Страницы 81-85


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Штадлер Г. В. Актуальные вопросы работы государственных, надзорных и правоохранительных органов в сфере профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних (доклад на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа 28 октября 2016 года)

Безбородов Д. А. Об использовании сравнительных методов в уголовно-правовом исследовании

Зарубин А. В. Ответственность за незаконное предпринимательство в уголовном праве зарубежных государств

Краев Д. Ю. Некоторые вопросы квалификации убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Любавина М. А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через Государственную границу Российской Федерации

Романова В. В. К вопросу о соотношении понятий «служебные полномочия» и «служебное положение»

Федышина П. В. Взаимосвязь вины и способа совершения преступления

Щепельков В. Ф., Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Критический анализ предложений по реформированию института помилования в российском праве

Данилова Н. А., Резяпкина Н. Ф. О некоторых направлениях подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения по уголовному делу о незаконном предпринимательстве

Елагина Е. В. Заключение специалиста: некоторые проблемы формирования и использования

Серова Е. Б., Воронкова О. А. К вопросу о необходимости назначения повторных судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам о ятрогенных преступлениях

Ларинков А. А., Кузнецова Л. В. Анализ и оценка прокурором нарушений, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Торговченков В. И. Актуальные вопросы назначения и производства судебной экспертизы

Шадрин В. С., Андросов С. В. О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования

Григорьева М. А., Беляева А. С. Анализ прокурором материалов уголовного дела: сущность и основные направления

Коряченцова С. И. Отдельные вопросы прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства

Кустов М. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных в пенитенциарных учреждениях

Васильчикова Н. А. Защита прокурором публичных интересов в гражданском процессе

Гуреева О. А. Роль и значение участия прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе

Фирсов В. В. Осуществление контроля за представлением налогоплательщиками налоговых деклараций как одна из основ оптимизации налоговой системы

Басов С. Л. Особенности производства по делу об административно наказуемом правонарушении — нанесении побоев

Честнов И. Л. Государство в постклассическом измерении

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства



Рейтинг@Mail.ru

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 М. Н. КУСТОВ                                                             УДК 347.963

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Включив в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» отдельную главу, посвященную надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, законодатель, безусловно, подчеркнул важность данного направления прокурорской деятельности.

Количество осужденных в России продолжает оставаться одним из самых значительных в мире, несмотря на тенденцию сокращения за последние пять-семь лет. По состоянию на 1 августа 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось более 649 тыс. человек, из них 85 % составляют мужчины в трудоспособном возрасте(1).

Не подлежит сомнению, что и в местах лишения свободы осужденный остается человеком и гражданином и имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Находясь в изоляции от общества, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, по понятным причинам не могут реализовать ряд своих прав. Это становится возможным только при помощи администрации учреждения, в котором они содержатся. Более того, соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является обязанностью администрации пенитенциарного учреждения. Увы, приходится констатировать тот факт, что указанная обязанность выполняется далеко не всегда.

В. Воронин отмечает, что после принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) прокуратура стала выступать в роли основного гаранта соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Осужденные и лица, в отношении которых реализовываются меры уголовно-пра-вового или уголовно-процессуального воздействия, в силу того, что находятся в зависимом от соответствующего органа или учреждения положении, не всегда в состоянии самостоятельно отстаивать свои права, свободы и законные интересы, а также обращаться за их защитой и обеспечением(2).

Именно поэтому необходимость надзорной функции прокурорского корпуса по неукоснительному соблюдению прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, особо отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в 2016 году на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации(3).

Генеральный прокурор Российской Федерации в отраслевом приказе ставит задачу перед прокурорами уделять пристальное внимание законности деятельности исправительных учреждений, в случае необходимости принимать меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и добиваться реального устранения выявленных нарушений закона(4).

Стр.81

1.Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Федеральная служба исполнения наказаний : офиц. сайт. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkayahar-kaUIS (дата обраще-ния: 20.10.2016).
2. Воронин О. В. Становление пенитенциарного надзора в России: исторические аспекты : монография. Томск, 2010.
3. Президент России : сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51553 (дата обращения: 01.11.2016).
4. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, след-ственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-шении преступлений : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 16 янв. 2014 г. № 6. Надзор на этом направлении прокурорской деятельности рассматривается как важная составляющая общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы.

С большой долей условности всех осужденных можно разделить на две группы: те, кто трудоустроен в исправительном учреждении, и те, кто по разным причинам отказался трудиться либо не трудоустроен администрацией исправительного учреждения. В 2015 году число трудоустроенных осужденных в Российской Федерации составляло около 200 тыс. человек.

В этой связи возрастает значимость прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных к лишению свободы.

Учитывая объективные свойства труда, законодатель, естественно, рассматривает его как одно из основных средств исправления осужденных, средств содействия достижению целей наказания. Именно поэтому каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.

