по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; в) выдвигается идея специализации (детализации) предмета доказывания в рамках единого для уголовного процесса предмета доказывания. Одновременно предлагается формализованная схема уровней предмета доказывания: общее — единый предмет доказывания по всем категориям уголовных дел; особенное — специальный предмет доказывания по делам несовершеннолетних; отдельное — частный предмет доказывания по конкретным делам несовершеннолетних. Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних проявляется на двух уровнях — особенного и отдельного(1).
Н. С. Манова подчеркивает, что при производстве по отдельным категориям уголовных дел и по конкретным уголовным делам индивидуализация обстоятельств, входящих в предмет процессуального доказывания, происходит в рамках общего предмета и не означает его изменения, поэтому целесообразным видится не конструирование особых предметов доказывания в зависимости от различных категорий преступлений, а совершенствование единой формулы родового понятия предмета доказывания в законе(2).
В УПК РСФСР отчетливо прослеживалась детализация предмета доказывания. Так, ст. 392 УПК РСФСР содержала указание на необходимость обращения особого внимания при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства на ряд обстоятельств. Исходя из формулировки ст. 421 УПК РФ можно сделать вывод не о детализации предмета доказывания, а, скорее, о его расширении. При этом следует согласиться с мнением С. В. Тетюева: «УПК РФ делает акцент на более подробном и тщательном, чем по делам о преступлениях иных лиц, выяснении всех обстоятельств совершенного преступления и характеристик личности несовершеннолетнего правонарушителя»(3).
Такие указанные в ст. 421 УПК РФ обстоятельства, как возраст, социально-психологические особенности и иные данные, имеющие значение для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу, устанавливаются и по уголовным делам в отношении взрослых лиц. Однако особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловлены специальным субъектом — несовершеннолетним, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, и заключаются в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в большей степени, нежели по уголовным делам в отношении взрослых лиц, направлены на изучение личности несовершеннолетнего. В связи с чем предпочтительнее было бы в ст. 421 УПК РФ детализировать предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по сравнению с общим предметом доказывания.
Согласно ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц; при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Из совокупности обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, на первое место законодатель ставит возраст несовершеннолетнего, число месяц и год его рождения (п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Действительно, с установлением возраста несовершеннолетнего связывается наступление определенных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных последствий, а именно:
1. Установление возраста несовершеннолетнего позволяет определить, достиг ли он возраста наступления уголовной ответственности за данный вид преступления.
2. В случае недостижения лицом к моменту совершения преступления возраста 18 лет судебное разбирательство осуществляется по правилам о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, причем отдельные нормы применяются при недостижении несовершеннолетним определенной возрастной границы (например, правила об участии в судебном заседании педагога или психолога).
3. Если лицо является несовершеннолетним, к нему применяются уголовно-правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, о сроках, видах, пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, отбывании наказания, а также уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или об освобождении от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает судам на необходимость иметь в виду, что установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних, при этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток; при установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица; следует также учитывать,
Стр.37
что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности; при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст.ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии; указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту(1).
Вместе с тем анализ уголовных дел, рассматриваемых судами в отношении несовершеннолетних, позволяет сделать вывод о том, что требование о назначении судебно-медицинской экспертизы для установления возраста несовершеннолетнего обвиняемого практически не реализуется.
В число обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включены условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Детализация особенностей личности, подлежащих изучению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, связана с тем, что личностные свойства несовершеннолетнего, в отличие от взрослого, находятся в стадии формирования и неустойчивы, поэтому перед правосудием стоит задача: разрешить вопрос о том, достиг ли несовершеннолетний уровня психического развития, при котором может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, а также воспитать и перевоспитать, а не исправить, так как исправление лица подразумевает изменение уже сформировавшихся, устойчивых антисоциальных установок и ценностей. Для формирования будущей взрослой личности необходимо знать о тех свойствах, которые развиты у нее, чтобы определить степень и характер уголовно-правового и иного воздействия.
Большая роль в первоначальном распознавании особенностей психического состояния и личности несовершеннолетнего принадлежит педагогу, психологу. Кроме того, имеет значение и личное впечатление участников судебного разбирательства о личности несовершеннолетнего, а также об уровне его психического развития, так как именно в устных показаниях часто проявляются те особенности психики (слабое развитие речи, поверхностность суждений, неумение устанавливать причинно-следственные связи), которые и порождают сомнение в способности сознавать значение совершенных действий и руководить ими.
