СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практически любая наука или научная дисциплина в ходе своего становления проходит три стадии развития.
На первой стадии происходит накопление знания об объекте познания и методах его исследования. На второй стадии на основе закономерностей, выявленных на первой стадии, описывается деятельность исследователя — ученого в виде совокупности этапов, процедур, операций, алгоритмов работы по изучению объекта. Третья стадия развития науки характеризуется тем, что в процессе научного исследования количество и сложность информации многократно увеличивается. Соответственно, для дальнейшего развития науки накопленный материал необходимо осознать. Это способствует поиску наиболее эффективных форм мыслительных операций, что приводит к выявлению и формированию особенностей мышления. Третий этап развития является высшим и характеризуется использованием когнитивных (от лат. cognitio — восприятие, познание) технологий. Фактически на данном этапе наука или научная дисциплина учит исследователя не просто собирать и структурировать факты или совершать последовательность действий, а учит его мыслить.
В этом смысле, если применить приведенную модель развития к криминалистике как научной дисциплине, можно говорить о том, что криминалистика находится в состоянии затяжного перехода от второго этапа к третьему.
Вообще следует говорить о когнитивной стадии развития криминалистики или использовании когнитивных технологий в криминалистике.
Результатом такого перехода должно стать выявление особенностей мыслительных операций в процессе познания преступления следователем и прокурором и, соответственно, описание закономерностей мыслительных операций в процессе познания преступления и формирование профессионального мышления. В основе образовательного процесса в юриспруденции, и в криминалистике как учебной дисциплине в частности, должно быть обучение теоретическим и практическим знаниям и навыкам мыслительной деятельности в процессах познания правотворчества, правоприменения, правонарушения и противодействия преступности.
Основой профессионального мышления в криминалистике является системное мышление, позволяющее познавать сложные многоэлементные объекты (явления), к которым и относится преступление.
Системный подход составляет основу системного мышления, которое, в свою очередь, является высшей формой развития системного подхода в деятельности человека по познанию сложных объектов и явлений.
«Системный подход не дает непосредственного нового знания, главное в нем — своеобразное видение объекта, своеобразная “технология” исследования, ориентация на такие представления, как целостность, организация, управление»(1).
Приведем мнение В. В. Клочкова: «Недооценка возможностей использования системного подхода в отдельных науках замедляет их развитие, препятствует адекватной оценке совокупности полученных результатов исследований, способствует консервации устаревших представлений о предмете науки, понятий и терминологии»(2).
Практическим воплощением системного подхода в познании различных объектов как систем является системный анализ. На основе знаний теории систем и системного анализа формируется системное мышление субъекта познания.
В юриспруденции также проводятся научные исследования, посвященные использованию системного мышления(1).
Следует сказать о том, что системное мышление как основа процессов познания преступления требует, чтобы субъект познания — прокурор был разносторонне развитой личностью, так как такое познание предполагает умение видеть системность (целостность) в хаосе информации как при осуществлении надзора, так и при поддержании государственного обвинения.
Рассмотрим ряд проблем методологического характера, связанных с использованием и развитием системного мышления как основы когнитивных технологий в криминалистике, учитывая то, что «системность научного мышления определяется как раз тем, что в нем есть и вопрос (проблема), и ответ на него (решение проблемы)»(2).
Проблема первая— поиск новых научных знаний в криминалистике. Криминалистика на протяжении всей истории своего развития интегрировала знания гуманитарных и естественно-технических наук для их использования в процессе расследования преступлений. Иными словами, криминалистика является наукой синтетической(3), представляющей собой сплав гуманитарных и естественно-научных знаний, сфокусированных на решении задач поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования различного рода объектов— следов преступления.
Следует отметить, что данную проблему можно рассматривать и в глобальном масштабе, поскольку «все беды европейской цивилизации вызваны распадом целостного мировосприятия, переходом к осколочной, мозаичной системе мировоззрения, когда целостность мира признается, ощущается, декларируется, но не обеспечивается доминирующей в сознании научной картиной мира»(4).
Подобная ситуация осложняется тем обстоятельством, что скорость роста количества и сложности научной информации в гуманитарных и естественных науках крайне высока, и с каждым годом наблюдается увеличение такой скорости. Это ведет к высокой степени фрагментирования (специализации) научного знания и возникновению проблемы поиска и анализа (понимания) информации в смежных системах научного знания. Это явление описано писателем-фантастом С. Лемом и получило название «мегабитовой бомбы»(5).
