КРИМИНАЛИСТ №4(37) 2021 г.


129-135


ВСЕ СТАТЬИ

Обложка

Содержание

Лавров В. В. Дмитрий Николаевич Блудов (1785—1864): министр юстиции (генерал-прокурор), государственный деятель Российской империи

Задерейчук И. П. Зиверт Феликс Федорович: портрет провинциального прокурора

Безбородов Д. А.Уголовно-правовая оценка совершения преступления несколькими лицами при отсутствии между ними субъективной связи

Зарубин А. В. Уголовная ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета

Морозова Ю. В. Некоторые вопросы назначения и исполнения наказания в виде исправительных работ: анализ судебной практики

Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Анализ судебной практики применения уголовного законодательства об ответственности за коррупционные преступления в сфере профилактической медицины

Рахманова Е. Н., Филатова Н. Ю. Жестокое обращение с животными в спорте

Сальников А. А. Вопросы квалификации хулиганства на транспорте с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

Терешков Н. В. Вопросы разграничения преступлений, предусмотренных статьями 239 и 284.1 УК РФ

Григорьева М. А., Данилова Н. А. Изучение прокурором протокола осмотра места происшествия по делам о нарушении требований охраны труда и правил безопасности

Елагина Е. В., Николаева Т. Г. Некоторые проблемы прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера

Конин А. В., Ялышев С. А. Раскрытие преступления: субъекты и алгоритм

Москаленко В. Н. Особенности изъятия объектов электронно-вычислительной техники в ходе производства следственных действий

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Законодательное регулирование оперативно-розыскных мероприятий как основное условие обеспечения их законности

Челышева О. В. Предъявление для опознания и оценка прокурором его результатов

Бояринцев А. А. Теоретические и практические предпосылки участия отдельных лиц в процессуальных действиях в отношении соучастников преступления

Прохоров А. Б. К вопросу о формировании принципов уголовного судопроизводства

Тарасова Ю. И. Актуальные вопросы, возникающие на предварительном слушании при наличии сведений, имеющих значение для правильного рассмотрения уголовного дела

Гуреева О. А., Чепенко Я. К. Формы участия прокурора в нормоконтроле в Российской Федерации

Кабанова М. Б., Булгакова Л. С. Роль прокуратуры в реализации государственной политики по обеспечению экологической и промышленной безопасности









Рейтинг@Mail.ru

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная статья УДК 347.963

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАCНОСТИ

Луиза Сираджеддиновна БУЛГАКОВА
6luiza@mail.ru
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Марина Борисовна КАБАНОВА
9578942@mail.ru
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье анализируются документы высших органов государственной власти Россий-
ской Федерации, формирующие представление о государственной экологической политике, в которых
определяется роль органов прокуратуры Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о необ-
ходимости постановки более четких задач перед органами прокуратуры в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: экологическая безопасность, промышленная безопасность, государственная эко-
логическая политика, обеспечение законности в экологической сфере, экологическая экспертиза,
органы прокуратуры
Для цитирования: Булгакова Л. С., Кабанова М. Б. Роль прокуратуры в реализации государствен-
ной политики по обеспечению экологической и промышленной безопасности // Криминалистъ.
2021. № 4 (37). С. 129—135.
THE ROLE OF THE PROSECUTOR’S OFFICE IN THE IMPLEMENTATION
OF THE STATE POLICY ON ENSURING ENVIRONMENTAL
AND INDUSTRIAL SAFETY
Luiza S. BULGAKOVA
6luiza@mail.ru
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office
of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia
Marina B. KABANOVA
9578942@mail.ru
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office
of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia
Annotation. The article analyses the documents of the supreme bodies of state power of the Russian
Federation which form an idea of the state environmental policy where the role of the prosecutor’s office of
the Russian Federation is determined. The authors come to the conclusion that it is necessary to set clearer
tasks for the prosecutor’s office in this sphere.
Key words: environmental safety, industrial safety, state environmental policy, ensuring the rule of law
in the environmental sphere, environmental expertise, prosecutorial bodies
For citation: Bulgakova L. S., Kabanova M. B. The role of the prosecutor’s office in the implementation of
the state policy on ensuring environmental and industrial safety // Criminalist. 2021. № 4 (37). P. 129—135.

