КриминалистЪ. 2010. №2(7)

Страницы 91-95


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н.Краткий анализ состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ

Щепельков В. Ф. Влияние возраста виновного на квалификацию преступлений с несовершеннолетним потерпевшим

Любавина М. А. Уголовная ответственность несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии

Тимошенко Ю. А. Некоторые вопросы назначения несовершеннолетним осужденным наказания в виде штрафа

Морозова Ю. В. К вопросу об уголовной ответственности за торговлю несовершеннолетними

Скрипченко Н. Ю. Ограничение и лишение свободы как виды уголовного наказания: вопросы соотношения и проблемы применения в отношении несовершенно летних

Романова В. В. Особенности состава преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ

Шадрин В. С, Аракелян К. А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела

Дудин Н. П. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Ларинков А. А. Участие в ходе предварительного расследования законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

Шиплюк В. А. Реализация несовершеннолетним обвиняемым права на рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ

Белоусова Е. А. О некоторых вопросах прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего

Челышева О. В., Жиров Я. В. Типовые следственные ситуации и программы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе преступ-ной группы

Ялышев С. А., Фрищина Е. М. Криминалистически значимые индивидуально-личностные признаки жертв сексуального насилия несовершеннолетних преступников

Серова Е. Б. Криминалистические аспекты прокурорского надзора за расследованием вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность

Елагина Е. В., Григорян Г. С. Криминалистические и процессуальные аспекты привлечения педагога и психолога к производству следственных действий с участием несовершеннолетних

Валласк Е. В. Актуальные вопросы расследования по делам о злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних

Ганичева Е. А. Особенности доказывания мотивации и целей совершения несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев

Байкин И. М. Основания проведения прокурорской проверки по факту нарушения прав

Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ

Козаченко И. Я., Сысоев А. М., Лапшин В. Ф. Пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних как субъект профилактической деятельности в условиях реформирования

Машинская Н. В. Особенности реализации уголовной ответственности несовершеннолетних (по материалам Архангельской области)

Иванова Н. М. Из истории ювенальной юстиции в России

Обзор криминалистической техники (А. В. Холопов)

Новое в криминалистике (А. В. Холопов)

Сведения об авторах и составителях



УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

 И. Я. КОЗАЧЕНКО, А. М. СЫСОЕВ, В. Ф. ЛАПШИН

ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Повторное совершение преступником уголовно наказуемого деяния свидетельствует как о недостаточности мер правового характера, которые применялись к лицу в связи с совершением им предыдущего преступления, так и о неэффективности исправительного воздействия со стороны учреждения исполнения наказания. В последнее время на фоне снижения количества зарегистрированных преступлений отмечается устойчивый рост доли лиц, совершающих преступления повторно, — каждое третье зарегистрированное преступление в первом полугодие 2010 года совершено лицом, ранее уже привлекавшемся к уголовной ответственности(1).

Рецидивная преступность во многом предопределена преступностью несовершеннолетних, составляющей основу для воспроизводства преступлений. Криминологическими исследованиями доказано, что чем раньше лицо попадает в места лишения свободы, тем выше риск повторного совершения им преступления(2). В настоящее время наблюдается количественный спад «криминальной активности» подростков: за последние пять лет показатели преступности несовершеннолетних уменьшились на 63% — с 154,7 тыс. деяний в 2005 году до 94,7 тыс. преступлений в 2009 году(3). Однако говорить об успехах превентивной правоохранительной деятельности было бы преждевременно, поскольку первопричиной снижения количественных показателей является демографический кризис последнего десятилетия ХХ века в России(4). В то же время анализ преступности несовершеннолетних за последние пять лет свидетельствует о следующих закономерностях(5):
около 30% всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними, относятся к тяжким или особо тяжким;
с 2005 по 2009 год отмечен рост удельного веса несовершеннолетних преступников, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
среди несовершеннолетних велика доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения;
более половины всех зарегистрированных преступлений с участием несовершеннолетних являются групповыми;
среди несовершеннолетних преступников увеличилась доля лиц, не имеющих профессиональных навыков, без определенных источников дохода, безнадзорных, обладающих низким уровнем социальной адаптации,

Стр.91

что во многом связано с отсутствием опеки и контроля(1).

Таким образом, несмотря на количественное сокращение преступности несовершеннолетних за последние пять лет, говорить об улучшении ситуации в данной сфере нельзя. Качественная составляющая преступности данного вида по-прежнему внушает серьезные опасения, поскольку криминологические характеристики личности преступника-несовершен-нолетнего свидетельствуют об устойчивом росте степени криминальной зараженности и, как следствие, — трудности в исправлении указанных лиц.

