КРИМИНАЛИСТ №4(37) 2021 г.


55-61


ВСЕ СТАТЬИ

Обложка

Содержание

Лавров В. В. Дмитрий Николаевич Блудов (1785—1864): министр юстиции (генерал-прокурор), государственный деятель Российской империи

Задерейчук И. П. Зиверт Феликс Федорович: портрет провинциального прокурора

Безбородов Д. А.Уголовно-правовая оценка совершения преступления несколькими лицами при отсутствии между ними субъективной связи

Зарубин А. В. Уголовная ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета

Морозова Ю. В. Некоторые вопросы назначения и исполнения наказания в виде исправительных работ: анализ судебной практики

Пряхина Н. И., Суслина Е. В. Анализ судебной практики применения уголовного законодательства об ответственности за коррупционные преступления в сфере профилактической медицины

Рахманова Е. Н., Филатова Н. Ю. Жестокое обращение с животными в спорте

Сальников А. А. Вопросы квалификации хулиганства на транспорте с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

Терешков Н. В. Вопросы разграничения преступлений, предусмотренных статьями 239 и 284.1 УК РФ

Григорьева М. А., Данилова Н. А. Изучение прокурором протокола осмотра места происшествия по делам о нарушении требований охраны труда и правил безопасности

Елагина Е. В., Николаева Т. Г. Некоторые проблемы прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера

Конин А. В., Ялышев С. А. Раскрытие преступления: субъекты и алгоритм

Москаленко В. Н. Особенности изъятия объектов электронно-вычислительной техники в ходе производства следственных действий

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Законодательное регулирование оперативно-розыскных мероприятий как основное условие обеспечения их законности

Челышева О. В. Предъявление для опознания и оценка прокурором его результатов

Бояринцев А. А. Теоретические и практические предпосылки участия отдельных лиц в процессуальных действиях в отношении соучастников преступления

Прохоров А. Б. К вопросу о формировании принципов уголовного судопроизводства

Тарасова Ю. И. Актуальные вопросы, возникающие на предварительном слушании при наличии сведений, имеющих значение для правильного рассмотрения уголовного дела

Гуреева О. А., Чепенко Я. К. Формы участия прокурора в нормоконтроле в Российской Федерации

Кабанова М. Б., Булгакова Л. С. Роль прокуратуры в реализации государственной политики по обеспечению экологической и промышленной безопасности









Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Научная статья УДК 343.3/.7

ВОПРОСЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 239 и 284.1 УК РФ

Николай Владимирович ТЕРЕШКОВ
terek32@yandex.ru
Прокуратура города Сортавала Республики Карелия, Сортавала, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разграничения и соотношения, сходства и различия
составов преступлений, предусмотренных статьями 239 и 284.1 УК РФ, вопросы объективной сторо-
ны названных составов преступлений, административной преюдиции, а также основания и условия
освобождения от уголовной ответственности.
Ключевые слова: нежелательная организация, религиозное или общественное объединение, адми-
нистративная преюдиция, основы конституционного строя и безопасности государства, руководство
деятельностью, участие в деятельности, пропаганда
Для цитирования: Терешков Н. В. Вопросы разграничения преступлений, предусмотренных ста-
тьями 239 и 284.1 УК РФ // Криминалистъ. 2021. № 4 (37). С. 55—60.редметов, используемых в качестве оружия // Криминалистъ. 2021. № 4 (37).
С. 50—55.

Стр.55

A MATTER OF DISTINCTION BETWEEN CRIMES PROVIDED FOR IN ARTICLES 239 AND 284.1
OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolay V. TERESHKOV
terek32@yandex.ru
Procurator of the town of Sortavala, Republic of Karelia, Sortavala, Russia
Abstract. The article deals with the issues of distinction and correlation, similarities and differences in
the elements of rimes provided for in articles 239 and 284.1 of the Сriminal Сode of the Russian Federation.
Also considered are the issues of the actus reus elements of the above crimes, issues of administrative prejudice,
as well as the grounds and conditions for exemption from criminal liability.
Key words: undesirable organization, religious or public Association, administrative prejudice, foundations
of the constitutional system and state security, providing guidance to the activities, participation in
activities, propaganda
For citation: Tereshkov N. V. A matter of distinction between crimes provided for in articles 239 and 284.1
of the Criminal Code of the Russian Federation // Criminalist. 2021. № 4 (37). P. 55—60.

