Страницы 120-123


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Щепельков В. Ф. Позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно момента окончания получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве, коммерческого подкупа

Безбородов Д. А. К вопросу о понятии неосторожного сопричинения в уголовном праве

Краев Д. Ю. Уголовная ответственность за убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

Щербич Л. А., Морозова Ю. В. К вопросу об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания

Шадрин В. С., Чубыкин А. В. Проблемы прокурорского надзора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела

Ларинков А. А. Проблемы представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве (по Инструкции от 27 сентября 2013 года)

Исаенко В. Н. Криминалистическая характеристика преступлений и ее разновидности

Елагина Е. В. Наличие аттестации эксперта и лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности — факторы, влияющие на допустимость экспертного заключения

Холопов А. В. Исследование вещественных доказательств в судебном следствии с помощью технических средств

Кузьмин С. В. К вопросу о понятии тактического приема

Григорьева М. А. Анализ прокурором материалов проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ

Прокофьева Н. В. О некоторых аспектах проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Кулик Н. В. О некоторых аспектах оценки ситуации морально-нравственного выбора в деятельности прокурорского работника

Головко И. И. Защита прокурором конституционного права на обращение юридических и физических лиц

Честнов И. Л. Социальное действие права

Николаева Т. Г. Новое в уголовно-процессуальном законодательстве

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства

Гурьева Е. П. Может ли квитанция к приходно-кассовому ордеру быть предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ?

Ларкина Е. В. Дознание в сокращенной форме: практика применения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Агабаева А. В. Процессуальные особенности апелляционного обжалования прокурором приговоров, постановленных при производстве в суде с участием присяжных заседателей

Киселев А. А. Иски превентивного характера как способ обеспечения прав потерпевшего от преступления в уголовном судопроизводстве России

Сычев Д. А. Соотношение функций уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью следователя при утверждении обвинительного заключения прокурором



Рейтинг@Mail.ru

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 Д. А. СЫЧЕВ

СООТНОШЕНИЕ ФУНКЦИЙ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И НАДЗОРА
ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ
ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОКУРОРОМ

Активно претворяемая в последнее время в жизнь реформа уголовного судопроизводства коснулась всех его стадий, в том числе значительные изменения были внесены законодателем и в досудебную часть. Прежде всего, это беспрецедентное по своим масштабам ограничение прокурорского надзора наряду с усилением процессуального статуса следственных органов. Такие шаги связывались следующей логикой. Освобождение прокурора от несвойственной ему функции процессуального руководства и, как следствие, ответственности за качество расследования, должно было придать прокурорскому надзору больше независимости, отвечало последовательному укреплению начал состязательности в уголовном процессе. Наделение следователя иммунитетом от необоснованного процессуального вмешательства посредством придания широких возможностей обжалования любых действий прокурора, в свою очередь, имело целью обеспечить полную самостоятельность расследования.

Между тем на практике подобные новеллы породили проблему в отношениях следователя и прокурора, существенно не улучшив качества проводимого расследования, а значит, сказались на соблюдении прав участников уголовного процесса.

Один из ключевых аспектов взаимодействия прокурора и следователя относится к этапу утверждения обвинительного заключения — границе судебного процесса и досудебного производства.

Уголовно-процессуальная деятельность следователя завершается составлением обвинительного заключения. В этом акте систематизируются результаты следствия, формулируются существо предъявленного обвинения и дела, вывод органа расследования о совершении обвиняемым определенного преступления и о необходимости направления дела в суд. После подписания следователем обвинительного заключения дело немедленно направляется прокурору. Согласно ст. 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток (в случае сложности или большого объема уголовного дела до 30 суток) принимает по нему одно из следующих решений: 

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Исследуем природу, содержание и особенности правовых отношений, складывающихся на данной стадии между прокурором и следователем.

Возьмем за основу определение содержания правовых отношений, данное Г. Н. Королевым: под содержанием правоотношения, складывающегося в результате уголовно-процессуальной деятельности прокурора, следует понимать фактическое взаимодействие прокурора, в пределах предоставленных ему нормами права полномочий, с субъектами уголовного судопроизводства, имеющими свой процессуальный статус(1).

