Страницы 49-54


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

Содержание

Попов А. Н. Разграничение преступлений против жизни со смежными составами по признакам вины

Любавина М. А. Ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Безбородов Д. А. О некоторых особенностях применения уголовного закона в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ

Краев Д. Ю. Уголовная ответственность за убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Морозова Ю. В. К вопросу о соотношении составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 195—197 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федышина П. В. Уголовно-правовое значение способа совершения преступления

Данилова Н. А., Николаева Т. Г. К вопросу о действии права в уголовном судопроизводстве

Антонов И. А. Производство отдельных следственных действий: вопросы этики и права

Ларинков А. А. Понятие и значение взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве

Серова Е. Б. Способ совершения преступления против избирательных прав граждан как обстоятельство, подлежащее дока-зыванию, и его оценка прокурором

Елагина Е. В. Сроки производства судебной экспертизы и разумный срок уголовного судопроизводства

Григорьева М. А. Работа прокурора с документами по делам о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ

Исламова Э. Р. Актуальные вопросы привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ

Занин Т. В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции»

Честнов И. Л. Юридическая догматика в контексте постклассической парадигмы

Фирсов В. В. Организация русской адвокатуры как результат судебной реформы 1864 года

Николаева Т. Г. Новое в уголовно-процессуальном законодательстве

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства

Грушевая Е. П. К вопросу об имущественной ответственности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность, приносящую доход

Лавров В. В. Некоторые проблемы правовой охраны объектов археологического наследия

Сорокин Д. П. Несовершенство уголовного закона позволяет арбитражному управляющему избежать ответственности

Чернышева Л. А. Восстановление работника на работе: проблемы теории и практики

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Недействительность сделок: некоторые новые подходы

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств на предварительном слушании

Сычев Д. А. Надзорное и обвинительное начало в досудебной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве России (исторический и процессуальный анализ)





Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 А. А. ЛАРИНКОВ

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Российское общество нуждается в эффективном механизме борьбы с преступностью. Создать такой механизм можно лишь «при комплексном, профессиональном использовании уголовно-процес-суального и оперативно-розыскного инструментария»(1).

Предупреждая, пресекая, выявляя или раскрывая преступления, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с органами предварительного расследования в различные отношения, эти отношения в юридической литературе и в практической деятельности называются взаимодействием.

Если принять во внимание организованность и высокую «квалификацию» преступных элементов, становится очевидным, что предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование многих преступлений, особенно тщательно подготовленных, невозможно без надлежаще организованного, продуманного и должным образом оформленного взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Однако, как показывает объективный анализ мнений, которые можно встретить на страницах юридической литературы(2), и результатов опросов слушателей, проходивших повышение квалификации в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сегодня существует большое количество неоднозначно решаемых вопросов, связанных с взаимодействием органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве. Более того, изучение правоприменительной

Стр.49

1. Каац М. Э. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов, осуществляющих уголовное преследование, с оперативно-розыскными органами // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 5. С. 349.
2. См., напр.: Багмет А. М. Планирование как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков // Российский следователь. 2012. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Бердникова О. П. Взаимодей-ствие следователя и органа дознания по делам, приостановленным за неустановлением ви-новных лиц // Российский юридический журнал. 2012. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Глушков А. И., Головко Н. В. Организация взаимодействия следователя и оперативных сотрудников по противодействию торговле детьми и использо-ванию рабского труда // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Зеленская Т. В. Взаимосвязь уголовно-процес-суальной и оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений. Иркутск, 2007. С. 25 ; Нечаев В. В. Орга-низационно-правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания. М., 2007. 200 c. ; Кобзарев Ф. М. Взаимодействие и его место в правопримени-тельной деятельности основных участников уголовного судопроизводства (вопросы теории и практики) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 4. С. 250 ; Косимов О. А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности // Российский следо-ватель. 2011. № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Кривенко А. И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. М., 2008. 240 c. и др.

практики позволяет утверждать, что никакого сближения между оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными органами в достижении единых целей, направленных на борьбу с преступностью, не только не происходит, а, напротив, правовой и организационно-тактический разрыв между этими органами существенно увеличивается по сравнению с исторически устоявшимися тенденциями, что отрицательно сказывается на результатах борьбы с преступностью(1).

