Страницы 69-72


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Щепельков В. Ф. Позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно момента окончания получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве, коммерческого подкупа

Безбородов Д. А. К вопросу о понятии неосторожного сопричинения в уголовном праве

Краев Д. Ю. Уголовная ответственность за убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

Щербич Л. А., Морозова Ю. В. К вопросу об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания

Шадрин В. С., Чубыкин А. В. Проблемы прокурорского надзора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела

Ларинков А. А. Проблемы представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве (по Инструкции от 27 сентября 2013 года)

Исаенко В. Н. Криминалистическая характеристика преступлений и ее разновидности

Елагина Е. В. Наличие аттестации эксперта и лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности — факторы, влияющие на допустимость экспертного заключения

Холопов А. В. Исследование вещественных доказательств в судебном следствии с помощью технических средств

Кузьмин С. В. К вопросу о понятии тактического приема

Григорьева М. А. Анализ прокурором материалов проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ

Прокофьева Н. В. О некоторых аспектах проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Кулик Н. В. О некоторых аспектах оценки ситуации морально-нравственного выбора в деятельности прокурорского работника

Головко И. И. Защита прокурором конституционного права на обращение юридических и физических лиц

Честнов И. Л. Социальное действие права

Николаева Т. Г. Новое в уголовно-процессуальном законодательстве

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства

Гурьева Е. П. Может ли квитанция к приходно-кассовому ордеру быть предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ?

Ларкина Е. В. Дознание в сокращенной форме: практика применения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Агабаева А. В. Процессуальные особенности апелляционного обжалования прокурором приговоров, постановленных при производстве в суде с участием присяжных заседателей

Киселев А. А. Иски превентивного характера как способ обеспечения прав потерпевшего от преступления в уголовном судопроизводстве России

Сычев Д. А. Соотношение функций уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью следователя при утверждении обвинительного заключения прокурором



Рейтинг@Mail.ru

КРИМИНАЛИСТИКА

 Н. В. ПРОКОФЬЕВА

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИБ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ СОТРУДНИКОМ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

Результаты анализа судебно-следствен-ной практики дают основание для вывода о том, что в подавляющем большинстве сообщений о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа не содержится достаточных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Поэтому, как правило, принятию того или иного решения предшествует проведение проверки сообщения о преступлении с целью

Стр.69

установления наличия (отсутствия) любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном (готовящемся) уголовно наказуемом деянии, т. е. криминалистических признаков анализируемого преступления.

Так, в прокуратуру г. Великие Луки поступило заявление И. о неправомерных действиях сотрудников полиции. Как следовало из заявления, И., находившийся в состоянии легкого алкогольного опьянения и не имевший при себе документов, был остановлен сотрудниками патрульно-постовой службы и доставлен в медицинский вытрезвитель городского отдела полиции, где в отношении его был составлен протокол. Во время составления протокола И. предложили снять куртку. Позднее И. выяснил, что из кармана куртки были похищены деньги в сумме 3500 р. Какие-либо документы, подтверждающие факт нахождения И. в ГОВД, а также факт его привлечения к административной ответственности, к заявлению приложены не были.

В таких условиях принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом не представлялось возможным. В ходе проверки заявления о преступлении наряду с заявителем были опрошены: дежурный сотрудник медицинского вытрезвителя, пояснивший, что досмотр И. в помещении не производился; задержавшие И. сотрудники патрульно-постовой службы, которые пояснили, что никаких денег в ходе личного досмотра И., проведенного на месте задержания (без составления протокола), обнаружено не было. Наряду с этим следователем были истребованы копии материалов административного производства, график дежурства в медицинском вытрезвителе, а также опрошен значительный круг лиц (12 человек), из пояснений которых следовало, что И. потратил деньги до момента производства его личного досмотра сотрудниками полиции.

В результате в возбуждении уголовного дела было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Объем материала проверки составил 70 листов.

На стадии возбуждения уголовного дела установлению подлежат лишь данные о ключевых обстоятельствах совершения преступления. Полагаем, что применительно к рассматриваемому преступлению к таковым относятся: факт совершения должностным лицом правоохранительного органа действий (бездействия), посягающих на интересы государственной службы в этом правоохранительном органе; наступление последствий, предусмотренных ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ); наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) должностного лица правоохранительного органа и указанными общественно опасными последствиями.

С учетом того что субъект преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, специальный (им является должностное лицо, признаки которого сформулированы в примечании 1 к указанной норме), одной из важнейших задач проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями является установление правового статуса лица, возможно, совершившего указанное деяние.

Правовой статус сотрудника правоохранительного органа предопределяется видом правоохранительного органа, его целями и задачами, установленными федеральным законодательством и конкретизированными в соответствующих нормативных правовых актах. Так, правовой статус участкового уполномоченного полиции определяется не только конкретным приказом о его назначении на должность и его должностной инструк­цией, но и Федеральными законами «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, «О службе в органах внутрен­них дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Правовой статус прокурора, помимо приказа о приеме на службу в органы прокуратуры и трудового договора, определяется Федераль­ным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ.

