Страницы 21-23


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Открытие круглого стола. Дудин Н.П., Маврин С. П.

Васильева Т. А. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации

Бессарабов В. Г. Реализация прокуратурой положений Конституции Российской Федерации о защите прав

Лакота С. В. Роль управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в защите конституционных прав и свобод граждан

Красовская Л. П. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Честнов И. Л. Конституция с точки зрения экономического анализа права: проблемы и перспективы

Амплеева Е. Е. Российская Конституция и международное право

Басов С. Л. Правовые основы ограничения конституционного права на личную неприкосновенность при административном задержании

Васильчикова Н. А. Защита прокурором прав и законных интересов граждан в порядке гражданского производства

Чернышева Л. А. Самозащита как способ защиты работником своих прав

Никифорова Н. Н. Проблемы реализации конституционных гарантий соблюдения прав собственников при принудительном изъятии у них жилых помещений

Шадрин В. С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в теории и практике

Ларинков А. А. Конституционный принцип состязательности сторон и роль суда в доказывании обстоятельств уголовного дела

Шиплюк В. А. Конституционно-правовой смысл института возвращения уголовного дела судом прокурору (в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 г. № 16-П)

Попов А. Н. О начале уголовно-правовой охраны жизни в Российской Федерации

Любавина М. А. К вопросу о криминализации немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Безбородов Д. А. Принципы уголовной ответственности за совместное совершение преступления

Морозова Ю. В. Неправомерные действия при банкротстве и фиктивное банкротство: некоторые вопросы правоприменения

Краев Д. Ю. Уголовно-правовая характеристика необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ)

Елагина Е. В. Роль Конституции Российской Федерации и решений Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении преодоления противодействия расследованию, осуществляемого путем отказа от дачи сравнительных образцов в связи с назначением судебной экспертизы

Новое в криминалистике ( А. В. Холопов)

Сведения об авторах и составителях



Рейтинг@Mail.ru

ВЫСТУПЛЕНИЯ

  С. В. ЛАКОТА,
и. о. начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в Северо-Западном федеральном округе, старший советник юстиции,
почетный работник прокуратуры Российской Федерации

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В ЗАЩИТЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН


Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах образованы 13 лет назад, и одной из основных задач, поставленных перед созданными подразделениями, являлось выявление противоречащих Конституции России и федеральным законам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и принятие необходимых мер к восстановлению единого конституционно-правового пространства.

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе проделана серьезная работа по организации и контролю деятельности прокуратур округа по обеспечению федерализма, верховенства права, укреплению единого конституционного поля.

Так, по инициативе управления (в 2009 году) региональными прокурорами приняты меры, направленные на приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации Конституции Республики Коми и Устава Ненецкого автономного округа, содержащих положения о народе (многонациональном народе) субъекта Российской Федерации как источнике власти. Конституционный Суд Российской Федерации еще в 2000 году   (Определение от 27 июня 2000 г. № 92-О) указал, что положения конституции республики в составе Российской Федерации, провозглашающие народ этой республики носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти в республике и тем самым исключающие, что таким источником является многонациональный народ Российской Федерации, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Вместе с тем положения о народе (многонациональном народе) субъекта Российской Федерации как источнике власти длительное время сохранялись в тексте Конституции Республики Коми и Уставе Ненецкого автономного округа, и только благодаря вмешательству органов прокуратуры данные нормы исключены из основных региональных законов.

В настоящее время в округе отсутствуют региональные конституции и уставы, противоречащие Конституции Российской Федерации.

Управлением продолжается работа по организации деятельности прокуратур субъектов по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации: только в последние три года прокурорам субъектов Российской Федерации направлено 8 писем о правовой позиции Конституционного Суда и предложено принять меры к неукоснительному исполнению конкретных судебных постановлений, приведению региональных нормативных правовых актов в соответствие с решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

В результате в 2011 году прокурорами Санкт-Петербурга  и  Архангельской области  приняты  меры  по  приведению    2-х региональных актов в соответствие с решениями Конституционного Суда Российской Федерации. В текущем году оспорены 7 региональных актов, не соответствующих постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, внесены 3 представления об устранении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Благодаря работе прокуроров в соответствие с федеральным законодательством за последние три года приведены более

Стр.21

1300 законодательных и иных правовых актов региональных властей и 2700 уставов муниципальных образований. Особое внимание уделялось региональному законодательству, регламентирующему вопросы социальной защиты граждан.

