Страницы 23-27


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Открытие круглого стола. Дудин Н.П., Маврин С. П.

Васильева Т. А. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации

Бессарабов В. Г. Реализация прокуратурой положений Конституции Российской Федерации о защите прав

Лакота С. В. Роль управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в защите конституционных прав и свобод граждан

Красовская Л. П. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Честнов И. Л. Конституция с точки зрения экономического анализа права: проблемы и перспективы

Амплеева Е. Е. Российская Конституция и международное право

Басов С. Л. Правовые основы ограничения конституционного права на личную неприкосновенность при административном задержании

Васильчикова Н. А. Защита прокурором прав и законных интересов граждан в порядке гражданского производства

Чернышева Л. А. Самозащита как способ защиты работником своих прав

Никифорова Н. Н. Проблемы реализации конституционных гарантий соблюдения прав собственников при принудительном изъятии у них жилых помещений

Шадрин В. С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в теории и практике

Ларинков А. А. Конституционный принцип состязательности сторон и роль суда в доказывании обстоятельств уголовного дела

Шиплюк В. А. Конституционно-правовой смысл института возвращения уголовного дела судом прокурору (в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 г. № 16-П)

Попов А. Н. О начале уголовно-правовой охраны жизни в Российской Федерации

Любавина М. А. К вопросу о криминализации немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Безбородов Д. А. Принципы уголовной ответственности за совместное совершение преступления

Морозова Ю. В. Неправомерные действия при банкротстве и фиктивное банкротство: некоторые вопросы правоприменения

Краев Д. Ю. Уголовно-правовая характеристика необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ)

Елагина Е. В. Роль Конституции Российской Федерации и решений Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении преодоления противодействия расследованию, осуществляемого путем отказа от дачи сравнительных образцов в связи с назначением судебной экспертизы

Новое в криминалистике ( А. В. Холопов)

Сведения об авторах и составителях



Рейтинг@Mail.ru

ВЫСТУПЛЕНИЯ

  Л. П. КРАСОВСКАЯ,
заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин
Санкт-Петербургского юридического института (филиала)
Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
старший советник юстиции,
почетный работник высшего профессионального образования

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Конституция в силу своих юридических свойств — верховенство в системе права; база текущего законодательства; нормативность и прямое действие; гарант стабильности, незыблемости государственного и общественного строя, правового статуса личности; программность — является защитным механизмом прав и свобод личности.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет прямое действие. В ней заложены начала общего конституционного регулирования (положения Конституции являются базовыми категориями для общества, государства, статуса личности) и особенного (в этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит, что Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и

Стр.23

Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование. Положения Конституции никем не оспариваются и применяются на практике).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8 говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию Российской Федерации, в частности тогда, когда закрепленные Конституцией положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и их защиту.

Существует проблема соотношения общего и особенного конституционного регулирования. Иногда говорят, что Конституция не должна опускаться до регулирования конкретных отношений. Очевидно, что вопрос надо ставить иначе: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции? Ценность конституционного регулирования в том, что оно в концентрированном виде может создать базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. 16 раз указывается на гарантированность прав и свобод личности. Во второй главе прямо декларируются гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, в других — опосредованно: гарантии условий их реализации, например гарантии единства экономического пространства, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции), прав малочисленных коренных народов (ст. 69 Конституции). Кроме того, даются гарантии защиты уже гарантированных прямо или опосредованно прав и свобод человека и гражданина и помощи в ней (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ст. 133 Конституции).

Согласно Конституции Российской Федерации защите подлежат не просто права и свободы человека и гражданина, а весь процесс их признания, соблюдения и обеспечения.

Под конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина можно понимать процесс реализации конституционных гарантий их признания, соблюдения и обеспечения. Это стадии конституционной защиты прав человека и гражданина (признания, соблюдения, обеспечения).

Признание прав и свобод человека и гражданина — первая стадия их конституционной защиты. На этой стадии осуществляется нормотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления:

принятие нормативных правовых актов, в которых закрепляются права и свободы человека и гражданина;

имплементация норм международного права;

ратификация международных договоров;

признание решений Европейского Суда по правам человека.

