ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(по материалам Архангельской области)
Многочисленные исследования криминологов говорят о том, что повторность является одной из основных криминологических характеристик преступности несовершеннолетних(1). Процессы и явления, влияющие на преступное поведение несовершеннолетних в целом, сложны и разнообразны, поэтому предупреждение преступности несовершеннолетних является трудной задачей. И для ее решения прежде всего следует изучить практику назначения и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, причем на уровне каждого региона в отдельности.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) определяют рамки функционирования национальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних и служат моделью для государств в части справедливого и гуманного обращения с детьми, совершившими преступление. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних, соответствуют международным стандартам, закрепляя возможность применения к несовершеннолетним мер, альтернативных наказанию (ст.ст. 90—92 УК РФ), сокращенный перечень видов наказания (ст. 88 УК РФ), сроки погашения судимости (ст. 95 УК РФ), давности привлечения к уголовной ответственности и отбыванию наказания (ст. 94 УК РФ), применение условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 93 УК РФ), а также более мягкие размеры и виды наказаний.
Однако в правоприменительной практике не всегда реализуется весь арсенал мер уголовно-правового воздействия, предусмотренный уголовным законом. Отчасти сложившуюся ситуацию можно объяснить преобладанием в структуре подростковой преступности тяжких и особо тяжких преступлений. Так, по данным ИЦ УВД Архангельской области, в 2007—2009 гг. удельный вес преступлений данной категории составляет около 60% (в 2007 году удельный вес тяжких преступлений составил 53,5%, особо тяжких — 4,6%; в 2008 г. удельный вес тяжких преступлений составил 52,3%, особо тяжких — 3%; в 2009 г. удельный вес тяжких преступлений составил 56,2%, особо тяжких — 5,6%).
Распространенность среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преступлений повышенной общественной опасности приводит к тому, что лишение свободы является наиболее востребованным видом уголовного наказания (2007 г. — 32%; 2008 г. — 34,4%; 2009 г. — 30,2%).
Стр.95
По оценкам криминологов, большую часть повторных преступлений совершают несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказания в воспитательной колонии(1). Так, из 132 подростков, прибывших в воспитательную колонию г. Архангельска в 2009 году, каждый десятый отбывал наказание повторно. Представляется, что большýю роль в решение проблемы предупреждения повторного совершения преступления несовершеннолетними, отбывавшими наказание в воспитательных колониях, может сыграть хорошо организованный воспитательный процесс и социально-психологи-ческое, а также медицинское сопровождение подростка как в воспитательной колонии, так и после отбывания наказания в ней. Причем, как справедливо указывают С. Л. Бабаян и Е. М. Данилин, осуществлять такую работу необходимо уже в следственных изоляторах(2). Для этого нужны подготовленные кадры: психологи, педагоги, социальные работники. Однако, по сведениям воспитательной колонии г. Архангельска, штатная численность психологов составляет 3 единицы, социальных работников — 1. Учитывая количество и сложность контингента, отбывающего наказание, такими малыми силами вряд ли можно снизить повторную преступность рассматриваемой категории подростков. Представляется весьма уместным в этой связи придерживаться изложенных в п. 29.1 выше упомянутых Пекинских правил рекомендаций по предупреждению рецидивной преступности среди несовершеннолетних, где, в частности, говорится: «Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества».
Практика же применения к несовершеннолетним наказаний, не связанных с лишением свободы, весьма незначительна.
В Архангельской области было осуждено к исправительным работам в 2007 году — 1,9% несовершеннолетних, в 2008 году — 2,1%, в 2009 году — 1,5%, к обязательным работам в 2007 году — 10,1%, в 2008 году — 8,4%, в 2009 году — 6,8%. Крайне редко назначается и штраф: в 2007 году — 2,5%, в 2008 году — 2,2%, в 2009 году — 1,7%.
На первый взгляд, такая ситуация явилась следствием исключительно того, что уголовные наказания в виде исправительных работ и штрафа весьма сложно было применять к лицам в возрасте от 14 до 17 лет, поскольку они, как правило, не имеют самостоятельного заработка, имущества и постоянного места работы. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ законодатель снял данную проблему, предусмотрев в УК РФ возможность применения исправительных работ лишь при отсутствии у осужденного постоянного места работы (ч. 1 ст. 50 УК РФ), а штрафа — как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, так и при отсутствии таковых (ч. 2 ст. 88 УК РФ). Тем не менее изменения не оказали существенного влияния на судебную практику назначения несовершеннолетним наказаний. Учитывая требования международных стандартов и руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судьи вынуждены выносить обвинительный приговор с условным осуждением с целью смягчения уголовной ответственности несовершеннолетних осужденных(3).
Так, в Архангельской области в 2007 году условное осуждение было назначено 52,6% несовершеннолетних, в 2008 году — 50,5%, в 2009 году — 54,5%.
Стр.96
Бесспорно, условное осуждение носит поощрительный характер и имеет гуманистическую природу. Кроме того, можно говорить и о воспитательной функции условного осуждения. В то же время данные уголовной статистики свидетельствуют о стабильно высоком уровне рецидива при применении условного осуждения (особенно в отношении несовершеннолетних) — более 65%. Следует согласиться с мнениями, высказанными в юридической литературе, согласно которым причины высокого уровня рецидива кроются в том, что при применении данной меры не устраняются факторы, способствовавшие совершению преступления в первый раз(1). В частности, несовершеннолетний не изолируется от той среды, которая способствовала формированию его антиобщественных установок. Принимая во внимание особенности данного вида наказания, следует тщательно проанализировать работу уголовно-исполнительных инспекций, а также их профилактические резервы.
Из опроса сотрудников уголовно-исполнительных инспекций г. Архангельска стало известно, что наряду с мероприятиями по исполнению наказания они осуществляют меры по профилактике рецидива, к которым, однако, относят: создание картотеки лиц, склонных к совершению повторных преступлений, ежеквартальное участие в проверках поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах, участие в различных оперативно-профилактических мероприятиях. Не отрицая необходимости проведения указанных мер, отметим их эпизодичность и малоэффективность. Наряду с этими мерами
применяются различные методики обследования психического состояния несовершеннолетних, осужденных к условному отбыванию наказания, целью которых является выявление подростков, склонных к совершению повторных преступлений. При этом результаты такого обследования с указаниями индивидуальных особенностей подростков либо используются инспекторами УИИ в деятельности по контролю и исправлению осужденных, либо направляются сотрудникам ПДН, которые не обладают специальными знаниями в области психологии, педагогики и, соответственно, не могут организовать профилактическую работу на должном уровне. Представляется, что такие материалы должны в обязательном порядке направляться не только указанным работникам, но и конкретному психологу, социальному работнику для организации социально-психологического сопровождения.
Таким образом, решая проблему предупреждения повторного совершения подростками преступлений, необходимо обратить особое внимание на сложившуюся практику назначения и отбывания таких видов наказаний, как лишение свободы и условное осуждение. С учетом этого следует организовывать предупредительную работу в воспитательных колониях и уголовно-исполнительных инспекциях.
Стр.97