Страницы 75-80


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 С. И. КОРЯЧЕНЦОВА                                                             УДК 347.963

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности в отдельных случаях уже сегодня называют в числе приоритетных направлений прокурорской деятельности. Представляется, что эффективное использование прокурором предоставленных ему полномочий в данной сфере призвано способствовать исключению возможности хищения бюджетных средств, предотвращению нелегального передела земельных ресурсов, недопущению человеческих жертв вследствие строительства некачественного жилого фонда.

Увеличение объемов жилищного строительства не должно приводить к снижению его качества, которое не всегда является надлежащим, равно как и работа органов контроля в градостроительной сфере.

Законодательство, регулирующее градостроительную деятельность в Российской Федерации, претерпевает постоянные изменения по ряду причин юридического (приведение градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами), экономического (снижение административных барьеров в строительстве, повышение ответственности участников рынка и защита прав на недвижимость) и социального (повышение роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера.

Формирование рынка доступного жилья и увеличение объемов жилищного строительства диктуют необходимость принятия новых законопроектов.

Без снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства и формирования прозрачного и эффективного механизма предоставления земельных участков для жилищного строительства с установленными градостроительными регламентами все усилия по увеличению платежеспособного спроса населения через развитие жилищного кредитования приведет лишь к повышению цен на рынке жилья.

Градостроительное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий и сооружений.

Вместе с тем действующие правовые акты создают административные барьеры, которые заключаются в отсутствии программного размещения объектов жилищного строительства, производительных сил и необходимости развития территорий с учетом наличия рабочих мест, категорирования рабочей силы и расчета перспектив демографического развития территорий. Указанные обстоятельства являются сдерживающим фактором для модернизации и дальнейшего развития экономики страны.

Градостроительная политика обновляется с учетом основных государственных задач. Решение этих задач требует главным образом совершенствования механизма стимулирования инвестиционной деятельности и нормативного регулирования собственно градостроительного процесса.

Стр.75

Рост инвестиций — гарантия развития и повышения эффективности функционирования строительного комплекса. Правительство Российской Федерации на постоянной основе принимает системные меры по улучшению условий кредитования частных инвесторов, созданию более благоприятных условий для привлечения инвестиций в производственную сферу и в инфраструктуру, по активизации внешнеэкономических связей для реализации инвестиционных проектов.

У строительной отрасли есть все возможности для того, чтобы стать одной из ключевых отраслей российской экономики.

Повышение эффективности работы строительного комплекса возможно за счет совершенствования государственного регулирования проектной и строительной деятельности, изменения подходов к формированию генеральных планов застройки, схем территориального планирования, правил землепользования.

Недостаточно высокое качество проектно-изыскательских работ, огромное количество дублирующих и противоречащих друг другу норм затрудняет государственный контроль строительства объектов, вносит путаницу в ценообразование.

Важно создать единую согласованную систему технических правил и стандартов всех этапов строительного процесса — от изысканий и проектирования объектов до их эксплуатации — и требований к строительным материалам.

В законодательстве необходимо более точно согласовать задачи градостроительства и права собственности. Должна быть обеспечена возможность построить то, что требуется, исходя из генеральных планов и схем. Обеспечить комплексность застройки с учетом интересов общества возможно при наличии законной градостроительной документации, прозрачных механизмов ее реализации, четкого контроля и надзора в градостроительной деятельности.

Снижение административных барьеров в градостроительстве остается приоритетной государственной задачей. Утверждение Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве дало бесспорный положительный эффект. Контроль исполнения принятых в данном направлении решений обеспечивается штабом с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Наличие комплекса проблемных вопросов, связанных с определением предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства в градостроительной сфере, потребность в разработке современных эффективных организационно-методических материалов, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение нарушений в сфере градостроительства, обусловили необходимость теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением соответствующего законодательства, а также разработки современных решений по их устранению.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в градостроительной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

1) проверка соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований федеральному земельному, градостроительному, жилищному, экологическому и антимонопольному законодательству;

2) оценка полноты реализации органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области градостроительной деятельности (соблюдение порядка и сроков проведения государственных экспертиз и разрешительных процедур, связанных с возведением объектов градостроительства);

3) проверка исполнения законов контролирующими органами, в том числе в части контроля качества возводимых объектов жилищного строительства и иных капитальных объектов. Проверка законности и полноты принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Стр.76

Проводимые органами прокуратуры надзорные проверки исполнения законодательства о градостроительной деятельности свидетельствуют о массовых нарушениях в данной сфере и отсутствии надлежащего контроля со стороны уполномоченных органов.

