Страницы 22-26


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ
И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 М. А. ЛЮБАВИНА                                                                                УДК 343.3/.7

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НАРКОКОНТРАБАНДЫ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Существование единого таможенного пространства в рамках Евразийского экономического союза не означает территориального объединения государств, охраняющих свои государственные границы, в пределах которых действует национальное законодательство. Ответственность за контрабанду по ст. 229.1 УК РФ наступает как в случае незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и других предметов наркоконтрабанды через таможенную границу Таможенного союза, так и в случае их незаконного перемещения в пределах единой таможенной территории Таможенного союза через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза.

Конституционный Суд Российской Федерации в одном из постановлений обратил внимание на то, что указание на незаконный характер конкретных деяний в сфере оборота тех или иных предметов, веществ и т. д., характерное для бланкетных диспозиций статей уголовного закона, означает, что юридической предпосылкой применения соответствующих уголовно-правовых норм является несоблюдение установленных в данной сфере правил, притом что юридическим основанием уголовной ответственности — в силу ст. 8 УК РФ — служит наличие в совершенном деянии всех признаков состава преступления, предусмотренного данным Кодексом(1). Таким образом, в процессуальных документах необходима ссылка на нормативные акты, регламентирующие действия, связанные с перемещением наркотических средств, психотропных веществ и других предметов контрабанды через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза. Вместе с тем в связи с экономической интеграцией совершенствуется и законодательство, регламентирующее не только таможенный, но и пограничный контроль на границах с государствами — членами Таможенного союза.

Если в таможенном законодательстве (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза) раскрывается понятие незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, то аналогичное определение незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза отсутствует как на уровне союзного, так и на уровне российского законодательства. Вывод о признаках незаконности перемещения предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза может быть сделан на основе анализа совокупности нормативных актов.

Решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.1998 № 24 «О Соглашении об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты» предусмотрено свободное пересечение физическими лицами, постоянно проживающими в государствах — участниках Таможенного союза, государственных границ между государствами — участниками Таможенного союза, что означает пропуск физических лиц в приоритетном, упрощенном порядке и организацию в пунктах пропуска на государственных границах, а также в воздушных международных портах, через которые осуществляется воздушное сообщение между государствами — участниками Таможенного союза, перемещения физических лиц и их

Стр.22

1. По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О. Е. Недашковского и С. П. Яковлева : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 июля 2015 г. № 22-П.

товаров в приоритетном, упрощенном порядке, включая, при необходимости, создание специальных «коридоров». В этом же документе оговаривается, что пропуск физических лиц в приоритетном, упрощенном порядке включает осуществление пограничного (паспортного) контроля (проверку документов), который производится в соответствии с национальными законодательствами государств — участников Таможенного союза, а также исключается упрощенный порядок, когда имеются основания полагать, что лицо перемещает товары, ввоз и вывоз которых запрещен либо ограничен национальными законодательствами государств-участников.

Разрешительный порядок перемещения наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров через государственные границы между государствами — участниками Евразийского экономического союза устанавливается как в документах, принимаемых на уровне союзного законодательства, так и в нормативных правовых актах Российской Федерации.

В Минске 24 октября 2013 г. заключено Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза. Позже к Соглашению присоединились Республика Армения (10 октября 2014 г.) и Кыргызская Республика (23 декабря 2014 г.). Соглашение определяет порядок перемещения и перевозки (внутреннего транзита) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами при осуществлении торговли между Сторонами, для проведения клинических исследований, экспертизы, государственной регистрации и контроля качества, в аптечках первой помощи на отдельных видах транспорта. При этом в обязательном порядке должен предъявляться «разрешительный документ» — документ, подтверждающий право на перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны.

Фактически это Соглашение регламентирует перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через государственные границы, поскольку определяет перемещение как ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны. Кроме того, Соглашение устанавливает порядок перевозки (внутреннего транзита), под которой применительно к указанному документу понимается ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны через территорию третьей Стороны, а также ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с одной части территории Стороны на другую ее часть через территорию другой Стороны.

При соблюдении всех необходимых требований перемещать и перевозить (осуществлять внутренний транзит) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры могут только юридические лица. Физическим лицам, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществлять их перемещение, а также перевозку (внутренний транзит) в связи с осуществлением ими указанной деятельности запрещено.

Физические лица могут осуществлять перемещение и перевозку (внутренний транзит) ограниченного количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии подтверждающих медицинских документов либо их заверенных копий, в которых должно быть указано наименование и количество таких средств и веществ, а также прекурсоров для личного пользования в объемах, определенных законодательством Сторон.

Для оказания первой медицинской помощи разрешается провоз в аптечках первой помощи без разрешительных документов, предусмотренных Соглашением, с применением мер контроля и в ограниченных количествах, определенных законодательством государства регистрации соответствующих транспортных средств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на морских (речных) судах и воздушных судах международного сообщения; психотропных

Стр.23

веществ и прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ на железнодорожном и автомобильном транспорте международного сообщения.

Для осуществления перевозки (внутреннего транзита) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с одной части территории Стороны на другую ее часть через территорию другой Стороны получения разрешительных документов не требуется.

Перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, наркосодержащих растений либо их частей через Государственную границу Российской Федерации регламентируется также законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под ввозом (вывозом) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства. К ввозу (вывозу) наркосодержащих растений и частей таких растений, которые не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применяются меры контроля, аналогичные мерам, применяемым в отношении содержащихся в них наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Данное определение нельзя признать удачным, поскольку оно не охватывает перемещение контролируемых предметов с территории Российской Федерации на территорию других государств — членов Таможенного союза. Вместе с тем положения Закона регламентируют и подобный вид деятельности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществ» в Российской Федерации действует государственная монополия на ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого в соответствии с п. 8.1 ст. 28 данного Федерального закона в связи с оказанием гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях), и на ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в список I и таблицу I списка IV.

Общие правила ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предусмотрены в ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в других законах и конкретизированы в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров в предусмотренных законодательством случаях осуществляется в порядке, установленном:

в сфере внешнеэкономической деятельности — Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 181, которым утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Стр.24

при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза;

при оказании гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях — постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 232 «О порядке вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях»;

при ввозе (вывозе) изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров для использования в экспертной деятельности государственными органами, указанными в ст. 35 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», — постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 573 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности»;

при ввозе (вывозе) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 502 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности»;

при использовании в оперативно-ро-зыскной деятельности (проведении контролируемой поставки) — в порядке, предусмотренном ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Контролируемые поставки могут быть внешними, в ходе которых осуществляется контроль за незаконными поставками наркотиков из Российской Федерации в какое-либо иностранное государство либо из какого-либо иностранного государства в Российскую Федерацию, либо транзитными, когда территория Российской Федерации используется преступными сообществами для незаконной перевозки наркотиков из одного иностранного государства в другое иностранное государство. Решение об осуществлении контролируемой поставки принимается в каждом отдельном случае. Внешние контролируемые поставки проводятся только с разрешения руководителей центральных аппаратов МВД России, ФСБ России, ФТС России по согласованию с правоохранительными органами иностранных государств. Транзитные контролируемые поставки проводятся по поручению этих же руководителей на основании официальных запросов международных правоохранительных организаций(1);

при ввозе (вывозе) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских (речных) и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, — в порядке, установленном п. 7 ст. 31 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, с учетом законодательства Евразийского экономического союза и российского законодательства устанавливаются особые правила перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза: при осуществлении внешнеторговой деятельности; в целях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях; в целях использования в экспертной деятельности; для проведения клинических исследований; в целях государственной регистрации и контроля качества; в целях использования при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; воинскими частями и подразделениями; в аптечках первой помощи на морских (речных) и воздушных судах международного сообщения, на железнодорожном и автомобильном транспорте международного сообщения; для использования в медицинских целях.

Особый порядок пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий — гражданами Российской Федерации и Республики Казахстан, постоянно проживающими на приграничных территориях, действует на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики

Стр.25

1. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (поста-тейный) / под ред. А. И. Алексеева, В. С. Ов-чинского. М., 2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан (заключено в г. Уральске 03.10.2006). В Соглашении определены места пересечения границы, предусмотрен перечень документов, которые обязаны при себе иметь жители, пересекающие границу. При намерении жителей приграничных территорий ввезти (вывезти) товары, ввоз (вывоз) которых запрещен или требует наличия разрешительных документов соответствующих органов государств Сторон, их следование через места пересечения границы не допускается. Такие жители обязаны пересекать границу в пунктах пропуска, предусмотренных Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23.12.1998(1).

Законность или незаконность перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза устанавливается в процессе пограничного контроля, под которым понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий, в том числе по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации(2).

Таким образом, перемещение наркотических средств, психотропных веществ и других указанных в ст. 229.1 УК РФ предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза носит разрешительный характер. Незаконность перемещения может быть связана как с нарушением правил перемещения в процессе легальной деятельности по ввозу и (или) вывозу контролируемых предметов через Государственную границу, так и с перемещением в процессе осуществления их незаконного оборота.

Что касается способов контрабанды, то в ст. 229.1 УК РФ они не указываются и, следовательно, не относятся к обязательным признакам объективной стороны преступления. Вместе с тем анализ международного и российского законодательства, а также судебной практики позволяет прийти к выводу о незаконности перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (законодательством Таможенного союза такие растения отнесены к наркотическим средствам, а в соответствии с российским законодательством в отношении таких растений действуют правила, предусмотренные в отношении содержащихся в них наркотических средств или психотропных веществ), в случаях перемещения вне пунктов пограничного контроля; с применением насилия к лицам, осуществляющим пограничный контроль; с сокрытием от пограничного контроля; вне целей, предусмотренных законодательством; с нарушением государственной монополии на ввоз (вывоз), за исключением предусмотренных законодательством случаев; при отсутствии разрешительных документов; с использованием поддельных документов либо документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых наркотических средствах, психотропных веществах или их прекурсорах.

Библиографический список
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. А. И. Алексеева, В. С. Овчинского. — Москва : Проспект, 2011. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».


Стр.26

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Респуб-лики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Россий-ской Федерации и Республики Казахстан от 3 окт. 2006 г.
2. Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 4 июня 2012 г. № 546.

КриминалистЪ. 2016. №2(19)