Вторая стадия процесса защиты — соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Достигается это в результате деятельности всех субъектов власти, а также физических и юридических лиц в соответствии с принципами невмешательства, лояльности (толерантности), согласия и уважения.

Невмешательство — пассивное обеспечение права быть оставленным в покое от наделенных властью субъектов права. Конституция призвана обеспечить невмешательство в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению. Понятие лояльности к человеку, его правам и свободам не находит своего прямого выражения в Конституции Российской Федерации 1993 г. Лояльность должна занимать определенное место в отношениях между религиозными конфессиями(1). В условиях многоконфессиональных

Стр.24

1. О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответствен-ности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений : федер. закон Рос. Федерации от 22 окт. 2013 г. № 284-ФЗ.

конфликтов вполне обоснованно дополнить ст. 28 Конституции Российской Федерации нормой о терпимости каждого к представителям иных конфессий. Согласие означает доброжелательные, мирные и гармоничные межличностные отношения в обществе. Конституция Российской Федерации, согласно преамбуле, принята, в том числе, исходя из утверждения гражданского мира и согласия. Было бы вполне допустимым, если бы «согласие» перешло в текст Конституции в виде нормативного принципа. Такое предложение встречается в литературе(1).

По данным Института социологии РАН, «перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране такова, какова она есть» сегодня желают 34% российских граждан. В 2008 году их было в два раза меньше (год экономического кризиса). Доля респондентов, которым сегодня «стрелять ни в кого не хотелось», за последние 10 лет снизилась с 54% до 28%. Свыше 60% желают перестрелять «засевших во власти упырей». Высока готовность к насилию по этническому признаку. «За» принудительное выдворение «иностранцев» из своего населенного пункта высказалось 40% русских (в Москве — 60%) и 24% нерусских жителей. Объекты общественного недовольства предельно персонифицировались. Если раньше народ раздражали институты (коррумпированная полиция, несправедливый и зависимый суд), то теперь все изъяны российской действительности приобрели лицо. В каких-то случаях это «лицо кавказской национальности», в каких-то «иностранные агенты» в виде НКО, получающие зарубежное финансирование. Охоту на врагов ведут то овеянные мифами «приморские партизаны», то некие «народные бригады» по отлову педофилов и наркоторговцев.

Никакого порядка, в основе которого закон и право, отечественные робингуды не наведут. Это могут сделать только эффективно работающие государственные институты, опирающиеся на нормы Конституции Российской Федерации.

Конституционный принцип социального государства означает устранение неоправданных социальных различий. С учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой контроль экономическую систему. Государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).

Уважение прав человека и недопустимость их нарушения закреплены в законодательном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) как фундаментальный принцип международного права. «Уважение» в русском языке означает почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств(2).

Статья 21 Конституции Российской Федерации указывает на обязанность каждого уважать права и свободы человека. В ней говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…». Термин «уважение» использовался в конституционном законодательстве

Стр.25

1. Макушкин А. А. Конституционная защита прав и свобод человека в РФ // Конституция как символ эпохи : [материалы ежегод. конф. ученых-государствоведов и практ. работников, организ. юрид. фак. МГУ и посвящ. 10-лет. юбилею Конституции РФ 1993 г., 3—5 апр. 2003 г.] / ред. С. А. Авакьян. М., 2004. Т. 2. С. 501.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 917.

советского периода. Так, в ст. 67 Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Каждый должен соблюдать Конституцию, уважать права и свободы других лиц…».

Формулировка Конституции Российской Федерации 1993 г. об уважении прав и свобод личности вполне приемлема. Каждый, кто желает, чтобы его права и свободы уважали, в конечном счете вынужден уважать права других. В этом кроется публичный интерес, который подлежит конституционному регулированию.

Третья стадия процесса конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина — их обеспечение. Обеспечить права и свободы человека означает установить целесообразное и справедливое соотношение материальных и духовно-нравственных потребностей граждан и реальных возможностей их удовлетворения. (Социальные меры должны быть доступны каждому, должны быть равными стартовые возможности граждан.)