_____________________________________

В современной России все большую актуальность приобретает проблема противодействия организациям, деятельность которых сопряжена с посягательствами на личность и права граждан, а также иностранным или международным неправительственным организациям, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной на территории Российской Федерации.
Так, по некоторым экспертным оценкам, количество действующих в Российской Федерации некоммерческих организаций, являющихся иностранными агентами, приближается к 100, в реестр Министерства юстиции Российской Федерации внесены 41 организация, в отношении которых принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации их деятельности, большинство из них зарегистрированы на территории Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

В настоящий момент в нашей стране имеется практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 239 и ст. 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). В Республике Карелия не было зарегистрировано преступлений, квалифицируемых по этим статьям УК РФ.

Составы преступлений, предусмотренных ст. 239 и 284.1 УК РФ, несмотря на внешнюю схожесть уголовно-правового регулирования, все же кардинально отличаются.

Данные составы содержатся в разных главах УК РФ. Статья 239 УК РФ находится в главе 25 — «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», а ст. 284.1 УК РФ отнесена к главе 29 — «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у преступлений, предусмотренных этими

 

Стр.56

статьями УК РФ, разные объекты посягательства.

Различаются составы преступлений и по объективной стороне преступного деяния. Так, ст. 239 УК РФ устанавливает ответственность за создание религиозного или общественного объединения или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, за создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а также за участие в деятельности названных организаций, а равно пропаганду деяний, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 284.1 УК РФ предусматривает ответственность за участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности такой организации, а также организацию деятельности такой организации.

В целях уяснения содержания объективной стороны рассматриваемых составов преступлений необходимо обратиться к анализу российского законодательства.

Оно не содержит понятия иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности. Однако признаки такой организации указаны в ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»*.

По смыслу названной статьи закона такая организация:

является иностранной или международной неправительственной;

ее деятельность представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства;

ее деятельность, в том числе, способствует либо препятствует выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей).

Частью 1 ст. 239 УК РФ предусмотрено наказание за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или причинением вреда их здоровью. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения могут существовать в форме религиозной организации или религиозной группы и состоять из граждан Российской Федерации или лиц, постоянно и законно проживающих на территории Российской Федерации**.

Под общественным объединением в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения***.

В части 2 ст. 239 УК РФ речь идет о некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента), иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Некоммерческой организацией согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 январяг. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками****.

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской

 

Стр.57

* О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ : текст с изм. и доп. на 28 июня 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
** О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ : текст с изм. и доп. на 11 июня 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*** Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ : текст с изм. и доп. на 30 дек. 2020 г. Доступ из справ.-пра- вовой системы «КонсультантПлюс».
**** О некоммерческих организациях : Феде- ральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ : текст с изм. и доп. на 3 авг. 2018 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства. Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации. Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, рассматриваемые составы различаются и по предмету преступления.

Кроме того, норма ч. 1 ст. 284.1 УК РФ сконструирована с использованием так называемой административной преюдиции, при которой уголовная ответственность наступает при условии совершения ранее аналогичного административного правонарушения. В данном случае речь идет об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Норма ст. 239 УК РФ административной преюдиции не предполагает.

Статьей 239 УК РФ предусмотрена ответственность:

а)  за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью;

б)   руководство таким объединением;

в)   создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний;

г)  руководство такой организацией либо структурным подразделением;

д)   участие в деятельности некоммерческой организации, указанной в чч. 1 и 2 настоящей статьи;

е)   пропаганду деяний, предусмотренных настоящей статьей.

Под созданием религиозного или общественного объединения, некоммерческой организации либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации следует понимать как учреждение таких объединения, организации, структурного подразделения, так и их фактическую организацию без официальной регистрации.

Под пропагандой понимается распространение сведений о таких деяниях, содержащих открытое или завуалированное их одобрение, как в устной или письменной форме, так и с использованием средств массовой информации.

В то же время ст. 284.1 УК РФ ответственность предусмотрена за такие действия, как:

а)  участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;

б)  предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности такой организации;

в)   организация деятельности такой организации.

Термин «участие» означает совместную с кем-либо деятельность, вовлеченность в какую-либо деятельность. В данном случае — в деятельность организации, признанную нежелательной на территории Российской Федерации.

 

Стр.58

Под участием понимается выполнение действий, запрещенных к осуществлению после признания деятельности организации нежелательной на территории Российской Федерации. Также в качестве участия в деятельности организации надлежит расценивать действия по выполнению отдельных поручений руководителя организации, предоставлению организации материально-финансовых средств (денежных средств, автотранспорта, жилых и иных помещений), прохождению специального обучения в целях участия в деятельности организации, осуществлению «инструкторской» деятельности внутри организации и иные подобные действия [1].

