления. Помимо этого сравнение только тогда играет значительную роль в процессе познания, когда сравниваются однородные или близкие по своей сущности уголовно-правовые явления. В уголовно-правовых исследованиях в зависимости от юридических источников сравнение представлено двумя самостоятельными методами: историко-правовым и методом сравнительного правоведения. Сравнительный метод используется для сопоставления не только действующих, но и ранее действовавших законодательных дефиниций. Необходимость в данном методе была осознана учеными еще в XIX веке(2).

Суть историко-правового метода состоит в уяснении особенностей построения законодательства в прошлом. О значении данного метода верно, как представляется, писал еще Н. Г. Чернышевский: «Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах»(3). И далее он отмечал, что «лучшая обработка истории послужит дальнейшему усовершенствованию теории, и так далее, до бесконечности будет продолжаться это взаимодействие на обоюдную пользу истории и теории, пока люди будут изучать факты и делать из них выводы»(4). Изучение любого уголовно-правового явления предполагает:

а) определение того, как оно возникло в тех или иных условиях исторической эпохи;

б) какие основные этапы прошло в своем формировании и развитии;

в) как изменилось в процессе этого движения;

г) чем стало в момент настоящего исследования;

д) каковы перспективы его вероятного развития в будущем.

Данный метод предполагает выделение основных тенденций развития преступного деяния как уголовно-правового явления, правильное установление связей между прошлым, настоящим и на основе полученных знаний — будущим. Это вполне естественно, поскольку вне исторического контекста, связывающего современные уголовно-правовые явления с теми явлениями и правовыми процессами, которые им предшествовали, как и с теми, которые возникнут на их основе, невозможно сделать достоверные выводы. Использование историко-правового метода, таким образом, обусловлено тем, что преступное деяние, как и всякое уголовно-правовое явление, может более или менее адекватно оцениваться лишь в историческом аспекте, т. е. в динамике. Действительно, уголовно-правовые категории, являясь отражением общественной жизни, вечными и неизменяемыми не являются. Их существование

Стр.7

1. Так, Н. Кузанский отмечал, что все исследо-ватели судят о неизвестном путем соразмеряю-щего сравнивания с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении и «через по-средство пропорции» (Кузанский Н. Об ученом незнании (Dedoctaignorantia) // Сочинения. М., 1979. Т. 1. С. 50).
2. См., напр.: Ковалевский М. М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и при-емы изучения истории права. М., 1880 ; Строев В. М. Историко-юридическое исследование Уложения, изданного царем Алексеем Михай-ловичем в 1649 году. СПб., 1833.
3. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 2. С. 265—266.
4. Там же.

связано с определенной исторической эпохой. Именно поэтому нельзя понять современное состояние уголовно-правового регулирования и конкретные проявления в виде уголовно-правовых институтов и норм, а также имеющиеся теоретические воззрения, не уяснив того пути, который привел действующую дефиницию и существующую доктрину именно к такому состоянию. В силу указанных обстоятельств без критического анализа существовавших ранее уголовно-правовых концепций и взглядов, без рассмотрения условий, в которых они возникали и развивались, другими словами, без анализа развития уголовно-правовых институтов и норм нельзя успешно развивать теорию, а следовательно, совершенствовать законодательство и правоприменительную деятельность. Поэтому обращение к становлению и развитию отдельных институтов и норм уголовного права призвано обеспечить более плодотворное развитие отечественной уголовно-правовой мысли. Историко-правовой метод помогает видеть перспективы дальнейшего развития того или иного уголовно-правового института, эффективно планировать конкретное научное исследование. В этой связи верно высказывание, принадлежащее Б. М. Кедрову: « …изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее и на основе этого осмыслить развитие науки как целенаправленный исторический процесс. В этом состоит... одна из главных, если не главная задача истории науки»(1).

Специфика историко-правового метода состоит в том, что при его использовании приходится интерпретировать имеющиеся юридические источники критически, даже более того, с ориентацией на те ценности, которые преобладают в современном уголовном праве. В силу этого обстоятельства именно от того, каким образом интерпретируется уголовно-правовой источник, зависит его объективное осмысление и понимание. В связи с этим следует отметить, что в некоторых уголовно-правовых исследованиях, использующих историко-правовой метод, осуществляется критика ранее действовавшего законодательства без учета исторической эпохи его появления, что не способствует его правильному пониманию(2). Поэтому применение историко-правового метода при исследовании преступных деяний должно основываться не только на тщательном знакомстве с конкретными памятниками отечественного уголовного права, но и на выдвижении определенных предположений. Эти предположения должны будут объяснить появление и особенности данных правовых источников, а также уголовно-правовых воззрений конкретного исторического периода. В свою очередь, проверка этих предположений с помощью существующих исторических свидетельств вполне может помочь по-новому взглянуть на специфику изучаемых нормативно-правовых актов. В связи с вышеизложенным справедливым представляется высказывание К. Поппера о том, что в историческом исследовании важно «не разыгрывание истории заново, а ситуационный анализ»(3).