В связи с требованием ч. 2 ст. 421 УПК РФ устанавливать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном с психическим расстройством, И. В. Овсянников и В. В. Морозова считают обязательным назначение судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы, так как установление указанных обстоятельств требует специальных знаний в области психиатрии и психологии детского и подросткового возраста. Они предлагают на разрешение таких экспертиз ставить следующие вопросы:
1. Соответствует ли уровень психического развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Какому возрасту соответствует фактический статус (психический и физический) несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
3. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставание в психическом развитии, если да, то в чем оно выражается? Какова степень отставания?
4. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством?
5. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Если да, то какова степень этого отставания?
6. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, а если мог, то в какой мере?
7. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
8. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости и он мог полностью или частично сознавать значение своих общественно опасных действий, то в какой мере признаки умственной отсталости повлияли на процесс совершения данных действий?
9. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они выражаются?
10. При наличии психических аномалий нуждается ли обвиняемый в медицинском наблюдении и лечении?
11. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в представленных документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего?(1)
Для выяснения обстановки формирования личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им преступления, определения мер воздействия, которые бы способствовали исправлению и предупреждению совершения им новых преступлений, необходимо устанавливать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетнего подлежат установлению. На практике это приводит к тому, что наиболее существенные из них не устанавливаются либо устанавливаются не в полной мере.
Обычно выделяются различные условия жизни и воспитания, являющиеся существенными для их установления: объективные условия жизни и семьи, характеристика родителей и их отношение к воспитанию детей, бытовое окружение подростка, содержание воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учебы либо работы и жительства, характер мер, ранее принимавшихся компетентными органами по фактам неправильного поведения и правонарушений подростка, и некоторые иные. Наиболее существенными из сведений, подлежащих выявлению для установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, представляются следующие: обстановка в семье, общественно полезная занятость (учеба или работа), круг общения, интересов и увлечений, взаимоотношения с окружающими, прошлое противоправное поведение. Пекинские правила также указывают на необходимость во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, тщательного изучения окружения и условий, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельств, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.
Выяснение в совокупности условий жизни и воспитания несовершеннолетнего позволяет выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Требование закона о выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, предполагает необходимость по каждому уголовному делу обращать особое внимание на:
а) причины возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек; б) обстоятельства, приведшие к формированию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на совершение преступления; в) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления. Помимо выявления фактов, указывающих на недостатки воспитания, необходимо устанавливать, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место.
Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие иные особенности личности несовершеннолетнего подлежат установлению при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Вполне обоснованным представляется выделение среди них: особенностей, определяющих социализацию несовершеннолетнего (мировоззрение, правосознание, нравственность, воспитанность, целеустремленность, влияние социальной среды, материальное положение, общегражданские, трудовые, семейные отношения, участие в жизни школы и трудового коллектива, связь с преступными и другими антиобщественными элементами); индивидуально-психологических свойств личности (особенности темперамента и характера несовершеннолетнего, личностные качества и чувства, эмоциональные качества); психологических процессов и состояния (уровень психического развития, вменяемость личности, отставание в психическом развитии, особенности психических процессов)(1).
Пункт 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ предусматривает установление такого обстоятельства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, как влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц. Верховный Суд Российской Федерации требует от судов при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий(2).
Обстоятельства, предусмотренные ст. 421 УПК РФ, устанавливаются в ходе допросов самого несовершеннолетнего, потерпевшего, свидетелей, которые хорошо знакомы с несовершеннолетним и обстоятельствами его жизни (законных представителей, соседей, товарищей, коллег по работе, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей школы, органов опеки и попечительства, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел), заключением эксперта (по результатам проведения судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психо-логической, комплексной психолого-психиатрической экспертиз), вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий, иными документами (характеристиками с места работы и учебы, справками органов внутренних дел, медицинских и иных учреждений, актами обследования и т. д.). При этом следует использовать все имеющиеся средства для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, а не ограничиваться одним из них. Для того чтобы у следователя и суда было четкое и обоснованное представление о моральном облике обвиняемого несовершеннолетнего, важно также изучить его поведение за достаточно большой отрезок времени.
Следуя принципам международного права в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в УПК РФ законодатель предусмотрел целый ряд особенностей производства по данной категории дел и дополнительных гарантий прав несовершеннолетних.