Здесь необходимо организационное, юридическое и материальное обеспечение прав и свобод граждан, образующее систему государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ее элементами являются обязанность государства осуществлять активные действия, в том числе и принудительные, в отношении физических и юридических лиц по соблюдению ими прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции), обязанность наполнить материальным содержанием социально-экономические права своих граждан (ст. 7 Конституции) и др.

К субъектам защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации относит: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (ч. 2 ст. 45, ч. 3 ст. 62), адвокатов (ч. 2 ст. 48), Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103), общественные объединения (ч. 1 ст. 30), коллективы (ст.ст. 31, 33, 37), органы местного самоуправления (ст.ст. 18, 132), государство (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ст. 53), Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 82, ст. 89), органы законодательной власти (ст. 18), органы исполнительной власти (ст. 18, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п. «д» ч. 1 ст. 103, п. «е» ч. 1 ст. 114), Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 4 ст. 125), прокуратуру Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие — это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре(1) и другим органам государственной власти Российской Федерации. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции).

Введением только пропорциональной системы выборов сложно реализовать ст. 3 Конституции Российской Федерации, т. е. избиратели, не состоящие в политических партиях, не могут в полной мере осуществлять публичную власть через избрание в представительные органы. При мажоритарной или смешанной избирательной системе право быть избранным действует непосредственно, что и предусмотрено ст. 18 Конституции Российской Федерации:

Стр.26

1. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 в ред. Федерального закона от 17 нояб. 1995 г. № 168-ФЗ с изм. и доп. Ст. 2.

«Права и свободы человека являются непосредственно действующими».

Деятельность субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в закрепленных конституционных формах — в форме государственной, судебной, международной, коллективной защиты и в форме самозащиты — методами политическими, социально-экономи-ческими, конституционно-правовыми, уго-ловно-правовыми, административно-пра-вовыми, гражданско-правовыми.

Распределение компетенции в федеральном государстве связано с государственно-правовым разделением властей по вертикали, что призвано совершенствовать защиту прав граждан. Если права, обеспечивающие свободу, защищают плюралистическое многообразие общества, то федерализм открывает путь региональному его многообразию.

Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются в равной мере обязательными как для федерации в целом, так и для ее субъектов. Они образуют определенный унитаристский момент. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации могут расширить в сфере своего действия защиту этих прав, но ограничить их, понизить меру свободы по сравнению с той, которую определяет Конституция Российской Федерации, не могут в большей степени, чем Основной закон. Они не должны устанавливать ограничения для определенной группы носителей основных прав (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Защищать права и свободы человека и гражданина означает достичь состояния гармонии в отношениях между человеком, обществом и государством. Это возможно в случае сбалансированности всех интересов, приведения их к состоянию достаточного совпадения. У человека, общества и государства есть один общий интерес — права и свободы человека и гражданина и их защита.

Преодоление противоречий между личностью, обществом и государством — задача, далеко выходящая за рамки юридического способа регулирования этой несогласованности. Она предполагает применение различных средств влияния на общественную жизнь. Но конституционной защите, реально обеспеченной принудительной силой государства, принадлежит главная организующая роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Современный мир оказался перед лицом новых вызовов: международный терроризм, экстремизм, наркобизнес, эпидемии, природные и техногенные катастрофы — это не должно, согласно Конституции Российской Федерации, сопровождаться неоправданными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, отказом от них.

Конституция Российской Федерации предусматривает защиту личных прав и свобод граждан независимо от любых чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 56 Конституции).

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст.ст. 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст.ст. 46—54 Конституции Российской Федерации.

В своей аргументации при рассмотрении конкретных дел Конституционный Суд Российской Федерации часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга.

Ограничения конституционных прав могут устанавливаться федеральным законом на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации критериев с учетом основных принципов и норм международного права и при соблюдении на каждом конкретном этапе развития российской государственности баланса конституционно защищаемых ценностей(1).

Стр.27

1. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Б. Егорова, А. Л. Казакова, И. Ю. Кравцова, А. В. Куприянова, А. С. Латыпова и В. Ю. Синькова : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации  от 10 окт. 2013 г. № 20-П.

КриминалистЪ. 2013. №2(13)