Страницы 114-119


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. Разграничение преступлений против жизни со смежными составами по признакам вины

Любавина М. А. Ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Безбородов Д. А. О некоторых особенностях применения уголовного закона в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ

Краев Д. Ю. Уголовная ответственность за убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Морозова Ю. В. К вопросу о соотношении составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 195—197 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федышина П. В. Уголовно-правовое значение способа совершения преступления

Данилова Н. А., Николаева Т. Г. К вопросу о действии права в уголовном судопроизводстве

Антонов И. А. Производство отдельных следственных действий: вопросы этики и права

Ларинков А. А. Понятие и значение взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве

Серова Е. Б. Способ совершения преступления против избирательных прав граждан как обстоятельство, подлежащее дока-зыванию, и его оценка прокурором

Елагина Е. В. Сроки производства судебной экспертизы и разумный срок уголовного судопроизводства

Григорьева М. А. Работа прокурора с документами по делам о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ

Исламова Э. Р. Актуальные вопросы привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ

Занин Т. В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции»

Честнов И. Л. Юридическая догматика в контексте постклассической парадигмы

Фирсов В. В. Организация русской адвокатуры как результат судебной реформы 1864 года

Николаева Т. Г. Новое в уголовно-процессуальном законодательстве

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства

Грушевая Е. П. К вопросу об имущественной ответственности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность, приносящую доход

Лавров В. В. Некоторые проблемы правовой охраны объектов археологического наследия

Сорокин Д. П. Несовершенство уголовного закона позволяет арбитражному управляющему избежать ответственности

Чернышева Л. А. Восстановление работника на работе: проблемы теории и практики

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Недействительность сделок: некоторые новые подходы

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств на предварительном слушании

Сычев Д. А. Надзорное и обвинительное начало в досудебной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве России (исторический и процессуальный анализ)





Рейтинг@Mail.ru

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

 Д. А. СЫЧЕВ

НАДЗОРНОЕ И ОБВИНИТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО В ДОСУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ
(исторический и процессуальный анализ)

С уничтожением самодержавия как основы и источника государственной власти и отстранения от непосредственного управления страной Временного правительства новая революционная власть в целях построения государственного механизма, адекватного текущему моменту, выдвинула тезис «Вся власть Советам!», de facto опиравшийся на концепцию  Ж.-Ж. Руссо о единстве власти народа. Закономерным итогом такого подхода был пересмотр функций всех государственных органов, в том числе и в уголовном судопроизводстве.

Декретом СНК о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. в Российской Советской Республике ликвидируется институт прокуроров, а также существовавший ранее порядок уголовного судопроизводства. Декретом ВЦИК о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных и окружных судей, следственные комиссии из трех лиц (а впоследствии единолично действующих народных следователей) при губернских (городских) Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, военных следователей при таких внесудебных органах, как реввоентрибуналы, с одновременным значительным упрощением и ускорением судебного процесса. Надзорная функция как самостоятельное направление деятельности независимого органа оказывается невостребованной в условиях соединения нескольких основных функций процесса (расследование, уголовное преследование, надзор, разрешение дела по существу, а в ряде случаев и защита) в деятельности одного субъекта и таких определяющих факторов в принятии уголовно-процессуальных решений, как «революционная совесть», «революционное правосознание», «революционное чутье в отношении классовых врагов».

Переход страны к мирному строительству сделал вопрос о создании независимых надзорных органов злободневным. Особую озабоченность вызывала область уголовного преследования. Идейная основа, содержание и принципы новой прокуратуры РСФСР были заложены В. И. Лениным, призвавшим «…бороться за законность культурно…»(1). Законность «не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик…», а «прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям…»(2), — пишет он. Ленинский подход проявился в полной мере в принятом ВЦИК Положении о прокурорском надзоре(3), которое было подписано 28 мая 1922 г., а обрело силу закона и введено в действие 1 августа 1922 г. В соответствии с ним прокуратура РСФСР мыслилась как централизованная, под руководством партии, система независимых от местных властей органов, объединяющая борьбу с преступностью, совмещающая обвинительную и надзорную

Стр.114

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 199—200.
2. Там же.
3. Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.

власть. Несмотря на идеологическое определение создаваемой прокуратуры как «принципиально новой», «пролетарской», за ее основу по умолчанию была взята модель русской пореформенной прокуратуры XIX в., соединившей в себе функции надзора и уголовного преследования. Прокуратура при этом не стала самостоятельным государственным органом, она вошла в качестве отдела в НКЮ СССР с подчинением последнему губернских прокуратур, что опять же роднило ее с дореволюционной предшественницей.

