Страницы 35-40


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ
И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 В. Ф. ЩЕПЕЛЬКОВ, Н. И. ПРЯХИНА, Е. В. СУСЛИНА                                                             УДК 34

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет) внес Предложения по совершенствованию института помилования (далее — Предложения), которые опубликованы на сайте Совета (http://president-sovet.ru/pres-scenter/news/read/2487/). Они стали предметом обсуждения и экспертных заключений. Настоящую статью следует рассматривать как участие в дискуссии о целесообразности указанных Предложений.

1. Помилование в Российской Федерации осуществляется на основании норм Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, а также Положения о временном порядке представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на территориях Республики Крым и г. Севастополя (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014  № 188)(1).

Часть 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». В соответствии с конституционными положениями помилование находится в ведении Российской Федерации (ст. 71), а осуществляет помилование Президент Российской Федерации (ст. 89).

В целях обеспечения конституционных гарантий права на помилование ч. 2 ст. 85 УК РФ предусматривает, что актом помилования лицо, осуж­денное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования, установлены их задачи, требования к их составу, утверждены положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании.

В Указе говорится, что помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации на основании ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, в нем также определен круг лиц, которые могут быть помилованы, перечислены лица, к которым помилование, как правило, не применяется, регламентирован порядок представления ходатайств о помиловании. Лица, отбывающие наказание на территориях Республики Крым и г. Севастополя, направляют ходатайства о помиловании в соответствии с Положением о временном порядке представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на территориях Республики Крым и г. Севастополя.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о

Стр.35

1. Документ действует до завершения фор-мирования на территориях Республики Крым и города Севастополя комиссий по вопросам помилования, предусмотренных Указом Пре-зидента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в региональные комиссии.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

2. Одно из предложений Совета связано с расширением круга лиц, в отношении которых может применяться помилование. Совет предлагает распространить институт помилования и на лиц, в отношении которых ведется предварительное расследование, при этом отмечает, что помилование таких лиц должно являться безусловным основанием для прекращения уголовного преследования.

Согласно ст. 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление вправе обратиться к российскому государству в лице его высшего должностного лица с просьбой о помиловании, а исключительным правом на осуществление помилования обладает Президент Российской Федерации. С позиции буквального толкования Конституции Российской Федерации помилование может быть применено только в отношении осужденных. По-видимому, из такой трактовки Конституции Российской Федерации исходил и Президент Российской Федерации, когда издавал Указ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В нем говорится об осужденных и не предусматривается возможность помилования лиц, в отношении которых еще не вступил в силу обвинительный приговор суда. Эта точка зрения воспроизводится и в учебниках по уголовному праву(1).

Вместе с тем в ч. 5 ст. 413 УПК РФ предусмотрена норма, которая допускает прекращение уголовного дела прокурором, следователем или дознавателем вследствие акта помилования(2). Это значит, что возможна ситуация, когда помилование будет иметь место в отношении лица, не признанного осужденным. Со времени принятия Конституции Российской Федерации еще не было случаев помилования лиц, которые имеют статус обвиняемых или подозреваемых. Помилование применялось только в отношении осужденных.

В мировой практике есть примеры закрепления такого правомочия в законах. Так, согласно ст. 29 Конституции Республики Исландии президент может при наличии уважительных причин принять решение о прекращении преследования за какое-либо правонарушение(3). Сходные нормы предусмотрены и в ряде других государств (Австрия, Чешская Республика, Мальтийская Республика и др.).