В ходе прокурорских проверок устанавливаются многочисленные нарушения, допускаемые в рассматриваемой сфере, которые обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовки как оперативных сотрудников, так и должностных лиц органов предварительного расследования. Результатом чего становится недостаточно грамотная организация взаимодействия, несогласованность действий в работе по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

В последние годы вскрыт серьезный пласт проблем, связанных с крайне низким уровнем ведомственного контроля за соблюдением законности при организации взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве.

Хотя необходимо признать и то, что некоторые сложности и недостатки рассматриваемого взаимодействия напрямую связаны с несовершенством действующего оперативно-розыскного и уголовно-про-цессуального законодательства. Начнем с того, что само понятие «взаимодействие», достаточно широко и часто применяемое в повседневной практике правоохранительных органов, до сих пор еще не раскрыто в нормах Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, призванных регламентировать взаимоотношения органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений. Однако данный термин отражает криминалистический аспект тактики и технологии выявления, раскрытия и расследования преступлений и сущность согласованных действий органов предварительного расследования и оперативно-розыскных органов, которая обусловливает смысл и содержание вышеуказанных федеральных законов(2).

Таким образом, в соответствии с уголовно-процессуальным законом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» взаимодействие следователей с органами, осуществляющими ОРД в Российской Федерации, происходит как на стадии возбуждения уголовного дела (в рамках так называемой доследственной проверки), так и в ходе предварительного расследования и даже после приостановления предварительного следствия. Т. В. Зеленская отмечает, что «взаимодействие выступает средством реализации задач уголовного преследования. При этом ОРД отведена обеспечительная роль в уголовном судопроизводстве, где интересы предварительного расследования приоритетны над интересами ОРД, а значит, являются руководящими»(3).

Правильно подчеркивают некоторые исследователи, что «само по себе понятие “взаимодействие” достаточно широко и часто употребляется в научных трудах, специальной и популярной литературе, применяется в повседневной практике. Однако до сих пор все еще не раскрыт универсальный, философски-теоретический и методологический смысл взаимодействия как всеохватывающего явления,

Стр.50

1. Аменицкая Н. А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в раскрытии и расследовании преступлений в ОВД : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 2.
2. См., напр., ст. 40, п. 1.1 ч. 3 ст. 41, п. 4 ч. 2 ст. 38, ст.ст. 140, 143, ч. 1 ст. 144, ст. 146, ч. 4 ст. 157, ст.ст. 163, 164, ст.ст. 208—210 УПК РФ и ст.ст. 7, 8, 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
3. Зеленская Т. В. Указ. соч. С. 25.

до конца не исследованы сущностные характеристики этой категории, не дано в полной мере его истолкование в качестве отношения между реально взаимодействующими сторонами»(1).

Отсутствие единого правового механизма взаимодействия указанных органов в уголовном судопроизводстве порождает различные истолкования большого количества нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных (подзаконных), зачастую вступающих в противоречие с законом. А это, в свою очередь, ведет к наличию существенно  различной на местах оперативно-розыскной, следственной и судебной практики.

Отсутствие единой терминологии всегда вызывает на практике негативные последствия, которые отрицательно сказываются как на качестве оперативно-розыскной деятельности, так и на результатах, полученных в рамках осуществления этой деятельности, а также на качестве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам, а в конечном счете на защите прав и законных интересах лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Исследуемые вопросы деятельности органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должны рассматриваться сквозь призму достижения целей и решения задач, сформулированных УПК РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами. Поскольку правильная организация взаимодействия предполагает согласованность действий по достижению общих целей и решению задач в рамках своей компетенции, эффективное и надлежащее взаимодействие органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призвано обеспечить более высокий уровень организации работы по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, чтобы в дальнейшем минимизировать нарушения закона в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и надежно защитить интересы государства.

Именно поэтому эффективность взаимодействия указанных органов во многом зависит не только от соответствия их совместной деятельности предписаниям законов и ведомственным нормативным актам, но и от рекомендаций, выработанных уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической наукой(2).

Лексическое значение слова «взаимодействие» сводится к тому, что оно означает взаимную связь двух явлений; взаимную поддержку(3). А если обратиться к лексическому значению слова «поддержка», то оно означает помощь, содействие(4).

По мнению Б. А. Викторова, «под взаимодействием понимается согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и оперативного работника в пределах их компетенции, направленная на полное и быстрое раскрытие преступлений, всестороннее и объективное расследование уголовного дела и розыск скрывшихся преступников»(5).

