СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Событием в сфере охраны культурного наследия стало принятие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Данный Федеральный закон учел новейший европейский опыт и реалии экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
К объектам культурного наследия согласно ст. 3 указанного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно той же ст. 3 данного Закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения — церкви, колокольни, часовни; мемориальные квартиры; мавзолеи; отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники и пр.);
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи;
достопримечательные места — объекты, созданные человеком или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов.
Все предыдущие законодательные документы предлагали более краткие, но отнюдь
Стр.81
не более четкие определения и классификацию объектов культурного наследия, что вызывало трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий. Данная классификация кажется излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственные списки.
К объектам культурного наследия отнесены исторические поселения — городские или сельские поселения, в границах территории которых расположены объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места). Таким образом, под действие этого Закона подпадают исторические города, поселки с сохранившейся исторической планировкой, природным ландшафтом.
Особую группу культурного наследия составляют памятники археологии, которые не могут быть приватизированы и являются исключительно государственной собственностью.
В статье 6 данного Закона приводится дефиниция государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации — система правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
В статьях 9—10 Закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Государственный контроль в рассматриваемой сфере общественных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1204 с изменениями и дополнениями от 18 мая 2011 г. № 399, от 20 июля 2011 г. № 590.
Важное место в Законе отведено решению проблемы учета культурного наследия (гл. IV). Закон ставит задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия — информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России. Информация входит в Государственный реестр на основании специально оговоренного в Законе пакета документов об объекте наследия, которые содержат сведения о времени его возникновения, этапах перестройки, о собственнике, а также описание историко-художественных особенностей памятника.
В статье 33 Закона определены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия. Среди них установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов наследия.
В пункте 1 ст. 48 Закона указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Государству принадлежат объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия. Такие объекты отчуждению не подлежат.
Определение особо ценных объектов культурного наследия дается на основании указа Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г. № 1487 с изменениями и дополнениями. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные
Стр.82
и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
В рассматриваемом Законе (ст. 48) указано, что собственник объекта культурного наследия «несет бремя содержания принадлежащего ему объекта». Во-первых, он должен обеспечить сохранность объекта в неизменном облике, во-вторых, не имеет права производить землеустроительные, мелиоративные или хозяйственные работы без согласования с органами охраны памятников, в-третьих, обеспечивает доступ к объекту. Если собственник не выполняет взятых на себя обязательств, то его собственность — объект культуры — может быть выкуплена или продана в ходе публичных торгов на основании судебного решения.
Собственник или арендатор объекта культурного наследия, выполняющий свои обязательства, может рассчитывать на определенные финансовые льготы со стороны государства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (ст. 7.13), а также за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) (ст. 7.15).
В число законодательных документов, касающихся памятников культурного наследия, входят также нормативно-правовые акты региональных органов власти, которые обычно издаются как рефлексия на общегосударственные законы, но вместе с тем имеют особенности, связанные с экономическим и социокультурным развитием региона.
Последнее десятилетие с его новыми экономическими и социально-поли-тическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов культурного наследия.
Одна из них — приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. Позиция властей однозначна — без частных инвестиций не обойтись. Приватизация объектов культурного наследия в России началась с 1 января 2008 г. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней политики в области охраны памятников.
На наш взгляд, приватизация возможна не как единственное и универсальное средство спасения памятников, а как одно из возможных. И долгосрочная аренда — серьезный и действенный способ. Медленно начинает внедряться такая форма, как доверительное управление, которая активно используется в Европе. Но для ее широкой реализации в России нужны серьезные изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации. При этом охранные обязательства должны быть жесткими, а предмет охраны четко прописан.
Требует регулирования вопрос об окончательном распределении ответственностиза памятники истории и культуры между центром и регионами. Важным достижением является запрет на самостоятельное исключение здания из списка памятников региональными органами власти. Это может быть сделано только на федеральном уровне. В последние годы порой срабатывала такая цепочка: сначала статус памятника понижался с федерального до регионального значения, потом появлялась возможность его приватизации, а затем его могли вообще вычеркнуть из списка памятников, снести и т. д.
Представляется необходимым принятие закона о поощрении добросовестных владельцев и пользователей памятников. В мире эти технологии отработаны, в каждой стране по-своему. В Великобритании и Германии корпорации и частные лица, вкладывающие свои средства в восстановление или поддержку памятников, освобождаются от
Стр.83
уплаты НДС на эти суммы или выплаты значительно снижаются.
Параллельно во многих странах есть система прямых государственных компенсаций. Если кто-либо вкладывает значительные суммы в восстановление памятников, государство обеспечивает свое софинансирование либо предоставляет возможность льготного кредитования, что для предпринимателей, конечно, очень ценно.
Во всем мире лучшим субъектом контроля за культурным наследием считаются трасты. Речь идет о негосударственных некоммерческих организациях, которые получают доверие со стороны государства управлять, пользоваться, распоряжаться памятниками в интересах общества. Они получают памятники не только в доверительное управление, но и в собственность. Организации могут их покупать, продавать, сдавать в аренду, но они несут ответственность за них перед государством и каждым гражданином. Трастам предоставляются определенные полномочия. Но все, что зарабатывают трасты, они тратят на реставрацию.
Церковь в наши дни стала собственником ценных архитектурных монастырских ансамблей, церковных зданий, предметов прикладного искусства. Сохранение этого уникального наследия — также один из важнейших вопросов сегодняшнего дня, решение которого невозможно без принятия конкретных законодательных актов об охране объектов культурного наследия, переданных РПЦ.
Крайне необходимо принятие четких и конкретных правовых актов, охраняющих объекты культурного наследия при строительстве, направленных на сохранение особенностей архитектурно-исторической среды.