О наличии у лица правового статуса должностного лица правоохранительного органа свидетельствуют: 1) осуществление

Стр.70

профессиональной деятельности (несения службы) в правоохранительном органе в определенной должности; 2) соблюдение установленного порядка назначения на эту должность; 3) наличие юридических полномочий должностного лица (т. е. функций представителя власти либо организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций).

Исходя из этого установлению подлежат следующие обстоятельства:

кем совершено действие (бездействие), повлекшее нарушение прав и законных интересов гражданина (граждан) или организации (организаций) либо охраняемых законом интересов общества и государства;

является ли указанное лицо сотрудником правоохранительного органа, наделенным юридическими полномочиями должностного лица;

когда и кем лицо было назначено на должность либо наделено указанными функциями;

было ли назначение этого лица (наделение его указанными функциями) произведено в соответствии с правовыми требованиями.

 При установлении указанных обстоятельств необходимо учитывать ряд принципиально важных моментов. Во-первых, перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Президентом Российской Федерации и конкретизирован рядом ведомственных нормативных правовых актов(1).

Во-вторых, обязательным условием признания лица должностным является на­личие законного основания назначения его на определенную должность. При этом необходимо учитывать, что лица, при назначении которых на долж­ность не были соблюдены установленные законодательством требования, не могут признаваться специальными субъектами преступления.

В-третьих, требования, предъявляемые к порядку назначения лица на должность, следует отли­чать от требований, предъявляемых к кандидату на эту должность.

В-четвертых, одной из составляющих правового статуса субъекта анализируе­мого преступления является наличие у лица функций представителя власти либо функций организационно-распоряди-тельного и (или) административно-хозяйствен­ного характера, которые могут осуществляться по­стоянно, временно или по специальному полномочию. Однако вне зависимости от того, в каком правоохранительном органе и на каких правовых основаниях осуществлялись возложенные на сотрудника полномочия, они имеют значение только в связи с выполнением соответст­вующих задач, стоящих перед этим правоохранительным органом.

В-пятых, в уголовно-процессуальном законе не содержится указания на необходимость установления конкретного лица (предполагаемого субъекта преступления) при принятии решения о возбуждении уголовного дела. Тем не менее, поскольку к уголовной ответственности за большинство преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, могут быть привлечены только должностные лица, представляется целесообразным установление предполагаемого субъекта преступления на стадии возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем результаты анализа судебно-следственной практики

Стр.71

1. О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ с изм. и доп. ; Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей : указ Президента Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 с изм. и доп ; Приказ МВД России от 31 окт. 2013 г. № 875 ; Приказ МЧС России от 22 марта 2011 г. № 135 ; Приказ ФМС России от 31 авг. 2009 г. № 205 с изм. и доп. ; Приказ ФСИН России от 31 авг. 2009 г. № 372 с изм. и доп. ; Приказ ФТС России от 13 сент. 2011 г. № 1867 с изм. и доп. ; Приказ Генераль-ного прокурора Рос. Федерации от 15 апр. 2013 г. № 155.

свидетельствуют о том, что в случае наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в частности предусмотренного ст. 285 УК РФ, и отсутствия сведений о конкретном лице, причастном к его совершению, как правило, принимается решение о возбуждении уголовного дела. В этой связи нельзя не отметить, что возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, сопряжено с тем, что установленное в ходе предварительного расследования лицо, действие (бездействие) которого противоречило интересам службы и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не всегда является субъектом этого преступления. Иными словами, в рассматриваемом случае вероятность необоснованного возбуждения уголовного дела весьма высока.

В-шестых, изучение материалов проверок, проведенных в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, показывает, что нередко злоупотребление должностными полномочиями совершается сотрудниками правоохранительных органов, которые в силу занимаемого ими должностного положения наделены процессуальным иммунитетом. Перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу, приведен в ч. 1
ст. 447 УПК РФ. К их числу отнесены следующие сотрудники правоохранительных органов: прокуроры, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов, следователи. Возбуждение уголовного дела в отношении указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 2, 2.1, 3, 4, 5, 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость установления наличия (отсутствия) «специального» статуса у лица, возможно, совершившего анализируемое деяние. Каковы же последствия игнорирования этого требования? Вполне понятно, что при отсутствии данных, свидетельствующих о наличии у лица процессуального иммунитета, уголовное дело будет возбуждено в отношении его в общем порядке. Подобная ситуация влечет за собой признание незаконным и необоснованным постановления о возбуждении уголовного дела как вынесенного с нарушением порядка возбуждения уголовного дела, а при выявлении указанного обстоятельства в ходе судебного разбирательства уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК РФ.

Стр.72

КриминалистЪ. 2014. №1(14)