КриминалистЪ. 2011. №1(8)


Страницы 124 - 128


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Конференции, встречи, семинары

Содержание

Попов А. Н. О превышении пределов необходимой обороны

Пряхина Н. И., Щепельков В. Ф.Об отграничении продолжаемого преступ- ления от совокупности преступлений

Тимошенко Ю. А.К вопросу о погашении судимости при досрочном освобождении от наказания

Аистова Л. С. Проблемные вопросы определения сущности хулиганства.

Краев Д. Ю.Некоторые вопросы квалификации убийств, сопряженных с разбоем.

Любавина М. А. Признаки хищения специальных предметов (ст. 229 УК РФ).

Романова В. В. Специальный субъект общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Сало И. А. О понятии «ЭВМ» применительно к статье 272 УК РФ.

Федышина П. В. Проблемные вопросы объективной стороны умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества.

Шадрин В. С. Недопустимость доказательств в уголовном процессе как антипод их допустимости .

Ларинков А. А. К вопросу о полномочиях защитника по собиранию доказательств в уголовном судопроизводстве.

Шиплюк В. А. Некоторые процессуальные проблемы рассмотрения судом жалоб в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Саркисянц Р. Р. Соглашение о сотрудничестве как новый термин в уголовном процессе.

Исаенко В. Н. О методике государственного обвинения.

Коршунова О. Н. Роль теории познания в уголовном судопроизводстве.

Холопов А. В. Использование видеозаписи при производстве допросов на предварительном следствии.

Николаева Т. Г., Елагина Е. В., Шананина Е. М. Некоторые вопросы производства судебной экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами.

Чеботарев Р. А., Челышева О. В. Объективизация доказывания при производстве следственных осмотров и обысков при расследовании убийств.

Посохина И. В. К вопросу о классификации судебных ошибок.

Екимовская А. Н. Организационные проблемы участия специалиста в подготовке и производстве допроса на стадии предварительного расследования .

Дытченко Г. В. Никитин Е. Л.Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан .

Честнов И. Л. Правоохранительная функция современного государства.

Харитонов Л. А. Герменевтический подход к толкованию правовых норм .

Журавлев В. П. Обзор судебной практики по итогам выборов в органы местного самоуправления Ленинградской области, прошедших в октябре 2009 года.

Иванова Н. М., Петрова А. Н. Из истории юридического образования в Росси: Императорский Александровский лицей.

Новое в криминалистике (А. В. Холопов).

Сведения об авторах.


Рейтинг@Mail.ru


ИСТОРИЯ

 

  Н. М. ИВАНОВА, А. Н. ПЕТРОВА

ИЗ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
ИМПЕРАТОРСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦ

 

К началу XIX в. в России стала очевидной необходимость реформ. Вступивший в 1801 г. на престол Александр I преобразования начал с высших органов управления. В 1802 г. были учреждены министерства. Первоначально их было восемь, среди них Министерство юстиции и Министерство внутренних дел. Манифест от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств» провозглашал создание также Министерства полиции, к компетенции которого была отнесена безопасность.

С 1 января 1810 г. начал действовать Государственный Совет, который обладал большими полномочиями, в том числе рассматривал новые законы или законодательные предложения, а также внесение изменений в уже принятые законы. В состав Государственного Совета входила Государственная канцелярия, во главе которой стоял Государственный секретарь. Также в состав Государственного Совета входили департаменты, в том числе Департамент законов. Общегосударственные функции получила Собственная Его Императорского Величества канцелярия, возникшая при Павле I как его личная канцелярия. Существовало шесть отделений Канцелярии — второе отделение, деятельность которого приходится на 1826—1882 гг., занималось кодификацией законов.

Для успешного функционирования органов государственного управления требовались образованные, компетентные сотрудники. Начались реформы в области образования — в 1803 г. было принято новое положение об устройстве учебных заведений. Юридические факультеты университетов формировались как отделения «нравственных и политических наук». В 1802 г. был воссоздан Дерптский (Юрьевский) университет с юридическим факультетом. С 1804 по 1835 г. юристов готовили на отделении нравственных и политических наук Харьковского императорского университета; в 1835 г. в нем был организован юридический факультет. В 1920 году по Указу Императора Александра I открылся Санкт-Петербургский университет, в котором сначала юристов готовили на философско-юридическом факультете, но в 1833 г., уже в правление Николая I, этот факультет превратился полностью в юридический. В 1834 г. был организован Киевский университет Св. Владимира, на следующий год в нем открылся юридический факультет. В конце 1835 г. по инициативе и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского с целью подготовки кадров для юридической и административной деятельности было создано Императорское училище правоведения. Подготовку военных юристов высшей квалификации с 1867 г. стала осуществлять Военно-юриди-ческая академия, в 1899 г. переименованная в Александровскую — в честь ее основателя Александра II.

