Страницы 48-51


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Зарубин А. В. Вопросы квалификации мошенничества при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ)

Щепельков В. Ф. Позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно квалификации служебного подлога

Краев Д. Ю. О субъективной стороне убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего

Федышина П. В. К вопросу о субъективной стороне убийства, совершенного общеопасным способом

Ларинков А. А., Шиплюк В. А. Вопросы производства следственных и иных действий в стадии возбуждения уголовного дела

Данилова Н. А., Елагина Е. В., Серова Е. Б. Основные направления анализа прокурором проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ

Гильдиков П. Н. О практике выявления нарушений коррупционной направленности, совершаемых при оформлении прав на земельные участки в порядке «дачной амнистии»

Никитин Е. Л. О задачах оперативно-розыскной деятельности и особенностях предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД

Лавров В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Чернышева Л. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах

Фирсов В. В. К вопросу о ювенальной юстиции

Басов С. Л. Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Некоторые новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах

Порохов М. Ю. Обзор некоторых изменений российского законодательства, принятых в связи с введением положений, предусматривающих процедуру банкротства физического лица

Шибков О. Н. Международное право и пре-ступления против мира и безопасности по УК РФ

Бокуц Е. Ю. Проблемы установления причинной связи при квалификации загрязнения атмосферы, повлекшего причинение вреда здоровью человека

Кененбаев Е. А. От упрощенного досудебного производства к ускоренному досудебному расследованию по УПК Республики Казахстан

Харитонов Л. А. Понятие толкования правовых норм

Честнов И. Л. Теоретические проблемы правоприменения

Курчевенкова А. В. Влияние внешних и внутренних детерминирующих факторов на деятельность правоприменителей: анализ эмпирического исследования на примере работников прокуратуры Российской Федерации

Холопов А. В. Системные основы когнитивных технологий в реализации криминалистических знаний в прокурорской деятельности

Ларкина Е. В. Рецензия на конспект лекции Т. Г. Николаевой «Производство дознания в сокращенной форме»



Рейтинг@Mail.ru

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 В. В. ФИРСОВ

К ВОПРОСУ О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Ювенальная юстиция (лат. juvenalis — юношеский, justitia — правосудие) — правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними(1).

С 1870-х годов граждане американского города Бостона Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора.

В июле 1899 года в США в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был создан первый детский суд. Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано Люси Флауэр из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната «Visitation and Aid society». Для рассмотрения дел о несовершеннолетних были введены новые понятия «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающиеся от понятия «преступник» (англ. criminal), приобрел закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ювенальной юстиции.

Позднее идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о несовершеннолетних. Во Франции первый ювенальный суд был создан в 1914 году на основе опыта США.

К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская. В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей.

Система ювенальной юстиции (англ. juvenile justice system) — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управления исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Пример такой системы — Американская система ювенальной юстиции.

Центральным элементом системы ювенальной юстиции является ювенальный суд, в пределах своей компетенции рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний(2). К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.

В России работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних активно велась до 2010 года включительно. Как предполагалось, она должна быть представлена как специально

Стр.48

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2003. 340 с. ; Воронова Е. Л. Семь вопросов о ювенальной юстиции // Ювенальная юстиция в России. 2009. № 11. С. 25—27.
2. Бойко С. С. Специальный состав судов общей юрисдикции в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (ад-министративно-правовой аспект) // Юристъ — Правоведъ. 2010. № 1. С. 79—83.

уполномоченными государственными органами, осуществляющими меры государственно-правового реагирования и правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, осуществляющими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В частности, был разработан проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции». Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определялся Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации», который как законопроект был предложен общественными организациями. Была разработана концепция ювенального суда г. Ростова-на-Дону (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних районных судов города)(1).

В России различают ювенальную юстицию в широком и узком смысле слова:

в узком смысле — это специализированная ветвь судебной системы;

в широком смысле — это совокупность правовых механизмов (медико-социаль-ных, психолого-педагогических, реабилитационных и других процедур и программ), предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций(2).

Под системой ювенальной юстиции (ювенальной системой) в России понимается теоретико-правовая конструкция, включающая комплекс механизмов, нацеленных на реализацию и обеспечение на основе установленных законом процедур прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля. В системе защиты прав несовершеннолетних ювенальной юстиции отведено центральное место.

Активная криминализация молодежной среды, ее деморализация, распространение наркомании и пьянства способствовали в последнее десятилетие росту неформальных молодежных группировок, объединяющихся, в частности, по принципу пристрастий, в том числе футбольных и политических, расовых и национальных. Неформальные молодежные объединения используют ксенофобию (т. е. нетерпимость к чужеродному), расизм в качестве основы своей идеологии, принимают участие в публичных акциях: пикетах и митингах, выпускают ксенофобную литературу. Атрибутика и символика антисоциальных молодежных формирований разнообразна, однако иногда встречаются единые эмблемы, знаки, татуировки. Особенностью большинства ныне действующих в Санкт-Петербурге молодежных антисоциальных формирований является то, что все они политизированы(3).

