К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ ПРАВА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
В рамках уголовного судопроизводства действие права в целом, а равно его интериоризация субъектами права происходит под воздействием комплекса объективных и субъективных обстоятельств как позитивного, так и негативного характера. Наибольший интерес с позиции теории и практики действия права представляют не столько позитивные, сколько негативные обстоятельства.
К числу объективных обстоятельств относятся, например, такие, как: несовершенство действующего законодательства, ненадлежащее обеспечение правоприменителя научно обоснованными методическими рекомендациями (в первую очередь, криминалистического характера), относительно низкий уровень профессионализма правоприменителей(1), обусловленный снижением качества их подготовки.
Несовершенство действующего законодательства (применительно к уголовному судопроизводству, в первую очередь уголовного и уголовно-процессуального закона), как правило, выражается:
в отсутствии или недостаточной степени проявления логической правильности содержания(2), конкретности, полноты и ясности закона;
наличии противоречий между отдельными нормами как одного, так и различных законодательных актов;
неоправданно широком использовании оценочных понятий;
чрезмерном использовании неоднозначных понятий в отсутствие их законодательных определений (в частности, посредством придания понятию, заимствованному из другой отрасли права, измененного значения с сохранением самого термина; обозначения одним словом (словосочетанием) двух разных по значению понятий; использования понятий с неустоявшимся общепринятым значением(3);
отсутствии надлежащей регламентации правового статуса отдельных участников уголовного судопроизводства, правовых средств обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, обеспечения закона процедурами его применения.
Таким образом, речь идет о различных проявлениях ненадлежащего качества (дефектов) закона, которые осложняют уяснение содержания и смысла правовых норм (правопонимание), препятствуют их единообразному применению и, как следствие, предопределяют высокую вероятность нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а в конечном счете
отрицательно влияют на способность норм права выступать эффективным регулятором общественных отношений.
Что касается ненадлежащего методического обеспечения правоприменителей, то в первую очередь оно выражается в неадекватной современной обстановке обеспеченности указанных лиц научно обоснованными методическими рекомендациями в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики.
Так, появление новых, ранее неизвестных способов совершения и сокрытия преступлений, существенный рост числа противоправных деяний, имеющих повышенную общественную опасность (таких как терроризм, преступления экстремисткой направленности, преступления в сфере высоких технологий, преступления экономической направленности нового поколения и др.), выдвигают в число актуальных направлений криминалистических исследований совершенствование имеющихся частнометодических криминалистических рекомендаций и разработку новых применительно к современным социально-экономическим и правовым условиям.
Вместе с тем качество предварительного расследования находится в прямой зависимости не только от наличия (отсутствия) криминалистических методических рекомендаций, но и от их практической ценности (своего рода КПД). Иными словами, обновление уголовного законодательства ставит перед исследователями сложную задачу по разработке и переработке всех необходимых следственной практике частных методик расследования преступлений, которые должны быть не только востребованными, т. е. содержать «точную и апробированную практикой информацию», но и своевременными, т. е. «успевать» за качественным перерождением преступности(1).
Справедливости ради отметим, что в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется достаточно большая группа так называемых неработающих составов преступлений. В их числе, в частности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), а с недавнего времени и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ), незаконное получение государственного целевого кредита (ч. 2 ст. 176 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ), фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ) и др.
Парадокс заключается в том, что общественная опасность указанных деяний чрезвычайно высока, однако практика уголовного преследования лиц, совершивших эти и многие другие преступления, которая должна являться эмпирической базой проводимых исследований, отсутствует в течение ряда лет.
Не простая ситуация сложилась и в отношении методического обеспечения прокурорской деятельности в сфере уголовного судопроизводства. Так, отечественные исследователи уделяют явно недостаточное внимание теоретическим и прикладным аспектам комплексного анализа материалов уголовного дела. Результаты проведенного исследования, а также опыт преподавания в системе повышения квалификации прокурорско-следствен-ных работников дают основание заключить, что прокуроры испытывают острую потребность в методических разработках, посвященных как общим вопросам подобного анализа, так и анализу материалов уголовных дел о преступлениях определенных видов (разновидностей).
Однако было бы крайне опрометчиво и нелогично обусловливать все проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности, исключительно негативными обстоятельствами объективного характера.
