ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
М. Н. КУСТОВ УДК 347.963
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ
В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Включив в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» отдельную главу, посвященную надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, законодатель, безусловно, подчеркнул важность данного направления прокурорской деятельности.
Количество осужденных в России продолжает оставаться одним из самых значительных в мире, несмотря на тенденцию сокращения за последние пять-семь лет. По состоянию на 1 августа 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось более 649 тыс. человек, из них 85 % составляют мужчины в трудоспособном возрасте(1).
Не подлежит сомнению, что и в местах лишения свободы осужденный остается человеком и гражданином и имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Находясь в изоляции от общества, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, по понятным причинам не могут реализовать ряд своих прав. Это становится возможным только при помощи администрации учреждения, в котором они содержатся. Более того, соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является обязанностью администрации пенитенциарного учреждения. Увы, приходится констатировать тот факт, что указанная обязанность выполняется далеко не всегда.
В. Воронин отмечает, что после принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) прокуратура стала выступать в роли основного гаранта соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Осужденные и лица, в отношении которых реализовываются меры уголовно-пра-вового или уголовно-процессуального воздействия, в силу того, что находятся в зависимом от соответствующего органа или учреждения положении, не всегда в состоянии самостоятельно отстаивать свои права, свободы и законные интересы, а также обращаться за их защитой и обеспечением(2).
Именно поэтому необходимость надзорной функции прокурорского корпуса по неукоснительному соблюдению прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, особо отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в 2016 году на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации(3).
Генеральный прокурор Российской Федерации в отраслевом приказе ставит задачу перед прокурорами уделять пристальное внимание законности деятельности исправительных учреждений, в случае необходимости принимать меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и добиваться реального устранения выявленных нарушений закона(4).
Стр.81
С большой долей условности всех осужденных можно разделить на две группы: те, кто трудоустроен в исправительном учреждении, и те, кто по разным причинам отказался трудиться либо не трудоустроен администрацией исправительного учреждения. В 2015 году число трудоустроенных осужденных в Российской Федерации составляло около 200 тыс. человек.
В этой связи возрастает значимость прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении к труду осужденных к лишению свободы.
Учитывая объективные свойства труда, законодатель, естественно, рассматривает его как одно из основных средств исправления осужденных, средств содействия достижению целей наказания. Именно поэтому каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.
При этом принцип обязательности труда отнюдь не свидетельствует о нарушении требований Конституции Российской Федерации, запрещающей принудительный труд.
Как следует из выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в одном из своих решений правовой позиции, положения ст. 103 УИК РФ, обязывающие каждого осужденного к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения, будучи направленными на исправление осужденных, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан(1).
Указанная позиция также согласуется с требованиями международно-правовых актов. Согласно подп. 2 п. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых 30.08.1955 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. При этом в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми 11.01.2006 Комитетом министров Совета Европы, труд в пенитенциарном учреждении следует рассматривать в качестве позитивного элемента режима содержания заключенных.
Осуществляя пенитенциарный надзор, прокурорам необходимо исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполни-тельного и трудового законодательства.
Однако, как показывают проверки, проведенные специализированными прокуратурами, осуществляющими надзор за деятельностью исправительных учреждений, указанные обязанности как самими осужденными, так и администрациями исправительных учреждений исполняются ненадлежащим образом.
Так, в 2015 году органами прокуратуры Российской Федерации выявлено более 14 тыс. нарушений закона при привлечении осужденных к труду, в связи с чем соответствующим должностным лицам внесено более 1,1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено чуть более 1,5 тыс. должностных лиц(2).
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что значительная часть трудоспособных осужденных не привлекается к оплачиваемому труду. Администрации учреждений в нарушение требований закона не принимают конкретных и действенных мер по созданию рабочих мест,
Стр.82
в связи с чем на сегодняшний день организация труда в местах лишения свободы крайне неудовлетворительна, наблюдается негативная динамика трудоустройства осужденных.
Указанная ситуация осложняется рядом факторов: увеличивается число осужденных с неблагоприятными социальными характеристиками и состоянием здоровья; остается низкой как профессиональная квалификация осужденных, так и их заработная плата; велика доля лиц, осужденных на короткие сроки, что часто не позволяет не только их трудоустроить, но и обучить какой-либо профессии; не соответствует структура имеющихся рабочих мест трудовому потенциалу осужденных; сохраняются низкий уровень социальной защиты, размытость трудовых правоотношений, неблагоприятные условия труда, различные формы дискриминации, разнообразные трудовые конфликты, развитие неформальной и теневой занятости, нищета и пр.
Складывающаяся ситуация создает в местах лишения свободы специфические социально-трудовые отношения, объединяющие элементы дискриминации и до сих пор сохраняющие черты рабского труда и крепостничества.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на несоблюдение администрациями исправительных учреждений обязанности по привлечению каждого осужденного к оплачиваемому труду, является более чем плачевное материально-техническое состояние самих пенитенциарных учреждений. Подавляющее большинство исправительных учреждений в Российской Федерации построены еще в советский период, многие были перепрофилированы из бывших воинских частей.
Именно поэтому во многих колониях производственные участки занимают небольшую территорию внутри самого учреждения, в связи с чем привлечь к сотрудничеству необходимое число предпринимателей либо организовать свое производство фактически невозможно, как следствие — незначительное количество привлеченных к оплачиваемому труду осужденных.