 

Стр.129

Деградация природной среды и посте­пенное разрушение механизма ее естествен­ной регуляции, происходящие в результате длительного нерегулируемого антропоген­ного воздействия, подрывают основы фи­зического существования, экономического благополучия и воспроизводства людей, обусловливают потребность в коренном пе­ресмотре стратегии взаимодействия обще­ства с окружающей средой, формировании экологической политики как системной об­щественной деятельности, направленной на регулирование экологических процессов.

Возникает необходимость в реализации государственной экологической политики — целенаправленной деятельности государства по организации оптимального взаимодей­ствия общества с окружающей его средой.

К основополагающим документам Рос­сийской Федерации, непосредственно свя­занным с государственной политикой в области обеспечения экологической и про­мышленной безопасности, относятся:

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р *;

Стратегия экологической безопасно­сти Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 **;

Основы государственной политики в об­ласти экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверж­денные Президентом Российской Федера­ции 30 апреля 2012 г. ***

Согласно Стратегии экологической безо­пасности Российской Федерации на период до 2025 года, важным направлением деятель­ности по обеспечению экологической безо­пасности Российской Федерации является обеспечение безопасности при осуществле­нии потенциально опасных видов деятель­ности и при чрезвычайных ситуациях.

В качестве приоритетных направлений решения задач в сфере обеспечения эко­логической безопасности в п. 26 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года назва­ны, в частности: совершенствование зако­нодательства в области охраны окружаю­щей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности; повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационных, хими­ческих и биологических опасных отходов.

К числу основных механизмов реали­зации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности отнесены: формирование системы техничес­кого регулирования, содержащей требова­ния экологической и промышленной безо­пасности; нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды; повышение эффективности государ­ственного экологического надзора, произ­водственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического кон­троля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторин­га окружающей среды), в том числе в отно­шении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов; повышение эф­фективности надзора за исполнением орга­нами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (п. 27 Стратегии экологической безопасно­сти

Стр.130

* Экологическая доктрина Российской Федерации : одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
** Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*** Основы государственной политики в об- ласти экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Российской Федерации на период до 2025 года).

Несмотря на принимаемые меры по сни­жению уровней воздействия на окружаю­щую среду химических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрез­вычайных ситуаций природного и техно­генного характера, сохраняются угрозы экологической безопасности. Вопросы обе­спечения экологической безопасности неод­нократно являлись предметом исследования ученых [1; 2; 3; 4; 5].

Представляется, что надлежащее испол­нение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и их должностными лицами законов об эко­логической и промышленной безопасности может быть обеспечено только путем ком­плексного подхода. И здесь велика роль ор­ганов прокуратуры Российской Федерации, обладающих значительным потенциалом присущих прокуратуре методов и средств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокурату­ре Российской Федерации»* прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за со­блюдением Конституции Российской Фе­дерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в со­ответствии со своими полномочиями, а так­же выполняющих иные функции.

Для осуществления эффективного надзо­ра за исполнением природоохранного зако­нодательства в 1985 — 1986 годах были созда­ны первые природоохранные прокуратуры: Байкальская межрайонная природоохран­ная прокуратура, Каспийская бассейновая прокуратура, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и иные.

В настоящее время в Российской Феде­рации функционируют около ста специа­лизированных природоохранных прокура­тур, прокурорскими проверками охвачены абсолютно все отрасли природоохранной деятельности и затронут полный спектр эко­логических проблем: обращение с отхода­* О прокуратуре Российской Федерации : Фе­деральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 : текст с изм. и доп. на 1 июля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ми, лесопользование, охрана атмосферного воздуха, почв и водоемов, добыча полезных ископаемых, рыболовство, ветеринария, эко­логическая экспертиза, особо охраняемые природные территории, обеспечение эко­логической и промышленной безопасности и пр.

Учитывая, что природоохранные проку­ратуры специализируются на осуществле­нии прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, они являются безусловно важным элементом в механизме реализации государственной экологической политики.

