СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРАВОЗАЩИТНАЯ И
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научная статья УДК 347.963
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАCНОСТИ
Луиза Сираджеддиновна БУЛГАКОВА
6luiza@mail.ru
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия Марина Борисовна КАБАНОВА
9578942@mail.ru
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры
Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия Аннотация. В статье анализируются документы высших органов государственной власти Россий-
ской Федерации, формирующие представление о государственной экологической политике, в которых
определяется роль органов прокуратуры Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о необ-
ходимости постановки более четких задач перед органами прокуратуры в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: экологическая безопасность, промышленная безопасность, государственная эко-
логическая политика, обеспечение законности в экологической сфере, экологическая экспертиза,
органы прокуратуры Для цитирования: Булгакова Л. С., Кабанова М. Б. Роль прокуратуры в реализации государствен-
ной политики по обеспечению экологической и промышленной безопасности // Криминалистъ.
2021. № 4 (37). С. 129—135.
THE ROLE OF THE PROSECUTOR’S OFFICE IN THE IMPLEMENTATION
OF THE STATE POLICY ON ENSURING ENVIRONMENTAL
AND INDUSTRIAL SAFETY Luiza S. BULGAKOVA
6luiza@mail.ru
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office
of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia Marina B. KABANOVA
9578942@mail.ru
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor’s Office
of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia Annotation. The article analyses the documents of the supreme bodies of state power of the Russian
Federation which form an idea of the state environmental policy where the role of the prosecutor’s office of
the Russian Federation is determined. The authors come to the conclusion that it is necessary to set clearer
tasks for the prosecutor’s office in this sphere. Key words: environmental safety, industrial safety, state environmental policy, ensuring the rule of law
in the environmental sphere, environmental expertise, prosecutorial bodies
For citation: Bulgakova L. S., Kabanova M. B. The role of the prosecutor’s office in the implementation of
the state policy on ensuring environmental and industrial safety // Criminalist. 2021. № 4 (37). P. 129—135.
Стр.129
Деградация природной среды и постепенное разрушение механизма ее естественной регуляции, происходящие в результате длительного нерегулируемого антропогенного воздействия, подрывают основы физического существования, экономического благополучия и воспроизводства людей, обусловливают потребность в коренном пересмотре стратегии взаимодействия общества с окружающей средой, формировании экологической политики как системной общественной деятельности, направленной на регулирование экологических процессов.
Возникает необходимость в реализации государственной экологической политики — целенаправленной деятельности государства по организации оптимального взаимодействия общества с окружающей его средой.
К основополагающим документам Российской Федерации, непосредственно связанным с государственной политикой в области обеспечения экологической и промышленной безопасности, относятся:
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р *;
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 **;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. ***
Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, важным направлением деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации является обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
В качестве приоритетных направлений решения задач в сфере обеспечения экологической безопасности в п. 26 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года названы, в частности: совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности; повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационных, химических и биологических опасных отходов.
К числу основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности отнесены: формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности; нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды; повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в том числе в отношении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов; повышение эффективности надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (п. 27 Стратегии экологической безопасности
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохраняются угрозы экологической безопасности. Вопросы обеспечения экологической безопасности неоднократно являлись предметом исследования ученых [1; 2; 3; 4; 5].
Представляется, что надлежащее исполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и их должностными лицами законов об экологической и промышленной безопасности может быть обеспечено только путем комплексного подхода. И здесь велика роль органов прокуратуры Российской Федерации, обладающих значительным потенциалом присущих прокуратуре методов и средств.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»* прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Для осуществления эффективного надзора за исполнением природоохранного законодательства в 1985 — 1986 годах были созданы первые природоохранные прокуратуры: Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура, Каспийская бассейновая прокуратура, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и иные.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют около ста специализированных природоохранных прокуратур, прокурорскими проверками охвачены абсолютно все отрасли природоохранной деятельности и затронут полный спектр экологических проблем: обращение с отхода* О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 : текст с изм. и доп. на 1 июля 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ми, лесопользование, охрана атмосферного воздуха, почв и водоемов, добыча полезных ископаемых, рыболовство, ветеринария, экологическая экспертиза, особо охраняемые природные территории, обеспечение экологической и промышленной безопасности и пр.
Учитывая, что природоохранные прокуратуры специализируются на осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, они являются безусловно важным элементом в механизме реализации государственной экологической политики.
В настоящее время нормы и правила промышленной безопасности содержатся в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах и иных нормативных документах. Значительная часть таких нормативных правовых актов, принятых еще в советский период, была отменена с 1 января 2021 года. Разрозненность нормативноправовых актов, отсутствие утвержденных в установленном порядке федеральных норм и правил в области промышленной безопасности создают существенные трудности в правоприменительной практике.