В целом по Российской Федерации оплачиваемым трудом в 2015 году были обеспечены только 38 % трудоспособных осужденных к лишению свободы. При этом осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства, в связи с чем бремя их содержания ложится на плечи налогоплательщиков.
В итоге из общей суммы исковых требований — 60 393 731 тыс. р. — возмещено лишь 1 522 328 тыс. р., т. е. не более 2,5 %.
Анализ этих статистических показателей говорит о том, что осужденными к лишению свободы практически не возмещается материальный ущерб от преступлений потерпевшим и бюджетам всех уровней. Указанное положение дел не отвечает принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Более того, как считает М. С. Нурбаев, в современных условиях, когда рынок труда подвержен перманентным кризисам, лишение осужденного возможности трудиться, поддерживать свою квалификацию может рассматриваться как ужесточение наказания или даже как «дополнительное» наказание. Потеряв или понизив свою квалификацию в местах лишения свободы, человек понижает свою конкурентоспособность на рынке труда, что может лишить его работы, подтолкнуть к девиантному поведению(1).
Большое количество нарушений, выражающихся в несоблюдении продолжительности рабочего времени осужденных к лишению свободы, правил охраны и оплаты труда, техники безопасности и производственной санитарии, выявляются прокурорами при проверке производств, действующих на территории исправительных учреждений.
Проверки, проведенные в 2015 году Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, показали, что всеми без исключения исправительными
Стр.83
учреждениями, находящимися на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, допускаются нарушения законодательства об охране труда и технике безопасности при привлечении осужденных к оплачиваемому труду.
Как показывает практика, выявленные нарушения законов негативно сказываются на здоровье и жизни привлеченных к труду осужденных. В 2015 году на территории Российской Федерации имели место 387 (за предыдущий год — 466) случаев травматизма на рабочем месте осужденных, из них с летальным исходом — 13 (за предыдущий год — 10)(1).
Прокурорами на местах также выявлялись нарушения, связанные с оплатой труда осужденных.
Например, проведенной проверкой в ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлены факты нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних осужденных в части порядка начисления и выплаты им заработной платы. В связи с чем по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного Ленинградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, воспитательная колония привлечена Государственной инспекцией труда в г. Санкт-Петербурге к административной ответственности в виде штрафа. Права осужденных, предусмотренные трудовым законодательством, восстановлены.
Результаты анализа прокурорской практики свидетельствуют о необходимости проведения системных проверок исполнения законодательства при привлечении к труду осужденных к лишению свободы и принятия имеющихся в распоряжении прокуроров мер реагирования.
Сохранившийся арсенал средств прокурорского реагирования на выявляемые нарушения носит традиционный характер и включает: представление, протест, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Однако в случае выявления фактов незаконного наложения на осужденного дисциплинарного взыскания прокурор вправе отменить его своим постановлением, которое приобщается к личному делу осужденного, немедленно освободить осужденного из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Следует отметить, что в рассматриваемой нами сфере надзорной деятельности Генеральная прокуратура Российской Федерации нацеливает прокуроров принимать меры не только к администрациям исправительных учреждений, но и к самим осужденным.
В качестве примера приведем прокуратуру Тюменской области, направлявшую в суды исковые заявления в отношении уклоняющихся от трудоустройства осужденных о возмещении затрат на их содержание, что способствовало увеличению количества привлеченных к труду осужденных, имеющих исполнительные листы(2).
По отношению осужденного к труду в большей степени, по сравнению с другими основными средствами исправления, можно судить о его стремлении к искуплению вины, становлению на путь исправления(3).
Условно-досрочное освобождение осужденного является наиболее ощутимым стимулом роста производительности его труда. Стремясь досрочно освободиться из мест лишения свободы, осужденные достигают более высоких производственных результатов благодаря повышению общего и специального
Стр.84
образования, честному отношению к труду, крепкой трудовой дисциплине. Все это имеет первостепенное значение для исправления и перевоспитания осужденных(1). Отношение осужденного к труду является одним из важных факторов, который необходимо учитывать суду и органам прокуратуры при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания(2).
Конечно же, следует заметить, что контроль и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, осуществляется не только прокуратурой, но и многими другими государственными органами и негосударственными организациями. Но это ни в коем случае не умаляет значимость прокурорского надзора, а скорее подчеркивает его необходимость и потребность в совершенствовании.
Осужденному, чтобы защитить свои права или сообщить о произволе сотрудников уголовно-исполнительной системы, достаточно обратиться к прокурору письменно либо устно на личном приеме в самом исправительном учреждении. На практике данный способ защиты является чуть ли не единственным, но при этом самым эффективным.
По этой причине надзор за соблюдением прав осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, имеет особую актуальность, может рассматриваться как важная составляющая общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы(3).
Библиографический список
1. Воронин О. В. Становление пенитенциарного надзора в России: исторические аспекты : монография / О. В. Воронин ; Том. гос. ун-т. — Томск : Изд-во НТЛ, 2010. — 144 с.
2. Минязева Т. Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года / Т. Ф. Минязева // Российская юстиция. — 2013. — № 3. — С. 31—33.
3. Нурбаев М. С. Организационно-правовые основы привлечения к труду осужденных в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказаний России : монография / М. С. Нурбаев. — Москва : НИИ ФСИН России, 2015. — 84 с.
4. Участие в общественно полезном труде — обязанность каждого осужденного : лекц.-метод. разработка / Полит. отд. ИТУ МВД СССР. — Москва, 1979. — 21 с.
Стр.85
|