Под предоставлением или сбором средств, очевидно, следует понимать предоставление лицом организации личных денежных средств либо сбор денежных средств у иных лиц для дальнейшего их предоставления организации. Сбор средств может быть осуществлен с использованием сети «Интернет», социальных сетей, средств массовой информации, путем личного оповещения и пр.

Под оказанием финансовых услуг следует понимать предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и тому подобное.

Под организацией деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношени которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной на территории Российской Федерации, на наш взгляд, следует понимать создание такой организации, руководство ею, координацию действий участников, создание между ними устойчивых связей, разработку планов деятельности, а также иные действия, которые способствуют слаженному функционированию организации.
В общепринятом смысле термин «руководство» означает процесс управления и контроля деятельности организации или группы лиц. В данном случае речь идет об управлении и контроле деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношени которой принято решение о признании ее деятельности нежелательной на территории Российской Федерации.

Под руководством деятельностью организации понимают организацию подготовки и осуществления действий, совершение которых подпадает под запрет после признания деятельности организации нежелательной на территории Российской Федерации. Руководство также может быть выражено в осуществлении текущего управления деятельностью организации, планировании целей и задач дальнейшей деятельности организации, распределении функциональных обязанностей между членами организации, разработке мер конспирации и организации налаживания коррупционных связей с представителями органов государственной власти и т. д. [1].

В случае со ст. 284.1 УК РФ предельно понятным является вопрос о том, о каких организациях идет речь. Так, в отношении такой организации должно быть принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» ведется перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Несмотря на неотражение в рассматриваемом Федеральном законе механизма обжалования решений Генерального прокурора

Стр.59

Российской Федерации или его заместителя о признании деятельности организации нежелательной, это не исключает возможность обжалования соответствующего решения. Так, согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о признании деятельности организации нежелательной может быть обжаловано в суде.

Что касается организаций, указанных в ст. 239 УК РФ, то здесь все обстоит не так просто.

Статья 239 УК РФ, в отличие от ст. 284.1 УК РФ, не содержит формального критерия отнесения организации к тем, о которых говорится в статье, что затрудняет ее применение на практике.

Представляется, что законодатель, конструируя состав ст. 239 УК РФ, отдает на усмотрение правоприменителя следующие вопросы:

сопряжена ли с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью деятельность религиозного или общественного объединения;

сопряжена ли деятельность религиозного или общественного объединения с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.

В отличие от ст. 239 УК РФ, ст. 284.1 УК РФ имеет примечание, устанавливающее возможность освобождения от уголовной ответственности.

В соответствии с примечанием освобождается от уголовной ответственности лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо способствовавшее пресечению деятельности организации, для обеспечения которой оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Подобное примечание является почти стандартным для многих статей УК РФ. Так, освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным прекращением преступной деятельности предусмотрено, в частности, ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 222, 222.1 УК РФ.

Однако, в отличие от примечаний к некоторым иным статьям УК РФ, примечание к рассматриваемой статье не содержит указания на необходимость добровольного сообщения правоохранительным органам о совершении преступления либо предотвращения негативных последствий от совершения преступления. Достаточно прекратить участие в деятельности организации либо способствовать пресечению деятельности организации, для обеспечения которой лицо предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, при этом активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления. Естественно, в действиях лица не должно содержаться признаков иного состава преступления.

Вместе с тем примечание к ст. 284.1 УК РФ, исходя из его текстуального толкования, не может быть применено к лицу, которое осуществляет организацию деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.

Представляется, что для проявления гуманизма со стороны государства, а также повышения эффективности противодействия преступлениям было бы целесообразным дополнить и ст. 239 УК РФ примечанием, которое бы предусматривало возможность и условия освобождения от уголовной ответственности.

Список источников
1. Власенко В. В. Уголовная ответственность
за осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности (ст. 284.1 УК РФ) // Уголовное право. 2016. № 2. С. 23 — 27.
References
1. Vlasenko V. V. Ugolovnaya otvetstvennost' za osushchestvlenie deyatel'nosti na territorii RF inostrannoj ili mezhdunarodnoj nepravitel'stvennoj organizacii, v otnoshenii kotoroj prinyato reshenie o priznanii nezhelatel'noj na territorii RF ee deyatel'nosti (st. 284.1 UK RF) // Ugolovnoe pravo. 2016. № 2. S. 23 — 27.

Стр.60

* Приговор Тбилисского районного суда Крас- нодарского края от 10 июня 2020 г. по уголовному делу № 1-72/2020 // Тбилисский районный суд : офиц. сайт. URL: https://tbilissky--krd.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_ op=doc&number=107387266&delo_id=15400 06&nne= 0&text_number=1 (дата обращения: 12.02.2021).


КриминалистЪ. 2021. №4(37)