ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБВИНЕНИИ
В пункте 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 20 ноября 2007 г. № 185 изложено требование постоянно совершенствовать организацию деятельности органов прокуратуры по обеспечению участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Применение в судебном следствии технических средств необходимо в первую очередь для того, чтобы обеспечить эффективность, полноту, всесторонность и объективность деятельности государственного обвинителя по анализу информации, исследованию доказательств, представлению различного рода данных участникам судебного разбирательства, а также фиксации информации, полученной в ходе судебного следствия.
В уголовно-процессуальном законе относительно применения в уголовном судопроизводстве достижений науки и техники используется термин «техническое средство», например в статье о специалисте (ст. 58 УПК РФ) или ч. 6 ст. 164 УПК РФ, устанавливающей, что при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
В криминалистике наравне с термином «технические средства» употребляются термины «технико-криминалистические средства» и «научно-технические средства».
Согласно ч. 5 ст. 246, ст.ст. 273 и 274 УПК РФ на государственного обвинителя возложена обязанность представления материалов уголовного дела участникам судебного разбирательства. Обязанность по представлению материалов уголовного дела стороной обвинения в суде предполагает воспроизведение участникам судебного разбирательства доказательств по уголовному делу такими средствами, которые обеспечивали бы максимальную наглядность, объективность, понятность и системность всей доказательственной информации, необходимой для принятия решения и вынесения судом приговора.
Относительно исключительной важности наглядности в деятельности государственного обвинителя в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О методических рекомендациях об участии прокурора в исследовании доказательств в судебном разбирательстве» от 12 марта 1993 г. № 12/13-93 указывается: «Прежде всего, государственный обвинитель должен представить суду доказательства, собранные предварительным следствием, имеющиеся в деле. Повышение требовательности суда к обоснованности обвинения обязывает прокурора особенно строго соблюдать принцип непосредственности исследования доказательств. Отступления
Стр.60
от этого принципа могут допускаться только в виде исключения, в точном соответствии с процессуальным законом (ст. ст. 281 и 286 УПК). Это особенно важно иметь в виду в связи с предстоящим введением суда присяжных, к чему прокурорам следует готовиться заранее. В отличие от нынешних народных заседателей присяжные, очевидно, не будут знакомиться с письменными материалами дела, и все, что не подвергнется непосредственному рассмотрению в судебном заседании, останется для них неизвестным, не будет учтено при решении вопроса о виновности подсудимого. Более того, имеющиеся доказательства, особенно такие, как письменные документы, вещественные доказательства, заключения экспертов, должны быть продемонстрированы в суде наглядно, убедительно, чтобы значение их было понятно не только профессиональным судьям, но и неспециалистам».
Состязательный процесс обязывает государственного обвинителя доказывать виновность подсудимого. Это означает последовательное системное представление различного рода доказательств — доказательственной информации участникам судебного разбирательства. Такого рода оперирование большими массивами текстовой, речевой, аудиовизуальной и иной информации не должно носить случайный, хаотичный характер. Восприятие информации, ее усвоение и дальнейшая оценка участниками судебного разбирательства, в особенности в суде с участием присяжных заседателей, зависит от способа ее представления, а именно от способа демонстрации (визуализации) информации.
Одной из задач использования научно-технических средств в суде, как отмечал А. А. Леви, является увеличение наглядности представленных доказательств. Во многих случаях это может быть с успехом достигнуто благодаря использованию демонстрационной техники(1).
Следует выделить прямую зависимость между умением государственного обвинителя использовать научно-технические средства (НТС), обеспечивающие наглядность, и процессами восприятия информации и выработкой решения участниками судебного следствия на основе восприятия и познания представленной доказательственной информации по рассматриваемому уголовному делу. Иными словами, полнота, всесторонность и объективность восприятия и познания преступления в судебном следствии напрямую зависит от применения научно-технических средств и методов демонстрации и визуализации в процессе представления доказательственной информации, содержащейся в материалах уголовного дела и представленной в ходе судебного разбирательства.
Отметим, что одна из основных проблем обеспечения наглядности представления доказательственной информации в судебном следствии заключается в неукомплектованности судов Российской Федерации соответствующими техническими средствами.
Эффективность применения НТС зависит от сочетания видов представления доказательственной информации. Можно выделить следующие виды представления доказательственной информации:
1) устная речь (вербальная информация);
2) демонстрация действий;
3) представление доказательства (объекта, следа или иного предмета материального мира) в натуре;
4) демонстрация информационных моделей (схем, диаграмм, графиков и т. д.) событий и процессов, основанных на доказательствах;
5) отображение информации с помощью технических средств визуализации аудиовизуальной информации;
6) представление материалов уголовного дела;
7) представление результатов экспертиз, проведенных на предварительном следствии и на стадии судебного следствия.