Выше отмечалась прямая зависимость качества уголовного преследования от наличия (отсутствия) соответствующих методических рекомендаций и их практической ценности. Представляется, что не менее значимой в этом плане является частота, с которой правоприменители обращаются к таким рекомендациям.
Согласно данным, полученным в ходе проведенного исследования, лишь 15,7% следователей (дознавателей) регулярно обращаются к криминалистическим методическим рекомендациям и изучают специальную литературу, 47,4% делают это периодически, а 36,9% прибегали к указанным источникам в своей работе всего один—два раза. В этой связи полагаем уместным упомянуть о том, что значительное число следователей (дознавателей) имеет небольшой стаж работы (в среднем от 1,5 до 3 лет).
Исследование также показало, что 97,3% прокурорских работников (прокуроров городов и районов, заместителей прокуроров городов и районов, старших помощников, помощников прокуроров городов и районов, осуществляющих надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия; заместителей прокуроров городов и районов и старших помощников, помощников прокуроров городов и районов, участвующих в рассмотрении уголовных дел судами (государственных обвинителей)), проходивших обучение в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, считают, что результатом достаточно низкой квалификации следователей (дознавателей) является неправильный выбор, а порой и незнание методов организации расследования, оценки и использования имеющейся в уголовном деле информации, неумение определить общие и частные задачи расследования и найти пути их решения.
В свою очередь, результаты интервьюирования следователей свидетельствуют о том, что, проводя анализ информации по уголовному делу, чаще всего они используют собственный опыт расследования. Однако поскольку личный опыт всегда ограничен только количеством самостоятельно расследованных преступлений и личностными качествами следователя, такой подход не исключает ошибок в оценке фактических данных, имеющихся в материалах дела. Первая заключается в том, что при выполнении анализа некоторые важные для расследования сведения остаются незамеченными. Вторая сводится к тому, что следователи иногда не умеют извлечь из следственной ситуации ту информацию, которая в материалах дела прямо не указана, но закономерно вытекает из имеющихся в деле данных. И наконец, третья — неполнота поставленных частных задач расследования, обусловленных имеющейся информацией. Каждая из этих ошибок сама по себе уже приводит к неполноте расследования.
Представляется, что вышеизложенное имеет самое непосредственное отношение к прокурорской деятельности в досудебном производстве, поскольку ее эффективность в значительной степени зависит от умения прокурора анализировать содержащуюся в материалах уголовного дела информацию. Вполне понятно, что недостаточное владение прокурорами частными методиками расследования преступлений, содержащими криминалистические методические рекомендации по расследованию отдельных видов (разновидностей) преступлений, существенно затрудняет своевременное выявление пробелов в системе доказательств и не в полной мере обеспечивает выполнение следователями (дознавателями) требования ч. 2 ст. 21 УПК РФ о принятии предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по установлению и изобличению лиц, совершивших преступления. При этом оговоримся, что в данном случае речь идет о знании прокурором, во-первых, определенных «узловых моментов» процесса доказывания, т. е. последовательности и содержания следственных и иных процессуальных действий на каждом этапе предварительного расследования, имеющих целью первичный поиск, сбор, фиксацию, исследование и хранение доказательств, во-вторых, методов оценки результатов процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.
К числу негативных обстоятельств субъективного характера также относятся: деформация профессионального правосознания и социально значимых ориентиров, отрицательные нравственные установки правоприменителя; его предубежденность в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, других участников уголовного судопроизводства; укрепление личной социальной значимости
Стр.36
(желание повысить свой авторитет в глазах коллег и руководства, карьеризм); стремление повысить низкие показатели работы, приукрасить действительное положение вещей, сопряженное с опасением наступления неблагоприятных последствий по службе; профессиональный консерватизм в сочетании со стремлением к традиционному решению задач(1). Примером подобного подхода может послужить так называемая квалификация с запасом, применяемая для подстраховки. Ее суть заключается в квалификации инкриминируемого преступления по статье либо части статьи УК РФ, предусматривающей квалифицирующие признаки деяния и, как следствие, более тяжкое наказание. Подавляющее большинство следователей (дознавателей) считают это вполне оправданным, поскольку допускают, что в случае, например, установления недостаточности доказательств, неподтверждения обвинения, изменения показаний проходящими по делу лицами возможна переквалификация деяния на менее тяжкое.