Многочисленные жалобы и обращения граждан о фактах незаконного строительства многоквартирных жилых домов, публикации в средствах массовой информации явились основанием для принятия прокурорами на местах безотлагательных мер, направленных на активизацию надзорной деятельности в данной сфере, а также повышение ее эффективности.

Наиболее распространенными в сфере землепользования и градостроительства являются нарушения, допускаемые собственниками земельных участков: использование участков не по целевому назначению, с нарушением вида разрешенного использования, осуществление строительства объектов капитального строительства на собственных земельных участках без разрешительной документации.

Нарушения в указанной сфере допускаются также органами местного самоуправления.

Так, выявлены многочисленные факты вынесения администрациями незаконных постановлений о разрешении строительства многоквартирных жилых домов.

В основном это выражалось в несоблюдении порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также в несоблюдении градостроительных нормативов.

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) градостроительным зонированием определяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Органами прокуратуры выявлялись случаи нарушения порядка оформления прав пользования земельными участками и незаконного строительства на них многоквартирных жилых домов. По итогам проверок материалы, содержащие данные, свидетельствующие о наличии признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 159, 327 УК РФ, направлялись в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ.

Также органами прокуратуры обеспечивается устранение нарушений закона путем обращения в суд.

При выявлении фактов ведения строительства многоквартирных жилых домов без соответствующего разрешения на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, а также направлялись исковые заявления в суд о проведении экспертизы построенного многоквартирного дома и в случае его несоответствия требованиям градостроительного законодательства — о сносе.

Многочисленные нарушения допускаются при проведении публичных слушаний в муниципальных образованиях.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии

Стр.77

с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ст. 24 ГрК РФ).

В правовых актах о назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки на территории муниципального образования нередко отсутствуют сведения о способе ознакомления с текстом проекта муниципального правового акта, получения иной информации, необходимой для участия в публичных слушаниях, а также перечень мероприятий, необходимых для организации и проведения публичных слушаний, в виде календарного плана с указанием мероприятия, сроков исполнения.

В нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 30 ГрК РФ лицам, обладающим правом на участие в публичных слушаниях, не предоставляются сведения о порядке принятия правил землепользования и застройки территории, а также градостроительных регламентов и внесения в них изменений.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства и недопущения их впредь главам муниципальных образований внесены представления.

В органы прокуратуры поступают обращения от заинтересованных лиц о признании недействующими правовых актов органов местного самоуправления об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования.

 Предполагается использование земельного участка в соответствии с целями, указанными в правоустанавливающих документах.

Однако нередко нормативные акты в сфере градостроительства устанавливают новые зоны размещения земельных участков, что, по мнению заявителей, противоречит требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителей, не соблюдена процедура принятия нормативных правовых актов и порядок введения их в действие, они нарушают права граждан и законные интересы общества, поскольку собственник участка не может эксплуатировать принадлежащий объект по целевому назначению.

 Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ). Согласно пп. 6, 7 ст. 1 ГрК РФ в целях определения

Стр.78

территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен ст. 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована ст.ст. 30—35 ГрК РФ. Процедура включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документов территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку, проведение комиссией публичных слушаний по проекту, внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки.

Статьей 33 ГрК РФ предусмотрено два вида оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В данной норме статьи предусмотрена возможность обращения граждан в комиссию в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Обязанность органа местного самоуправления в любом случае принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки законодателем не установлена.

В соответствии с положениями ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается

Стр.79

градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).

Отнесение органом местного самоуправления территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя и не ограничивает возможность использования принадлежащего ему земельного участка по целевому назначению.

Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу ч. 8 указанной статьи земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Исходя из вышеизложенного, заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, несмотря на то, что в соответствии с правилами землепользования и застройки указанный участок находится в другой зоне.

Согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Внесенные в карту территориального зонирования изменения не приведут к смене вида разрешенного использования земельного участка(1).

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности реализуются путем издания соответствующих нормативных правовых актов, за исключением утверждения градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства, которые являются ненормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с чем прокурорский надзор за их законностью осуществляется с применением методики организации надзора за законностью нормативных правовых актов, а также участия прокурора в правотворческой деятельности (приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», от 28.12.2010 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»).

Стр.80

1. Определение Верховного Суда Рос. Федерации от 18 июня 2016 г. № 38-АПГ16-2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


КриминалистЪ. 2016. №2(19)