А. П. Кругликов указывает, что «под взаимодействием органов дознания и предварительного следствия следует понимать основанную на законах и ведомственных нормативных актах их совместную согласованную деятельность, направленную на решение задач уголовного судопроизводства при руководящей и организующей роли следователя и четком разграничении компетенции»(6).

Стр.51

1. Кобзарев Ф. М. Указ. соч. С. 250.
2. Кругликов А. Начало предварительного следствия органом дознания как форма его взаимодействия со следователем // Уголовный процесс. 2005. № 2. С. 86.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1953. С. 64.
4. Там же. С. 485.
5. Викторов Б. А. Общие условия предварительного расследования в советском уголовном процессе : учеб. пособие. М., 1971. С. 25.
6. Кругликов А. П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе : учеб. пособие. Волгоград, 1986. С. 28.

Ф. М. Кобзарев, рассматривая вопросы теории и практики взаимодействия отдельных участников уголовного судопроизводства, указал, что «зачастую взаимодействие в юридической литературе освещалось и освещается в значении согласованности деятельности по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи, т. е. сугубо в прикладном значении. Соответственно, эта сторона взаимодействия отражает деятельность как внутри той или иной организации, так и ее внешние связи»(1). При этом, ссылаясь на мнение А. П. Ипакян, он пишет: «Упорядоченность отношений в таком взаимодействии, как правило, выражается в согласованности деятельности по целям, месту и времени деятельности отдельных звеньев внутри системы(2) или различных органов, имеющих общие цели, задачи в определенных сферах общественной жизни, связанных с юридической деятельностью»(3).

Однако, с точки зрения Ф. М. Кобзарева, более приемлемым и обоснованным является определение, предложенное А. Р. Ратиновым(4), который раскрывал взаимодействие как сотрудничество и  взаимопомощь в решении общих задач и достижении единых целей(5). При этом он разъяснял, что вряд ли правомерно противопоставлять понятия «взаимодействие» и «сотрудничество» или придавать им одинаковый смысл, поскольку стороны, сотрудничая, оказывают взаимную помощь друг другу и тем самым осуществляют взаимодействие между собой. Скорее всего, сотрудничество следует рассматривать в виде способа взаимодействия, так как не всякое взаимодействие — это обязательно сотрудничество(6).

По мнению Ф. М. Кобзарева, «необходимость использования категории взаимодействия в практической деятельности должностных лиц и органов зачастую также обусловлена потребностями более эффективного решения тех или иных общих задач, достижения функциональных целей. Поскольку в подобных случаях к взаимодействию обращаются как к дополнительному средству, способному активизировать, оптимизировать и скоординировать действия субъектов в определенных областях государственной и общественной жизни, в том числе и сферах, связанных с деятельностью по профилактике правонарушений, по раскрытию преступлений и т. п.»(7).

Подобную точку зрения отстаивают и другие исследователи, указывая на то, что под взаимодействием предлагается понимать основанную на законе и иных нормативно-правовых актах согласованную деятельность органов предварительного следствия, дознания и иных государственных органов, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на решение задач уголовного судопроизводства(8).

Таким образом, понимание термина «взаимодействие» как согласованной по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельности в процессе установления истины по уголовному делу, основанной на законах и иных нормативных актах, поддерживается мнением большинства исследователей(9).

Стр.52

1. Кобзарев Ф. М. Указ. соч. С. 250.
2. Ипакян А. П. Основы научной организации, управления и труда в органах внутренних дел. М., 1973. С. 62.
3. Кобзарев Ф. М. Указ. соч. С. 250.
4. Ратинов А. Р. Взаимодействие следователя прокуратуры и органа милиции при рас-следовании преступлений. М., 1964. С. 4—5.
5. Кобзарев Ф. М. Указ. соч. С. 251.
6. Там же. С. 251.
7. Там же.
8. Сопов Д. В. Особенности организации взаимодействия при расследовании преступ-лений, связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма на транспорте //Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения : материалы Международной меж-ведомственной научно-практической конфе-ренции, Москва, 22 сент. 2006 г. / ВНИИ МВД России. М., 2007. С. 80—87.
9. См.: Дубинский А. Я., Шостак Ю. И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы. Киев, 1981. С. 5 ; Гапанович Н. Н., Мартинович И. И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983. С. 10, 11 ; Зеленская Т. В. Указ. соч. С. 25 ; Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования : учебник для высших и средних учебных заведений МВД России / под ред. Т. В. Аверьянова, Р. С. Бел-кина. М., 1997. 400 с. ; Орлова Ю. Р. Актуальные вопросы взаимодействия следователей и со-трудников ПДН ОВД при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Российский следователь. 2010. № 5. С. 6—9 ; Сопов Д. В. Указ. соч. С. 80—87 ; Шах-матов А. В., Андреев В. Н. Отдельные направления взаимодействия субъектов следственно-оперативных групп при раскрытии преступлений на автотрассах, совершаемых организованными преступными группами // Российский следователь. 2008. № 9. С. 5—7 ; Щербань И. П. Организация взаимодействия в уголовно-исполнительной системе при возникновении чрезвычайных ситуаций : дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 25—26 и др.

