Страницы 37-42


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Открытие круглого стола. Дудин Н.П., Маврин С. П.

Васильева Т. А. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации

Бессарабов В. Г. Реализация прокуратурой положений Конституции Российской Федерации о защите прав

Лакота С. В. Роль управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в защите конституционных прав и свобод граждан

Красовская Л. П. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Честнов И. Л. Конституция с точки зрения экономического анализа права: проблемы и перспективы

Амплеева Е. Е. Российская Конституция и международное право

Басов С. Л. Правовые основы ограничения конституционного права на личную неприкосновенность при административном задержании

Васильчикова Н. А. Защита прокурором прав и законных интересов граждан в порядке гражданского производства

Чернышева Л. А. Самозащита как способ защиты работником своих прав

Никифорова Н. Н. Проблемы реализации конституционных гарантий соблюдения прав собственников при принудительном изъятии у них жилых помещений

Шадрин В. С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в теории и практике

Ларинков А. А. Конституционный принцип состязательности сторон и роль суда в доказывании обстоятельств уголовного дела

Шиплюк В. А. Конституционно-правовой смысл института возвращения уголовного дела судом прокурору (в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 г. № 16-П)

Попов А. Н. О начале уголовно-правовой охраны жизни в Российской Федерации

Любавина М. А. К вопросу о криминализации немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Безбородов Д. А. Принципы уголовной ответственности за совместное совершение преступления

Морозова Ю. В. Неправомерные действия при банкротстве и фиктивное банкротство: некоторые вопросы правоприменения

Краев Д. Ю. Уголовно-правовая характеристика необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ)

Елагина Е. В. Роль Конституции Российской Федерации и решений Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении преодоления противодействия расследованию, осуществляемого путем отказа от дачи сравнительных образцов в связи с назначением судебной экспертизы

Новое в криминалистике ( А. В. Холопов)

Сведения об авторах и составителях



Рейтинг@Mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

 С. Л. БАСОВ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗАДЕРЖАНИИ


Административное задержание связано с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, которое закреплено в ст.ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,  ст. 22 Конституции Российской Федерации.

Так, Конституция Российской Федерации (ст. 22), гарантируя каждому право на свободу и личную неприкосновенность, определяет, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

При этом под личной неприкосновенностью понимается «недопустимость физического воздействия на личность, ограничения ее индивидуальной свободы, унижения ее чести и достоинства»(1).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на личную неприкосновенность «может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности»(2). При реализации этого конституционного требования особую актуальность приобретает проблема правомерного ограничения права на личную неприкосновенность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе и при применении административного задержания, предусмотренного ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административное задержание — одна из мер административного принуждения, является разновидностью юридического задержания(3). В российском законодательстве используется более широкое понятие — «задержание» — как мера государственного принуждения, связанная с кратковременным ограничением свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там. Такая мера, по мнению некоторых исследователей, применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью(4). Так, ст. 14 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ предусматривает применение 13 видов юридического задержания.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание может быть применено в исключительных случаях:

Стр.37

1. Опалева А. А. Развитие института личной неприкосновенности в России // Вестник Ака-демии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 2. С. 14.
2. См.: По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях, пункта 1 ста-тьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова : постановление Конституци-онного Суда Рос. Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П.
3. Под юридическим задержанием принято понимать процессуальное оформление задержания, т. е. составление протокола об этом, которое происходит после фактического задержания и доставления физического лица. См. об этом: Мельников В. Ю. Обеспечение прав граждан в ходе досудебного производства. М., 2006. С. 366 ; Панокин А. М. Задержание подозревае-мого в уголовном судопроизводстве // Акту-альные проблемы российского права. 2013. № 4. С. 483—490.
4. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин [и др.]. М., 2012. 552 с.

если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении. Юридический анализ указанной нормы права дает основание для определения сущности административного задержания: это ограничение прав и свобод физического лица, и в первую очередь права на свободу передвижения и общения с неограниченным кругом лиц. Такой вывод соответствует правовой позиции Европейского Суда по правам человека, который, проводя толкование ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., отмечает, что лишение физической свободы фактически может приобретать разнообразные формы, не всегда адекватные классическому тюремному заключению, и предлагает оценивать их не по формальным, а по сущностным признакам, в том числе по таким, как невозможность свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц(1). К тому же Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина при ограничении неприкосновенности личности, ссылается именно на данную правовую позицию Европейского Суда по правам человека(2).

Определяя законность административного задержания, следует обратить внимание на следующие факторы:

наличие оснований и мотивов задержания;

наличие компетенции органа или должностного лица на применение данной меры;

обеспечение неприкосновенности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), а также соблюдение особых условий применения задержания в отношении этих лиц;

соблюдение процедуры задержания;

соблюдение сроков задержания;

обеспечение условий содержания задержанных.

Законодатель, конкретизируя основания применения административного задержания, установил: кратковременное ограничение свободы физического лица может быть применено в исключительных случаях.

Во-первых, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. По общему правилу на срок до трех часов могут быть задержаны физические лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, в целях установления личности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ).

Стр.38

1. См.: пункт 14 постановления от 1 июля 1961 г. по делу «Лоулесс (Lawless) против Ирландии» (№ 3) ; пп. 92 и 102 постановления от 6 нояб. 1980 г. по делу «Гуццарди (Guzzardi) против Италии» ; пп. 55 и 68 постановления от 28 окт. 1994 г. по делу «Мюррей (Murray) против Соединенного Королевства».
2. См. : По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П.

Конституционный Суд Российской Федерации по данному вопросу придерживается следующей правовой позиции: «Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда»(1).

При этом факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения о привлечении к административной ответственности. Конституционный Суд Российской Федерации считает, что само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования  ст. 22 Конституции Российской Федерации(2).

