Термин «толкование» имеет множество значений. Толкование может обозначать любой познавательный процесс, направленный на изучение явлений природы или общественных феноменов. В узком смысле слова под толкованием понимается объяснение выражений, формул, символов. Также термином «толкование» обозначается совокупность значений (смыслов), которые придаются этим символам. Следовательно, под толкованием понимают, с одной стороны, определенный познавательный процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой — результат этого процесса, состоящий из вербальных выражений, придающих указанной системе определенное значение (смысл).
Собственно под толкованием правовых норм следует понимать интеллектуально-волевой процесс по уяснению и разъяснению их смысла. В отечественной юридической литературе долгое время шла дискуссия о необходимости выделения в качестве обязательных процессов толкования «уяснение» и «разъяснение» смысла правовых норм. Одни исследователи считали, что значение толкования заключается лишь в уяснении смысла правовых норм(1), другие усматривали в толковании только процесс разъяснения(2). На сегодняшний день большинство ученых считают, что толкование состоит из этих двух взаимосвязанных процедур(3). Правда, некоторые полагают целесообразным включать в процесс толкования дополнительные элементы. Так, Н. Н. Вопленко видит в качестве такого элемента акт толкования, под которым понимается «внешняя оболочка процесса познания и объяснения смысла правовых норм»(4). Однако подобная позиция может признаваться приемлемой в отношении официального толкования, но совершенно не находит своего применения в сфере обыденного толкования. Некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельной процедуры толкования «интерпретацию»(5). Причем если Ю. Барон понимал под интерпретацией деятельность, направленную на развитие права, то отечественные ученые — лишь выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом ее текста(6). В то время как смысловое значение данного термина гораздо
В юридической науке часто в качестве синонимов употребляются понятия «толкование права», «толкование закона», «толкование правовых норм»(1). Однако каждый из этих терминов несет самостоятельную смысловую нагрузку. Проблему соотношения понятий «толкование закона» и «толкование правовых норм» следует рассматривать как проблему соотношения родового понятия и видового. Поскольку закон является лишь одной из форм выражения правовых норм, зачастую выделение термина «толкование закона» в качестве самостоятельной юридической категории в науке объясняется тем, что закон в странах континентальной правовой системы является только основной формой права(2). Тем не менее нельзя считать, что процедура толкования закона совпадает с процедурой толкования судебного прецедента, обычая или договора полностью. Безусловно, между ними существуют определенные различия. Так, при толковании судебного прецедента толкующий субъект в большей степени «связан» волей творца нормы, чем при толковании закона(3). Для толкования договора ключевое значение имеет установление его правовой природы, от которой в конечном счете зависит весь комплекс вопросов, связанных с взаимоотношением сторон. Для установления природы договоров, а также более частных связанных с этим вопросов суду необходимо прежде всего уяснить смысл осуществленного сторонами волеизъявления и его соотношение с волей(4). В тех случаях, когда необходимо истолковать правовую норму, содержащуюся в обычае, требуется более широкое привлечение правил социологического толкования.
Куда сложнее проблема соотношения понятий «толкование закона» и «толкование права». Раньше считалось, что эти понятия совпадают(5). Современная юридическая наука различает понятия «право» и «закон», следовательно, различаются и подходы к их толкованию.
На наш взгляд, толкование права имеет место в тех случаях, когда в процессе интерпретации мы обращаемся к основным правовым принципам, поскольку, сталкиваясь с новыми явлениями социального мира, выходящими за пределы нашего юридического «жизненного опыта», мы придаем им значение, исходя из сложившейся уже системы определенных знаков и символов.
Толкование правовых норм не является лишь только частью правоприменительной деятельности(6), выходит оно также и за пределы реализации права(7). Интерпретация права имеет место в правотворчестве, поскольку изложение нового нормативного акта предполагает уяснение смысла предшествующих. Более того, толкование правовых норм используется и при научном или учебном анализе, при пропаганде права. Таким образом, толкование может предприниматься в различных целях и имеет значение для всех сторон правовой деятельности(8).
Современное понимание толкования является результатом естественно-исторического развития общества. Вместе с развитием общественных отношений изменяется связанные с ним процедуры его реализации.