Криминалистика не является исключением в этом отношении. С точки зрения интеграции в криминалистику достижений гуманитарных и естественных наук, мы сталкиваемся с явлением мегабитовой бомбы. Возникает вопрос поиска информации, ее обработки и адаптации для нужд криминалистики. Закономерен вопрос: как найти необходимое научное знание для развития криминалистики? Тем более что генерирование новой научной информации и открытий происходит на стыке наук — в рамках междисциплинарных исследований. А в условиях противоречия парадигм гуманитарных и естественных наук ситуация еще более усложняется.
Криминалистика располагает огромным количеством и собственных результатов научных исследований как технического, так и гуманитарного характера и, соответственно, научной информации.
Проблема «мегабитовой бомбы» существует и для субъектов применения криминалистических знаний (практических работников: экспертов-криминалистов, следователей и прокуроров), поскольку
криминалистика накопила настолько большой массив научных знаний, что для их эффективного использования необходимо обладать не фрагментарным (секторным) фактологическим (бессвязным) восприятием, но целостным, системным восприятием. Это может быть достигнуто только с помощью развития системного мышления как основы профессионального мышления субъектов применения криминалистических знаний.
Проблема вторая — кризис управления системой знаний, или «информационный барьер». Это логическое следствие вышеописанной проблемы.
Расследование преступлений, поддержание государственного обвинения, научное исследование, обучение являются процессами управления информацией и знаниями. Данная проблема может быть проиллюстрирована на следующем примере. В процессах корпоративного управления организациями (корпоративный менеджмент) возникают так называемые барьер Питерса и парадокс Питерса. Данные явления были описаны в 80-е годы прошлого века американским экспертом по корпоративному управлению Томасом Питерсом(1) .
Суть этих явлений заключается в том, что по мере развития и усложнения организации (системы) складывается ситуация, когда субъекты управления достигают предела своей компетенции, т. е. некоего барьера (барьер Питерса), свидетельствующего о необходимости повышения компетентности. Причем ситуация может осложняться тем, что субъекты управления могут не осознавать достижения предела компетентности. Далее наступает парадоксальная ситуация (парадокс Питерса), когда субъекты управления не в состоянии определить и осознать степень сложности развития организации, как следствие, они не в состоянии определить степень сложности необходимых знаний (неосознание степени незнания) для повышения компетентности. В результате принимаются неверные управленческие решения, снижается эффективность функционирования организации (системы), совершаются стратегические ошибки, приводящие систему к кризису и катастрофе.
Таким образом, для развития криминалистики необходимо интегрировать новые знания, что требует осознания степени сложности развития системы знаний в самой криминалистике и степени сложности развития гуманитарных и естественных наук. Возникает вопрос о наличии осознания степени сложности состояния криминалистики как системы знаний и вектора ее развития и, соответственно, какое научное знание необходимо для обеспечения такого развития.
Относительно системного мышления в криминалистике возникает парадоксальная ситуация. Дело в том, что системное мышление основано на знаниях в области кибернетики, системного подхода (общей теории систем, системного анализа), теории информации, теории управления, синергетики, психологии. Эти знания являются фундаментом развития системного мышления в любой науке, включая юриспруденцию и криминалистику в частности. В современной криминалистике данные знания, конечно же, используются, но достаточно фрагментарно, и не оформляются как единый фундаментальный системный методологический подход, результатом которого является формирование системного мышления как основы профессионального мышления прокурора и следователя.
Проблема третья — отсутствие следственного опыта у государственного обвинителя. Данная проблема заключается в том, что государственному обвинителю, не владеющему методологией познания преступления в рамках предварительного следствия, не предложена полноценная научно проработанная методология познания преступления в судебном разбирательстве. Возникает вопрос, на какую научную и методологическую основу в процессах познания преступления должен опираться государственный обвинитель, если он ранее не работал в следствии и не владеет практическими навыками расследования преступлений и формирования уголовного дела?
Следователю системное мышление дает возможность познать преступление как систему и создать модель такой системы
(уголовное дело). Государственному обвинителю системное мышление позволяет полно и всесторонне изучить сформированную следователем модель преступления и представить суду достоверную, наглядную и объективную систему доказательственной информации (фактически также модель) для принятия правосудного решения.
Проблема четвертая — отсутствие теории преступления. Философ К. Поппер приводит интересное и удачное определение теории. «Теории — это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем “миром”, для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими»(1).
Теорию можно сравнить с категориальной сеткой, которую сознание посредством мышления субъекта познания буквально «набрасывает» на объект познания.
Для познания и изучения структуры объекта (системы) и последующего его моделирования необходимо располагать системой знаний о закономерностях познаваемого объекта и методах его исследования. Результатом такого процесса познания является получение информационной модели преступления как наиболее удобного объекта для изучения. К таким моделям преступления можно отнести как все уголовное дело в целом, так и криминалистическую характеристику преступления, содержащуюся в методике расследования, в частности. Конкретнее, моделированию предшествует этап изучения системы, а для этого необходимы знания об общих закономерностях устройства системных объектов, а также об особенностях строения преступления как системы.