Другим примером является уже набившая оскомину проблема «палочной» отчетности в системе правоохранительных органов, оказывающая влияние на правоприменительную практику. Так, недавно введенная в УПК РФ форма предварительного расследования в виде сокращенного дознания с трудом приживается на практике. Дело в том, что при такой форме расследования преступлений объем доказательственной базы существенно меньше, чем при расследовании в обычном порядке. Прокуроры, исходя из высокой степени вероятности возвращения уголовного дела судом из-за «нехватки» доказательств (что негативно характеризует их деятельность), отказываются подписывать обвинительные постановления и возвращают уголовное дело дознавателю.
Наряду с этим недопустимыми являются многочисленные факты оказания на правоприменителя давления со стороны подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) и его окружения (защитника, родственников, близких и друзей), сослуживцев и руководства правоприменителя, а также иных заинтересованных лиц, как причастных, так и непричастных к преступлению. Оказываемое на правоприменителя воздействие может носить психологический, физический, административный характер и имеет целью: дестабилизацию морально-психологической сферы правоприменителя посредством создания условий, при которых весьма высока вероятность совершения им каких-либо ошибок (создание различного рода помех); побуждение либо принуждение правоприменителя к совершению определенных действий (бездействия); административное устранение правоприменителя из сферы уголовного судопроизводства либо его физическое устранение(2).
Иллюстрацией к изложенному может послужить так называемое телефонное право, о необходимости искоренения которого несколько лет назад заявил Д. А. Медведев на совещании по вопросам совершенствования судебной системы. Речь шла о том, что обращения депутатов, губернаторов, руководителей органов исполнительной власти и различного уровня чиновников к судьям с просьбами взять то или иное дело под контроль — это не только оказание давления на суд, но и проявление неравенства граждан перед законом, поскольку обычные люди фактически такой возможности не имеют. Судам предлагалось взять на вооружение практику Высшего Арбитражного Суда, который с 2009 года на своем сайте публиковал запросы от чиновников с просьбой учесть интересы одной из сторон в том или ином споре.
Результатом этого явилось принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г.
№ 166-ФЗ, которым УПК РФ был дополнен новой ст. 81, провозгласившей принцип независимости судей. Согласно этому принципу судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит приданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
Вне всяких сомнений, подобную практику можно только приветствовать. Вопрос в другом — насколько она эффективна. Думается, что недостаточно. Свидетельством укоренившегося в обществе мнения относительно допустимости и, самое главное, результативности неофициальных обращений к судьям является вопиющий случай, произошедший в Пермском крае. Житель Добрянского района звонил по телефону в районные суды, а также мировым судьям и представлялся заместителем председателя Пермского краевого суда. В ходе переговоров он высказывал судьям незаконные требования, тем самым пытаясь повлиять на результат рассмотрения дел(1).
Рассмотренные выше ситуации усугубляются тем, что подчиненные нередко замалчивают факты неправомерного либо противоправного поведения начальства, которое, в свою очередь, не замечает их нарушений. В этой связи не вызывают удивления данные социологических исследований: лишь 5% граждан определенно доверяют полиции, прокуратуре и другим правоохранительным органам, скорее доверяют — 26%; при этом более половины граждан относятся к ним с опасением (48% — скорее с опасением, 15% — с опасением)(2).
Каковы же последствия негативного влияния рассмотренных выше обстоятельств на процесс интериоризации норм права в уголовном судопроизводстве? Одно из наиболее серьезных — ошибки правоприменителя, под воздействием которых формируется его внутреннее убеждение.
Согласно ст. 17 УПК РФ судья, присяжные заседатели, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Равным образом такой подход целесообразен во всех ситуациях, сопряженных с принятием процессуальных решений, например, при принятии должностными лицами, упомянутыми в ст.ст. 144, 145 УПК РФ, решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении. Разница в данном случае заключается лишь в том, что внутреннее убеждение указанных лиц основывается не на совокупности доказательств, а на совокупности признаков готовящегося или совершенного противоправного деяния, содержащихся в сообщении о преступлении и полученных в ходе предварительной проверки.
Не менее значимо внутреннее убеждение прокурора, которое должно сформироваться на основании результатов анализа материалов уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (обвинительным актом, обвинительным постановлением). Содержательная сторона этого анализа может быть представлена
взаимосвязанными этапами. С учетом собственных знаний в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, а также личного опыта прокурора:
1. Формируется его собственное мнение:
о сущности инкриминируемого противоправного деяния;
совокупности криминалистических признаков этого преступления, свидетельствующих о возможности его совершения и выступающих основанием для возбуждения уголовного дела;
системе обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного расследования и формирующих предмет доказывания при производстве по уголовному делу;
системе доказательств.