Известны и примеры, когда помилование применялось в отношении лиц, которые еще не имеют статус осужденного. Наиболее известен случай, когда президент США Джеральд Форд принял решение (8 сентября 1974 г.) помиловать своего предшественника Ричарда Никсона за все преступления, которые

Стр.36

1. См., напр.: Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. В. В. Лукьянова, В. С. Прохорова, В. Ф. Щепелькова. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2013. С. 513 ; Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. И. Э. Звечаровского. М., 2010. С. 556 ; Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. СПб., 2006. С. 940 ; Уголовное право России. Общая часть : учеб. для акад. бакалавриата / под ред. О. С. Капинус. М., 2015. С. 464.
2. В статье 413 УПК РФ предусмотрены основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Часть 5 этой статьи устанавливает, что вновь открывшиеся обстоятельства могут быть установлены помимо приговора определением или постановлением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта помилования, в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголов-ная ответственность.
3. URL: http://norse.ulver.com/hist/construs. html (дата обращения: 03.05.2016). Примечательно, что в Конституции Республики Исландии отдельно говорится о помиловании. В той же ст. 29 Конституции предусмотрено, что президент осуществляет помилование и объявляет амнистию (в связи с этим правомочие прекратить уголовное преследование, строго говоря, не является помилованием).

Никсон «совершил или мог совершить» за время своего президентства(1).

Есть и примеры иного рода, когда помилование осуществлялось в отношении лиц, которые уже не выступали в том или ином правовом и процессуальном статусе. Так, британская королева Елизавета II воспользовалась предоставленным ей правом, помиловав посмертно знаменитого математика Алана Тьюринга, внесшего существенный вклад во взлом шифров нацистской шифровальной машины «Энигма». Тьюринг был осужден за гомосексуальную связь с девятнадцатилетним юношей в 1952 году, подвергнут процедуре химической кастрации, отстранен от исследований и скончался от отравления цианидом двумя годами позднее. Кампания за помилование Тьюринга шла много лет и увенчалась успехом только 24 декабря 2013 г.(2), когда акт помилования вступил в силу, несмотря на то что ответственность за гомосексуальные связи была отменена в Англии еще в 1967 году. Этот акт помилования вызвал широчайший резонанс в британском обществе. В частности, семьей Тьюринга была опубликована петиция, собравшая 533 944 подписи о помиловании 49 000 человек, осужденных за то же деяние, 15 000 из которых еще живы.

Исследователи приводят и два примера из отечественной практики помилования, когда оно было применено в отношении лиц, еще не осужденных (дело в отношении патриарха Тихона и дело 1978 года по южнокорейскому боингу)(3), это было во времена Советского Союза.

Согласно ч. 6 ст. 5 УПК РСФСР 1960 года помилование выступало одним из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.1976 № 3 (ред. от 21.12.1993) «О судебном приговоре» указывалось: «В соответствии со ст. 5 УПК РСФСР в случаях истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, акта амнистии, устраняющего применение наказания за совершенное деяние, а также помилования отдельных лиц уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению. Вместе с тем, если эти обстоятельства обнаруживаются при судебном разбирательстве, суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор, освобождая осужденного от наказания на основании ч. 3 ст. 5 УПК РСФСР».

Как показывает анализ немногочисленных примеров помилования или псевдопомилования лиц, в отношении которых еще не вынесен приговор, все они имеют политическую подоплеку и по большому счету обусловлены политической целесообразностью. Эти решения не укладываются, если так можно выразиться, в общий алгоритм помилования. Предоставление Президенту Российской Федерации такого полномочия, по-видимому, поможет в некоторых случаях решать деликатные политические проблемы.

В доктрине есть сторонники предоставления возможности помилования лицам, имеющим статус обвиняемого или подозреваемого (они обычно делают акцент на формально не ограниченном Конституцией Российской Федерации полномочии осуществлять помилование)(4). Есть противники, основывающие свои выводы на толковании ст. 50 Конституции Российской Федерации(5). Высказывается и промежуточная позиция, согласно которой помилование возможно после вынесения приговора, не обязательно,

Стр.37

1. Прокламация Президента Джеральда Р. Форда от 8 сентября 1974 года № 4311, дарующая помилование Ричарду Никсону. URL: http://www.ford.utexas.edu/LIBRARY/ speeches/740061.htm (дата обращения: 03.05.2016).
2. Указ о Высочайшем помиловании Алана Тьюринга от 24 декабря 2013 года. URL: http:// www.turing.org.uk/sources/pi1/pardon.pdf (дата обращения: 03.05.2016).
3. См.: Помилование в Российской Федерации / под ред. А. С. Михлина. М., 2001. С. 29.
4. Гукасов И. А. Институт помилования в Российской Федерации: конституционно-правовые начала : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 82.
5. Ханмагомедов С. З. Помилование: уголовно-правовой и криминологический аспекты : По материалам Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 7 ; Хатуев В. Б. Уголовно-правовые проблемы помилования // Государство и право. 2009. № 6. С. 38.