Обязательным условием действенного представления доказательственной информации является использование разных видов представления информации. Их сочетание зависит от источников доказательств
Научно-технические средства, обеспечивающие наглядность представления информации, следует разделить на следующие виды.
1. Приспособления и устройства визуализации информации, или изобразительные средства (доски для мела, маркерные доски, флипчарты(1).
Простой и доступный способ повышения эффективности выступления государственного обвинителя в суде заключается в использовании доски и мела (флипчата и фломастеров) для иллюстрации основных положений обвинения. Это недорогой способ заставить суд и присяжных доверять прокурору. Чаще всего доска и мел у людей ассоциируются со школой, с учителем, с получением важных и нужных знаний. Поскольку одним из свойств памяти является воспоминание, прежде всего о каких-либо приятных моментах, в памяти суда неосознанно пробудится уважение к учителям, которые, как правило, являют собой символ авторитета. Таким образом, когда государственный обвинитель использует в ходе выступлений указанные средства, чувство уважения, которое испытывают члены суда к учителю, будет экстраполировано на прокурора. По договоренности между судом и прокуратурой доска (флипчат) может стать неотъемлемым атрибутом зала судебных заседаний (достаточно даже одной доски на несколько залов). При отсутствии возможности использования доски и мела их могут заменить большой лист бумаги и маркер (фломастер) (2).
2. Приспособления и устройства демонстрации информации (манекены, муляжи холодного и огнестрельного оружия, а также взрывных устройств).
Использование муляжей и манекенов обладает большей наглядностью по сравнению со схемами и рисунками, поскольку позволяет воспринимать демонстрируемое в условиях трехмерного пространства и в течение определенного промежутка времени, т. е. в условиях, максимально приближенных к тем, в которых происходило то или иное событие, часть события. Так, если повреждения причинялись на протяжении продолжительного времени, носили характер мучений (по делам о вымогательстве, об убийствах с особой жестокостью, с корыстной целью и т. п.), это может быть продемонстрировано наглядно с помощью соответствующего манекена и муляжа использованного орудия в процессе следственных или судебных действий. При этом внимание присутствующих обращается на количество и локализацию причиненных повреждений, на тот вред, который причинен здоровью потерпевшего, на промежуток времени, который требовался виновному для совершения всех действий, т. е. тот, в течение которого жертва подвергалась насилию. В таком случае адекватность выводов субъектов уголовного преследования будет продемонстрирована более наглядно(3).
3. Технические мультимедийные средства демонстрации аудиовизуальной информации.
3.1. Технические средства визуализации оптической информации (видеокамеры, документ-камеры, телевизионные насадки на микроскопы, телевизионные лупы).
Документ-камера — особый класс телевизионных камер, предназначенный для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. Документ-камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может
быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.
С помощью документ-камеры государственный обвинитель, а также сторона защиты могут визуализировать и демонстрировать участникам судебного следствия следующие объекты:
материалы уголовного дела (ст.ст. 276, 281, 285 УПК РФ);
вещественные доказательства (ст. 284 УПК РФ);
материалы, представленные экспертом в ходе его допроса в суде (фотографии, текст, диаграммы, схемы, графики и т. д.) (ст. 282 УПК РФ).
Нередко заключение эксперта может быть правильно понято и оценено судом лишь после изучения иллюстраций. Поэтому суд может предложить эксперту продемонстрировать их с помощью эпидиаскопа, фильмоскопа, диапроектора, киноаппарата(1). Такая демонстрация иллюстраций и других материалов значительно усилит убедительность и значимость проведенной экспертизы при ее оценке участниками судебного следствия;
документы (текст, фотографии, схемы), представленные в суде и приобщенные к материалам уголовного дела (ст. 286 УПК РФ);
составленные стороной обвинения и защиты схемы, диаграммы, графики и т. д.
3.2. Научно-технические средства воспроизведения (трансляции) акустической информации (цифровые и аналоговые устройства воспроизведения аудио-информации с любого носителя и источника информации) — для воспроизведения по ходатайству сторон в судебном следствии аудио- и видеоматериалов, находящихся в материалах уголовного дела, а также предоставленных в ходе судебного разбирательства. Например, может возникнуть необходимость воспроизвести видеозаписи, зафиксированные видеокамерами наружного наблюдения, или ознакомить участников судебного следствия с результатами фонографической или видеофонографической экспертизы. НТС воспроизведения и трансляции акустической информации в обязательном порядке должны иметь функцию изменения голоса допрашиваемого лица в ходе производства судебного допроса в рамках обеспечения защиты свидетеля.
Существуют мобильные и стационарные системы акустического изменения (маскировки) голоса человека. Например, к мобильным устройствам маскировки речи относится акустический переносной маскиратор переговоров «Букет» (2).