Традиционно считается, что наиболее эффективным средством профилактики совершения повторного преступления является применение к преступнику наказания, связанного с изоляцией от общества на определенный срок. В то же время лишение свободы является мерой государственного принуждения, применение которой, особенно в современных условиях либерализации уголовной политики, оправдано лишь в крайних случаях. Но именно в этом случае к исправительному учреждению, в котором отбывается лишение свободы, должны предъявляться самые высокие требования в вопросах исправления осужденного и недопущения совершения им новых преступлений.

К сожалению, эффективность деятельности пенитенциарных учреждений в настоящее время остается весьма невысокой. Воспитательные колонии не являются исключением. Это подтверждают наличие высокого уровня рецидива (30%) среди лиц, отбывших наказание в воспитательных колониях, а также тенденции к ухудшению уголовно-правовых, криминологических и социально-педагогических характеристик воспитанников(2).

Причины возникновения данных проблем видятся, в том числе, и в принципах организации деятельности воспитательных колоний. Отрядная система, виды условий отбывания лишения свободы не обеспечивают в полной мере соблюдение принципа дифференциации и индивидуализации наказания. При существующей практике исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних не достигается непрерывность исправительного процесса, сохранение и закрепление достигнутых результатов воспитания и ресоциализации при переводе осужденного в исправительную колонию для отбывания оставшейся части срока наказания по достижению им совершеннолетия. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия оставшегося срока наказания в исправительные колонии общего режима, что приводит к усвоению норм криминальной субкультуры, повышению уровня криминализации.

В современных воспитательных колониях совместно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие данный вид наказания несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений различной степени тяжести, что негативно сказывается на результатах исправительного процесса. Это усугубляется также и тем, что воспитательные колонии не отделены от общей системы пенитенциарных учреждений. К осужденным к лишению свободы несовершеннолетним применяются те же методы и формы работы, что и к «взрослым» осужденным. Во многом это связано и с тем, что установленные законом различия между условиями содержания, существующими в воспитательной колонии, и условиями содержания в других исправительных учреждениях не являются существенными. В результате воспитательные колонии не в полной мере учитывают психолого-педагогические особенности самих подростков, что снижает эффективность профилактической работы.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на базе существующих 62 воспитательных колоний предполагается создать 33 воспитательных центра двух видов: с обычным и усиленным наблюдением. Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры обусловлено изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних,

Стр.92

новыми взглядами на ее цели и средства, последовательным развитием уголовно-исполни-тельной системы по пути гуманизации процесса исполнения наказаний, достижения международных стандартов содержания осужденных в исправительных учреждениях. При этом приоритетными признаются задачи, связанные с реализацией целей исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных(1).

С учетом указанных обстоятельств руководством ФСИН России было принято решение о разработке модели воспитательного центра. В соответствии с указанными целями, а также для ликвидации недостатков, имеющихся в деятельности воспитательных колоний, планируемое пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних должно обладать следующими организационно-правовыми особенностями: во-первых, учреждение должно обеспечивать выполнение не только собственно функций исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы на определенный срок, но и помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (далее — ПФРСИ). Подобная комплексность позволит не допустить негативное влияние на несовершеннолетних со стороны совершеннолетних осужденных к лишению свободы и воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры. Кроме ПФРСИ в структуру воспитательного центра планируется включить участок для содержания несовершеннолетних осужденных, а также положительно характеризующихся осужденных в возрасте до 19 лет; изолированный участок, функционирующий в режиме исправительной колонии (тюрьмы) общего режима; участок колонию-поселение с обычным наблюдением; реабилитационный центр.

Предполагается, что эффективность деятельности ПФРСИ будет достигаться за счет исключения отрицательного влияния в следственных изоляторах и транзитных пунктах взрослых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, наличие ПФРСИ в структуре исправительного учреждения для несовершеннолетних будет способствовать и более быстрой адаптации к условиям отбывания наказания.

Для эффективного решения проблемы предупреждения совершения повторных преступлений, реализации полного цикла исправительного воздействия в структуре воспитательного центра предусматривается участок, функционирующий как тюрьма общего режима. Анализ опыта функционирования указанных участков в первом полугодии 2010 года свидетельствует, что из воспитательных колоний в ИК общего режима было переведено более двух тысяч человек, из них только 25% являлись нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В отношении остальной части осужденных (75%) сложившаяся ситуация не позволила реализовать весь комплекс средств исправительного воздействия и способствовала созданию условий их дальнейшей криминализации и совершения повторных преступлений(2).