Согласно российскому Семейному кодексу под социально опасным положением в семье понимается обстановка, при которой:

1) не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т. д.);

2) ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния,

Стр.49

1. Концепция ювенального суда г. Ростова-на-Дону (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних районных судов города) [Электронный ресурс] // Ростовский областной суд : сайт. URL: www.rostoblsud.ru (дата обращения: 14.09.2015).
2. Комарницкий А. В. Научно-правовое обоснование системы «ювенальная юстиция» и учебной дисциплины «основы ювенальной юстиции» // Ленинградский юридический журнал. 2009. № 2. С. 141—157 ; Ионин Л. Г. О принципах современной политики в области семьи и демографии. М., 2010 ; Полтавцева Л. И. Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения // Юристъ — Правоведъ. 2010. № 4. С. 23—27.
3. Гущин В. А., Канаян В. А. Социально опасные молодежные формирования : пособие. СПб., 2012. С. 187.

содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

3) лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Действительно, ребенок, родители которого не выполняют свои обязанности по надзору за ним, может оказаться не в той компании и стать соучастником административно или уголовно наказуемого деяния. Но благодаря широте рассматриваемых нами формулировок под социально опасное положение в семье подпадают и иные случаи, такие, когда вины родителей в том, что их ребенок совершил проступок, нет. Например, и мать и отец работают в полную смену, им ведь надо «удовлетворять потребности ребенка в пище, жилье, одежде», иначе ребенка в соответствии с требованиями ведомственных нормативно-правовых актов социальные службы отберут. Поэтому ребенок после окончания школьных занятий находится некоторое время один и совершает мелкое хулиганство, например рисует на стенах. Совершает ли он это мелкое хулиганство «вследствие безнадзорности»? На каком основании будет выноситься решение?

Не менее спорен пункт, в котором также имеются слова «ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию», однако они увязаны со словами «имеет место опасность для его жизни или здоровья», с помощью которых и определяется, действительно ли имеется «ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию».

Данное положение существенным образом повышает роль комиссий по делам несовершеннолетних, которые вправе принять решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, отобрании ребенка у родителей и установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение. Такое решение принимается в целях устранения факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетнего. Для этого необходимо:

1) определить, стал ли ребенок жертвой физического, психического или иного вида насилия;

2) признать ребенка находящимся в социально опасном положении;

3) признать ребенка нуждающимся в государственной защите.

Механизм отобрания ребенка следующий:

комиссия принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;

на этом основании принимает решение об изъятии ребенка;

комиссия совместно с обратившимся к ней органом разрабатывает и утверждает межведомственный план защиты прав и законных интересов ребенка;

уведомляет о предпринятых мерах прокурора;

проверяет и контролирует выполнение межведомственного плана;

анализирует результаты его выполнения, заслушивая их на своих заседаниях.

Если в течение шести месяцев после отобрания ребенка не отпали основания для его отобрания, то родители могут быть лишены родительских прав. Недостаточное внимание к данной проблеме вызвано тем, что отечественные аналитики не рассматривают действующее и принимаемое законодательство через призму ювенальной юстиции. Следует выделить ювенальные и антиювенальные элементы российского законодательства.

Ювенальные: нечеткие дефиниции, позволяющие трактовать закон исходя из внутреннего убеждения чиновника;

тенденция к росту полномочий органов опеки и попечительства, наличие у них возможности осуществить отобрание ребенка без предварительных санкций со стороны вышестоящих органов.

Антиювенальные: контроль за органами опеки и попечительства со стороны других государственных органов.

Благоприятный общественный климат способен компенсировать дальнейшее внедрение ювенальных норм, он не должен вообще в Российской Федерации ухудшаться.

Стр.50

Правительством Российской Федерации Распоряжением от 29.11.2014 № 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, конкретизирующие направления оптимизации развития ювенальной юстиции:

1) создание системы прогрессивных детских, подростковых и молодежных организаций;

2) организация досуга детей и подростков;

3) организация социальной работы с подростковыми «группами риска», криминальными молодежными группировками;

4) создание системы социально-пси-хологической помощи и социальной защиты детства;

5) неотвратимость наказания, исправление и перевоспитание детей-правонару-шителей, оказание помощи в продолжении учебы и трудоустройства;

6) привитие и развитие с детских лет социальных навыков по контролю за своим поведением, по сдерживанию агрессивности;

7) реализация программ по работе с неблагополучными семьями, воспитательной работе с подрастающим поколением, по оздоровлению среды обитания.

Стр.51

КриминалистЪ. 2015. №2(17)