Особое место среди учебных заведений занимали лицеи. В 1817 г. был образован Ришельевский лицей в Одессе, первоначально как среднее учебное заведение, а с 1837 г. — высшее учебное заведение, в котором есть юридическое отделение;

Стр.124

в 1862 г. Ришельевский лицей преобразовали в Новороссийский университет. Демидовский юридический лицей в Ярославле (1868—1919 гг.) не только давал высшее юридическое образование, но и был настоящим культурным и научным центром, славился богатой библиотекой. В 1868 г. был основан Московский Императорский лицей (в память Цесаревича Николая) с университетскими юридическими классами. Больше этот лицей известен как Катковский; просуществовал он до 1917 г. Нежинский лицей как юридическое учебное заведение готовил специалистов с 1840 по 1875 г.

Самый известный среди лицеев — Царскосельский (с 1844 г., после перевода его из Царского Села в Петербург, — Императорский Александровский лицей). Указ о создании Лицея подписан 12 августа 1810 г., а 19 октября 1811 г. Лицей торжественно открыли. Главным предназначением Лицея провозглашалось «образование юношества для государственной службы». Образование в Лицее приравнивалось к университетскому. Обучение разделялось на два курса: начальный курс соответствовал гимназическому образованию, окончательный — университетскому. Причем на окончательном курсе изучались как точные, так и гуманитарные науки, и первоначально этот курс носил общеобразовательный характер. Из юридических дисциплин преподавали энциклопедию права, историю русского права, церковное, государственное, гражданское, уголовное, полицейское, финансовое и международное право, а также государственное устройство «восточных держав». В 1848 г. был принят новый Устав Лицея, преподаванию юридических дисциплин стали уделять больше времени. Появился такой предмет, как юридическая палеография. Изменилось и назначение Лицея: «воспитание благородного юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования, преимущественно же для служения по Министерству внутренних дел». Через три года было разрешено поступать на службу и в другие министерства, кроме Министерства иностранных дел, а с 1856 г. разрешено поступать и в это Министерство.

Уровень образования, получаемого в Лицее, был очень высок. Здесь преподавали известные ученые, юристы (многие из них одновременно служили в Санкт-Петербургском университете, других высших учебных заведениях). Среди них Александр Петрович Куницын — любимый преподаватель А. С. Пушкина. Он служил в Лицее со дня его основания: сначала в должности адъюнкт-профессора по кафедре нравственной философии и правоведения, а с 1816 г. в должности профессора. Выступая перед выпускниками первого (пушкинского) курса с «Отчетом Конференции Императорского Царскосельского Лицея в учебных занятиях воспитанников старшего возраста в течение шестилетнего курса учения», он отметил, что в окончательном курсе предметами учения стали науки, «объясняющие права и обязанности людей в общежитии, состав гражданского общества и существо связей, соединяющих различные части государства, источники народного богатства и благосостояния»(1).

Двадцать лет посвятил Лицею криминалист, профессор юридических наук, автор первого российского систематизированного курса уголовного процесса Яков Иванович Баршев. С 1837 г. он читал лицеистам энциклопедию права, римское право, уголовное право и судопроизводство его. Во время службы Я. И. Баршева в Лицее, в 1841 г., вышел его труд «Общие начала теории и законодательства о преступлениях и наказаниях».

Известный специалист в области уголовного права Иван Яковлевич Фойницкий с 1874 по 1876 г. читал в Лицее курс энциклопедии права, а в 1899—1901 гг. — курс уголовного права.

Семь лет (1861—1868 гг.) преподавал в Лицее выпускник Киевского университета Св. Владимира профессор политической экономии и финансового права Иван Васильевич Вернадский, представитель либеральной интеллигенции, способствовавший проведению реформ.

Стр.125

В 1903—1904 гг. церковное право читал один из крупнейших специалистов в этой области, известный византинист, образованнейший человек Владимир Николаевич Бенешевич. Он владел семью европейскими языками и пятью античными языками стран Востока.