Во-вторых, воспитательный центр должен обеспечить отдельное содержание несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, от остальной части воспитанников. Именно для этого предполагается создание воспитательных центров с обычным и усиленным наблюдением. В то же время в каждом виде воспитательного центра предусматриваются строгие, обычные, облегченные и льготные условия отбывания наказания.

Воспитательный центр с обычным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, впервые осужденных к лишению свободы, а также несовершеннолетних лиц женского пола с обеспечением их раздельного содержания.

Воспитательный центр с усиленным наблюдением — исправительное учреждение, предназначенное для содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и осужденных в несовершеннолетнем возрасте,

Стр.93

несовершеннолетних осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, а также лиц, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

В-третьих, процесс исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы дифференцируется условиями его отбывания. Действующее уголовно-исполни-тельное законодательство в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, предусматривает следующие условия: обычные, облегченные, строгие, льготные (п. 1 ст. 132 УИК РФ). Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными и для воспитательного центра, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение осужденных путем изменения их правового положения, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, подготовить осужденных к жизни на свободе путем последовательного снижения уровня правоограничений. При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Таким образом можно обеспечить повышение эффективности исправительного процесса отбывания наказания и дополнительного стимулирования правопослушного поведения воспитанников.

В-четвертых, для обеспечения эффективности исправительного воздействия необходим переход к индивидуальным и групповым формам работы на основе приоритета психолого-педагогических и социальных методов (средств) воздействия на осужденных.

Возможность применения такого подхода обоснована в современной отечественной и зарубежной социальной педагогике и теории социальной работы, в международных стандартах пенитенциарной деятельности, зарубежной (Германия, Швейцария и др.) и отечественной пенитенциарной практике (Архангельская, Брянская, Колпинская, Вологодская воспитательные колонии). Активно используются эти подходы в практике психологической службы УИС. Так, за 2009 год доля осужденных, охваченных индивидуальными психокоррекционными мероприятиями, увеличилась на 10% и составила 63,7%, что указывает на высокий уровень индивидуализации исполнения наказания(1).

Наконец, в-пятых, концептуальная модель воспитательного центра предусматривает включение в его структуру реабилитационного центра, функционирующего в рамках льготных условий отбывания наказания и расположенного за пределами исправительного учреждения. Создание реабилитационного центра позволит повысить эффективность оказания помощи в социальной адаптации несовершеннолетним, их трудовом и бытовом устройстве, подготовке к освобождению, восстановлению социально значимых навыков и умений. Основными задачами, решение которых должен будет обеспечить реабилитационный центр исправительного учреждения, являются:
диагностика готовности несовершеннолетних осужденных и их семей к освобождению;
социальная реабилитация несовершеннолетних осужденных;
содействие несовершеннолетним осужденным в трудовом и бытовом устройстве после выхода из воспитательного центра.

Помимо перечисленных структурно-правовых особенностей воспитательного центра, также немаловажное значение имеет качество подготовки сотрудников данного исправительного учреждения нового образца. Это обусловлено прежде всего тем, что современные международные стандарты (Пекинские правила, новые Европейские пенитенциарные правила) предъявляют к персоналу исправительных учреждений для несовершеннолетних высокие требования в части знания основ юриспруденции, возрастной педагогики, психологии, социологии, социальной работы, медицины и многого другого.

Сегодня уровень профессиональной педагогической подготовки персонала, осуществляющего воспитательную работу с осужденными, недостаточен. Лишь четвертая часть сотрудников подразделений (отделов) воспитательной работы имеют высшее педагогическое образование; в психологической службе ФСИН России доля лиц, имеющих базовое психологическое образование, составляет 70%(2).

Стр.94

Очевидно, что только сформировавшаяся сегодня многоуровневая система профессиональной подготовки кадров УИС способна обеспечить быстрое и эффективное решение задач оптимизации структуры и повышения качества подготовки специалистов для УИС. Именно ведомственная направленность подготовки специалистов в образовательных учреждениях УИС, предоставляющая возможность привития обучающимся профессиональных компетенций, является определяющим фактором в решении вопроса о сохранении системы профессиональной подготовки кадров УИС.

Введение воспитательного центра как вида исправительного учреждения, основу организации которого составляют заявленные положения, позволит повысить эффективность пенитенциарного воздействия на личность несовершеннолетнего преступника, что, несомненно, в последующем, проявится снижением уровня повторной рецидивной и профессиональной преступности

Стр.95

КриминалистЪ. 2010. №2(7)