О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИБ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ СОТРУДНИКОМ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
Результаты анализа судебно-следствен-ной практики дают основание для вывода о том, что в подавляющем большинстве сообщений о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа не содержится достаточных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Поэтому, как правило, принятию того или иного решения предшествует проведение проверки сообщения о преступлении с целью
Стр.69
установления наличия (отсутствия) любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном (готовящемся) уголовно наказуемом деянии, т. е. криминалистических признаков анализируемого преступления.
Так, в прокуратуру г. Великие Луки поступило заявление И. о неправомерных действиях сотрудников полиции. Как следовало из заявления, И., находившийся в состоянии легкого алкогольного опьянения и не имевший при себе документов, был остановлен сотрудниками патрульно-постовой службы и доставлен в медицинский вытрезвитель городского отдела полиции, где в отношении его был составлен протокол. Во время составления протокола И. предложили снять куртку. Позднее И. выяснил, что из кармана куртки были похищены деньги в сумме 3500 р. Какие-либо документы, подтверждающие факт нахождения И. в ГОВД, а также факт его привлечения к административной ответственности, к заявлению приложены не были.
В таких условиях принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом не представлялось возможным. В ходе проверки заявления о преступлении наряду с заявителем были опрошены: дежурный сотрудник медицинского вытрезвителя, пояснивший, что досмотр И. в помещении не производился; задержавшие И. сотрудники патрульно-постовой службы, которые пояснили, что никаких денег в ходе личного досмотра И., проведенного на месте задержания (без составления протокола), обнаружено не было. Наряду с этим следователем были истребованы копии материалов административного производства, график дежурства в медицинском вытрезвителе, а также опрошен значительный круг лиц (12 человек), из пояснений которых следовало, что И. потратил деньги до момента производства его личного досмотра сотрудниками полиции.
В результате в возбуждении уголовного дела было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Объем материала проверки составил 70 листов.
На стадии возбуждения уголовного дела установлению подлежат лишь данные о ключевых обстоятельствах совершения преступления. Полагаем, что применительно к рассматриваемому преступлению к таковым относятся: факт совершения должностным лицом правоохранительного органа действий (бездействия), посягающих на интересы государственной службы в этом правоохранительном органе; наступление последствий, предусмотренных ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ); наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) должностного лица правоохранительного органа и указанными общественно опасными последствиями.
С учетом того что субъект преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, специальный (им является должностное лицо, признаки которого сформулированы в примечании 1 к указанной норме), одной из важнейших задач проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями является установление правового статуса лица, возможно, совершившего указанное деяние.
Правовой статус сотрудника правоохранительного органа предопределяется видом правоохранительного органа, его целями и задачами, установленными федеральным законодательством и конкретизированными в соответствующих нормативных правовых актах. Так, правовой статус участкового уполномоченного полиции определяется не только конкретным приказом о его назначении на должность и его должностной инструкцией, но и Федеральными законами «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Правовой статус прокурора, помимо приказа о приеме на службу в органы прокуратуры и трудового договора, определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ.
О наличии у лица правового статуса должностного лица правоохранительного органа свидетельствуют: 1) осуществление
Стр.70
профессиональной деятельности (несения службы) в правоохранительном органе в определенной должности; 2) соблюдение установленного порядка назначения на эту должность; 3) наличие юридических полномочий должностного лица (т. е. функций представителя власти либо организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций).
Исходя из этого установлению подлежат следующие обстоятельства:
кем совершено действие (бездействие), повлекшее нарушение прав и законных интересов гражданина (граждан) или организации (организаций) либо охраняемых законом интересов общества и государства;
является ли указанное лицо сотрудником правоохранительного органа, наделенным юридическими полномочиями должностного лица;
когда и кем лицо было назначено на должность либо наделено указанными функциями;
было ли назначение этого лица (наделение его указанными функциями) произведено в соответствии с правовыми требованиями.
При установлении указанных обстоятельств необходимо учитывать ряд принципиально важных моментов. Во-первых, перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Президентом Российской Федерации и конкретизирован рядом ведомственных нормативных правовых актов(1).
Во-вторых, обязательным условием признания лица должностным является наличие законного основания назначения его на определенную должность. При этом необходимо учитывать, что лица, при назначении которых на должность не были соблюдены установленные законодательством требования, не могут признаваться специальными субъектами преступления.
В-третьих, требования, предъявляемые к порядку назначения лица на должность, следует отличать от требований, предъявляемых к кандидату на эту должность.
В-четвертых, одной из составляющих правового статуса субъекта анализируемого преступления является наличие у лица функций представителя власти либо функций организационно-распоряди-тельного и (или) административно-хозяйственного характера, которые могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Однако вне зависимости от того, в каком правоохранительном органе и на каких правовых основаниях осуществлялись возложенные на сотрудника полномочия, они имеют значение только в связи с выполнением соответствующих задач, стоящих перед этим правоохранительным органом.
В-пятых, в уголовно-процессуальном законе не содержится указания на необходимость установления конкретного лица (предполагаемого субъекта преступления) при принятии решения о возбуждении уголовного дела. Тем не менее, поскольку к уголовной ответственности за большинство преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, могут быть привлечены только должностные лица, представляется целесообразным установление предполагаемого субъекта преступления на стадии возбуждения уголовного дела.
Вместе с тем результаты анализа судебно-следственной практики
свидетельствуют о том, что в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в частности предусмотренного ст. 285 УК РФ, и отсутствия сведений о конкретном лице, причастном к его совершению, как правило, принимается решение о возбуждении уголовного дела. В этой связи нельзя не отметить, что возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, сопряжено с тем, что установленное в ходе предварительного расследования лицо, действие (бездействие) которого противоречило интересам службы и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не всегда является субъектом этого преступления. Иными словами, в рассматриваемом случае вероятность необоснованного возбуждения уголовного дела весьма высока.
В-шестых, изучение материалов проверок, проведенных в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, показывает, что нередко злоупотребление должностными полномочиями совершается сотрудниками правоохранительных органов, которые в силу занимаемого ими должностного положения наделены процессуальным иммунитетом. Перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу, приведен в ч. 1
ст. 447 УПК РФ. К их числу отнесены следующие сотрудники правоохранительных органов: прокуроры, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов, следователи. Возбуждение уголовного дела в отношении указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 2, 2.1, 3, 4, 5, 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость установления наличия (отсутствия) «специального» статуса у лица, возможно, совершившего анализируемое деяние. Каковы же последствия игнорирования этого требования? Вполне понятно, что при отсутствии данных, свидетельствующих о наличии у лица процессуального иммунитета, уголовное дело будет возбуждено в отношении его в общем порядке. Подобная ситуация влечет за собой признание незаконным и необоснованным постановления о возбуждении уголовного дела как вынесенного с нарушением порядка возбуждения уголовного дела, а при выявлении указанного обстоятельства в ходе судебного разбирательства уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК РФ.