В принятых 25 мая 1922 г. и 15 февраля 1923 г. УПК РСФСР(1) закрепляется обязанность прокуратуры возбуждать уголовное преследование по всякому совершившемуся преступлению «перед судебными и следственными органами». Прокурор получает право: знакомиться с актами следователя; давать обязательные для последнего указания о дополнении и направлении предварительного следствия; предлагать избрать или изменить избранную меру пресечения; возражать против прекращения уголовного дела перед судом; направлять дело на доследование с изложением подлежащих исследованию обстоятельств. Кроме того, прокурор получает право контроля ключевых следственных и процессуальных действий, производимых следователем.

При этом надо признать, что полноценным органом, осуществляющим уголовное преследование на предварительном следствии, прокурор согласно УПК РСФСР 1922 г. и первым редакциям УПК РСФСР 1923 г. не стал. Его осуществлял следователь, который оставался вполне самостоятельной фигурой, производя предварительное следствие, самостоятельно избирая меру пресечения и предъявляя обвинение, принимая решение по возбуждаемому прокуратурой уголовному преследованию.

Отношения прокурора с органами дознания основываются на качественно ином принципе. Они суть руки прокурора как главы обвинительной власти, действующие в полном соответствии с его указаниями, по его разрешению и под его полным надзором. При этом дознание в характере своей деятельности, определяемой законом, движется от предварительного розыска, обеспечивающего следствие (каким оно было по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года и в первые послереволюционные годы) к обретению черт, свойственных исключительно предварительному следствию, вплоть до стирания грани между функциями этих органов.

Таким образом, в уголовно-процес-суальном законодательстве первых лет существования РСФСР сохранился прежний подход к соотношению надзорно-обвинительных полномочий прокурора и судебного следователя. Однако характер этих властей в формирующемся уголовном судопроизводстве был спорный. В одной из них сочеталось уголовное преследование с элементами надзора и судебной власти. Надзорно-обвинительная сущность другой также была несовместима с включением прокуратуры  в состав Верховного суда СССР при независимости от наркомата юстиции. Такое положение вещей противоречило принципам разделения государственных функций, а также единства и централизации управления каждой из них.

Позже Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. образуется прокуратура СССР с дальнейшим подчинением ей органов прокуратур союзных республик и наделением функциями одновременно упраздняемой прокуратуры Верховного суда СССР. В 1936 году прокуратура СССР обрела конституционный статус в качестве органа «высшего надзора», в числе основных задач которого сохранялись возбуждение уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в целях проведения и

Стр.115

1. Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 20—21. Ст. 230 ; 1923. № 7. Ст. 106.

укрепления на всей территории страны единой социалистической законности. Параллельно этому расширялись функции уголовного преследования прокуратуры путем наделения ее правом ведения предварительного следствия — учреждение народных следователей. Следственный аппарат был выведен из ведения судов, подчинен прокуратуре и фактически приобрел монопольное право на расследование преступлений. Следователи же, утратив несвойственную им функцию разрешения дела по существу, нередко возлагаемую на них законом и судебной практикой(1), не только фактически, психологически и организационно, но по своему процессуальному статусу заняли положение представителя обвинительной власти или, иначе говоря, исполнителя функции уголовного преследования, — как справедливо замечают В. С.  Шадрин и Г. В. Овчинникова(2). При этом генератором функции уголовного преследования, или вершиной пирамиды обвинительной власти, стал прокурор. По верному утверждению С. А. Шейфера, «возникла новая сохранившаяся на многие годы вплоть до обновления уголовно-процессуального законодательства в 1960 году (а фактически сохранившаяся и с принятием УПК РФ в 2001 году) модель расследования, направление которому задавал прокурор путем указаний подчиненным ему следователям, которые превратились в его помощников по следствию»(3). В УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. закрепляется участие сторон в судебной части уголовного процесса, ст. 111 Конституции СССР 1936 г. признает за обвиняемым право на защиту, а правовая доктрина того времени осторожно говорит о состязательности в процессе, но не как о принципе, а исключительно как о временном техническом методе раскрытия судебной истины, позволяющем свести к минимуму возможные судебные ошибки. При этом на фоне удаления защиты со стадии предварительного следствия фигура прокурора обретает свое особое правозащитное назначение.

