КриминалистЪ. 2010. №2(7)


Страницы 66-70


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н.Краткий анализ состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ

Щепельков В. Ф. Влияние возраста виновного на квалификацию преступлений с несовершеннолетним потерпевшим

Любавина М. А. Уголовная ответственность несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии

Тимошенко Ю. А. Некоторые вопросы назначения несовершеннолетним осужденным наказания в виде штрафа

Морозова Ю. В. К вопросу об уголовной ответственности за торговлю несовершеннолетними

Скрипченко Н. Ю. Ограничение и лишение свободы как виды уголовного наказания: вопросы соотношения и проблемы применения в отношении несовершенно летних

Романова В. В. Особенности состава преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ

Шадрин В. С, Аракелян К. А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела

Дудин Н. П. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Ларинков А. А. Участие в ходе предварительного расследования законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

Шиплюк В. А. Реализация несовершеннолетним обвиняемым права на рассмотрение уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ

Белоусова Е. А. О некоторых вопросах прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего

Челышева О. В., Жиров Я. В. Типовые следственные ситуации и программы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе преступ-ной группы

Ялышев С. А., Фрищина Е. М. Криминалистически значимые индивидуально-личностные признаки жертв сексуального насилия несовершеннолетних преступников

Серова Е. Б. Криминалистические аспекты прокурорского надзора за расследованием вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность

Елагина Е. В., Григорян Г. С. Криминалистические и процессуальные аспекты привлечения педагога и психолога к производству следственных действий с участием несовершеннолетних

Валласк Е. В. Актуальные вопросы расследования по делам о злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних

Ганичева Е. А. Особенности доказывания мотивации и целей совершения несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев

Байкин И. М. Основания проведения прокурорской проверки по факту нарушения прав

Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ

Козаченко И. Я., Сысоев А. М., Лапшин В. Ф. Пенитенциарное учреждение для несовершеннолетних как субъект профилактической деятельности в условиях реформирования

Машинская Н. В. Особенности реализации уголовной ответственности несовершеннолетних (по материалам Архангельской области)

Иванова Н. М. Из истории ювенальной юстиции в России

Обзор криминалистической техники (А. В. Холопов)

Новое в криминалистике (А. В. Холопов)

Сведения об авторах и составителях


Рейтинг@Mail.ru


КРИМИНАЛИСТИКА

 

 Е. В. ЕЛАГИНА, Г. С. ГРИГОРЯН

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА К ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Глава 50 УПК РФ содержит нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, возникают вопросы по применению ряда норм, отнесенных к данной категории.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в возрасте до 16 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, чч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ). Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16-летнего возраста, а для подозреваемых (обвиняемых) в возрасте свыше 16 лет педагог приглашается по усмотрению следователя, а также по ходатайству защитника. На наш взгляд,  присутствие педагога на допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, должно быть  также обязательным. Это требование обуславливается рядом факторов. Так, допрос для несовершеннолетнего стрессовая ситуация, любой несовершеннолетний испытывает состояние страха, напряжения, волнения, а  педагог поможет  ему переключить внимание, успокоиться и при даче показаний не упустить какие-то незначительные, на взгляд несовершеннолетнего, обстоятельства дела. Встречаются случаи, когда несовершеннолетний в силу стрессового состояния не способен понять значения не только юридических понятий, например зачитываемых следователем прав, но и вполне обыденной речи.

В  пункте 58 ст. 5 УПК РФ раскрывается понятие участников уголовного судопроизводства, которыми являются лица, принимающие участие в уголовном процессе. Целесообразно было бы отнести к данным лицам педагога, принимающего участие в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего.

Стр.66

Однако в главах 6, 7, 8 УПК РФ, дающих в совокупности исчерпывающий перечень участников уголовного судопроизводства, их прав и обязанностей, педагог не упоминается, в отличие от таких участников уголовного судопроизводства, как защитник, законный представитель, специалист, чьи права и обязанности регламентированы в полном объеме. Права педагога в уголовном процессе оговариваются только в ч. 5 ст. 425 УПК РФ: «педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей», и ч. 3 ст. 280 УПК РФ: «педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю». В перечисленных статьях Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации обязанности педагога как участника уголовного судопроизводства не определены. Не оговариваются также цели его присутствия на допросе, поэтому остается неясным, имеет ли право педагог прервать допрос, если считает это необходимым из педагогических соображений, повлиять на ход допроса. Фактически его право задавать вопросы является его единственной обязанностью, причем, поскольку он не является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, то не понятно, какие вопросы он вправе задавать.