2. Устанавливается:
что явилось поводом для возбуждения уголовного дела и его законность;
как фактически осуществлялась проверка сообщения о преступлении в части ее полноты и объективности, соблюдения требований действующего законодательства при проведении проверочных мероприятий и производстве следственных действий, а также соблюдения прав и свобод заявителей и иных лиц, чьи интересы затрагиваются сообщением о преступлении;
признаки какого деяния имеются в сообщении о преступлении и материалах предварительной проверки, их достаточность;
законность и обоснованность решения, принятого органом дознания или предварительного следствия по результатам проверки сообщения о преступлении.
3. Проверяется:
как фактически осуществлялось предварительное расследование; каковы результаты следственных и иных процессуальных действий с точки зрения полноты установления, объективности и всесторонности исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания;
относимость, допустимость, достоверность каждого имеющегося в уголовном деле доказательства в отдельности и всех в совокупности, а также отсутствие противоречий между ними;
наличие (отсутствие) пробелов в системе доказательств;
соблюдение процессуальных прав и интересов участников досудебного производства по уголовному делу, особенно если в материалах дела имеются ходатайства и жалобы на нарушения закона в ходе предварительного расследования;
соответствие деятельности лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следователя (дознавателя) требованиям нормативного характера;
насколько полно в ходе предварительного расследования учитывались разъяснения высшей судебной инстанции, а также криминалистические методические рекомендации по расследованию инкриминируемого вида (разновидности) преступления и получению достаточной, непротиворечивой доказательственной информации;
выводы следователя о событии преступления, виновности привлеченного к уголовной ответственности лица и уголовно-правовой квалификации инкриминируемого ему противоправного деяния, сформулированные в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительном заключении (обвинительном акте, обвинительном постановлении).
4. Выявляется соответствие (несоответствие) процессуальных действий и решений следователя (дознавателя) предписаниям применяемых норм права и определяется судебная перспектива уголовного дела.
Таким образом, внутреннее убеждение прокурора относительно судебной перспективы уголовного дела, поступившего с итоговым решением, формируется в процессе анализа материалов этого дела. Сущность этого анализа заключается в выяснении содержания и последующей оценке промежуточных и конечных результатов деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию конкретного преступления с позиций надлежащей квалификации инкриминируемого деяния, соблюдения требований уголовно-процессуального закона и использования криминалистических методических рекомендаций. Аналогичный подход, на наш взгляд, целесообразен в случае прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а равно при подготовке прокурора к поддержанию государственного
Стр.39
обвинения в суде. Не менее важен он и для судьи при принятии решения по уголовному делу.
Каким же образом правоприменительные ошибки влияют на формирование внутреннего убеждения профессиональных участников уголовного судопроизводства?
А. А. Аубакирова, основываясь на работах Г. М. Резника и А. Р. Ратинова, рассматривает внутреннее убеждение правоприменителя как симбиоз процесса и результата оценки доказательств. При этом она отмечает, что истинным должно быть не только окончательное внутреннее убеждение, но и весь процесс его формирования(1). Именно в ходе этого процесса (как отмечалось выше не только при оценке доказательств, но и принятии процессуальных решений) могут быть допущены различного рода правоприменительные ошибки, наиболее существенными из которых являются ошибки уголовно-правового и уголовно-процессуального характера.
В зависимости от наличия (отсутствия) умысла на совершение ошибок можно выделить преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (случайные) ошибки. По степени латентности различают выявленные и скрытые ошибки. Специфика последних заключается в том, что они, будучи допущенными следователем (дознавателем), могут повлечь за собой ошибки прокурора (как осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, так и государственного обвинителя), а впоследствии и суда. В свою очередь, выявленные ошибки подразделяются на неустранимые и устранимые в ходе уголовного судопроизводства. В зависимости от последствий правоприменительные ошибки подразделяются: а) для лиц, права, свободы и законные интересы которых были нарушены, — на причинившие существенный вред, незначительный вред и не повлекшие вредных последствий; б) для правоприменителя — на влекущие и не влекущие юридическую и иные виды ответственности.