Стр.120

1. Королев Г. Н. Учение об уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Книга первая. Н. Новгород, 2004. С. 103.

Очевидно, что на этапе утверждения обвинительного заключения такие правоотношения возникают у прокурора:

1) со следователем как представителем (субъектом) органа исполнительной власти, представившим результаты расследования на прокурорский «суд качества». Содержание такого правоотношения — деятельность по оценке на соответствие закону совокупности процессуальных документов уголовного дела (качества формы), итог которой выражается в решении прокурора об утверждении обвинительного заключения или направлении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия. Оно властно по своему существу и носит характер процессуального приказа. В первом случае выражает властное признание качества проведенного расследования, во втором — содержит указание на противоречие закону с властным требованием устранить препятствия к судебному рассмотрению дела;

2) со следователем как представителем (субъектом) стороны обвинения. Существо правоотношения в данном случае — оценка прокурором наполненности процессуальной формы (качества содержания), результат чего также имеет свое выражение в решении прокурора об утверждении обвинительного заключения или направлении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия. А природа его несколько иная, чем в первом случае. Обвинительное заключение, будучи составленным и подписанным следователем (и согласованным с руководителем следственного органа), само по себе является полноценным актом, знаменующим собой завершение расследования, подлежащим надзорной оценке прокурора, и неполноценным (незавершенным) актом выдвинутого обвинения. Акт утверждения обвинительного заключения прокурором в данном случае завершает уголовное преследование в досудебном производстве, выражает степень солидарности с выдвинутым обвинением. Направление же дела для дополнительного следствия с указаниями об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых или пересоставлении обвинительного заключения выражает степень несогласия с предъявленным обвинением при констатации незавершенного расследования. Дача при этом указаний о проведении конкретных следственных действий не уничтожает процессуальную самостоятельность следователя, а является вкладом прокурора в осуществление уголовного преследования(1). Следователь по-прежнему свободен в формулировании обвинения, дополнении расследования сверх определенной прокурором меры(2). Подметив такую закономерность, В. С. Зеленецкий указал на «коллегиальный характер привлечения лица, виновного в совершении преступления, к уголовной ответственности»(3). Соответственно, характер возникающих при этом правоотношений не вполне носит характер власти—подчинения, это коллегиальный процесс взаимодействия властных субъектов стороны обвинения по формулированию окончательного объема обвинения и определения пределов уголовного преследования и судебного разбирательства, при решающем слове прокурора.

Анализируя складывающиеся правоотношения между прокурором и следователем в процессе утверждения обвинительного заключения, можно заключить следующее:

Стр.121

1. Некоторые авторы видят в этом факте коллизию действующего законодательства и проявление в действиях прокурора несвойственной ему функции процессуального руководства (см.: Сабирзянов Р. Т. Правомочия прокурора при рассмотрении поступившего к нему уголовного дела с обвинительным заключением // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России. Самара, 2010. С. 390).
2. Указания прокурора надзорного характера, связанные с констатацией процессуальной нечистоты ряда документов дела и необходи-мостью устранения порока формы, исключают процессуальную самостоятельность следователя в выборе средств устранения (это либо повтор-ное проведение следственного (процессуально-го) действия либо признание безвозвратной потери его результатов вследствие недопусти-мости).
3. Зеленецкий В. С. Деятельность прокурора в советском уголовном процессе : учеб. пособие. Харьков, 1977. С. 23.

решение прокурора об утверждении обвинительного заключения выражает его властное отношение не только к результатам процессуальной доказательной деятельности следователя, но и к виновности лица, привлеченного следователем в качестве обвиняемого;

возникающие при этом правоотношения в паре прокурор—следователь находятся в диалектическом единстве оценки формы и содержания, при первенстве оценки формы, ибо без надзорной оценки результатов расследования как качества формы бессмысленно говорить о качестве содержания выдвинутого обвинения;

надзорная деятельность при утверждении обвинительного заключения носит ретроспективный характер, ибо прокурор, осуществляя надзорные полномочия, мысленно погружается в проведенное расследование, виртуально проходя все его этапы;

солидаризация с выдвинутым следователем обвинением при утверждении обвинительного заключения, наоборот, направлена в будущее, ибо выражает психологическое отношение прокурора к виновности обвиняемого, определяет дальнейшее развитие уголовно-процес-суальной деятельности;

утверждение обвинительного заключения является процессуальным актом, выражающим в единстве своей формы одновременное выполнение прокурором функций надзора за процессуальной деятельностью и уголовного преследования.