Следует отметить, что на сегодняшний день в ряде концептуальных документов, относящихся к экологическому законодательству, не предусмотрены положения, определяющие роль органов прокуратуры в реализации государственной экологической политики, в ряде случаев органы прокуратуры вообще исключены из круга активных участников процесса обеспечения экологической безопасности, хотя согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере»** надзор за исполнением
законов в сфере экологии относится к приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры, и важнейшей задачей надзорной деятельности органов прокуратуры является реализация установленного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Так, в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития — это решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, как и План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства России от 18 декабря 2012 г. № 2423-р*, не содержат каких-либо оговорок, касающихся роли органов прокуратуры Российской Федерации в реализации указанного программного документа.
Данный пробел компенсируется деятельностью Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генераль-
ный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, Совет Федерации, в свою очередь, наделен правомочиями адресовать прокурорской системе конкретные предложения.
Так, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 мая 2021 г. № 185-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2020 год»** Генеральной прокуратуре Российской Федерации рекомендовано продолжить надзор за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, уделив особое внимание вопросам предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий.
Однако требования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в силу закона не носят обязательного характера. Целесообразно было бы решить вопрос относительно роли прокуратуры в реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической и промышленной безопасности на законодательном уровне.
Необходимым условием неукоснительного исполнения законодательства, содержащего требования экологической и промышленной безопасности, является наличие соответствующего механизма, обеспечивающего претворение в жизнь правовых предписаний. Деятельность по контролю за соблюдением указанного законодательства осуществляют органы надзора (контроля) специальной компетенции.
Наличие межотраслевой системы управления общественными отношениями по обеспечению промышленной безопасности в ряде случаев служит причиной межведомственных коллизий, несогласованности действий различных субъектов управления, приводит к нарушению законности в указанной сфере общественных отношений, что отражается на реальном состоянии промышленной безопасности. Надзор специализированных органов касается определенных областей производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанных с исполнением конкретного законодательства.
Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности: уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии); уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности); органом государственного горного надзора; органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора; регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности 1994 года и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 года, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой* к Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 года.
Обеспечение экологической и промышленной безопасности является предметом комплексного правового регулирования, поэтому в ряде случаев полномочий органов, осуществляющих специальный контроль (надзор) в области обеспечения промышленной безопасности, недостаточно. Для достижения целей и задач экологической и промышленной безопасности, наряду с деятельностью органов специальной компетенции по надзору за обеспечением промышленной безопасности, необходимо межведомственное взаимодействие различных органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих полномочия в различных сферах государственного и муниципального управления (экологической, градостроительной, земельной и т. д.).
Прокуратура при осуществлении надзора таких ограничений не имеет. Органы прокуратуры полномочны проверять исполнение законов в любой сфере. Более того, прокуратура надзирает за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность самих контролирующих органов.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов об обеспечении экологической и промышленной безопасности является соблюдение Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина в указанной сфере, соблюдение международных договоров, ратифицированных в установленном порядке, исполнение Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»**, иных федеральных законов, регулирующих правовые отношения в сфере промышленной безопасности, органами и должностными лицами, перечень которых содержится в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также правовых актов, издаваемых указанными органами и их должностными лицами.
Для успешного решения органами прокуратуры специальных задач по надзору за соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду, исполнением законов об обеспечении экологической и промышленной безопасности и законностью правовых актов, издаваемых поднадзорными прокурору органами, организациями
и их должностными лицами, необходимо правильно определить пределы прокурорского надзора в данном направлении прокурорской деятельности и соотношение прокурорского надзора в рассматриваемой сфере общественных отношений и надзора за обеспечением промышленной безопасности, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти.
Вопрос о пределах прокурорского надзора за исполнением законов решается прежде всего на основании положений п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которыми органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют другие органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий. Указанное положение получило дальнейшее развитие в приказах Генерального прокурора Российской Федерации. Так, в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» подчеркивается недопустимость подмены органами прокуратуры контролирующих органов и дублирования их функций при осуществлении надзорных мероприятий*.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ** под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
При проведении органами прокуратуры проверок исполнения законов об обеспечении экологической и промышленной безопасности выявляются нарушения законодательства, во многом обусловленные ненадлежащим исполнением контрольных функций органами государственной власти, осуществляющими управление в сфере обеспечения промышленной безопасности. На сегодняшний день органы государственного контроля сами совершают многочисленные нарушения действующего законодательства [6, с. 78].
Анализ материалов прокурорских проверок позволяет заключить, что только слаженная и эффективная работа органов исполнительной власти совместно с органами прокуратуры может задать мощный импульс укреплению законности в экологической сфере.