Неординарной личностью был Иоанн Павлинович Слободской, преподававший в Лицее с 1906 г. богословие и церковное право. В 1890 г. одним из лучших он окончил Петербургскую духовную академию, где учился вместе с Иваном Николаевичем Старгородским, будущим патриархом Сергием. В 1905 г. И. П. Слободской выпустил книгу «Фридрих Ницше и основы христианского мировоззрения».

На фотографии Совета Императорского Александровского лицея, которая была сделана в 1911 г., юбилейном для учебного заведения, И. П. Слободской сидит рядом с Игнатием Александровичем Ивановским — известным государствоведом, выпускником Киевского университета Св. Владимира. С 1896 г. И. А. Ивановский служил в Лицее, где преподавал государственное право, его сын Александр окончил Лицей в 1916 г.

Другой выпускник Киевского университета известный юрист Михаил Павлович Чубинский с 1909 г. служил в Лицее ординарным профессором по кафедре уголовного права.

В 1880-е годы лекции по политической экономии и финансовому праву читал Василий Гаврилович Яроцкий. Сохранился сборник лекций по политической экономии, которые В. Г.Яроцкий читал в Лицее в 1898—1899 гг. Многие годы он являлся членом Совета Императорского Александровского лицея.

В 1901—1912 гг. в Императорском Александровском лицее курс по уго­ловному судопроизводству читал известный юрист, литератор и общественный деятель Анатолий Федорович Кони. Осо­бое внимание А. Ф. Кони уделял разработке вопросов судебной этики. В 1902 г. в «Журнале Министерства юстиции» была опубликована его статья «Нравственные начала судебной этики. Общие черты судебной этики». А. Ф. Кони предполагал читать курс лекций по этой проблеме, однако ни Министерство юстиции, ни Министерство внутренних дел не дали на это согласие.

В те же годы в Лицее преподавал ученый и дипломат Александр Эмилиевич Нольде. Он автор многих работ по истории права, в том числе один из авторов «Истории правительствующего Сената за двести лет, 1711—1911», а также не опубликованной при его жизни биографии М. М. Сперанского(1).

Борис Эммануилович Нольде читал в Лицее энциклопедию права. Он принял участие в подготовке проекта отречения великого князя Михаила Александровича от престола и передаче всей власти до созыва учредительного собрания Временному правительству.

Среди лицейских преподавателей, в том числе правоведов, было немало бывших воспитанников Лицея. Например, Владимир Павлович Безобразов (1847 г., 15-й курс, серебряная медаль). Известный экономист и публицист он в 1868—1878 гг. читал лекции по политической экономии и финансовому праву. Эти же предметы он преподавал Великим князьям Алексею Александровичу, Николаю Константиновичу, Сергею Александровичу и Константину Константиновичу.

Об уникальности этого учебного заведения можно  судить и по тому, какое количество его выпускников играли заметную роль в истории России. А. А.Татищев, лицеист 62-го выпуска (1906 г.), писал: «На нас лежит тяжелый долг, мы обязаны не словами, а делом доказать, что мы достойные представители нашего дворянства, во имя «общей пользы»(2) работающие в духе чести, гуманности и свободы»(3).

Стр.126

Среди выпускников Лицея много известных людей, в том числе юристов. Так, из Лицея вышли два министра юстиции. Дмитрий Николаевич Замятнин окончил Царскосельский лицей с серебряной медалью в 1823 г. (3-й курс). Он стал первым пореформенным министром юстиции (утвержден в этой должности в 1864 г.). Д. Н. Замятнин сразу после окончания Лицея поступил на государственную службу под начало М. М. Сперанского — в Комиссию по составлению законов, а затем был принят во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В разные годы во Втором отделении служило немало выпускников Лицея.

Спустя полвека, в июле 1915 г., пост министра юстиции и одновременно генерал-прокурора занял Александр Алексеевич Хвостов — выпускник Лицея 1878 г. (36-й курс). Современники отмечали исключительную честность и правдивость А. А. Хвостова. Он стал министром юстиции в трудное и сложное для страны время Первой мировой войны. После революции А. А. Хвостов был одним из немногих, кого не коснулись репрессии. Он умер в своем имении в Елецком уезде, куда уехал сразу после Февральской революции.