При этом принцип обязательности труда отнюдь не свидетельствует о нарушении требований Конституции Российской Федерации, запрещающей принудительный труд.

Как следует из выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в одном из своих решений правовой позиции, положения ст. 103 УИК РФ, обязывающие каждого осужденного к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, будучи направленными на исправление осужденных, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан(1).

Указанная позиция также согласуется с требованиями международно-правовых актов. Согласно подп. 2 п. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых 30.08.1955 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. При этом в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми 11.01.2006 Комитетом министров Совета Европы, труд в пенитенциарном учреждении следует рассматривать в качестве позитивного элемента режима содержания заключенных.

Осуществляя пенитенциарный надзор, прокурорам необходимо исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполни-тельного и трудового законодательства.

Однако, как показывают проверки, проведенные специализированными прокуратурами, осуществляющими надзор за деятельностью исправительных учреждений, указанные обязанности как самими осужденными, так и администрациями исправительных учреждений исполняются ненадлежащим образом.

Так, в 2015 году органами прокуратуры Российской Федерации  выявлено более 14 тыс. нарушений закона при привлечении осужденных к труду, в связи с чем соответствующим должностным лицам внесено более 1,1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено чуть более 1,5 тыс. должностных лиц(2).

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что значительная часть трудоспособных осужденных не привлекается к оплачиваемому труду. Администрации учреждений в нарушение требований закона не принимают конкретных и действенных мер по созданию рабочих мест,

Стр.82

1.Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 22 янв. 2014 г. № 111-О.
2. О состоянии законности и прокурорского надзора при привлечении осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду и возмещении осужденными материального ущер-ба от преступлений : информ. письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 15 марта 2016 г. № 17-14-2016.

в связи с чем на сегодняшний день организация труда в местах лишения свободы крайне неудовлетворительна, наблюдается негативная динамика трудоустройства осужденных.

Указанная ситуация осложняется рядом факторов: увеличивается число осужденных с неблагоприятными социальными характеристиками и состоянием здоровья; остается низкой как профессиональная квалификация осужденных, так и их заработная плата; велика доля лиц, осужденных на короткие сроки, что часто не позволяет не только их трудоустроить, но и обучить какой-либо профессии; не соответствует структура имеющихся рабочих мест трудовому потенциалу осужденных; сохраняются низкий уровень социальной защиты, размытость трудовых правоотношений, неблагоприятные условия труда, различные формы дискриминации, разнообразные трудовые конфликты, развитие неформальной и теневой занятости, нищета и пр.

Складывающаяся ситуация создает в местах лишения свободы специфические социально-трудовые отношения, объединяющие элементы дискриминации и до сих пор сохраняющие черты рабского труда и крепостничества.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на несоблюдение администрациями исправительных учреждений обязанности по привлечению каждого осужденного к оплачиваемому труду, является более чем плачевное материально-техническое состояние самих пенитенциарных учреждений. Подавляющее большинство исправительных учреждений в Российской Федерации построены еще в советский период, многие были перепрофилированы из бывших воинских частей.

Именно поэтому во многих колониях производственные участки занимают небольшую территорию внутри самого учреждения, в связи с чем привлечь к сотрудничеству необходимое число предпринимателей либо организовать свое производство фактически невозможно, как следствие — незначительное количество привлеченных к оплачиваемому труду осужденных.

В целом по Российской Федерации оплачиваемым трудом в 2015 году были обеспечены только 38 % трудоспособных осужденных к лишению свободы. При этом осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства, в связи с чем бремя их содержания ложится на плечи налогоплательщиков.

В итоге из общей суммы исковых требований — 60 393 731 тыс. р. — возмещено лишь 1 522 328 тыс. р., т. е. не более 2,5 %.

Анализ этих статистических показателей говорит о том, что осужденными к лишению свободы практически не возмещается материальный ущерб от преступлений потерпевшим и бюджетам всех уровней. Указанное положение дел не отвечает принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.

Более того, как считает М. С. Нурбаев, в современных условиях, когда рынок труда подвержен перманентным кризисам, лишение осужденного возможности трудиться, поддерживать свою квалификацию может рассматриваться как ужесточение наказания или даже как «дополнительное» наказание. Потеряв или понизив свою квалификацию в местах лишения свободы, человек понижает свою конкурентоспособность на рынке труда, что может лишить его работы, подтолкнуть к девиантному поведению(1).

Большое количество нарушений, выражающихся в несоблюдении продолжительности рабочего времени осужденных к лишению свободы, правил охраны и оплаты труда, техники безопасности и производственной санитарии, выявляются прокурорами при проверке производств, действующих на территории исправительных учреждений.

Проверки, проведенные в 2015 году Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, показали, что всеми без исключения исправительными

Стр.83

1.Нурбаев М. С. Организационно-правовые основы привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказаний России : монография. М., 2015.

