Страницы 34-39


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Зарубин А. В. Вопросы квалификации мошенничества при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ)

Щепельков В. Ф. Позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно квалификации служебного подлога

Краев Д. Ю. О субъективной стороне убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего

Федышина П. В. К вопросу о субъективной стороне убийства, совершенного общеопасным способом

Ларинков А. А., Шиплюк В. А. Вопросы производства следственных и иных действий в стадии возбуждения уголовного дела

Данилова Н. А., Елагина Е. В., Серова Е. Б. Основные направления анализа прокурором проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 159.2 УК РФ

Гильдиков П. Н. О практике выявления нарушений коррупционной направленности, совершаемых при оформлении прав на земельные участки в порядке «дачной амнистии»

Никитин Е. Л. О задачах оперативно-розыскной деятельности и особенностях предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД

Лавров В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

Чернышева Л. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах

Фирсов В. В. К вопросу о ювенальной юстиции

Басов С. Л. Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Некоторые новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах

Порохов М. Ю. Обзор некоторых изменений российского законодательства, принятых в связи с введением положений, предусматривающих процедуру банкротства физического лица

Шибков О. Н. Международное право и пре-ступления против мира и безопасности по УК РФ

Бокуц Е. Ю. Проблемы установления причинной связи при квалификации загрязнения атмосферы, повлекшего причинение вреда здоровью человека

Кененбаев Е. А. От упрощенного досудебного производства к ускоренному досудебному расследованию по УПК Республики Казахстан

Харитонов Л. А. Понятие толкования правовых норм

Честнов И. Л. Теоретические проблемы правоприменения

Курчевенкова А. В. Влияние внешних и внутренних детерминирующих факторов на деятельность правоприменителей: анализ эмпирического исследования на примере работников прокуратуры Российской Федерации

Холопов А. В. Системные основы когнитивных технологий в реализации криминалистических знаний в прокурорской деятельности

Ларкина Е. В. Рецензия на конспект лекции Т. Г. Николаевой «Производство дознания в сокращенной форме»



Рейтинг@Mail.ru

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 Е. Л. НИКИТИН

О ЗАДАЧАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДМЕТА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ОРД

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В рамках научной теории ОРД обосновывается ее назначение и содержание. Нередко ОРД раскрывается как гласная и негласная разведывательно-поисковая работа специально уполномоченных законом государственных органов в сфере борьбы с преступностью(1). Такой подход представляется верным по сути, но несколько узким. В настоящее время ОРД не ограничивается решением задач исключительно в сфере борьбы с преступностью. ОРД осуществляется в разных формах и по различным направлениям, безусловно, имея своим основным назначением выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц, которые их подготавливали и совершили. Но в рамках ОРД кроме того осуществляется розыск лиц, в том числе пропавших без вести, добывание информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности страны, а также решение иных задач, не связанных непосредственно с задачами уголовного судопроизводства.

Таким образом, ОРД имеет четко определенные цели(2). Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие:

защита жизни и здоровья граждан;

защита прав и свобод человека и гражданина;

защита собственности;

обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Проанализировав понятие «задача»(3) ОРД, можно увидеть, что это более конкретная категория по сравнению с целью, связанная с совокупностью практических и системных действий по достижению поставленной цели. В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи ОРД:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Стр.34

1. Возгрин И. А. Обеспечение методами и средствами ОРД раскрытия, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел // Криминалистический семинар. Вып. 1 / отв. ред. В. В. Новик. СПб., 1998. С. 8.
2. Под термином «цель» в социальных (гуманитарных) науках принято понимать «предмет стремления», «то, что надо, желательно осуще-ствить» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 873), если же руководствоваться иным определением, то «цель» можно рассматривать как, например, «конечное желание, стремление», «намерение, чего кто силится достигнуть» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1996. Т. 4. С. 578).
3. В качестве задачи следует рассматривать «то, что требует исполнения, разрешения» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 203).

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Вместе с тем, несмотря на наличие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельной статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, фактически шире. Иные задачи ОРД можно определить путем анализа и системного толкования положений ст.ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей ряда иных федеральных законов.