Один из главных принципов историко-правового метода изучения уголовно-правовых явлений состоит в том, что исследователь исходит не просто из движения этих явлений, изменяемости во времени, а именно из их исторического развития. Такое изучение предполагает учет их органического единства в системе социально-экономических отношений в обществе и государстве, качественных и количественных аспектов развития каждого из них в отдельности и в их целостности. А история объекта уголовно-пра-вового исследования — это ключ к раскрытию его объективной логики. В этой связи представляет интерес следующее рассуждение В. О. Ключевского: «На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процессе и 2) как познание процесса...»(4). Поэтому необходимо научное изучение истории любого правового явления как единого, закономерного во всей своей многогранности и противоречивости процесса.

Подводя итог, можно констатировать,

Стр.8

1. Кедров Б. М. История науки и принципы ее исследования // Вопросы философии. 1971. № 9. С. 78.
2. Галактионов Е. А. Соучастие и организованная преступная деятельность: теория и практика : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 15—16.
3. Поппер К. Объективное знание. М., 2002. С. 184.
4. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1987. Т. 1 : Курс русской истории, ч. 1. С. 33 и далее.

что вся система исследования уголовно-правового регулирования, основанная на историко-правовом методе, требует, чтобы оно рассматривалось: во-первых, исторически; во-вторых, только во взаимосвязи с другими уголовно-правовыми явлениями; в-третьих, исключительно во взаимосвязи с конкретным опытом истории уголовного права (законодательства и доктрины) определенного периода.

Второй метод, также основанный на сравнении, это метод сравнительного правоведения. Необходимость использования данного метода при изучении конкретных уголовно-правовых явлений обусловлена прежде всего тем, что все более укрепляющиеся отношения сотрудничества мирового сообщества, развитие международных экономических, политических и социально-культурных связей, небывалое ранее усиление информационных, интегративных и глобализационных процессов породили потребность в сравнительном изучении конкретных институтов права различных стран.

Значение этого метода в исследовании уголовно-правовых явлений трудно переоценить. Осознание его значимости пришло в отечественную юридическую науку давно. В отечественной юриспруденции существовали целые научные юридические школы, которые занимались разработкой данного направления изучения правовых явлений. Так, еще в XIX веке А. В. Рома-нович-Славатинский писал о том, что «сравнительный метод, исследующий сходства и различия положительного права одного народа с положительным правом других народов... должен, конечно, найти известное применение и в науке русского государственного права. Метод этот, несомненно, может иногда привести к весьма плодотворным выводам»(1).

Очевидной и весьма существенной целью такого анализа является прежде всего обеспечение объективной информацией о действующих в различных системах уголовного права институтах или нормах. Такая общая информационная цель сравнительного правового метода, в особенности когда его объектом служат правовые системы государств различного социально-экономического типа, играет важную роль в развитии взаимопонимания, в расширении и реализации принципа правового взаимодействия между государствами. Сам по себе рост уровня взаимной информированности может послужить решению таких задач, как совершенствование национального законодательства, выработка международных уголовно-правовых норм, преодоление социокультурного «барьера» между государствами, выработка унифицированных понятий и категорий, создание в итоге общих правовых ценностей, выяснение пунктов совпадений в сфере формулирования общих принципов формирования внутригосударственной уголовно-правовой политики(2).

Сравнительное правоведение связано с существованием различий в правовых системах отдельных государств. Именно поэтому оно становится возможным и довольно полезным методом изучения уголовно-правовых явлений(3). Современные общества имеют различные национальные законодательные системы, каждая из которых обладает своеобразием. Вместе с тем у них есть и общие характерные черты. Именно в силу этого обстоятельства сравнение однотипных уголовно-правовых дефиниций в различных государствах позволяет лучше узнать собственное национальное право и по возможности совершенствовать его. Иначе говоря, благодаря обнаружению либо сходства, либо отличия конкретных уголовно-правовых институтов, норм и положений уголовно-правовой доктрины по конкретным проблемам уголовного права становится вполне вероятным оценить и практически использовать наиболее удачные законодательные решения, определить их эффективность в правовом регулировании соответствующих отношений.

