ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Л. А. ЧЕРНЫШЕВА
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Право человека на труд является одним из жизненно важных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества.
Сегодня в сфере охраны труда существует ряд проблем, затрудняющих успешное регулирование правоотношений в этой области и осуществление контроля (надзора) в данном направлении, требующих своего решения на законодательном уровне.
Во-первых, проблемным представляется использование понятия «охрана труда», данное в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой «охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, реабилитационные и иные мероприятия».
В конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) не употребляется термин «охрана труда». В конвенциях МОТ(1) употребляются следующие термины: «гигиена труда», «гигиена», «безопасность и гигиена труда», «охрана здоровья». В Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы, используется терминология МОТ.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и иные нормативные правовые акты(2) не раскрывают содержания мероприятий (правовых, социально-экономических, организационно-техни-ческих, реабилитационных и иных), составляющих систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Это вызывает у правоприменителей затруднения при определении относимости тех или иных мер и действий к конкретному блоку мероприятий вышеназванной категории.
Создавшаяся ситуация (наличие терминов близкого и неясного содержания в законодательстве) является следствием недостаточной отработки понятийного аппарата в сфере охраны труда, что, в свою очередь, связано с недостаточно полным теоретическим представлением о процессе управления охраной труда и недостаточно квалифицированной законотворческой деятельностью. Представляется необходимым дополнить ст. 209 ТК РФ положениями, раскрывающими содержание вышеуказанных мероприятий.
Во-вторых, замена в 2006 г. в ТК РФ привычного понятия «сертификация работ по охране труда» на «сертификация организации работ по охране труда» внесло еще большую сумятицу в регулирование правоотношений в данной сфере. Сложность состоит в том, что в ТК РФ отсутствует такое понятие, как «организация работ по охране труда», — ст. 209 содержит лишь производное понятие «сертификат соответствия организации работ по охране труда» — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Возникает вопрос: что необходимо сертифицировать? Федеральный закон «О техническом регулировании» от
Стр.102
27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ определяет в ст. 2, что «сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров»; «сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров»; «система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом».
Усугубляет рассматриваемую проблему то, что в 2010 г. признаны утратившими силу постановления Минтруда России «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» от 24 апреля 2002 г. № 28, «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий» от 10 декабря 2002 г. № 77, а также отменены приказы Минтруда России «О центральном органе Системы сертификации работ по охране труда в организациях» от 20 марта 2003 г. № 56 и от 26 апреля 2004 г. № 126 и не создана система сертификации работ по охране труда(1).
В судебной практике не сформировалось единообразного подхода к решению вопроса о сертификации организации работ по охране труда.
Например, апелляционным определением Камчатского краевого суда от 9 августа 2012 г. № 33-1069/2012 по делу № 2-1307/11 в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного по делу об обязании обеспечить проведение аттестации рабочих мест, отказано, поскольку непринятие компетентным органом нормативного акта, регулирующего порядок и систему сертификации организации работ по охране труда, не является основанием для освобождения работодателей от обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа не представлено(2).
В свою очередь, определением Суда Еврейской автономной области от 11 марта 2011 г. по делу № 33-109/2011 обществу с ограниченной ответственностью «Айсберг» предоставлена отсрочка исполнения решения Биробиджанского городского суда ЕАО от 27 апреля 2010 г. по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Айсберг» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению сертификации работ по охране труда сроком до 1 сентября 2011 г.(3)
Подобные примеры наглядно свидетельствуют о необходимости скорейшего принятия компетентным органом нормативного правового акта, регулирующего порядок и систему сертификации организации работ по охране труда. Кроме того, нужно внести дополнение в ст. 209 ТК РФ, которое определило бы понятие «сертификация организации работ по охране труда».
В-третьих, отсутствует четкая информация о состоянии дел в области охраны труда. Информация формируется в различных ведомствах: в Федеральной инспекции труда, Фонде социального страхования Российской Федерации; территориальных органах Ростехнадзора, Росстата, Роспотребнадзора. Определенной информацией по этому поводу обладают: органы прокуратуры, территориальные органы ГИБДД и подразделения МЧС России. Таким образом, нет единой базы данных о состоянии условий и охраны труда. Не решает этой проблемы созданная во исполнение Приказа Минздравсоцразвития России от 6 октября 2011 г. № 1137 Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (ЕСИОТ)(4), которая предназначена для формирования единого информационного
Стр.103
пространства в области охраны труда. Указанная система призвана обеспечить информационное взаимодействие в области охраны труда федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации, а также обеспечить своевременный доступ к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда, размещающих информацию в ЕСИОТ. Однако пока система не содержит желаемую обобщенную информацию о состоянии дел в области охраны труда, основанную на источниках из различных ведомств.
Ждут своего решения и другие проблемы: по-прежнему сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний; существующая система управления охраной труда не соответствует экономическим и трудовым отношениям, не способствует развитию культуры охраны труда, обеспечению безопасной и здоровой производственной среды на рабочих местах в организациях всех видов экономической деятельности. Сложившаяся ситуация с состоянием условий и охраны труда в целом в России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих реалиям времени.
В этой связи, в целях обеспечения соблюдения законодательства о правах граждан на безопасные условия труда, представляется необходимым:
внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 209 ТК РФ, тем самым пересмотреть термин «охрана труда» и приблизить его к международным стандартам;
внести изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.27), увеличив размер административного штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
разработать механизмы, способствующие повышению мотивации работодателей к созданию и поддержанию здоровых и безопасных условий труда работников;
создать систему мониторинга и аналитической обработки данных о нарушениях в области охраны труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в России, издавать информационно-аналитические материалы.
Подводя итог, отметим, что охрана труда — это не только возможность для работника эффективно выполнять свои трудовые функции, но сохранение его жизни и здоровья. В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г. № 1351 отмечается, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются, в том числе, сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Сегодня прибыль, обогащение за счет произведенной продукции является одним из движущих факторов развития экономики в нашей стране. В свою очередь, должного государственного спроса за то, что изготовитель этой самой продукции становится инвалидом в возрасте до 18 лет, что женщины не могут родить здорового ребенка, а до пенсионного возраста работнику не позволяет дожить состояние его здоровья, пока нет.
Стр.104
|