Страницы 56-60


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
И КРИМИНАЛИСТИКА

 А. А. ЛАРИНКОВ, Л. В. КУЗНЕЦОВА                                                             УДК 343.195.3

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОКУРОРОМ НАРУШЕНИЙ, ДОПУСКАЕМЫХ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ХОДЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Выявление прокурором нарушений законодательства, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств является весьма сложной задачей. Оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное законодательство предъявляют высокие требования к результатам оперативно-розыскной деятельности, к процессу доказывания в целом и к отдельным видам доказательств, которые формируются в уголовном судопроизводстве на основе представленных результатов ОРД.

В таких условиях важное значение приобретает соблюдение правовых норм органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе производства и документирования оперативно-розыскных мероприятий, в частности гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, результаты которого в дальнейшем представляются для использования в уголовном судопроизводстве.

Надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности на протяжении длительного времени является приоритетным направлением работы органов прокуратуры.

Ежегодно уполномоченными прокурорами выявляется значительное количество нарушений, допускаемых при заведении дел оперативного учета, продлении срока ведения и их прекращении. Помимо этого выявляются многочисленные нарушения закона в части обоснованности проведения, документирования (процессуального оформления) ОРМ и представления органам предварительного расследования полученных в ходе проведения ОРМ результатов ОРД.

Обобщение прокурорско-надзорной практики, которое проводилось профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2014/15 учебном году и первом полугодии 2015/16 учебного года, показало, что в различных регионах Российской Федерации посредством прокурорских проверок выявляются многочисленные нарушения закона, допускаемые сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в ходе проведения гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств(1). Причиной таких нарушений служит как несогласованность действий сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и нечеткое соблюдение ими норм закона. Кроме того, обстоятельством, усложняющим ситуацию, является отсутствие единого нормативного регулирования процедуры получения и документирования результатов ОРД при наличии большого количества ведомственных (подзаконных) актов, в ряде случаев вступающих в противоречие с законом.

Однако существуют и другие причины, оказывающие влияние на состояние законности в рассматриваемой сфере. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка обратил внимание на то, что «нередко нарушаются правила проведения оперативно-розыскных мероприятий,

Стр.56

1.Результаты опроса слушателей, проходивших повышение квалификации в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В опросе приняли участие более 350 человек.

причем зачастую вследствие незнания закона»(1).

Проведение гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств не требует от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получать судебное решение, но при этом позволяет осуществлять полный спектр «осмотровых» мероприятий, что в ряде случаев создает предпосылки для существенного нарушения прав граждан.

Северо-Западной транспортной прокуратурой неоднократно выявлялись такие нарушения в деятельности поднадзорных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выразившиеся в ограничении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении гласного ОРМ обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств.

Руководством страны и Генеральной прокуратурой Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам защиты прав предпринимателей в России. В последние годы органами прокуратуры активно принимались меры по повышению эффективности осуществления надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. В результате принятых мер удалось сократить количество нарушений, допускаемых при изъятии имущества на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, и практически исключить факты необоснованного изъятия имущества предпринимателей в ходе проведения доследственных проверок при рассмотрении сообщений о преступлениях.

Практика надзорной деятельности за соблюдением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что одним из наиболее проблемных оперативно-розыскных мероприятий с точки зрения соблюдения прав предпринимателей в настоящее время является гласное ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

В докладе на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященном итогам работы в 2015 году и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2016 году, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка отметил: «К сожалению, крайне напряженной остается ситуация, связанная с уголовным преследованием предпринимателей, за прошедший год прокурорами отменено более 2,2 тыс. незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел об экономических преступлениях, пресечено почти 500 нарушений при проведении гласных оперативных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства»(2).

При этом Ю. Я. Чайка подчеркнул, что прокурорами обеспечивалось реальное устранение выявленных нарушений, однако «обстановка остается сложной и требует значительного усиления ответственности должностных лиц правоохранительных органов, злоупотребляющих своими полномочиями в отношении предпринимателей. Ведь именно их незаконные действия на сегодня являются наиболее разрушительными для бизнеса»(3).