Отсутствие специальной статьи дает возможность следователям достаточно произвольно трактовать термин «педагог». Согласно общепринятому определению педагог (греч. paidagogós — воспитатель, от páis, родительный падеж paidós — дитя и ágo — веду, воспитываю) — учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детском доме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.  Такое расширенное толкование позволяет привлекать в качестве педагога в уголовном процессе широкий круг лиц — от преподавателей вузов,  никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. На практике, как правило, в качестве педагогов привлекаются учителя общеобразовательных школ, имеющие диплом о педагогическом образовании. Встречаются случаи (и довольно часто), когда к участию в следственном действии привлекаются педагоги, у которых нет опыта работы с данной категорией несовершеннолетних, например  педагоги начальной школы для участия в допросе несовершеннолетнего в возрасте от 11 до 18 лет.

Из норм УПК РФ неясно, для чего же  необходимо участие педагога в следственных действиях. На наш взгляд, основная цель привлечения педагога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего, — предоставление следователю возможности использовать педагогические и психологические знания как при подготовке к следственному действию, так и при его проведении и фиксации показаний. Педагог должен содействовать тому, чтобы вопросы формулировались следователем на привычном несовершеннолетнему  языке, включали ясные и осознаваемые им понятия, были конкретными, не содержали двусмысленностей. Участие педагога в следственных действиях, производимых с  участием несовершеннолетнего, имеет важное значение  для установления психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, получения от последнего правдивых показаний.

Введение в главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства» статьи  «Педагог», в которой бы оговаривалось, что педагог — это лицо, обладающее специальными педагогическими знаниями, и устанавливался порядок привлечения лица в качестве педагога, аналогичный порядку привлечения лица в качестве специалиста, позволит определить статус педагога в уголовном процессе.

Тот факт,  что педагог упоминается только в ст.ст. 191, 280 и 425 УПК РФ, дает возможность по разному трактовать вопрос о необходимости участия педагога в тех или иных следственных действиях. 

Стр.67

Так, в научной литературе встречаются три точки зрения на эту проблему:
участие педагога необходимо только в допросах;
участие педагога необходимо в допросах и очных ставках;
участие педагога необходимо во всех следственных действиях, при проведении которых несовершеннолетний дает показания.

Следователи часто привлекают педагогов ко всем следственным и даже к иным процессуальным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего. Например, педагог привлекается к ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы, хотя никаких  показаний несовершеннолетний в этот момент  не дает. Примерно 67% опрошенных следователей  считают, что при проведении опознания несовершеннолетнего присутствие педагога необязательно, поскольку показаний при этом несовершеннолетний не дает,  33% следователей считают присутствие педагога при опознании несовершеннолетнего необходимым, полагая, что хотя несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) в этом следственном действии активной роли не играет, он находится под психологическим влиянием и подвержен стрессам. Все это говорит о необходимости вывести права педагога из статей уголовно-процессуального кодекса, посвященных допросам, в отдельную статью с указанием как цели присутствия педагога, так и тех следственных действий, при производстве которых его присутствие обязательно.

Проанализировав ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в которой сформулировано требование обязательного участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством, можно сделать вывод, что педагог должен иметь реальную возможность оградить психику несовершеннолетнего в  определенных случаях. Однако права педагога, указанные в ч. 5 ст. 425 УПК РФ, а именно задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности  и полноте сделанных в нем записей, не дают возможности педагогу оградить психику несовершеннолетнего, даже если он видит, что это нужно сделать. В связи с этим, на наш взгляд, следует расширить права педагога, предоставив ему возможность не только задавать вопросы, но и информировать следователя, законного представителя и защитника о  состоянии несовершеннолетнего, необходимости в связи с психическим состоянием последнего приостановить следственное действие, изменить характер его проведения. Введение такого права существенно защитило бы права несовершеннолетнего участника уголовного процесса. В связи с этим необходимо в главу 22 УПК РФ «Предварительное следствие» ввести статью «Участие педагога», аналогичную ст.ст. 168—170 УПК РФ. Появление нормы, обязывающей следователя выяснить отношение педагога к подозреваемому (обвиняемому), потерпевшему и свидетелю, аналогичной норме, касающейся специалиста (ч. 2 ст. 168 УПК РФ), будет гарантировать беспристрастное отношение к несовершеннолетнему.

Встречаются случаи, когда в небольших населенных пунктах несовершеннолетний посещает ту же школу, где работает педагог, они хорошо знакомы и зачастую находятся в конфликтных отношениях. Законный же представитель, наоборот, может быть связан с педагогом неформальными отношениями (дети учатся в той школе, где работает педагог, оказывается спонсорская помощь школе и т. д.). Это может привести к тому, что преподаватель, выступающий в роли педагога, будет не в состоянии объективно оценивать происходящее, в том числе возможное психологическое воздействие на несовершеннолетнего, что в целом может отрицательно сказаться на результатах допроса или иного следственного действия.