В настоящее время нормы и правила промышленной безопасности содержатся в многочисленных подзаконных норматив­ных правовых актах и иных нормативных документах. Значительная часть таких нор­мативных правовых актов, принятых еще в советский период, была отменена с 1 ян­варя 2021 года. Разрозненность нормативно­правовых актов, отсутствие утвержденных в установленном порядке федеральных норм и правил в области промышленной безо­пасности создают существенные трудности в правоприменительной практике.

Следует отметить, что на сегодняшний день в ряде концептуальных документов, относящихся к экологическому законода­тельству, не предусмотрены положения, определяющие роль органов прокуратуры в реализации государственной экологиче­ской политики, в ряде случаев органы про­куратуры вообще исключены из круга ак­тивных участников процесса обеспечения экологической безопасности, хотя согласно приказу Генерального прокурора Россий­ской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологиче­ской сфере»** надзор за исполнением

Стр.131

* О прокуратуре Российской Федерации : Фе- деральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 : текст с изм. и доп. на 1 июля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
** Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере : Приказ Генерального прокурора Рос­сийской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 198. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль- тантПлюс».

законов в сфере экологии относится к приоритетным направлениям деятельности органов проку­ратуры, и важнейшей задачей надзорной де­ятельности органов прокуратуры является реализация установленного ст. 42 Консти­туции Российской Федерации права каждо­го на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Так, в Основах государственной полити­ки в области экологического развития Рос­сийской Федерации на период до 2030 года определена стратегическая цель государ­ственной политики в области экологиче­ского развития — это решение социаль­но-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост эко­номики, сохранение благоприятной окружа­ющей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поко­лений, реализации права каждого челове­ка на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности.

Основы государственной политики в об­ласти экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, как и План действий по реализации Основ госу­дарственной политики в области экологи­ческого развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Распоря­жением Правительства России от 18 декабря 2012 г. № 2423-р*, не содержат каких-либо оговорок, касающихся роли органов проку­ратуры Российской Федерации в реализации указанного программного документа.

Данный пробел компенсируется деятель­ностью Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона «О проку­ратуре Российской Федерации» Генераль-
ный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Рос­сийской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, Совет Федерации, в свою очередь, наделен правомочиями адресовать прокурорской системе конкретные предло­жения.

Так, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собра­ния Российской Федерации от 19 мая 2021 г. № 185-СФ «О докладе Генерального проку­рора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год»** Генеральной про­куратуре Российской Федерации рекомен­довано продолжить надзор за соблюдением законодательства в области охраны окружа­ющей среды и обеспечения экологической безопасности, уделив особое внимание во­просам предотвращения техногенных ката­строф и ликвидации их последствий.
Однако требования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации в силу закона не носят обязательного характера. Целесообразно было бы решить вопрос относительно роли прокуратуры в реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической и про­мышленной безопасности на законодатель­ном уровне.

Необходимым условием неукоснитель­ного исполнения законодательства, со­держащего требования экологической и промышленной безопасности, является на­личие соответствующего механизма, обеспе­чивающего претворение в жизнь правовых предписаний. Деятельность по контролю за соблюдением указанного законодательства осуществляют органы надзора (контроля) специальной компетенции.

Стр.132

Наличие межотраслевой системы управ­ления общественными отношениями по обеспечению промышленной безопасности в ряде случаев служит причиной межве­домственных коллизий, несогласованности действий различных субъектов управления, приводит к нарушению законности в ука­занной сфере общественных отношений, что отражается на реальном состоянии про­мышленной безопасности. Надзор специали­зированных органов касается определенных областей производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанных с исполне­нием конкретного законодательства.

Так, Федеральная служба по экологи­ческому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федераль­ным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности: уполно­моченным органом государственного регу­лирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального го­сударственного надзора в области использо­вания атомной энергии); уполномоченным органом в области промышленной безо­пасности (органом федерального государ­ственного надзора в области промышленной безопасности); органом государственного горного надзора; органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора; регулирующим ор­ганом в соответствии с Конвенцией о ядер­ной безопасности 1994 года и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 года, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с По­правкой* к Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 года.