Во-вторых, административное задержание может быть применено, если это необходимо, для исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Согласно закону лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ). Административное задержание является правомерным, если оно обусловлено характером правонарушения и необходимо для последующего исполнения решения по делу об административном правонарушении. В разъяснении Верховного Суда Российской Федерации(3) подчеркивается, что лишь необходимость составления в отношении физического лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица. Мотивы задержания должны быть указаны в протоколе об административном задержании. Ими, например, могут быть : отсутствие постоянного места жительства в данном населенном пункте или семьи; наличие данных о том, что физическое лицо намерено уклониться от явки в суд.

В пунктах 1—10 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ должностным лицам различных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иным лицам) предоставлено право осуществлять административное задержание при выявлении различных административных правонарушений. Должностным лицам органов внутренних дел такое право дано не только при выявлении административных правонарушений, дела о которых расследуют и рассматривают органы внутренних дел, но и при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц, имеющих право осуществлять административное задержание, утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти(4).

Должностные лица вышеперечисленных органов исполнительной власти могут

Стр.39

1. Там же.
2. Там же.
3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года : утв. постановлением Президиума Верховного Суда Рос. Федерации от 23 нояб. 2005 г.
4. См., напр.: О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению про-токолов об административных правонарушениях и административному задержанию : при-каз МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 и др.

осуществлять такое задержание при доставлении физических лиц в служебное помещение этих государственных органов. Законодатель в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ использовал неточную формулировку, указав, что задержание осуществляется «при выявлении административных правонарушений», хотя на самом деле эта мера процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяется к доставленным лицам(1).

Федеральными законами в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении отдельных должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции — депутатов, судей, прокуроров. Так, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы не могут быть задержаны без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации(2). В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не допускается задержание прокурора. Статья 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 предоставляет судьям право на неприкосновенность личности. Задержание сотрудника органов Федеральной службы безопасности России при исполнении им служебных обязанностей не допускается без официального представителя органов ФСБ России или решения суда (ст. 17 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ). Не допускается административное задержание руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц (ст. 29 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ).

Об административном задержании составляется протокол, копия которого вручается задержанному лицу по его просьбе. Данный вид протокола, согласно ст. 27.4 КоАП РФ, должен содержать в себе следующие обязательные составляющие:

дату и место составления протокола об административном задержании;

должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о задержанном лице;

время, место и мотивы задержания.

Следует обратить особое внимание на указание в протоколе времени задержания и мотивов задержания. Так, при указании времени административного задержания необходимо указывать не время фактического задержания, а время доставления лица в соответствующий орган. На практике в протоколах вместо мотивов нередко указывают либо основания задержания (подозрение в совершении административного правонарушения), либо цели (необходимость составления протокола об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении и т. п.). Мотив задержания должен объяснять, почему применение данной меры воздействия именно в данном случае явилось необходимым.

Кроме того, при административном задержании должны быть соблюдены и иные правила. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются:

1) родственники;

2) администрация по месту его работы или учебы;

3) защитник.

Следует отметить, что Федеральный закон «О полиции», конкретизируя право задержанного лица на уведомление родственников о факте его задержания,

Стр.40

1. См. об этом: Решетник Ю. Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. 2011. № 10. С. 50—53.
2. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Ст. 19.

закрепляет его право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания. Анализ ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О полиции» позволяет утверждать, что это право должно предоставляться и административно задержанным, хотя некоторые исследователи считают, что право на телефонный разговор может быть предоставлено только лицам, подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию(1).

При административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляются военная комендатура или воинская часть, в которой военнослужащий проходит военную службу (военные сборы). При административном задержании лиц, имеющих специальные звания, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по обороту за контролем наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов незамедлительно уведомляется орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

К числу процедурных правил относится также разъяснение прав и обязанностей административно задержанному лицу, о чем должна быть сделана соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

На сегодняшний день в КоАП РФ можно обнаружить лишь одно право задержанного лица — право на уведомление в кратчайший срок о своем задержании, закрепленное в ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ. Иные права, а тем более обязанности административно задержанных лиц в КоАП РФ не определены.

На наш взгляд, к числу прав задержанных в административном порядке следует отнести право:

знакомиться со всеми материалами дела и получить копию протокола задержания;

уведомлять в кратчайший срок о своем задержании родственников, администрации по месту работы (учебы), а также защитника;

давать объяснения и показания по поводу совершенного правонарушения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;

пользоваться помощью защитника с момента доставления;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

приносить жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом, в том числе не свидетельствовать против самого себя.

К числу обязанностей задержанных следует отнести, например:

соблюдать режим содержания, установленный для лиц, подвергнутых административному задержанию;

Стр.41

1. См. об этом: Хорьков В. Н. Актуальные вопросы административного задержания в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции» // Современное право. 2011. № 11. С. 23—25.

выполнять законные распоряжения уполномоченных должностных лиц;

бережно относиться к имуществу специального помещения или специального учреждения, в которых содержатся задержанные лица.

Без сомнения, перечисленный перечень прав и обязанностей должен быть введен в КоАП РФ.

Административное задержание — это кратковременное лишение свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ — только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать 3 часа, но не должен быть более 48 часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа исполнительной власти.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627.

Этим нормативным документом определено, что задержанные на срок более трех часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах(1).

К условиям содержания отнесен также порядок размещения в специальных помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

В специальном помещении раздельно должны размещаться:

лица мужского пола и женского пола;

несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

В специальных помещениях запрещается размещать:

лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

беременных женщин;

взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Стр.42

1. О минимальных нормах питания и мате-риально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозрева-емых и обвиняемых в совершении преступле-ний, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозрева-емых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время : постановление Правительства Рос. Фе-дерации от 11 апр. 2005 г. № 205.

КриминалистЪ. 2013. №2(13)