Между тем вызывает сомнение достаточность объема полномочий прокурора в процессе утверждения обвинительного заключения для эффективной реализации вышеуказанных функций.

В отношении выполнения надзорной функции полномочия прокурора практически не изменились. Прокурор и раньше мог возвратить уголовное дело следователю для дополнительного следствия со своими указаниями надзорного характера. В отношении реализации функции уголовного преследования такие полномочия в настоящее время сужены до возвращения уголовного дела следователю с указанием на необходимость изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых, пересоставления обвинительного заключения либо выполнения конкретных следственных действий, направленных на изобличение виновных лиц. Разумеется, посредством перечисленных полномочий прокурор по-прежнему способен определять пределы уголовного преследования, но теперь уже не самостоятельно (когда в соответствии со ст. 221 УПК РФ в ред. Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, а ранее в соответствии со ст.ст. 214, 215 УПК РСФСР обладал полномочиями по составлению нового обвинительного заключения, прекращению уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично, изменению объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении), а посредством следователя. Такой подход законодателя противоречит принципу разумности срока уголовного судопроизводства, провозглашенному в ст. 61 УПК РФ. Ведь принять соответствующее, порою очевидное решение следователь может только в рамках сроков дополнительного следствия. При этом неуместно выглядят полномочия следователя, предусмотренные ч. 4 ст. 221 УПК РФ, по встречному обжалованию постановления прокурора о возвращении уголовного дела следователю, в том числе по причине несогласия с решением об уменьшении объема обвинения либо переквалификации действий обвиняемых на менее тяжкое преступление. При нежелании вступать в бессмысленную тяжбу со следователем и считая предъявленное обвинение завышенным, прокурор мог бы утвердить обвинительное заключение и отказаться от предъявленного обвинения в соответствующей его части уже в суде. Однако подобные попытки решить проблему ставят прокурора, по утверждению Б. Т. Безлепкина, в предельно сложное, двусмысленное и унизительное положение(1). В связи этим следует согласиться

Стр.122

1. Комментарий к Уголовно-процессуаль-ному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л. Н. Башкатов [и др.] ; отв. ред. И. Л. Петрухин. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 364.

с мнением Н. В. Булановой о том, что условием надлежащего исполнения возложенной на прокурора обязанности по поддержанию государственного обвинения является возможность его участия в формировании позиции обвинения по всем вопросам, подлежащим исследованию в судебном заседании, на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, по крайней мере, с момента поступления к нему уголовного дела(1). Существующий порядок нарушает властный характер деятельности прокурора не только как органа надзора, но и как руководителя уголовного преследования и полноценного распорядителя обвинением в суде. Солидарна с такой позицией и В. А. Ла-зарева: «Прокурор не может быть поставлен в зависимость от позиции органа расследования, за деятельностью которого
надзирает, и на нем не лежит обязанность утвердить обвинительное заключение в качестве единственно возможного на этом этапе решения»(2).

Обратим внимание и на тот факт, что прокурор при решении вопроса об утверждении обвинительного заключения вправе в соответствии со ст. 88 УПК РФ указать на порок формы ряда собранных доказательств и исключить их как недопустимые, что логичным образом перетекает в переоценку содержания предъявленного обвинения.

Полагаем, что необходимо возвратить в УПК РФ полномочия прокурора по самостоятельному определению пределов уголовного преследования на этапе утверждения обвинительного заключения.

Стр.123

1. Буланова Н. В. Осуществление прокурором уголовного преследования при утверждении обвинительного заключения // Вестн. Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. 2008. № 6 (8). С. 28—29.
2. Лазарева В. А. Реформируемое предварительное расследование // Актуальные  проблемы современного уголовного процесса России. Самара, 2009. С. 15.
КриминалистЪ. 2014. №1(14)