Демократические принципы участия прокурора в досудебном производстве, заложенные в УПК РСФСР 1923 г., были практически сведены на нет введением 1 декабря 1934 г. глав 33, 34, содержащих изъятия из общего порядка производства по делам о терроризме, диверсионной и вредительской деятельности. Кроме того, органы НКВД были фактически выведены из-под надзора прокуратуры, были созданы внесудебные органы в виде «двоек», «троек», «особого совещания при НКВД СССР». Катастрофически низкая правовая квалификация следователей(4) при идеологической «заточке», внедрение плановых начал в сферу борьбы с преступностью и, как следствие, гонка за показателями создали почву не только для сведения счетов с политическими противниками, но сказались на эффективности уголовного преследования реальных преступников, привели к раскручиванию маховика репрессий и фабрикации дел в отношении десятков тысяч ни в чем не повинных

Стр.116

1. См.: О постановлениях верховных судов Азербайджанской ССР и ССР Армении о воз-можности председательствования в нарсуде народных следователей : постановление Пле-нума Верховного суда СССР от 17 ноября 1930 г. № 31 // Сборник постановлений, разъяснений и директив Верховного суда СССР / под ред. А. Н. Винокурова. М., 1935. С. 116.
2. Шадрин В. С., Овчинникова Г. В. Актуальные проблемы создания нового УПК и роль прокурора в уголовном процессе // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации. СПб., 2000. № 2. С. 29—30.
3. Шейфер С. А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти. М., 2013. С. 69.
4. Директивные письма, постановления совещаний прокуратуры СССР того периода неоднократно указывают на этот фактор в качестве основного (см.: Сборник приказов Прокуратуры Союза ССР. М., 1939. С. 50—51 ; Резолюции 1-го Всесоюзного совещания судебно-проку-рорских работников. М., 1934. С. 5—6).

соотечественников. Ослабленный прокурорский надзор не смог сдержать этой лавины беззакония, став ее заложником, а зачастую потворствовал им.

Положение о прокурорском надзоре, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г., повторяло уже ставшую классической схему организации прокурорского надзора: привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений (уголовное преследование), и надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Данный правовой акт существенно отличался от своего предшественника образца 1933 года, содержащего лишь общие указания на обязанность органов прокуратуры надзирать за расследованием преступлений, не дававшего алгоритма и методов самого надзора. Будучи унифицированными и систематизированными, полномочия, приданные прокурору на предварительном расследовании, закрепляли за ним следующие права в отношении органов следствия и дознания: дача обязательных для них указаний о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого меры пресечения и о розыске скрывшихся преступников; истребование для проверки уголовных дел, документов, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях; участие в производстве расследования, а в необходимых случаях — личное его производство; возвращение уголовных дел со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; отмена незаконных и необоснованных постановлений; изъятие любого дела из органа дознания и органа предварительного следствия с передачей другому органу предварительного следствия в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования дела; поручение органам дознания выполнения отдельных следственных действии по делам, находящимся в производстве следователей органов прокуратуры; прекращение уголовных дел по основаниям, указанным в законе; а также рассмотрение жалоб на действия органов следствия и дознания. Указанное Положение, наделяя прокурора столь широкими полномочиями и ориентируя его на раскрытие всех без исключения преступлений и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц, обязывало его же следить за соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений, не допускать необоснованных арестов и привлечений к уголовной ответственности. При выявлении существенного нарушения закона при расследовании дела прокурор мог отстранить должностное лицо от дальнейшего ведения следствия или дознания по делу.

Вышеперечисленные задачи и направления деятельности органов прокуратуры в дальнейшем были повторены в таком документе, как Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятом 25 декабря 1958 г. на 2-й сессии Верховного Совета СССР 5-го созыва. Этот документ был взят за основу при создании УПК РСФСР 1960 г.; кроме того, в новый УПК были включены надзорные полномочия прокурора, предусмотренные Положением о прокурорском надзоре 1955 г. Возвращение полноты надзора за всеми правоприменителями уголовно-процессуального закона при отсутствии нормативно закрепленного в уголовно-процессуальном законодательстве принципа состязательности еще долго позволяло прокурору оставаться подлинным «хозяином процесса»(1).

 Чересчур широкий спектр полномочий прокурора по вмешательству в предварительное расследование и корреспондировавший им слабый, неэффективный и потому на деле практически не реализуемый правовой механизм преодоления прокурорской власти следователем

Стр.117

1. Шейфер С. А. Указ. соч. С. 79—80.

