УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
П. Н. ГИЛЬДИКОВ
О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
В ПОРЯДКЕ «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»
С появлением в российском государстве земельных правоотношений, становлением рынка земельных участков и формированием института частной собственности на землю практически сразу образовался специфический сегмент преступности. Данные случаи и по сей день являются грубыми нарушениями существующих правил, нанося вред как государству, так и интересам обычных граждан, проживающих на близлежащих участках.
Регистрация незаконных сделок с землей может повлечь сосредоточение земли в руках узкого круга лиц, нарушение законных прав и интересов собственника, а также дальнейшее использование земель не по назначению.
Одними из наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности в сфере землепользования являются преступления, совершаемые при оформлении прав на земельные участки в порядке «дачной амнистии».
Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» предусмотрен упрощенный порядок получения прав на земельные участки.
Указанным Законом в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесены изменения, определяющие особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ст. 25.2).
Так, согласно ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных указанной статьей (п. 1).
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок являются следующие документы:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Стр.31
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 названного Закона земельный участок не допускается (п. 6).
Целью упрощения процедуры оформления права собственности на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являлось обеспечение имущественных прав граждан на земельные участки и объекты недвижимости, находившиеся в пользовании.
В то же время реализация положений вышеуказанного законодательства открыла «широкую дорогу» для лиц, желающих незаконно, минуя конкурсные процедуры, получить земельные участки в собственность.
Наиболее распространенная схема совершения преступлений при приобретении прав собственности на земельные участки в «упрощенном порядке» сводится к тому, что недобросовестные чиновники и граждане, желающие незаконно получить право на земельный участок, вступают в сговор на совершение преступления.
Реализуя преступные намерения, должностное лицо: а) вносит подложные записи в похозяйственную книгу о наличии у гражданина в пользовании (владении, собственности) земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; б) изготавливает подложную выписку из похозяйственной книги, подложный акт (постановление) задним числом о предоставлении данного земельного участка (либо другой документ, который может служить основанием для предоставления права).
На подложность внесенных записей в похозяйственную книгу может указывать несоответствие почерка внесенной записи и предыдущих и последующих.
Таким образом, при проверке необходимо в случае установления подобного факта истребовать похозяйственную книгу, опросить специалистов, ответственных за ее ведение.
О подложности акта, постановления и иных документов, подтверждающих право, могут свидетельствовать: а) изготовление документа на принтере, явно не соответствующем периоду изготовления документа (например, постановление от 1996 года изготовлено на лазерном принтере); б) несоответствие оттиска печати на документе дате составления документа; в) несоответствие содержания постановления, его реквизитов данным, отраженным в книге учета постановлений, которая ведется в органе местного самоуправления.
В случае установления подобного факта необходимо истребовать оригиналы постановлений, документы, представленные гражданином в орган местного самоуправления, книгу учета постановлений, опросить специалистов, ответственных за ее ведение. Тщательно изучить тексты документов на предмет выявления в них несоответствий (например, в постановлении могут быть указаны данные паспорта, выданного позже вынесения постановления).
Кроме того, в регистрационном центре по месту совершения преступления необходимо запросить сведения о регистрации прав на спорный земельный участок, копии документов, представленных на государственную регистрацию.
Ключевым моментом для квалификации преступного деяния является установление периода пользования спорным земельным участком.
Для этого необходимо опросить пользователей соседних земельных участков, установить дату переезда гражданина в район, запросить сведения о выданных паспортах.
Используя данные рекомендации, прокуратура Калужской области в 2015 году провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками органами местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по оформлению в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки.
Так, установлено, что глава администрации МО СП <...> Ферзиковского района на основании свидетельства о праве на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей с 1993 года владел земельными участками площадью 0,29 га на праве собственности и 0,15 га на праве постоянного бессрочного пользования, о чем имелась запись в похозяйственной книге.
В 2005 году им было зарегистрировано право собственности на данные земельные участки площадью 2 950 кв. м и 1 500 кв. м соответственно.
Стр.32
В 2008 году глава администрации МО СП <...> изготовил подложную выписку из похозяйственной книги о наличии еще одного земельного участка площадью 4 500 кв. м, зарегистрировав впоследствии в упрощенном порядке право собственности на него.
По материалам прокурорской проверки СО по г. Калуге СУ СК России по Калужской области в отношении главы администрации МО СП <...> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Прокурором Дзержинского района установлено, что специалист администрации МО СП <...>, имеющая свободный доступ к похозяйственным книгам администрации МО СП <...>, путем переписывания всей книги внесла не соответствующую действительности запись о наличии у ее матери во владении земельного участка в <...> площадью 3 000 кв. м, после чего обратилась в Дзержинский районный суд, на основании решения которого за ней признано право собственности на него.
По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Прокурором Износковского района выявлены факты внесения и. о. главы администрации МО СП <...> в похозяйственные книги деревень <...>, <...> ложных сведений о наличии у двух граждан, проживающих в Москве, земельных участков, после чего на основании выданных заведомо ложных выписок из похозяйственной книги ими оформлено право собственности на земельные участки площадью 2 600 кв. м и 1 500 кв. м.
По материалам прокурорской проверки в отношении бывшей и. о. главы администрации МО СП <...> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ.
Всего по результатам проверки было осуществлено уголовное преследование за совершение преступлений при оформлении прав на земельные участки в упрощенном порядке в отношении шести глав администрации сельских поселений.
Помимо осуществления полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УК РФ, реализуя задачу минимизации последствий коррупционных правонарушений и восстановления нарушенных интересов общества и государства, прокуратура области практикует предъявление исков об истребовании имущества из незаконного владения.
Так, приговором Боровского районного суда риэлтор признан виновным в совершении пяти преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159 УК РФ (мошенничество), 29 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере), и одного покушения на мошенничество (ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 159 УК РФ).
Суд установил, что на основании доверенности от арендаторов земельных участков и подложных документов риэлтор оформлял право собственности на земельные участки, которые впоследствии передавались гражданам в собственность.
В соответствии с указанным приговором в результате его преступных действий оспариваемые земельные участки незаконно выбыли из владения собственника — муниципального района <...> помимо его воли.
Прокурор района предъявил в суд 34 иска к осужденному риэлтору, из них 17 исков об истребовании земельных участков общей площадью 34 200 кв. м, находящихся у риэлтера в собственности, 17 исков из чужого незаконного владения, и о взыскании в пользу администрации МО МР <...> в возмещение ущерба, причиненного преступлением, на сумму более 6 млн р. в отношении земельных участков, отчужденных ответчиком.
Требования прокурора были удовлетворены судом в полном объеме. Судебные решения о возврате земельных участков в муниципальную собственность исполнены.
Судебные решения о взыскании в пользу администрации МО МР <...> ущерба, причиненного преступлениями, направлены на исполнение в службу судебных приставов г. Москвы по месту жительства ответчика.
Таким образом, надзорная деятельность прокуроров при использовании полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и полномочий по предъявлению исковых заявлений позволяет не только привлечь к ответственности виновных лиц, но и восстановить нарушенные имущественные интересы государства.
Стр.33
|