чтобы он вступил в законную силу(1). Аргументы как сторонников, так и противников строятся в основном на толковании законов. При этом категоричных аргументов «за» или «против», на наш взгляд, нет.

В то же время если рассматривать предоставление права Президенту Российской Федерации осуществлять помилование лиц, еще не осужденных, как реальное предложение, то потребуется ответить на ряд вопросов.

Во-первых, не будет ли Президент Российской Федерации вторгаться в судебную компетенцию? Осуществление помилования лиц, в отношении которых ведется предварительное расследование, приведет в известной степени к нарушению ст. 49 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и ст. 118 Конституции, где говорится, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом(2).

Во-вторых, помилование на досудебной стадии будет означать признание Президентом Российской Федерации помилованного лицом совершившим преступление. В связи с этим требуется согласие помилованного на прекращение уголовного преследования. Если, конечно, помилование не будет осуществляться по формуле предположения о совершенных преступлениях, как это было сделано в отношении президента Никсона по Уотергейтскому делу (который впоследствии отрицал свою вину в совершении преступлений).

Если согласие не получено, как быть тогда? Помилование невозможно? Или все-таки возможно, и ситуация будет развиваться как и в случае с освобождением от уголовной ответственности, когда прекращается уголовное преследование, но не прекращается расследование уголовного дела? Требуется дать ответы на поставленные вопросы.

В целом предложение Совета дискуссионное и требует дальнейшего обсуждения.

3. В Предложениях (п. 4) говорится о том, как следует поступать в случае, когда после издания указа о помиловании Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение о несоответствии Конституции Российской Федерации нормы, на основании которой был постановлен обвинительный приговор. Совет предлагает в такой ситуации приводить Указ Президента Российской Федерации в соответствие с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

На практике еще не было случаев, когда бы указ о помиловании вступил в противоречие с решением Конституционного Суда Российской Федерации. Но теоретически это возможно.

Стр.38

1. Козлов А. Ф. Помилование: правовой и криминологический анализ : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 7.
2. Хотя законодательство уже предусматривает исключение из этого правила, устанавливая возможность освобождения виновного от уго-ловной ответственности по нереабилитирую-щим основаниям на досудебной стадии. Согласно ст. 28 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 75 УК РФ. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении может осуществляться следователем с согласия руководи-теля следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в случаях, специально предусмотренных УК РФ. В соответствии со ст. 28.1 УПК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа имеет возможность при наличии осно-ваний прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиня-емого в совершении экономического преступления. Освобождение от уголовной ответственно-сти на стадии предварительного расследования и даже до нее возможно на основании акта об амнистии, которая распространяется на лиц, совершивших преступления, вне зависимости от того, на какой стадии находится уголовное дело и возбуждено ли оно вообще. При этом уголовное преследование прекращается в без-условном порядке, а уголовное дело — в случае согласия виновного с тем, что в отношении его будет прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям.

Согласно предписаниям главы 49 УПК РФ («Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств») суд обязан принять новое решение в связи с новым обстоятельством, которым является решение Конституционного Суда Российской Федерации.

Поскольку последнее улучшает положение лица, совершившего преступление, новый приговор или иное решение суда будет мягче по сравнению с ранее постановленным обвинительным приговором. В связи с этим, по-видимому, и возникает вопрос о необходимости изменения указа о помиловании.

Данное предложение Совета следует отклонить. Указ о помиловании в соответствии с действующим законом является актом, «производным» от приговора. Отмена приговора или его изменение не влечет изменение актов, которые были приняты и реализованы при исполнении приговора. Другое дело, что суд, который будет принимать решение по уголовному делу ввиду появления нового обстоятельства, должен учитывать указ о помиловании.