позволил некоторым исследователям сформулировать вывод о выполнении прокурором, наряду с функциями надзора и уголовного преследования, функции процессуального руководства(1). «Надзор за расследованием, — писал В. М. Савицкий, — состоит в осуществляемом прокурором процессуальном руководстве деятельностью органов расследования. Вне такого руководства предоставленные прокурору надзорные полномочия не могут быть реализованы…»(1). Однако чрезвычайная по объему область потенциального процессуального руководства прокурора привела к фактической невозможности  реального исполнения им этой функции. Законодатель, ввиду создавшегося положения, пошел по пути не расширения штатов органов прокуратуры, а создания в 1965 году в поднадзорных следственных подразделениях должности начальников следственных подразделений, наделив их соответствующими полномочиями. Такой шаг дал начало процессу фактической концентрации значительной доли обвинительной власти в следственных органах, ограничителем которой могло стать только целевое обжалование участником процесса их действий прокурору. По большому счету это превратило прокурора из «хозяина процесса», которым он фактически не успел стать, в «барина процесса», которым он не должен быть.

Принятые 7 октября 1977 г. Конституция СССР и 30 ноября 1979 г. Закон «О прокуратуре СССР» вобрали в себя весь исторический опыт правового регулирования сообразно видению законодателем роли прокурора в советском уголовном процессе, но не изменили направлений его деятельности в ходе досудебного производства. Таковыми, по-прежнему, остались надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, привлечение к уголовной ответственности и самостоятельное расследование преступлений.

Развал СССР в 1991 году и, как следствие, кризис новой государственности не могли не оказать влияния на уголовное судопроизводство. Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, провозгласила курс на последовательное проведение в жизнь демократических принципов и всемерное развитие состязательности процесса. Такие ее положения, как состязательность, презумпция невиновности, независимость суда, нашли отражение в принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Применительно к деятельности прокурора на досудебных стадиях процесса действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 сохранил уголовное преследование и надзор за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, как направления прокурорской деятельности. Принятый 1 июля 2002 г. УПК РФ подтвердил полномочность прокурора на надзор и уголовное преследование, сохранив  за незначительным изъятием надзорные полномочия прокурора, предусмотренные УПК РСФСР. Природу процесса на досудебных стадиях новый уголовно-процессуальный закон не реформировал, унаследовав от своего предшественника смешанную модель, связанную ограничением стороны защиты в проявлении исследовательского и познавательного начал, внедрив в нее лишь элементы состязательности.

Декларируя повышение эффективности прокурорского надзора на досудебных стадиях и оставаясь приверженцем

Стр.118

1. Жогин Н. В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. М., 1968. С. 98, 191 ; Сапожников И. Прокурорский надзор в СССР. Алма-Ата, 1977. С. 22 ; Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975. С. 210—225.
2. Савицкий В. М. Указ. соч. С. 210—225 ; Рахунов Р. Д. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел // Совершенствование прокурорского надзора в СССР : сб. ст. по материалам научной конфе-ренции, проведенной 20—21 апреля 1972 года. М., 1973. С. 245.

сохранения за прокурором функции государственного обвинения в суде, законодатель Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, вступившим в силу 7 сентября 2007 г., фактически прервал неразрывную связь этих функций прокурора — надзора и уголовного преследования.

Прокурор утратил возможность своевременного установления своими полномочиями пределов уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса.

Опосредованное с его стороны уголовное преследование стало выражаться: в вынесении мотивированного постановления о направлении материалов в соответствующий следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, процессуальной проверке вынесенного постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и в принятии решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.

Непродуманным и нелогичным выглядит решение законодателя по лишению прокурора прав процессуального руководства следственными органами при сохранении таковых в отношении дознания — de facto сформировавшимся альтернативным следственным аппаратом.

Действенные надзорные полномочия были заменены на такой суррогат, как требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Подобному шагу законодателя не предшествовало широкое обсуждение поправок в УПК РФ с привлечением правоприменителей и деятелей науки с опорой на имеющийся исторический опыт, при сохраняющемся смешанном типе процесса. В связи с этим лишение прокурора ряда надзорных полномочий, по верному утверждению Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки, «привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма»(1).

О поиске действительного места прокурора в системе осуществляемых в ходе досудебного производства функций говорят следующие факты: Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ прокурору возвращены утраченные надзорные полномочия по отмене незаконных и необоснованных процессуальных решений следователя о прекращении и приостановлении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела; Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ элементы состязательности привнесены в стадию возбуждения уголовного дела.

Стр.119

1. Чайка Ю. Я. Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой политики : выступление на парламентских слушаниях 18 ноября 2013 года // Совет Федерации Феде-рального Собрания Российской Федерации : офиц. интернет-портал. URL : http://www. council.gov.ru/media/files/41d4a3d29393c52a1bd0

КриминалистЪ. 2014. №2(15)