Прокурорами, уполномоченными на осуществление надзора в указанной сфере, выявлялись нарушения прав предпринимателей при проведении гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, когда органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, незаконно изымали документы, предметы и материалы участников экономической деятельности, в том числе необходимые для надлежащего функционирования проверяемого правоохранительными органами предприятия.

Стр.57

1. Интервью Генерального прокурора Рос-сийской Федерации «Российской газете» 12 января 2015 года // Генеральная прокура-тура Российской Федерации : сайт. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/547089/ (дата обращения 29.09.2016).
2. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации 23 марта 2016 года // Там же. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-1067532/ (дата обращения: 29.09.2016).
3. Там же.

Установлены случаи проведения гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств без достаточных оснований, случаи вынесения руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, немотивированных распоряжений о проведении таких ОРМ. Систематически выявляются нарушения порядка проведения и документирования ОРМ (процессуального оформления полученных результатов), а также процедуры представления органам предварительного расследования результатов ОРД, полученных в ходе проведения глассного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Прокурорами выявлялись необоснованные решения должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, противоречащие требованиям ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», когда задачи оперативно-розыскной деятельности не решены, а обстоятельства, свидетельствующие о невозможности решения этих задач, не установлены.

В результате проведенной Северо-Западной транспортной прокуратурой проверки в линейном подразделении органов внутренних дел на транспорте были выявлены многочисленные нарушения закона при проведении гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. При изучении материалов, обосновывающих необходимость проведения такого ОРМ, установлены нарушения, заключающиеся в немотивированности рапортов оперативных сотрудников и распоряжений заместителя начальника линейного управления отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, на основании которых были проведены эти гласные ОРМ. Кроме того,  был нарушен порядок проведения этого гласного ОРМ, установленный Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.04.2014 № 199 (Инструкция от 01.04.2014).

Например, в рапортах о проведении гласных ОРМ не приведены сведения, определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» как основания для проведения ОРМ. Форма распоряжений не соответствует предъявляемым требованиям — отсутствует описательно-мотивировочная часть документа, где обосновывается необходимость проведения указанного ОРМ. В протоколах об изъятии документов, предметов и материалов, изъятых в ходе проведения ОРМ, не указаны сведения об использованных технических средствах фиксации. К рапортам о проведении ОРМ не приобщены протоколы, составленные по результатам данных мероприятий. Начальником полиции линейного подразделения по представленным ему документам, содержащим результаты ОРД, которые были получены в рамках проводимых ОРМ, не принято решение в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

К участию в гласном ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств необоснованно привлекались сотрудники силовых подразделений специального назначения. Установлен факт участия сотрудников ОМОН территориальных органов МВД России, которые могли быть задействованы только в целях обеспечения физической защиты участников ОРМ. Однако соответствующая информация о наличии опасности оказания физического противодействия и угрозы жизни участников проводимого ОРМ в материалах, обосновывающих проведение ОРМ, отсутствовала. При этом обстоятельства проведения ОРМ свидетельствовали о применении возможностей силового подразделения для оказания психологического давления на руководителей проверяемых организаций.

Стр.58

Неоднократно прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратуры выявлялись факты проведения вышеупомянутого ОРМ в случаях, не предусмотрен-ных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

При проверке соблюдения требований законодательства сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции в ходе проведения гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в отношении участника внешнеэкономической деятельности (в целях выявления факта совершения контрабанды) были установлены существенные нарушения норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Например, распоряжение о проведении гласного ОРМ подготовлено с нарушением требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкции от 01.04.2014 — в заголовке распоряжения указано не предусмотренное законом ОРМ «обследование контейнеров», не являющихся ни помещением, ни зданием, ни сооружением, ни транспортным средством. Кроме того, в данном распоряжении отсутствовала информация о необходимости обследования участка местности, на котором находились контейнеры.

