ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ПРОКУРОРОМ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ
О ПРЕСТУПЛЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ст. 159.2 УК РФ
Анализ прокурором материалов проверки сообщения о мошенничестве при получении выплат осуществляется с целью определения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. Исходя из этого в первую очередь необходимо выяснить, получено ли указанное сообщение из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Однако возбуждение уголовного дела и последующее производство по нему уголовно-процессуальный закон связывает с наличием не только повода, но и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ), что предопределяет необходимость выяснения, какие конкретно обстоятельства были установлены в ходе проведения указанной проверки.
Результаты обобщения судебно-след-ственной практики дают основание для вывода о том, что в результате проверки сообщения о мошенничестве при получении выплат должны быть установлены следующие обстоятельства:
факт выплаты пособия (компенсации, субсидии, иной установленной законами и иными нормативными правовыми актами социальной выплаты);
какого вида выплата была предоставлена и относится ли она к установленным законом (иными нормативными правовыми актами) социальным выплатам;
каким нормативным актом предусмотрено назначение и выплата этого пособия (иной социальной выплаты); является указанный нормативный акт федеральным либо региональным, каковы территория и период его действия, на какой круг лиц он распространяется;
кто обратился с заявлением о назначении и выплате пособия (иной социальной выплаты); кем является данное лицо: получателем пособия или уполномоченным им лицом;
кому фактически была предоставлена социальная выплата, имеет ли данное лицо право на ее получение(1); если лицо не имеет права на получение пособия (иной социальной выплаты), осведомлено ли оно об этом или добросовестно заблуждается о наличии у него данного права;
от чьего имени действовал заявитель на получение социальной выплаты (от своего имени либо от имени подставных или вымышленных лиц), использовались ли при этом
какие конкретно действия для получения указанного пособия (иной социальной выплаты) были выполнены или предпринимались лицом, которому это пособие было предоставлено;
какие документы должны быть представлены для назначения социальной выплаты, в какой орган (Пенсионный фонд России, органы социального обеспечения и др.);
какие документы и в какой орган были представлены фактически. Содержали ли они достоверную информацию, если нет, какая недостоверная информация в них содержалась, как она влияла на принятие решения о выплате социальной выплаты(1);
кто, когда, каким способом и при каких обстоятельствах изготовил документ, содержащий заведомо недостоверную информацию (внес в документ исправления, искажающие первоначальную информацию);
является ли подлог материальным или интеллектуальным;
каким способом были представлены документы в орган, уполномоченный принимать решение о назначении и выплате пособия (иной социальной выплаты): лично заявителем, по почте, с использованием сети «Интернет», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
когда были представлены документы в уполномоченный орган, когда они были зарегистрированы, был ли выдан соответствующий талон-уведомление;
должна ли проводиться проверка представленных документов, кем и в какие сроки; кем и какие проверочные действия проводились фактически;
когда, кем и какое решение было принято в результате рассмотрения заявления;
была ли осуществлена выплата пособия (иной социальной выплаты), когда, каким образом, в какой сумме, за счет средств какого бюджета; является ли размер хищения крупным (свыше 250 тыс. р.) или особо крупным (свыше 1 млн р.);
какие обязанности были возложены на получателя социальной выплаты после ее назначения, были ли они доведены до сведения данного лица, когда, каким образом; были ли они исполнены получателем пособия (иной социальной выплаты) или нет, в чем это выразилось;
не совершено ли преступление лицом с использованием его служебного положения, группой лиц по предварительному сговору либо организованной преступной группой.
Важнейшим направлением проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ, является определение субъекта преступления, в качестве которого выступает получатель пособия, представивший в соответствующий орган документы, содержащие заведомо недостоверные сведения. Исходя из этого необходимо выяснить, имеются ли в материалах проверки сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы, основаниях отсутствия у него или утраты права на получение пособия. Так, мать (усыновительница) ребенка, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала, может его утратить в следующих случаях: своей смерти или объявления ее умершей в установленном законом порядке; лишения родительских прав по отношению к тому ребенку, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на материнский капитал; совершения по отношению к одному из своих детей или всем детям умышленного противоправного деяния, которое относится к преступлениям против личности; отмены усыновления женщиной ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.
Право на капитал у мужчины (отца, усыновителя) при соблюдении всех вышеперечисленных условий не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, когда очередность рождения или усыновления данного ребенка была учтена при определении факта возникновения права на материнский капитал у женщины. Кроме того, право на материнский капитал
у мужчины не возникает, если после смерти усыновительницы или матери ребенок, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на материнский капитал, в законном порядке признан оставшимся без попечения родителей.
Следовательно, если мать или отец ребенка в указанных случаях обратились за получением материнского капитала, утаив соответствующую информацию от Пенсионного фонда России, они могут рассматриваться в качестве субъектов преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла и наличием корыстной заинтересованности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость проверки, установлено ли, что фактический получатель пособия (компенсации, субсидии, иной установленной законами и иными нормативными правовыми актами социальной выплаты) сознавал ложность сообщаемой им информации о себе, желал совершить этот обман и предвидел результат своих действий — незаконное завладение чужим имуществом.