Например, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой совместно с органами предварительно следствия в Иркутской области пресечена масштабная незаконная заготовка древесины в заказнике «Туколонь» под видом ликвидации очага заражения леса вредителями. Причиненный природе ущерб составил 880 млн рублей, а предотвращенный — более 2,5 млрд рублей. По материалам, направленным в следственные органы, возбуждено уголовное дело по ст. 286 и 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, для эффективной охраны региональных заказников прокуратура потребовала от
органов власти области создания специализированной дирекции, по аналогии с Красноярским краем и Республикой Бурятия. Правительством области начата подготовка соответствующих изменений в структуре органов власти.
В связи с вышеизложенным можно отметить, что при разработке концептуальных документов, определяющих ключевые направления государственной экологической политики, необходимо, во-первых, не только в обязательном порядке предусматривать участие в реализации государственной экологической политики органов прокуратуры, но и решить вопрос о постановке более конкретных, четких, наиболее актуальных задач в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, которые могут корректироваться с учетом уровня законности; во-вторых, в отдельных субъектах Российской Федерации, где отмечается высокая концентрация опасных объектов производства, создать в прокуратурах субъектов Российской Федерации отделы по надзору за исполнением законов о промышленной и экологической безопасности.
Список источников
Винокуров А. Ю. Безопасность профессиональной деятельности юриста // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 64-72.
Винокуров А. Ю. Поручение Президента Российской Федерации как основание для проведения прокурорами «общенадзорных» проверок в экологической сфере // Государство и право XXI века: современные тенденции и новые вызовы : Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 24 октября 2019 г. : материалы / Моск. гуманитар. ун-т. Москва : Моск. гуманитар. ун-т, 2020. С. 308-313.
Винокуров А. Ю. Роль прокурора в защите частных, общественных и публичных интересов в экологической сфере // Права и обязанности гражданина и публичной власти. Поиск баланса интересов : XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Кутафинские чтения) Моск. гос. юрид. ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА) и XX Междунар. науч.-практ. конф. юрид. ф-та Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова (МГУ) : сб. тезисов докладов / председатель ред. совета В. Н. Синюков ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). В 5 ч. Ч. 3. Москва : Проспект, 2020. С. 153-158.
Винокуров А. Ю. Г осударственная экологическая политика и роль прокуратуры в ее реализации // Конституционно-правовые основы ответственности в сфере экологии : сб. материалов Междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Боголюбов [и др.]. Москва : Моск. гос. ун-т геодезии и картографии, 2019. С. 38-44.
Капинус О. С. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 5-9.
Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. Москва : Городец, 2007. 464 с.
References
Vinokurov A. YU. Bezopasnost' professio- nal'noj deyatel'nosti yurista // NB: Administrativ- noe pravo i praktika administrirovaniya. 2014. № 2. S. 64-72.
Vinokurov A. YU. Poruchenie Prezidenta Rossijskoj Federacii kak osnovanie dlya provedeniya prokurorami «obshchenadzornyh» proverok v eko- logicheskoj sfere // Gosudarstvo i pravo XXI veka: sovremennye tendencii i novye vyzovy : Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 24 oktyabrya 2019 g. : materialy / Mosk. gumanitar. un-t. Moskva : Mosk. gumanitar. un-t, 2020. S. 308-313.
Vinokurov A. YU. Rol' prokurora v zashchite chastnyh, obshchestvennyh i publichnyh interesov v ekologicheskoj sfere // Prava i obyazannosti grazh- danina i publichnoj vlasti. Poisk balansa interesov : XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kutafinskie chteniya) Mosk. gos. yurid. un-ta im. O. E. Kutafi- na (MGYUA) i XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. yurid. f-ta Mosk. gos. un-ta im. M. V. Lomonosova (MGU) : sb. tezisov dokladov / predsedatel' red. soveta V. N. Sinyukov ; Mosk. gos. yurid. un-t im. O. E. Kutafina (MGYUA). V 5 ch. CH. 3. Moskva : Prospekt, 2020. S. 153-158.
Vinokurov A. YU. Gosudarstvennaya ekolog- icheskaya politika i rol' prokuratury v ee realizacii // Konstitucionno-pravovye osnovy otvetstvennosti v sfere ekologii : sb. materialov Mezhdunar. nauch. konf. / otv. red. S. A. Bogolyubov [i dr.]. Moskva : Mosk. gos. un-t geodezii i kartografii, 2019. S. 38-44.
Kapinus O. S. Deyatel'nost' organov proku- ratury po obespecheniyu zashchity naseleniya ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2019. № 3 (71). S. 5-9.
6. Bessarabov V. G., Kashaev K. A. Zashchita rossijskoj
prokuraturoj prav i svobod cheloveka i grazhdanina.
Moskva : Gorodec, 2007. 464 s.