Обеспечение экологической и промыш­ленной безопасности является предметом комплексного правового регулирования, по­этому в ряде случаев полномочий органов, осуществляющих специальный контроль (надзор) в области обеспечения промышленной безопасности, недостаточно. Для достижения целей и задач экологической и промышленной безопасности, наряду с деятельностью органов специальной ком­петенции по надзору за обеспечением про­мышленной безопасности, необходимо меж­ведомственное взаимодействие различных органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих полномо­чия в различных сферах государственного и муниципального управления (экологичес­кой, градостроительной, земельной и т. д.).

Прокуратура при осуществлении над­зора таких ограничений не имеет. Органы прокуратуры полномочны проверять испол­нение законов в любой сфере. Более того, прокуратура надзирает за соблюдением законодательства, регулирующего деятель­ность самих контролирующих органов.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов об обеспечении эко­логической и промышленной безопасности является соблюдение Конституции Россий­ской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в указанной сфере, соблюдение международных договоров, ратифициро­ванных в установленном порядке, исполне­ние Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»**, иных федеральных законов, регулирующих правовые отношения в сфере промышлен­ной безопасности, органами и должностны­ми лицами, перечень которых содержится в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также правовых актов, издаваемых указанными органами и их должностными лицами.

Для успешного решения органами про­куратуры специальных задач по надзору за соблюдением права человека на благопри­ятную окружающую среду, исполнением за­конов об обеспечении экологической и про­мышленной безопасности и законностью правовых актов, издаваемых поднадзорны­ми прокурору органами, организациями

Стр.133

и их должностными лицами, необходимо правильно определить пределы прокурор­ского надзора в данном направлении про­курорской деятельности и соотношение прокурорского надзора в рассматриваемой сфере общественных отношений и надзора за обеспечением промышленной безопасно­сти, осуществляемого уполномоченными ор­ганами исполнительной власти.

Вопрос о пределах прокурорского надзо­ра за исполнением законов решается прежде всего на основании положений п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокура­туре Российской Федерации», в соответствии с которыми органы прокуратуры при осу­ществлении надзора не подменяют другие органы и не вмешиваются в оперативно-хо­зяйственную деятельность предприятий. Указанное положение получило дальней­шее развитие в приказах Генерального про­курора Российской Федерации. Так, в при­казе Генерального прокурора Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 252 «О со­вершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законода­тельства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» подчеркивается недопу­стимость подмены органами прокуратуры контролирующих органов и дублирования их функций при осуществлении надзорных мероприятий*.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государствен­ном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ** под государственным контролем (надзором), му­ниципальным контролем в Российской Фе­дерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контроль­ных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осу­ществляемая в пределах полномочий указан­ных органов посредством профилактики на­рушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению пра­вового положения, существовавшего до воз­никновения таких нарушений.

При проведении органами прокурату­ры проверок исполнения законов об обе­спечении экологической и промышленной безопасности выявляются нарушения за­конодательства, во многом обусловленные ненадлежащим исполнением контрольных функций органами государственной вла­сти, осуществляющими управление в сфере обеспечения промышленной безопасности. На сегодняшний день органы государствен­ного контроля сами совершают многочис­ленные нарушения действующего законо­дательства [6, с. 78].

Анализ материалов прокурорских про­верок позволяет заключить, что только сла­женная и эффективная работа органов ис­полнительной власти совместно с органами прокуратуры может задать мощный импульс укреплению законности в экологической сфере.

Например, Байкальской межрегио­нальной природоохранной прокуратурой совместно с органами предварительно следствия в Иркутской области пресечена масштабная незаконная заготовка древеси­ны в заказнике «Туколонь» под видом лик­видации очага заражения леса вредителями. Причиненный природе ущерб составил 880 млн рублей, а предотвращенный — более 2,5 млрд рублей. По материалам, направ­ленным в следственные органы, возбуждено уголовное дело по ст. 286 и 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, для эффективной охраны региональных заказников прокуратура потребовала от

Стр.134

органов власти области создания специали­зированной дирекции, по аналогии с Крас­ноярским краем и Республикой Бурятия. Правительством области начата подготовка соответствующих изменений в структуре органов власти.