В судах Российской Федерации используется стационарная система маскировки речи IS Mechanics SRS Femida (Voice Changer).
В ходе судебного процесса свидетель находится в отдельном оборудованном помещении, в которое передается изображение и звук из зала заседаний. В свою очередь, в зал заседаний передается измененный голос свидетеля. Система интегрируется с существующими компонентами в зале, такими как микрофонная подсистема и подсистема озвучивания зала, либо комплектуется соответствующим оборудованием с целью осуществления более простой и удобной работы, а также предотвращения случайного отключения функций изменения голоса свидетеля в ходе судебного процесса (в системе отсутствует режим трансляции голоса без искажений)(3).
3.3. Компьютерно-технические средства (компьютеры, портативные компьютеры, планшетные компьютеры, дигитайзеры (графические планшеты), планшетные сканеры со слайд-модулем, позволяющие осуществлять сканирование фотографических негативных и позитивных пленок и слайдов, устройства для чтения карт памяти). Персональный компьютер как техническое
мультимедийное устройство записи, воспроизведения, хранения, обработки и визуализации информации является универсальным средством обеспечения наглядности в судебном следствии, так как все современные технические устройства, позволяющие демонстрировать и визуализировать аудиовизуальную информацию, подключаются (коммутируются) к компьютеру и управляются посредством программного обеспечения. Графический планшет (дигитайзер, диджитайзер) — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.
Использование дигитайзера (графического планшета) дает возможность, например, нарисовать от руки на карте местности схему движения к месту происшествия, визуализируя ее не экране непосредственно в ходе судебного заседания. Функции графического планшета можно выполнить с помощью компьютерной мыши и соответствующего графического программного обеспечения. Кроме того, наглядность при создании от руки схем и чертежей в ходе судебного заседания можно получить с помощью интерактивных досок.
3.4. Программно-технические средства (компьютерные программы, позволяющие воспроизводить и визуализировать аудиовизуальную информацию, схемы, графики, диаграммы и т. п.).
Подобное можно осуществить, применяя метод моделирования, когда вся информация, излагаемая государственным обвинителем, систематизируется и представляется в виде, например, графической схемы места происшествия с отражением способа совершения преступления и перемещения преступников, схемы связей между преступниками, различного рода карт, таблиц. В ряде случаев целесообразно создание динамической, активной, максимально объективной так называемой двухкоординатной — 2D (по ширине и высоте — плоскостной) или трехкоординатной — 3D (по ширине, высоте и глубине — объемной) модели преступления. Такая модель позволит воспроизвести все действия преступника, их очередность и направленность, продемонстрировать, где и какие вещественные доказательства были обнаружены и изъяты. Создавать трехкоординатные модели произошедших событий преступления технически сложно, а информационные двухкоординатные модели достаточно просто создать в программе PowerPoint из пакета программ MS Office в виде презентации. Неотъемлемым свойством информационной модели преступления должна быть способность к изменчивости и восприятию новых доказательств, в том числе представляемых стороной защиты. Информационная модель не является доказательством, а служит средством представления доказательств.
Государственному обвинителю при создании презентаций в программе Power- Point и их демонстрации участникам судебного следствия следует иметь в виду, что визуализируемая презентация не должна быть только простым последовательным набором слайдов с текстом, дублирующим его речь. Например, в вопросах когнитивной нагрузки в восприятии и познании визуализируемой информации психологи обращают внимание на «опасность неправильного использования программы PowerPoint. Стиль докладов и презентаций с применением PowerPoint чаще всего подразумевает, что лектор произносит краткие строчки тезисов-“буллитов”, которые одновременно демонстрируются на экране. Психологи же установили, что человеческий мозг лучше оперирует с информацией в тех случаях, когда она поступает либо только в устной, либо только в письменной форме — но не в обеих формах одновременно. Зачитывание слов, проецируемых на экран, гораздо менее эффективно, потому что создает слишком большую нагрузку на рабочую память. Особый интерес ученых-психологов к PowerPoint вовсе не случаен. Уже возник специальный термин “мышление в стиле PowerPoint”, и мышление это успело проникнуть буквально во все уголки планеты, охваченные компьютеризацией. Поскольку там, где есть компьютеры, есть и сверхпопулярные программы пакета Microsoft Office. На сегодняшний день PowerPoint — самый востребованный инструмент для визуального представления информации»(1).
Прежде всего, с помощью программы PowerPoint и ее аналогов, например OpenOffice.org Impress, входящий в состав пакета бесплатных офисных программ OpenOffice.org, и Perfect Vision, а также Photodex ProShow Producer, следует визуализировать фототаблицы и схемы протоколов осмотра места происшествия, других следственных действий и экспертиз, схемы, диаграммы и графические модели, созданные государственным обвинителем.