учреждениями, находящимися на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, допускаются нарушения законодательства об охране труда и технике безопасности при привлечении осужденных к оплачиваемому труду.

Как показывает практика, выявленные нарушения законов негативно сказываются на здоровье и жизни привлеченных к труду осужденных. В 2015 году на территории Российской Федерации имели место 387 (за предыдущий год — 466) случаев травматизма на рабочем месте осужденных, из них с летальным исходом — 13 (за предыдущий год — 10)(1).

Прокурорами на местах также выявлялись нарушения, связанные с оплатой труда осужденных.

Например, проведенной проверкой в ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлены факты нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних осужденных в части порядка начисления и выплаты им заработной платы. В связи с чем по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного Ленинградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, воспитательная колония привлечена Государственной инспекцией труда в г. Санкт-Петербурге к административной ответственности в виде штрафа. Права осужденных, предусмотренные трудовым законодательством, восстановлены.

Результаты анализа прокурорской практики свидетельствуют о необходимости проведения системных проверок исполнения законодательства при привлечении к труду осужденных к лишению свободы и принятия имеющихся в распоряжении прокуроров мер реагирования.

Сохранившийся арсенал средств прокурорского реагирования на выявляемые нарушения носит традиционный характер и включает: представление, протест, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Однако в случае выявления фактов незаконного наложения на осужденного дисциплинарного взыскания прокурор вправе отменить его своим постановлением, которое приобщается к личному делу осужденного, немедленно освободить осужденного из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Следует отметить, что в рассматриваемой нами сфере надзорной деятельности Генеральная прокуратура Российской Федерации нацеливает прокуроров принимать меры не только к администрациям исправительных учреждений, но и к самим осужденным.

В качестве примера приведем прокуратуру Тюменской области, направлявшую в суды исковые заявления в отношении уклоняющихся от трудоустройства осужденных о возмещении затрат на их содержание, что способствовало увеличению количества привлеченных к труду осужденных, имеющих исполнительные листы(2).

По отношению осужденного к труду в большей степени, по сравнению с другими основными средствами исправления, можно судить о его стремлении к искуплению вины, становлению на путь исправления(3).

Условно-досрочное освобождение осужденного является наиболее ощутимым стимулом роста производительности его труда. Стремясь досрочно освободиться из мест лишения свободы, осужденные достигают более высоких производственных результатов благодаря повышению общего и специального

Стр.84

1.О состоянии законности ...
2. Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Тюмени от 10 февр. 2016 г. по делу № 2-1606/2016/3м // Архив судебных участков Ленинского судебного района г. Тюмени.
3. Минязева Т. Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Россий-ская юстиция. 2013. № 3. С. 31—33.

образования, честному отношению к труду, крепкой трудовой дисциплине. Все это имеет первостепенное значение для исправления и перевоспитания осужденных(1). Отношение осужденного к труду является одним из важных факторов, который необходимо учитывать суду и органам прокуратуры при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания(2).

Конечно же, следует заметить, что контроль и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, осуществляется не только прокуратурой, но и многими другими государственными органами и негосударственными организациями. Но это ни в коем случае не умаляет значимость прокурорского надзора, а скорее подчеркивает его необходимость и потребность в совершенствовании.

Осужденному, чтобы защитить свои права или сообщить о произволе сотрудников уголовно-исполнительной системы, достаточно обратиться к прокурору письменно либо устно на личном приеме в самом исправительном учреждении. На практике данный способ защиты является чуть ли не единственным, но при этом самым эффективным.

По этой причине надзор за соблюдением прав осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, имеет особую актуальность, может рассматриваться как важная составляющая общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы(3).

Библиографический список
1. Воронин О. В. Становление пенитенциарного надзора в России: исторические аспекты : монография / О. В. Воронин ; Том. гос. ун-т. — Томск : Изд-во НТЛ, 2010. — 144 с.
2. Минязева Т. Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т. Ф. Минязева // Российская юстиция. — 2013. — № 3. — С. 31—33.
3. Нурбаев М. С. Организационно-правовые основы привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказаний России : монография / М. С. Нурбаев. — Москва : НИИ ФСИН России, 2015. — 84 с.
4. Участие в общественно полезном труде — обязанность каждого осужденного : лекц.-метод. разработка / Полит. отд. ИТУ МВД СССР. — Москва, 1979. — 21 с.
 


Стр.85

1.Участие в общественно полезном труде — обязанность каждого осужденного : лекц.-метод. разработка / Полит. отд. ИТУ МВД СССР. М., 1979.
2. О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, заме-ны неотбытой части наказания более мягким видом наказания : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 21 апр. 2009 г. № 8.
3. Магомедрасулов М. М., Сотченко С. Д., Чобанян А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов в колониях-поселениях. М., 2014.


КриминалистЪ. 2016. №2(19)