В связи с вышеизложенным можно отме­тить, что при разработке концептуальных документов, определяющих ключевые нап­равления государственной экологической политики, необходимо, во-первых, не толь­ко в обязательном порядке предусматривать участие в реализации государственной эко­логической политики органов прокурату­ры, но и решить вопрос о постановке более конкретных, четких, наиболее актуальных задач в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения эколо­гической безопасности, которые могут кор­ректироваться с учетом уровня законности; во-вторых, в отдельных субъектах Россий­ской Федерации, где отмечается высокая концентрация опасных объектов произ­водства, создать в прокуратурах субъектов Российской Федерации отделы по надзору за исполнением законов о промышленной и экологической безопасности.

 


Список источников

  1. Винокуров А. Ю. Безопасность профессио­нальной деятельности юриста // NB: Админист­ративное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 64-72.
  2. Винокуров А. Ю. Поручение Президента Российской Федерации как основание для прове­дения прокурорами «общенадзорных» проверок в экологической сфере // Государство и право XXI века: современные тенденции и новые вызовы : Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 24 октяб­ря 2019 г. : материалы / Моск. гуманитар. ун-т. Москва : Моск. гуманитар. ун-т, 2020. С. 308-313.
  3. Винокуров А. Ю. Роль прокурора в защите частных, общественных и публичных интересов в экологической сфере // Права и обязанности гражданина и публичной власти. Поиск баланса интересов : XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Кутафинские чтения) Моск. гос. юрид. ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА) и XX Междунар. науч.-практ. конф. юрид. ф-та Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова (МГУ) : сб. тезисов докладов / председатель ред. совета В. Н. Синюков ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). В 5 ч. Ч.  3. Москва : Проспект, 2020. С. 153-158.
  4. Винокуров А. Ю. Г осударственная эколо­гическая политика и роль прокуратуры в ее реа­лизации // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сб. материа­лов Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Бого­любов [и др.]. Москва : Моск. гос. ун-т геодезии и картографии, 2019. С. 38-44.
  5. Капинус О. С. Деятельность органов про­куратуры по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера // Вестник Университета проку­ратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 5-9.
  6. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита рос­сийской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. Москва : Городец, 2007. 464 с.

References

  1. Vinokurov A. YU. Bezopasnost' professio- nal'noj deyatel'nosti yurista // NB: Administrativ- noe pravo i praktika administrirovaniya. 2014. № 2. S.  64-72.
  2. Vinokurov A. YU. Poruchenie Prezidenta Rossijskoj Federacii kak osnovanie dlya provedeniya prokurorami «obshchenadzornyh» proverok v eko- logicheskoj sfere // Gosudarstvo i pravo XXI veka: sovremennye tendencii i novye vyzovy : Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 24 oktyabrya 2019 g. : materialy / Mosk. gumanitar. un-t. Moskva : Mosk. gumanitar. un-t, 2020. S. 308-313.
  3. Vinokurov A. YU. Rol' prokurora v zashchite chastnyh, obshchestvennyh i publichnyh interesov v ekologicheskoj sfere // Prava i obyazannosti grazh- danina i publichnoj vlasti. Poisk balansa interesov : XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kutafinskie chteniya) Mosk. gos. yurid. un-ta im. O. E. Kutafi- na (MGYUA) i XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. yurid. f-ta Mosk. gos. un-ta im. M. V. Lomonoso­va (MGU) : sb. tezisov dokladov / predsedatel' red. soveta V. N. Sinyukov ; Mosk. gos. yurid. un-t im. O. E. Kutafina (MGYUA). V 5 ch. CH. 3. Moskva : Prospekt, 2020. S. 153-158.
  4. Vinokurov A. YU. Gosudarstvennaya ekolog- icheskaya politika i rol' prokuratury v ee realizacii // Konstitucionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii : sb. materialov Mezhdunar. nauch. konf. / otv. red. S. A. Bogolyubov [i dr.]. Moskva : Mosk. gos. un-t geodezii i kartografii, 2019. S. 38-44.
  5. Kapinus O. S. Deyatel'nost' organov proku- ratury po obespecheniyu zashchity naseleniya ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera // Vestnik Universiteta prokuratury Rossij­skoj Federacii. 2019. № 3 (71). S. 5-9.
  6. 6. Bessarabov V. G., Kashaev K. A. Zashchita rossijskoj prokuraturoj prav i svobod cheloveka i grazhdanina. Moskva : Gorodec, 2007. 464 s.

 

 

 

КриминалистЪ. 2021. №4(37)