Судебное следствие можно рассматривать как сложный системный процесс познания преступления в суде, и перед государственным обвинителем стоит задача донесения до участников судебного разбирательства сложной системы данных аналитического характера.
Полагаем, что для создания и отображения сложных аналитических схем, графиков и диаграмм государственный обвинитель может воспользоваться программным обеспечением, например Microsoft Visio, Edraw Mindmap, Visual Understan-ding Environment, Xmind и других программ, позволяющих создать так называемые интеллектуальные карты (англ. mind map; другие названия — диаграмма связей, ментальная карта, ассоциативная карта, схема мышления). Данные карты представляют собой графическую реализацию процесса аналитического системного мышления в виде, как правило, схем древовидного типа с целью структурирования информации.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты — очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и многих других(1).
С помощью данных карт можно отобразить и визуализировать схему связей между членами преступной организации, систему доказательств по уголовному делу и т. д.
3.5. Научно-технические средства визуализации, отображающие аудиовизуальную информацию (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, ЖК-мониторы и т. д.). Данные НТС позволяют в судебном следствии визуализировать фото-, видео- и иную графическую информацию из материалов уголовного дела и представленную сторонами обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства.
Интерактивная доска (Interactive whiteboard) представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть комплекса, в который также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. С проецируемым на доску изображением можно работать — вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем(2).
Преимуществом использования в судебном следствии интерактивных досок по сравнению с маркерными и меловыми досками является наличие возможности сохранения в памяти компьютера схем и рисунков, созданных (нарисованных) стороной защиты и обвинения в ходе судебного заседания. При использовании маркерных и меловых досок необходимо стирать нарисованные изображения, тем самым практически безвозвратно их уничтожая.
В Руководстве для государственных обвинителей отмечается, что «по окончании выступления следует стереть с доски все сделанные наброски, даже если они были выполнены по ходу допроса кого-либо из процессуальных лиц или в процессе исследования других доказательств. Это помешает защите использовать их во вред целям и задачам уголовного судопроизводства, для
опровержения позиции обвинения, а также для выдвижения контрверсий. В этом заключается еще один положительный аспект использования именно доски и мела, поскольку изготовленные на бумаге рисунки и схемы стереть невозможно (хотя, конечно, можно убрать их и не предоставлять защите возможность ими воспользоваться)»(1).
Однако в ходе судебного разбирательства может возникнуть необходимость повторной визуализации и рассмотрения ранее созданных набросков. В этом случае с помощью интерактивной доски можно визуализировать ранее созданный набросок, а также его изменить и дополнить.
Относительно использования таких средств визуализации в судебном следствии, как интерактивная доска, сотрудники прокуратуры Астраханской области Российской Федерации Д. Х. Талипов и А. В. Петров отмечают, что, учитывая возможность использования современных технологий, руководством прокуратуры области решен вопрос о приобретении интерактивной доски для использования прокурорами при поддержании государственного обвинения(2).
К научно-техническим средствам визуализации и демонстрации, применяемым в судебном следствии, следует отнести использование видеоконференцсвязи при производстве судебного допроса.
В части 4 ст. 240 УПК РФ «Непосредственность и устность» указано, что свидетель и потерпевший могут быть допрошены судом путем использования систем видеоконференцсвязи. Подробнее такой способ допроса в судебном следствии, с использованием систем видеоконференц-связи, в уголовно-процессуальном законе регламентирован в ст. 2781 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2781 УПК РФ суд в случае необходимости может вынести решение о проведении допроса свидетеля с помощью применения технических средств видеоконференцсвязи.
Необходимость проведения допросов в суде с использованием систем видеоконференцсвязи обусловлена, «во-первых, потребностью в изложении этими лицами своих показаний именно в ходе судебного заседания, а также возможностью других участников процесса принять участие в их исследовании; во-вторых, наличием определенных объективных препятствий в непосредственном присутствии свидетеля (потерпевшего) в зале судебного заседания (отдаленность проживания или нахождения, содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. п.), а в-третьих, проведение допроса свидетеля (потерпевшего) таким образом возможно при необходимости обеспечения их безопасности, их близких родственников, родственников и близких лиц, для организации проведения допроса свидетеля (потерпевшего) в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства, в соответствии с ч. 5 ст. 278 УПК РФ»(3).
В заключение отметим, что научно-технические средства обеспечения наглядности в процессе представления информации позволяют максимально полно, всестороннее, объективно и в понятной форме донести результаты комплексного системного анализа преступления до сознания участников судебного разбирательства с целью оценки полученной информации и выработки правосудного решения. Государственный обвинитель должен использовать такие технологии обеспечения наглядности в представлении образов, сформировавшихся в его сознании в результате исследования материалов уголовного дела, чтобы эти образы с минимальным искажением достигали сознания субъектов судебного следствия.