В этом смысле в несколько ином свете предстает высказанное ранее Р. С. Белкиным суждение, что криминалистическая характеристика преступления не оправдала возлагавшихся на нее надежд и представляет собой фантом(2).
При отсутствии полноценной криминалистической теории преступления и методологии познания преступления как системы криминалистическую характеристику невозможно в полной мере отнести к полной, всесторонней, объективной и адекватной информационной модели преступления.
Одним из первых вопрос о необходимости разработки криминалистической теории преступления поднимал Г. А. Густов(3).
Считаем, что фундаментом построения криминалистической теории преступления являются системный подход в виде общей теории систем и системного анализа, а также кибернетика, синергетика, теория информации и теория управления.
Такая теория необходима следователю для познания преступления как системы и создания информационной модели системы — уголовного дела. Знание такой теории требуется также и прокурору, выполняющему функции надзора за следствием и дознанием и функции государственного обвинителя, изучающего преступление, отраженное в материалах уголовного дела, и представляющего результаты предварительного расследования в суде.
По нашему мнению, в юриспруденции необходимо разработать общую теорию преступления, состоящую из частных теорий, например криминологической, уголовно-правовой и криминалистической теории преступления. Основой общей и частных теорий преступления должны стать положения системного подхода (теория систем).
Проблема пятая — отсутствие методов познания систем в криминалистике. Для познания системы необходимо применять системный метод, т. е. системный анализ. В криминалистке практически не рассматривается и не используется такой научный метод познания, как системный анализ. Вероятно, это связано с тем, что системный подход, являясь целым
направлением в философии и методологии научного познания, описывается в учебниках криминалистики как один из общенаучных методов. Конечно же, мы не стремимся абсолютизировать системный подход как универсальный научный метод познания, но полагаем, что данный научный метод познания является одним из ведущих в формировании профессионального мышления следователя и прокурора.
Системный анализ преступления, отраженного в материалах уголовного дела, в ходе судебного следствия представляет собой сложный, многоэтапный, последовательный и системный процесс познания, на основе которого преступление рассматривается как системное явление со сложной структурой элементов и представляется в виде наглядной и объективной модели для эффективного восприятия и познания участниками судебного разбирательства с целью выработки и принятия судом правосудного решения.
Системный анализ как метод познания преступления государственным обвинителем на стадии судебного разбирательства должен состоять из следующих основных этапов: 1) поиск, обнаружение и формулирование возможных проблем (трудностей) в поддержании государственного обвинения; 2) изучение структуры преступления, отраженного в уголовном деле, как системы, анализ ее компонентов, выявление взаимосвязей между отдельными элементами; 3) моделирование системы «преступление»; 4) проверка адекватности, достоверности и объективности полученных моделей системы «преступление»; 5) исследование и оценка ресурсных возможностей государственного обвинения при реализации модели преступления в судебном следствии; 6) выработка и принятие решений.
Таким образом, этапы системного анализа преступления, отраженного в уголовном деле, можно представить как когнитивную технологию мыслительной деятельности, направленную на последовательное проникновение в структуру объекта и познание его элементарных частей (доказательств) с выявлением их свойств, функций и взаимосвязей, позволяющих рассматривать преступление в целом как систему. Такая технология мыслительной деятельности позволяет не только изучить все аспекты преступления, отраженного в уголовном деле, что необходимо для эффективного поддержания обвинения в суде, но и выявить в процессе такого познания ошибки, допущенные на этапе предварительного следствия, и недостатки в доказательственной базе, а также выработать последовательность действий по их устранению средствами, предоставляемыми прокурору судебным следствием.
Для успешного и эффективного использования системного анализа как научного метода познания преступления в виде системы событий и фактов, отраженной в уголовном деле, считаем необходимым ввести в курс подготовки следователей и государственных обвинителей учебные занятия, посвященные основам теории систем и системному анализу, а также теории информации и управления с учетом специфики уголовного судопроизводства. Подобные знания должны быть подробно представлены в курсе криминалистики. Полагаем, что это создаст базу для повышения квалификации и станет организующей (связующей) основой, объединяющей и систематизирующей все профессиональные знания для формирования особого типа аналитического системного мышления у субъектов применения криминалистических знаний.
Естественно, следователя или прокурора необходимо учить системному мышлению еще на студенческой скамье. Об этом, в рамках концепции криминалистического мышления, пишет Н. П. Яблоков(1).
Таким образом, полагаем, что именно системное мышление является основой технологий познания (когнитивных технологий) в деятельности прокуроров, осуществляющих надзорные функции или функции государственного обвинения.