Так, по протесту прокурора Республики Коми изменен п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» от 22 ноября 2010 г. № 139-РЗ, который предусматривал возможность учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, с целью обеспечения их жилыми помещениями по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми, что противоречило ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Надзор за региональным и муниципальным нормотворчеством остается одним из приоритетных в деятельности органов прокуратуры, так как число издаваемых региональными и местными органами власти правовых актов остается значительным. Только в первом полугодии текущего года органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, принято 5084 нормативных правовых акта (первое полугодие 2012 г. — 5101, первое полугодие 2011 г. — 5107), в том числе 780 законов (первое полугодие 2012 г. — 717, 2011 г. — 666) и 4287 нормативных правовых актов органов исполнительной власти (первое полугодие 2012 г. — 4372, 2011 г. — 4383).

По требованию прокуроров ежегодно отменяются и изменяются сотни противоречащих законодательству региональных актов. Что касается нормотворчества органов местного самоуправления, то здесь цифры в несколько раз больше (до 4—5 тыс. правовых актов ежегодно). В первом полугодии 2013 года число выявленных муниципальных НПА, не соответствующих федеральному законодательству, составило 6400.

Особое внимание управлением уделяется вопросам защиты конституционных прав граждан, прежде всего гарантированного Конституцией права (ст. 37 Конституции Российской Федерации) каждого работника на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В 2012 году—первом полугодии 2013 года органами прокуратуры Северо-Западного федерального округа с целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, внесено более 3,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых почти 3 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Судом удовлетворено около 40 тыс. заявлений на сумму 702 млн р. По постановлениям прокуроров свыше 2 тыс. лиц привлечены к административной ответственности, из них 83 руководителя дисквалифицированы.

В результате вмешательства органов прокуратуры гражданам выплачено свыше 2 млрд р. задолженности по заработной плате.

Как видите, работа проделана немалая, управлением систематически проводится мониторинг задолженности по оплате труда, анализируется полнота и эффективность принимаемых органами прокуратуры мер. На особый контроль ставятся регионы, в которых зарегистрированы наибольшие долги по заработной плате, а принимаемые меры не способствуют стабилизации ситуации. Особое внимание уделяется предприятиям, находящимся в различных стадиях банкротства и имеющих дебиторскую задолженность. Инициированная управлением деятельность,

Стр.22

направленная на снижение размера дебиторской задолженности предприятий-должников, способствовала уменьшению задолженности по оплате труда.

Внимание прокуроров акцентировано на пресечении фактов выплаты «серой» заработной платы. Без внимания управления не остаются вопросы привлечения к установленной законом ответственности работодателей, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.

Проведенный управлением анализ состояния прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда свидетельствует о том, что при правильной организации надзора, использовании потенциала мер прокурорского реагирования, осуществлении контактов с руководителями предприятий-должников, в том числе вызов их на рабочие группы, созданные в прокуратурах, взаимодействии с государственными трудовыми инспекциями, налоговыми и иными органами можно добиться погашения задолженности по оплате труда.

Вместе с тем в случаях злостного нарушения законодательства в сфере оплаты труда необходимо добиваться привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности в целях погашения задолженности по оплате труда.

Особое внимание необходимо уделять проведению комплексных оперативно-розыскных и следственных мероприятий, направленных на изыскание имущества, денежных средств, добытых преступным путем, и принятию мер по наложению на них ареста с целью дальнейшего погашения задолженности по оплате труда.

За девять месяцев 2013 года по ст. 1451 Уголовного кодекса Российской Федерации следственными подразделениями Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации  по Северо-Западному федеральному округу возбуждено 55 уголовных дел, что на 7 дел больше, чем за аналогичный период прошлого года.  Из указанного количества  дел 35 возбуждено по результатам общенадзорных проверок (АППГ —  28).

Ухудшение ситуации в экономической сфере отрицательно влияет на обстановку с выплатой заработной платы, в текущем году отмечается негативная тенденция роста задолженности по оплате труда. В связи с чем данному направлению будет уделяться повышенное внимание.

Стр.23

КриминалистЪ. 2013. №2(13)