В результате совершения упомянутых выше ошибок весьма велика вероятность того, что правоприменитель придет к ошибочному промежуточному умозаключению (например, относительно наличия либо отсутствия признаков преступления, служащих основанием для возбуждения уголовного дела), порождающему принятие неверного, а в ряде случаев необоснованного и незаконного решения (например, возбуждение уголовного дела при отсутствии достаточных к тому оснований). При этом основная проблема заключается в том, что все последующие действия правоприменителя нередко направлены на подтверждение (а не на проверку) ошибочного умозаключения и последовавшего за ним неверного (необоснованного или незаконного) процессуального решения. Вследствие этого достаточно проблематично прийти к истинному окончательному внутреннему убеждению (например, относительно доказанности события преступления).
Таким образом, правоприменительные ошибки следователя (дознавателя) влияют на формирование внутреннего убеждения как самого следователя (дознавателя), так и иных профессиональных участников уголовного судопроизводства и, как следствие, предопределяют содержание принимаемых ими процессуальных решений и достигаемых результатов.
И наконец, анализ различных обстоятельств, прямо или косвенно влияющих на действие права в целом и его интериоризацию в частности, был бы неполным без учета коррумпированности не только сотрудников правоохранительных органов, но и суда. Так, в 2011 году из числа лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, 2220 человек (12%) являлись сотрудниками правоохранительных и судебных органов(2). За пять месяцев 2012 года решения об уголовном преследовании за совершение коррупционных преступлений были приняты в отношении 9 прокуроров, 29 следователей
различных ведомств, 1 судьи. В суд направлены уголовные дела в отношении 544 сотрудников Федеральной миграционной службы, 129 сотрудников ФСИН России, 93 сотрудников Федеральной службы судебных приставов; 37 сотрудников органов наркоконтроля и такого же числа сотрудников МЧС; 36 сотрудников таможни, а также 22 сотрудников Федеральной налоговой службы(1).
Однако коррупционность правоприменителей можно отнести не только к современным проблемам. Примечательными в этом плане являются результаты исследования, проведенного в 2000 году Санкт-Петербургским университетом МВД России и Лестерским университетом (Великобритания) по поводу отношения офицеров и курсантов 1-го и 4-го курсов Университета МВД России к использованию служебного положения в личных целях. По мнению респондентов, основной причиной поступления на службу в органы внутренних дел стало то, что «работа дает определенную власть», а самыми эффективными мерами «по предотвращению использования служебного положения в личных целях» является «повышение заработной платы сотрудникам ОВД» и «премия за отличную работу». Примечательно, что курсанты 1-го и 4-го курсов — молодые люди, еще не приступившие к службе, уже допускали возможность использования служебного положения с целью пополнения своих доходов(2).
В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Л. М. Тимофеева относительно того, что «люди в своем стремлении к частной выгоде разлагают, уничтожают общественный правовой порядок»(3).
Что касается коррупционности судейского корпуса, то достаточно упомянуть, например, о предусмотренных уголовным законом широчайших возможностях при назначении наказания. Б. Я. Гаврилов выделяет два обстоятельства, способствующие формированию негативной практики назначения наказания и обусловливающие возможность проявления коррупции в правоприменительной деятельности. Во-первых, существенные различия в размерах уголовно-правовых санкций (разрыв в 30 и даже в 60 раз между верхним и нижним пределами размеров уголовного наказания в виде лишения свободы за совершение одних и тех же или схожих по тяжести видов преступлений), которые приводят к явным несоразмерностям в размерах назначенных судами наказаний и нарушают уголовно-правовой принцип справедливости. Во-вторых, предоставление суду права назначения условного наказания в виде лишения свободы на срок до 8 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления и в определенной степени применение положений ст. 64 УК РФ, допускающей возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса(4).
Негативную ситуацию, связанную с судейским усмотрением при назначении наказания, Б. Я. Гаврилов иллюстрирует следующим примером: Кемеровским областным судом двое из шести членов преступной группы, совершивших 11 вооруженных нападений, были осуждены по ст. 209 УК РФ к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы условно при санкции чч. 1, 2 указанной статьи до 15 лет лишения свободы; в практически аналогичном случае четверо членов банды, совершивших семь преступлений, в том числе четыре вооруженных нападения, Самарским областным судом осуждены к 18 годам лишения свободы каждый(5).