Для решения задач оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные органы (ОРО) могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является одной из первостепенных задач оперативно-розыскной деятельности. При решении этой задачи ОРО добывают оперативную информацию о преступных замыслах и завладевают инициативой их развития с целью предотвращения их реализации, а также добывают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности совершивших их лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, реализуется в формах предварительной оперативной проверкиили оперативной разработки и документируется в виде соответствующих дел оперативного учета. Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле служит предпосылкой к дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание виновности лица в совершении преступления. Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в непроцессуальной (оперативно-розыскной) форме оперативно-розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного расследования.

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в оперативно-розыскной форме в зависимости от их категорий осуществляют оперативно-розыскные подразделения МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, ФСИН России, ФСО России, СВР России. Орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации может проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, если это не затрагивает полномочий иных органов. Полифункциональным органом общей компетенции в сфере противодействия преступности является МВД России. Компетенция МВД и иных оперативно-розыскных органов определяется и разграничивается законодательно установленными направлениями их деятельности и подследственностью, установленной уголовно-процес-суальным законодательством Российской Федерации, за исключением ФСО России и СВР России. Несмотря на формальное отнесение органов ФСО и СВР к органам дознания в уголовном судопроизводстве (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), УПК РФ их подследственность не устанавливает. Следует учитывать, что оперативные подразделения МВД России и иных органов также выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, подследственные Следственному комитету Российской Федерации, который не имеет собственных оперативных подразделений, поскольку не относится к органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, розыском лиц могут заниматься различные уполномоченные на то оперативно-розыскные органы

Стр.35

в зависимости от категории разыскиваемых (пропавшие без вести, скрывшиеся преступники, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания и т. д.). При этом основную работу в этом направлении выполняют органы внутренних дел, поскольку имеют право заниматься розыском лиц любых категорий. Для осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, без вести пропавших, заводятся розыскные дела. Самостоятельным направлением розыскной работы является идентификация неопознанных трупов и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по состоянию здоровья или возрасту, которая оформляется в виде дел об установлении личности.

Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора, является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на раскрываемость преступлений, сроки расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, обеспечение своевременной защиты прав потерпевших и неотвратимости наказания виновных. Скрывшимся является лицо, умышленно уклоняющееся от уголовного преследования, местонахождение которого неизвестно, объявленное в розыск соответствующим процессуальным решением органа дознания, следствия или суда. Под розыском лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда и исполнения приговора, понимается деятельность правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, направленная на установление местонахождения и задержание разыскиваемого лица.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» среди задач этой деятельности, помимо розыска преступников, называет осуществление розыска без вести пропавших граждан. Причем следует учитывать, что понятие «розыск» употребляется только применительно к установлению конкретных, известных лиц. По отношению к неустановленным лицам это понятие не применяется. Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Безвестное исчезновение граждан в большинстве случаев не связано с преступными посягательствами. Это может быть, например, несчастный случай или другие обстоятельства, вследствие которых граждане не обнаруживаются. Для выполнения этой задачи Законом предусматривается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются с учетом конкретной ситуации.

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, осуществляется в первую очередь специализированными оперативно-розыскными органами — подразделениями ФСБ России и СВР России. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны,  военная безопасность — обеспечение защиты от военных угроз, экономическая — обеспечение экономического благополучия страны, информационная — состояние защищенности информационной сферы, экологическая — состояние защищенности окружающей среды. Под добыванием информации следует понимать инициативный поиск указанных сведений с помощью проведения ОРМ. Органы безопасности в пределах своей компетенции осуществляют информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а по их поручению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также добывают информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.

Задача ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, была включена в ст. 2 Федерального закона

Стр.36

«Об оперативно-розыскной деятельности» сравнительно недавно. Это обусловлено принятием в конце декабря 2008 года ряда федеральных законов в рамках политики противодействия коррупции. По действующему законодательству конфискация является не наказанием, а мерой уголовно-правового характера и применяется не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства распространяется также на имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. Виды имущества, подлежащего изъятию, различаются по назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у виновного и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано. В пункте «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ говорится о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК РФ, и обращении в собственность государства любых доходов от этого имущества. Для применения конфискации имущества необходимо обеспечить действие института наложения ареста на имущество, основой которого являются нормы ст.ст. 115, 116 УПК РФ. Не всегда имущество, подлежащее конфискации, может быть установлено путем проведения следственных и процессуальных действий. В этом случае следователь, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, может дать поручение об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по его установлению оперативно-розыскным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут получить сведения о наличии имущества, подлежащего конфискации, из различных источников и разными способами, в том числе путем проведения ОРМ.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве задач ОРД следует также рассматривать:

