Страницы 3-6ВСЕ СТАТЬИСодержание Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года) Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение» Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства
|
Г. В. ШТАДЛЕР директор Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации государственный советник юстиции 2 класса
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, НАДЗОРНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХправоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года) В рамках обозначенной темы межведомственного совещания хотел бы привлечь внимание уважаемых коллег к некоторым актуальным проблемам работы правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних. Не вызывает сомнения, что решение данных задач должно находиться в центре внимания всех государственных, правоохранительных, надзорных органов, а также общественных организаций. Подчеркну, что доклад основан на материалах общероссийской надзорной практики прокуроров и исследованиях Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации через призму оценки состояния и тенденций развития национального законодательства. Гарантией защиты прав несовершеннолетних правонарушителей служит законодательство Российской Федерации, которое основывается на общих принципах международного права в данной области, разработанных в рамках ООН и закрепленных в международных договорах. В их числе Международная Конвенция о правах ребенка 1989 года, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года)(1). В указанных документах предусмотрен ряд правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и содержащих общие требования по обращению с детьми, совершившими правонарушения(2). В Российской Федерации эти положения нашли свое отражение в Указе Президента России Владимира Владимировича Путина от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», определившем, что обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов национальной политики. Этим же Указом Президента России введено понятие дружественного ребенку правосудия, под которым понимается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, Стр.3 гарантирующая уважение прав ребенка и их обеспечение с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания обстоятельств дела. Эффективность противодействия преступности несовершеннолетних во многом зависит от содержания уголовно-правовых норм, регламентирующих их уголовную ответственность. В настоящее время уголовное законодательство России в целом соответствует международным принципам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(1). Основные принципы уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются в том, что санкции и ограничительные меры уголовно-правового характера должны базироваться на социальной интеграции и предупреждении совершения правонарушений, а применение уголовных санкций должно исходить из принципов пропорциональности и индивидуализации ответственности(2). Несмотря на наметившуюся в последние 10 лет в целом по стране тенденцию к снижению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, уровень преступности в рассматриваемой сфере по-прежнему остается высоким, и Южный федеральный округ не исключение. В связи с этим всем правоохранительным органам и прокурорам всех степеней необходимо постоянно предпринимать комплекс скоординированных мер по профилактике и противодействию преступности в этой сфере, а также по повышению эффективности соответствующего прокурорского надзора. Ведущие российские ученые-криминологи сегодня выделяют следующие основные направления профилактики преступности несовершеннолетних(3). Первое направление — нормативно-правовое регулирование указанной сферы правоотношений, которое, несомненно, требует постоянного совершенствования. В связи с этим Академия и Генеральная прокуратура Российской Федерации считают целесообразным принятие в каждом субъекте Российской Федерации специальных нормативно-правовых актов (региональных законов) о профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Полагаем, что на их основе соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов могут формироваться региональные программы комплексных мер по профилактике таких правонарушений и определяться порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве положительных примеров такого нормотворчества можно привести принятые в ряде российских регионов Законы «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан», «О защите нравственности и здоровья детей» (законы Республик Татарстан (2009 г.), Чувашия (2007 г.), Забайкальского края (2011 г.), Мурманской области (2009 г.), Архангельской области (2009 г.), Астраханской области (2006 г.), Владимирской области (2006 г.) и другие) и ряд других, которые успешно сегодня реализуются. Второе направление — координационное. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений этой категории Стр.4 граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проведенный общероссийский анализ показал, что работа по профилактике подростковой преступности не всегда дает желаемые результаты. К числу основных причин такого положения дел следует отнести отсутствие должного взаимообмена информацией между субъектами системы профилактики, предусмотренного ст. 9 вышеназванного Федерального закона, что ведет к несвоевременному выявлению семей, находящихся не только в социально опасном положении, но и в трудной жизненной ситуации, в том числе неполных семей, нуждающихся в особой социально-педагогической помощи. Гарантом успешного решения задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики могло бы явиться создание в субъектах Российской Федерации единой региональной (общероссийской) базы данных о неблагополучных детях и семьях, к которой имели бы равный доступ все субъекты системы профилактики. При этом в целях предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних работа уполномоченных органов должна обязательно включать в себя: социально-психологическую и педагогическую реабилитацию; работу с семьями (вовлечение родителей и детей в совместную деятельность в творческих мастерских, где каждый ребенок может почувствовать себя успешным и нужным); воспитательную деятельность, включающую в себя нравственный, правовой, гражданско-патриотический, экологический воспитательные процессы; организацию культурно-досуговой, познавательной и иной деятельности. В числе основных приоритетов в работе органов прокуратуры следует выделить в первую очередь необходимость более широкого использования в этих целях координационных и надзорных полномочий. Третье направление связано непосредственно с выявлением и пресечением правонарушений несовершеннолетних. В современных условиях в целях оперативного реагирования на складывающиеся криминальные тенденции в подростковой среде Генеральным прокурором Российской Федерации Ю. Я. Чайкой всем прокурорам предписано осуществлять ежемесячный анализ состояния преступности в этой сфере, давать своевременную оценку эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, регулярно проводить проверки исполнения органами внутренних дел требований Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; по результатам анализа направлять руководителям органов исполнительной власти информацию, содержащую выводы и конкретные предложения, а также предпринимать исчерпывающий комплекс мер по осуществлению прокурорского надзора за расследованием рассматриваемых преступлений(1). Результаты надзорной деятельности по Южному федеральному округу соответствуют общероссийским тенденциям. Сегодня повсеместно в России прокуроры отмечают отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами и организациями (учреждениями) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ослабление ведомственного контроля со стороны руководителей соответствующих органов. Нередко присутствует формализм в индивидуально-профилактической работе с неблагополучными подростками и семьями, не обеспечиваются системные меры по раннему выявлению неблагополучных семей, оказанию помощи в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Явно недостаточна координирующая роль Стр.5 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таким образом, анализ состояния законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет констатировать, что до настоящего времени действенная система профилактики сложилась еще не везде. Следует отметить, что одной из причин, способствующих совершению подростками правонарушений и преступлений, является неисполнение родителями своих конституционных обязанностей по заботе о детях, их воспитанию, защите прав и интересов. С учетом этого все субъекты профилактики должны быть ориентированы на своевременное выявление таких семей и принятие мер профилактического характера, в том числе привлечение законных представителей к административной и уголовной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и ст. 156 УК РФ соответственно. Таким образом, проблема совершения преступлений как самими несовершеннолетними, так и в отношении их продолжает оставаться актуальной и острой, а складывающееся положение в сфере профилактики безнадзорности, насилия и жестокости по отношению к детям создает реальные предпосылки для более эффективного задействования всех кадровых, интеллектуальных и информационных ресурсов для решения проблем детского и семейного благополучия. Исходя из целей государственной политики в данной сфере акцент должен быть сделан на профилактике и комплексном подходе. Именно консолидация усилий всех заинтересованных государственных и общественных структур, их взаимодействие и слаженная работа определяют основные подходы и приоритеты защиты прав ребенка и семьи в целом. Библиографический список Стр.6
|
КриминалистЪ. 2016. №2(19) |