В целом разделяя такой подход к определению понятия «взаимодействие», необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, помимо определения сущности понятия «взаимодействие» необходимо сформулировать причины, которые должны составлять основу взаимодействия этих органов в уголовном судопроизводстве.

В юридической литературе выделяют общие принципы, лежащие в основе эффективного взаимодействия:

законность — взаимодействие должно основываться только на законах и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актах. Это является непременным условием допустимости и обоснованности взаимодействия, поскольку оно осуществляется для достижения целей и решения задач уголовного судопроизводства;

согласованность — общность направленности деятельности, без чего невозможно достижение поставленных целей и решение служебных задач взаимодействующих органов;

психологическая совместимость — определяет коммуникативную сторону взаимодействия, тесно связана с согласованностью;

компетентность — решение задач взаимодействия каждым субъектом возможно только в рамках своих полномочий, т. е. в рамках прав, методов и средств, присущих конкретному участнику взаимодействия(1).

Обобщение мнения большинства ученых относительно содержания взаимодействия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяет сделать вывод, что основные задачи взаимодействия в уголовном судопроизводстве сводятся к следующему: «обеспечение согласованности неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при осмотре места преступления, раскрытия по горячим следам, расследования преступлений; осуществление согласованных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, обеспечивающих возмещение материального ущерба, причиненного гражданам, организациям и государству преступными действиями виновных лиц»(2).

Однако вышеперечисленные принципы могут остаться только лишь декларативными призывами, если их не обеспечить квалифицированным нормативно-правовым сопровождением(3), поскольку, как уже было отмечено, сегодня в УПК РФ и Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержание понятия «взаимодействие» не раскрывается, а некоторые вопросы, связанные с организацией взаимодействия, регулируются только отдельными ведомственными (подзаконными) нормативно-правовыми актами. Рассмотренные недостатки говорят о назревшей необходимости пересмотра действующих законодательных и ведомственных предписаний, которые регламентируют данные правоотношения в сфере уголовного судопроизводства.

Таким образом, можно утверждать, что единственными мерами, которые существенным образом позволят решить многие проблемные вопросы, связанные с повышением эффективности взаимодействия  органов предварительного расследования

Стр.53

1. Сопов Д. В. Указ. соч. С. 80—87.
2. Шахматов А. В., Андреев В. Н. Указ. соч. С. 5—7.
2. Там же.

и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будут меры, направленные на надлежащее нормативно-правовое сопровождение процедуры взаимодействия этих органов, и меры, направленные на подготовку квалифицированных кадров этих органов.

Основное направление взаимодействия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве должно подчиняться общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности указанных органов и выполнению важнейших задач в области борьбы с преступлениями, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах Российской Федерации, регламентирующих деятельность взаимодействующих органов — УПК РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Именно поэтому с целью устранения недостатков, которые существенным образом влияют на процесс взаимодействия указанных органов в уголовном судопроизводстве и, как следствие, на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также на качество предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел,
представляется целесообразным поддержать рекомендации о том, что заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо:

1) совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, учитывая при этом мнения, высказанные учеными, провести комплексный анализ законов и ведомственной правовой базы, регламентирующей вопросы взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве(1);

2) предпринять меры, направленные на надлежащее нормативно-правовое сопровождение процедуры взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве;

3) обеспечить уполномоченные в данной сфере органы предварительного расследования и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, качественными пособиями и методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия этих органов в уголовном судопроизводстве.

Стр.54

1. Исаенко В. Н. Вопросы координации сле-дователя и органов дознания при расследова-нии серийных убийств // Российский следова-тель. 2005. № 6. С. 2—4.

КриминалистЪ. 2014. №2(15)