установление личности неопознанных трупов;

обеспечение безопасности защищаемых лиц в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Кроме того, оперативно-розыскные органы, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», реализуют задачу по сбору данных, позволяющих принимать управленческо-организационные решения:

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника;

достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для достижения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий

Стр.37

характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В частности, проведение ОРМ для получения информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации может быть прямо не связано с преступными посягательствами, а следовательно, с задачами уголовного судопроизводства, равно как и осуществление розыска без вести пропавших лиц.

Так, статья 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагает проведение ОРМ для определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля. В принципе эти действия могут не носить криминального характера, а преследовать исключительно коммерческие цели. Интересно, что результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности в этом случае могут использоваться в доказывании не в уголовном, а в гражданском судопроизводстве по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам.

Таким образом, исходя из содержания поставленных задач ОРД представляется, что последнюю цель, предусмотренную в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», следует рассматривать более широко и говорить об обеспечении безопасности общества и государства в целом, а не только от преступных посягательств.

Решение задач и достижение целей оперативно-розыскной деятельности обеспечивается применением средств контрольно-надзорной деятельности и, в частности, прокурорского надзора. В научно-теорети-ческой и учебно-методической литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора. Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Вместе с тем многие специалисты обоснованно считают, что этим решением «проигнорирована сущность такого специфического и самостоятельного вида деятельности, какой является оперативно-розыскная деятельность»(1). Действительно, надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и надзор за законностью процессуальной деятельности имеют определенную специфику и самостоятельное значение, что служит основанием для их потенциального разделения на отдельные отрасли и выделения самостоятельных предметов прокурорского надзора.

В настоящее время в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет надзора за законностью в ОРД составляют следующие элементы:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;

соблюдение установленного порядка проведения ОРМ;

законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

При таком законодательном подходе, с учетом использованной терминологии, в значительной мере деятельность уполномоченного прокурора должна быть связана с проверкой соблюдения норм Конституции Российской Федерации и норм Федерального закона «Об оперативно-ро-зыскной деятельности».

Однако, по нашему мнению, исходя из положений ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность уполномоченного прокурора

Стр.38

1. Козусев А. Ф. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности — отрасль прокурорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях : тезисы науч.-практ. конференции. М., 2005. Ч. 1. С. 75.

должна быть направлена не только на обеспечение соблюдения законодательных норм, но и исполнение императивных требований и предписаний при решении всех задач оперативно-розыскной деятельности, установленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и других законодательных актах.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и другие федеральные законы, а равно принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Поэтому уполномоченный прокурор должен осуществлять надзор за исполнением не только Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и всей совокупности норм оперативно-розыскного законодательства, а также изданных в его развитие различных ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, детализирующих и конкретизирующих требования закона.

Таким образом, в современных условиях прокуратура также должна осуществлять надзор за исполнением законов в сфере ОРД при выполнении обязанностей оперативно-розыскными органами для достижения задач ОРД.В этом случае речь идет о побуждении оперативно-розыскных органов к активным действиям средствами прокурорского надзора, когда под воздействием со стороны органов прокуратуры оперативно-розыскные органы изменяют интенсивность и качество своей работы и достигают определенных результатов деятельности. Таким образом, эффективность и полнота решения задач оперативно-розыскной деятельности, помимо средств ведомственного контроля, должна активно стимулироваться применением средств прокурорского надзора.

В связи с этим нами предлагается в предмет прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), дополнительно включить следующие элементы:

соблюдение норм Конституции Российской Федерации, исполнение законов и законность правовых актов в сфере оперативно-розыскной деятельности;

исполнение требований законов о достижении задач оперативно-розыскной деятельности.

Стр.39

КриминалистЪ. 2015. №2(17)