При составлении протоколов ОРМ, документирующих порядок проведения «обследования контейнеров» и изъятия имущества, содержащегося в этих контейнерах, также были допущены многочисленные нарушения правовых норм. В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией от 01.04.2014, в них указано на обследование не помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а «контейнеров с товаром». Не содержали протоколы и сведений о месте проведения ОРМ (не указан юридический и фактический адрес места проведения ОРМ). Не соблюдена точность описания производимых действий: не указано лицо, вскрывшее обследуемые контейнеры, способ и обстоятельства вскрытия — снятие средств таможенного обеспечения (пломб); не отражены идентифицирующие объект обследования сведения. Также не были указаны количество и индивидуальные признаки документов, предметов и материалов, изъятых в ходе проведения ОРМ. В протоколах не зафиксированы действия о применении технических средств дополнительной фиксации хода и результатов проводимого гласного ОРМ, а факт применения и порядок использования технического средства (мобильного телефона IPhone 5) в нарушение ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкции от 01.04.2014 в протоколе не отражен. Сведения о том, кем проводилось фотографирование и при каких погодных условиях, также не приведены.

Кроме того, при проверке были установлены нарушения процедуры представления результатов ОРД, предусмотренной Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСНН России № 535, ФСН России № 398, Следственного комитета Российской Федерации № 68 от 27.09.2013 (Инструкция от 27.09.2013).

В нарушение требований пп. 6 и 16 Инструкции от 27.09.2013 полученные (изъятые) при проведении гласного ОРМ материальные объекты (контейнеры с товаром), которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами, в рапортах об обнаружении признаков преступления и постановлениях о представлении результатов ОРД в орган дознания указаны не были. Фактически же процессуальный статус контейнеров, переданных оперативными сотрудниками на ответственное хранение (на склад временного хранения), определен не был, а собственник имущества лишен возможности владения, пользования

Стр.59

и распоряжения изъятым в ходе проведения ОРМ имуществом. Постановления о представлении результатов ОРД органу дознания не содержали сведений о том, кому именно представляются полученные в ходе производства ОРМ результаты и для каких целей.

Существенные нарушения правовых норм в части обоснованности изъятия контейнеров с товаром были установлены органом дознания таможни в ходе проведения доследственной проверки при рассмотрении сообщения о преступлении, куда по подследственности был передан материал. По результатам процессуальной проверки в рамках ст.ст. 144, 145 УПК РФ было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, а именно в связи с достоверностью декларирования изъятого товара, что также свидетельствует о необоснованности изъятия товара и его незаконном удержании на протяжении длительного времени. Указанные нарушения были устранены только после принятия прокурорами Северо-Западной транспортной прокуратурой мер прокурорского реагирования.

Таковыми предстают типичные проблемы, ошибки и упущения, допускаемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приведенные примеры нарушения требований действующего законодательства при проведении и документировании ОРМ, а также представлении результатов ОРД, полученных в ходе проведения гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, уполномоченным должностным лицам (органам) предварительного расследования свидетельствуют об их распространенности, что не только негативно влияет на производственную деятельность субъектов предпринимательства, но и может способствовать коррупционным правонарушениям(1).

Генеральный прокурор Российской Фе-дерации Ю. Я. Чайка указал: «Прокурорам необходимо кардинально изменить ситуацию. С учетом уже данных поручений требую проверять, буквально под микроскопом, законность возбуждения уголовных дел в отношении бизнесменов. В отличие от других стадий досудебного производства все полномочия для этого у вас есть. Продемонстрируйте это так, чтобы бизнес почувствовал»(2).

Это означает, что уполномоченные прокуроры должны направить свои усилия на повышение качества и эффективности надзорной деятельности на данном направлении, систематическое проведение проверок соблюдения требований законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, тщательное исследование всех имеющихся в оперативных подразделениях материалов и незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования при установлении нарушений закона. Прокурорам при этом следует занимать последовательную, жесткую, принципиальную позицию по всем фактам нарушения требований законодательства в рассматриваемой сфере.

Профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации систематически обобщается практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства в рассматриваемой сфере в целях выявления проблемных вопросов, возникающих у правоприменителей, и выработки единого подхода к их разрешению.

Стр.60

1. Подтверждают данный вывод и результаты регулярно проводимых опросов слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербург-ского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации ...


КриминалистЪ. 2016. №2(19)