Имеет смысл не указ менять, а внести коррективы в ст. 419 УПК РФ, предусмотрев учет указа о помиловании в случае его наличия при судебном разбирательстве по уголовному делу после отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Также целесообразно при издании указа о помиловании отмечать, что помилованию подлежит осужденный по конкретному приговору.

4. В Предложениях (п. 5) предусмотрен обязательный доклад Президенту Российской Федерации по всем уголовным делам, по которым осужденные приговорены к пожизненному заключению, с тем чтобы рассмотреть возможность «использования полномочий Главы государства в целях индивидуализации наказания».

 В соответствии со ст. 57 УК РФ пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Часть 2 данной статьи говорит, что пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Таким образом, уголовный закон существенно ограничивает применение пожизненного лишения свободы как перечнем преступлений, за которые оно может быть назначено, так и кругом лиц, которым такое наказание может быть назначено. Наличие соответствующих ограничений, предполагающих назначение этого вида наказания лишь за особо тяжкие преступления и исключающих по гуманным соображениям его применение к несовершеннолетним, женщинам и престарелым лицам, требует дополнительного обоснования вопроса о том, почему для осужденных к пожизненному лишению свободы должны быть предусмотрены особые условия помилования.

Кроме того, замена назначенного наказания более мягким видом наказания в порядке помилования не является назначением наказания в том смысле, в каком это понятие используется в уголовном законодательстве. Соответственно предусмотренный Уголовным кодексом (гл. 10) порядок назначения наказаний не распространяется на полномочие Президента Российской Федерации, связанное с осуществлением помилования, и не может преследовать цель индивидуализации наказания.

Данное предложение следует отклонить.

Обязательное рассмотрение вопроса о возможности помилования осужденного даже при его отказе писать ходатайство и сегодня предусмотрено в ст. 184 УИК РФ («Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни»). Здесь, в частности, говорится, что при отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд

Стр.39

Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации. Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Предусмотрено это только в отношении осужденных к смертной казни и объясняется исключительностью данного вида наказания, поскольку последствия исполнения приговора будут необратимыми.

Пожизненное лишение свободы в связи с неприменением смертной казни в настоящее время является самым строгим из назначаемых видов наказания. Однако оно не обладает той исключительностью, которая позволяет обосновать необходимость решения вопроса о помиловании при отсутствии ходатайства осужденного.

Другое дело, если предусмотреть необходимость рассмотрения вопроса о помиловании осужденного к пожизненному лишению свободы, но не в течение года после вступления приговора в силу, а спустя 25 лет. Включение такой нормы в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в известной степени можно обосновать.

Библиографический список
1. Гукасов И. А. Институт помилования в Российской Федерации: конституционно-правовые начала : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Гукасов Иван Андреевич. — Краснодар, 2008. — 175 с.
2. Козлов А. Ф. Помилование: правовой и криминологический анализ : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Козлов Анатолий Федорович. — Рязань, 2004. — 149 с.
3. Помилование в Российской Федерации / под ред. А. С. Михлина. — Москва : Информация. Конституция. Содействие, 2001. — 82 с.
4. Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. И. Э. Звечаровского. — Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. — 640 с.
5. Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. — Санкт-Петербург : Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юрид. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 1064 с.
6. Уголовное право России. Общая часть : учеб. для акад. бакалавриата / под ред. О. С. Капинус. — Москва : Юрайт, 2015. — 539 с.
7. Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. В. В. Лукьянова, В. С. Прохорова, В. Ф. Щепелькова. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. — 600 с.
8. Ханмагомедов С. З. Помилование: уголовно-правовой и криминологический аспекты : По материалам Республики Дагестан : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Ханмагомедов Сиражутдин Зейнутдинович. — Махачкала, 2006. — 160 с.
9. Хатуев В. Б. Уголовно-правовые проблемы помилования / В. Б. Хатуев // Государство и право. — 2009. — № 6. — С. 32—43.


Стр.40



КриминалистЪ. 2016. №2(19)