С целью установления указанных обстоятельств в ходе проверки анализируемого деяния должны быть получены объяснения у следующих лиц:
получившего пособие или претендующего на получение пособия (в отношении которого было принято решение о назначении и выплате пособия);
представившего документы в орган, уполномоченный принимать решение о назначении и выплате пособия;
осведомленных о наличии или отсутствии основания для назначения или выплаты пособия;
принимавшего документы о назначении пособия;
проводившего проверку представленных документов;
принимавшего решение по заявлению о назначении и выплате пособия;
содействовавших фальсификации документов, предоставляющих право на получение пособия;
выдавших документы, на основании которых были составлены документы, представленные для назначения пособия (справка о доходах, медицинское свидетельство о рождении ребенка и т. д.);
иных осведомленных лиц, круг которых должен определяться в зависимости от конкретной ситуации и вида пособия.
Наряду с этим прокурору целесообразно выяснить, истребованы ли в ходе проверки сообщения о преступлении следующие документы:
а) документы, представленные заявителем в орган, уполномоченный принимать решение о назначении и выплате пособия, а также документы, полученные указанным органом при проверке данного заявления.
Так, по фактам мошенничества при получении материнского капитала из Пенсионного фонда должны быть истребованы:
заявление на получение государственного сертификата;
копии паспорта заявителя и свидетельств о рождении всех детей (на усыновленных детей — соответствующих свидетельств об усыновлении). При этом следует обращать внимание на документы, подтверждающие российское гражданство как матери (отца) ребенка, так и ребенка, рожденного (или усыновленного) после 1 января 2007 г. (свидетельство о рождении ребенка, в котором указано гражданство его родителей или имеется соответствующий штамп о гражданстве Федеральной миграционной службы, а также вкладыш в свидетельство о рождении ребенка, выданное до 7 февраля 2007 г.);
копия паспорта или иного удостоверения личности законного представителя или доверенного лица, а также документы, подтверждающие его место жительства и полномочия (указанные документы представляются упомянутым лицом при подаче заявления в Пенсионный фонд России);
копии документов, подтверждающих смерть матери ребенка (обоих родителей) или объявление ее (их) по решению суда умершей (умершими); лишение матери ребенка (обоих родителей) родительских прав; факт совершения матерью ребенка (обоими родителями) умышленного
Стр.29
преступления против личности в отношении одного или нескольких детей;
иные документы, полученные в ходе проверки сообщения о преступлении (из органов ЗАГС, родильного дома и др.);
б) документы заявителя, содержащие недостоверную информацию: подлинники и копии документов, подтверждающих или опровергающих его право на выплату (в частности, подлинник свидетельства о рождении, копии медицинского свидетельства о рождении и др.), черновики или заготовки бланков документов и т. п.;
в) банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств, либо документы, подтверждающие прием и вручение почтового отправления (если, например, сертификат на материнский капитал направлен по почте).
Кроме того, в органах и организациях истребуются представленные документы, которые явились основанием для назначения и выплаты пособия (по месту работы заявителя, в медицинских учреждениях, в органах ЗАГС и др.).
Принимая во внимание, что задача проверки сообщения о преступлении заключается в установлении любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном деянии, а также руководствуясь результатами анализа судебно-следственной практики, полагаем, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ, достаточными являются следующие криминалистические признаки:
факты, свидетельствующие об отсутствии основания для получения социальной выплаты у лица, которому она была предоставлена;
факты, свидетельствующие о том, что для получения указанной выплаты в уполномоченный орган (Пенсионный фонд России, органы социальной защиты и др.) были представлены документы, содержащие заведомо недостоверную информацию;
факт получения лицом соответствующей социальной выплаты (единовременно или систематически).
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении может быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Поэтому представляется целесообразным рекомендовать прокурору проверить:
являются ли утверждения, содержащиеся как в описательной, так и в резолютивной части указанного постановления, обоснованными;
вытекает ли принятое процессуальное решение из обстоятельств, признанных установленными и отраженных в описательной части документа.
Вполне понятно, что несоблюдение этих требований влечет как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, так и его возбуждение без достаточных на то оснований.
Результаты анализа судебно-следственной практики показывают, что типичными недостатками и упущениями, допускаемыми в ходе проведения проверок сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ, являются:
отсутствие в материалах предварительной проверки данных:
— подтверждающих отсутствие у фактического получателя социальной выплаты права на ее получение;
— подтверждающих правовое положение лица, получившего выплату (т. е. является ли оно правомерным получателем этой выплаты);
отсутствие объяснений заявителя, сотрудников органа (организации), предоставившего указанную выплату, а также иных лиц, которые могут подтвердить (опровергнуть) факты, указанные в заявлении о преступлении (родственников, близких, друзей, соседей лица, получившего выплату);
отсутствие данных, подтверждающих (опровергающих) сведения, содержащиеся в объяснении лица, получившего выплату.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что основная причина, по которой допускаются вышеуказанные упущения и недостатки, влекущие ошибки при принятии решения о наличии или отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, заключается в неполноте проверок по сообщению о мошенничестве при получении выплат.