Лицеисты служили и в Государственной канцелярии. В разное время три воспитанника Лицея возглавляли ее и занимали пост Государственного секретаря. В 1834—1843 гг. во главе Государственной канцелярии стоял Модест Андреевич Корф, окончивший Царскосельский лицей в один год с А. С. Пушкиным. «Отношение барона Корфа к его подчиненным вообще отличалось доброжелательностью и отсутствием формализма. По свидетельству современников он со всеми обходился как с равными»(1). Такие качества были присущи многим воспитанникам Лицея, в том числе Д. Н. Замятину, что свидетельствует об особой атмосфере, царившей в Лицее и влиявший на формирование личности, мировоззрения воспитанников.

В 1867—1878 гг. пост Государственного секретаря занимал Дмитрий Мартынович Сольский, окончивший Лицей в 1851 г. (18-й курс) с большой золотой медалью. Примечателен тот факт, что он был назначен на этот пост Александром II несмотря на то, что Председатель Государственного Совета Великий Князь Константин Николаевич «представил на эту должность совсем других лиц — Д. Н. Набокова и С. М. Жуковского»(2). Д. М. Сольский заботился о материальном положении сотрудников, занимавших младшие должности, он говорил, что «жизнь этих тружеников не легка ни со стороны материальной, ни со стороны нравственной»(3). В феврале 1905 г. Д. М. Сольский был назначен председателем Государственного Совета. Он занял эту должность, когда Государственный Совет еще являлся законосовещательным органом, а затем возглавил обновленный Государственный Совет, который стал законодательным органом и верхней палатой российского парламента.

Владимир Николаевич Коковцов был в должности Государственного секретаря в 1902—1904 гг. С сентября 1911 г. по январь 1914 г. он занимал должность Председателя Совета Министров, одновременно являясь министром финансов. В. Н. Коковцов окончил Императорский Александровский лицей в 1872 г. (32-й курс) с большой золотой медалью. В воспоминаниях он писал: «10 марта 1873 года я стал кандидатом на штатные должности в департаментах Министерства юстиции: сначала по статистическому, затем по законодательному, а потом по уголовному отделению. И в течение 44 лет, до марта 1917 года, без перерыва я оставался на государственной службе. Февральская революция 1917 года положила конец этой моей службе. Временное правительство, сменившее царское, простым декретом прекратило существование Государственного Совета, в составе которого я находился более 12 лет»(4).

На известной картине И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения»

Стр.127

среди членов Госсовета можно увидеть девять лицеистов. «Сидящие рядом два члена, имена которых тесно связаны с первыми и светлыми годами судебной реформы… Их звали Андрей Александрович Сабуров и Иван Иванович Шамшин. Товарищи по лицейскому выпуску 1857 года…»(1). Сразу после окончания Лицея И. И. Шамшин был причислен к Министерству юстиции. В феврале 1876 г. он стал статс-секретарем Государственного Совета. 2 апреля 1879 г. революционер-народник Александр Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II, а уже 25 мая состоялось заседание Верховного Уголовного Суда, причем обязанности суда исполнял Государственный Совет, а секретарем Суда был назначен статс-секретарь Департамента законов И. И. Шамшин.

Андрей Александрович Сабуров с 1858 г. служил в Министерстве юстиции, в 1863 г. он был назначен директором Попечительного комитета о тюрьмах; с 1864 г. состоял на службе в Сенате; в 1872 г. вошел в состав консультации при Министерстве юстиции и утвержден в должности вице-директора департамента этого министерства. С 1875 г. он трудился на ниве народного просвещения; в 1899 г. стал членом Государственного Совета.

Среди участников торжественного собрания, изображенных на картине, Д. М. Сольский и М. Ф. Поземковский. В 1883 г. М. Ф. Поземковский окончил с отличием Императорский Александровский лицей (39-й курс) и был причислен к Министерству юстиции; в октябре 1896 г. принят на службу в Государственную канцелярию; 15 апреля 1900 г. получил поручение «собрать в архиве Государственного Совета материалы, необходимые для составления исторического обзора Государственного Совета за столетие». М. Ф. Поземковский занимался благотворительной деятельностью, входил в состав правления «Общества распространения ремесленного образования среди бедного населения г. Санкт-Петербурга и его пригородов в память 200-летия Петербурга».

Весной 1917 г. состоялся последний выпуск Александровского лицея.

19 октября 2011 г. исполняется 200 лет Царскосельскому Императорскому Александровскому лицею. Эту дату будут отмечать не только в России — потомки лицеистов живут во многих странах. Эмигрировавшие после революционных событий лицеисты создали ассоциацию бывших воспитанников Императорского Александровского лицея. Архив лицейской ассоциации хранится в музее военной истории в Брюсселе.

Стр.128

КриминалистЪ. 2011. №1(8)