Данное обстоятельство и обусловливает интерес юридической науки к их исследованию, что позволяет критически осмысливать каждую из этих систем, дополнять их наиболее плодотворными

Стр.9

1. Романович-Славатинский А. В. Система русского государственного права в его истори-ко-догматическом развитии, сравнительно с государственным правом Западной Европы. Киев, 1886. Ч. 1. С. 9.
2. См. подробнее: Яковлев А. М. Методология сравнительного правоведения в области уго-ловного законодательства (проблемы типоло-гии и методики) // Проблемы сравнительного правоведения. М., 1978. С. 115 и далее.
3. О необходимости сравнения правовых систем, институтов и норм писали еще А. А. Тилле и Г. В. Швеков. См.: Тилле А. А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1973.

правовыми нормами. Это будет способствовать сближению законодательных систем различных стран. Методологически решение задачи совершенствования институтов отечественного уголовного права вынуждает взять за основу сравнения норму или институт, действующие в стране исследователя, и, производя логическое сопоставление системы уголовного закона, соответствующих норм или институтов зарубежного законодательства, выявить пробелы, если таковые существуют в этой системе. То есть установить, какие конкретные элементы уголовно-правового характера имеются в системе зарубежного законодательства, отсутствующие в отечественном уголовном праве, определить их положительные моменты и возможность и целесообразность использования. При этом нужно учитывать, что уголовно-правовые нормы являются объективно-субъективными феноменами, поскольку их создание исходит из сущности определенной правовой системы, а сами нормы соответствуют ей.

При установлении различий в уголовно-правовом регулировании исключительную важность представляет вопрос о социально-правовой природе такого различия. Нередко выясняется, что оно вызвано уровнем развития общественно-экономических отношений, историческими особенностями, правовыми традициями определенной страны. Именно сравнительные исследования в ряде случаев приводят к выводу о том, что в той или иной стране найден новый подход, более эффективный способ борьбы с определенным общественно опасным явлением. В таких случаях встает вопрос об использовании этого опыта в других государствах. Этот процесс взаимного обогащения имеет постоянный и взаимный характер. Например, уголовное право отдельных европейских государств развивалось именно с учетом этого метода: правовые институты, отдельные нормы, доказавшие на практике свою целесообразность и жизнеспособность в одном государстве, несколько трансформируясь (что обусловлено особенностями правовых систем и сложившихся традиций законодательной техники), перекочевывали в законодательство других государств. Не избежало этой судьбы и уголовное законодательство России, до сих пор изменяющееся под влиянием права зарубежных государств (прежде всего Германии и Франции).

И еще один момент, позволяющий говорить о важности сравнительно-правового метода, состоит в том, что последние десятилетия характеризуются активными и довольно успешными попытками унификации международного уголовного права. Вследствие этого можно предположить, что в будущем неизбежно развитие норм и институтов уголовного права, имеющих универсальный международный характер, однако не за счет сужения сферы действия национального законодательства и его унификации, а наряду с продолжающимся развитием этого законодательства, с сохранением и обогащением его своеобразия.

Все это приводит к необходимости изучения мер уголовно-правового регулирования в государствах с различными правовыми системами и сопоставления их с отечественными социально-правовыми реалиями.

Библиографический список
1. Кедров Б. М. История науки и принципы ее исследования / Б. М. Кедров  // Вопросы философии. — 1971. — № 9. — С. 70—81.
2. Ковалевский М. М. Историко-сравнитель-ный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права / М. М. Ковалевский. — Москва : [б. и.], 1880. — 72 с.
3. Кузанский Н. Об ученом незнании (Dedoctaignorantia) /  Н. Кузанский // Сочинения. — Москва : Мысль, 1979. — Т. 1. — 488 с.
4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход / К. Поппер ; пер. с англ. Д. Г. Лахути ; отв. ред. В. Н. Садовский. — Москва : Эдиториал УРСС, 2002. — 384 с.
5. Романович-Славатинский А. В. Система русского государственного права в его историко-догматическом развитии, сравнительно с государственным правом Западной Европы / А. В. Романович-Славатинский. — Киев : тип. Г. Л. Фронцкевича, 1886. — Ч. 1. — 307 с.
6. Строев В. М. Историко-юридическое исследование Уложения, изданного царем Алексеем Михайловичем в 1649 году / В. М. Строев. — Санкт-Петербург : при Акад. наук, 1833. — 167 с.
7. Тилле А. А. Сравнительный метод в юридических дисциплинах / А. А. Тилле,  Г. В. Шве-ков. — Москва : Высшая школа, 1973. — 192 с.
8. Яковлев А. М. Методология сравнительного правоведения в области уголовного законодательства  (проблемы типологии и методики) / А. М.  Яковлев // Проблемы сравнительного правоведения. — Москва : Изд-во ИГиП АН СССР, 1978. — С. 107—118.


Стр.10

КриминалистЪ. 2016. №2(19)