Зачастую следователями привлекаются разные педагоги для участия в нескольких следственных действиях. В законе не оговаривается, что с одним и тем же несовершеннолетним должно  работать в качестве педагога одно и то же лицо. Неоднократно же привлечь к участию в следственных действиях одного педагога практически невозможно, поскольку  в большинстве случаев педагоги неохотно соглашаются на участие в уголовном судопроизводстве. Порядок же обязательного привлечения конкретного педагога законом не предусмотрен. Обязательств по явке на следственные действия у лиц, выступающих в уголовном процессе в качестве педагога, в отличие от законных представителей и защитников, нет. .

Стр.68

Таким образом, в случае, когда  педагог впервые видит несовершеннолетнего на следственном действии, не знает его психологического состояния, возраста, он не может активно участвовать в следственном действии и выбирает пассивную позицию. В связи с этим необходимо расширить права педагога по ознакомлению с  психологическими и психическими характеристиками несовершеннолетнего до начала следственного действия. Целесообразно предусмотреть в ст. 119 УПК РФ право педагога заявлять ходатайства об ознакомлении с имеющимися в деле характеризующими данными несовершеннолетнего, а также о кратковременном свидании с несовершеннолетним  и законным представителем до начала следственного действия. Естественно, при этом следователь должен будет предупредить педагога о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст. 161 УПК РФ.

Введение нормы о недопустимости разглашения полученной информации необходимо и потому, что встречаются ситуации, когда педагог, привлеченный к проведению следственного действия с участием несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в силу своих обязанностей узнает медицинскую тайну и получает реальную возможность «по секрету» сообщить об этом преподавателям, занимающимся воспитанием несовершеннолетнего в школе.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не исключает участия психолога, так как педагог приглашается для оказания помощи в урегулировании вопросов, связанных с особенностями несовершеннолетнего, для оказания положительного воздействия на него. В разрешении вопросов, связанных с выявлением психических недостатков, психологических особенностей несовершеннолетнего, следователю необходимо  прибегнуть к помощи  психолога. Привлечение к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, психолога должно способствовать обеспечению дачи правдивых показаний, что является основой всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления. Статья 421 УПК РФ предусматривает в качестве одного из обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, — определение уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего, а именно психология как наука занимается выявлением закономерностей функционирования и развития психики.

Все рассмотренные выше вопросы участия педагога в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, могут быть отнесены и к участию психолога. На наш взгляд, в УПК РФ необходимо также отразить, какое лицо может быть допущено в качестве психолога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего. Представляется, что это должно быть лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии и имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет, на момент производства следственных действий работающее по данной специальности. На практике в качестве психологов часто привлекаются лица, имеющие соответствующий диплом, незначительный стаж работы, но к моменту производства следственных действий по каким-то причинам уже давно не работающие по специальности. Это совершенно недопустимо, поскольку функции как педагога, так и психолога  не должны ограничиваться только присутствием на следственных действиях и подписанием протоколов. Их участие в следственных действиях можно расценивать как начальное звено цепочки социально-педагогической, психологической работы с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), которая должна быть осуществлена в  интересах последнего,  и в то же время способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

Список использованной литературы
1.  Ароцкер, Л. Е. Права, обязанности и роль специалистов при производстве следственных и судебных действий // Вопросы криминалистики. — Вып. 6—7. — 1962. — С. 46—54.
2. Безлепкин, Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б. Т. Безлепкин. — М. : ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 832 с.
3. Бишманов, Б. М. Эксперт и специалист  в
уголовном судопроизводстве / Б. М. Бишманов — М. :  Московский психолого-социальный институт, 2003. — 224 с. .

Стр.69

4. Дымов, Г. А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. — 2003. — № 5. — С. 43—47.
5. Гуев, А. Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А. Н. Гуев.— М. : Контракт : ИНФРА-М, 2003. — 928 с.
6. Краткий толковый словарь русского языка / сост. И. Л. Городецкая [и др.] ; под ред. В. В. Розановой. — 4-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз., 1985. — 245 с.
7. Махов, В. Н. Понятие и формы использования специальных знаний при расследовании преступлений // Укрепление законности в уголовном судопроизводстве. — М. : НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР, 1986. — С. 49—59.
      8. Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации : комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) / А. В.  Наумов ; под ред. Г. М. Резника. — М. : Волтерс Клувер, 2005.
9. Орлов, Ю. Лица, обладающие специальными познаниями, как субъекты уголовного процесса // Советская юстиция. — 1988. — № 8. — С. 14—15.
10. Павлов, Н. Е. Глава 22. Предварительное следствие // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. И. Радченко. — М. : Юстицинформ, 2003. — С. 381—403.

 

Стр.70

КриминалистЪ. 2010. №2(7)