15 января 2012 г. на 88-м году оборвалась жизнь Генриха Арсеньевича Густова, известного ученого криминалиста, талантливого педагога, душевного, яркого человека, доктора юридических наук, профессора, старшего советника юстиции, заслуженного юриста Россий-ской Федерации, почетного работника прокуратуры Российской Федерации.
Генрих Арсеньевич родился 5 января 1925 г. в городе Кириллове Вологодской области. Участник Великой отечественной войны. В 1943 г. курсант пехотного училища Густов Г. А. был отправлен на фронт. Командир стрелкового отделения, затем — помощник командира взвода разведки. За боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны I и II степеней (орден II степени был вручен ему в августе 1944 г.) и четырьмя медалями. Защищая Родину, получил три ранения, тяжелые последствия которых не давали забыть о себе частыми болевыми приступами. Однако он выбрал для себя сложную, беспокойную, с постоянными физическими и психологическими перегрузками, ответственную профессиональную деятельность. После войны окончил в 1951 г. юридический факультет Московского госуниверситета, был распределен на работу в органы прокуратуры Ставропольского края. Занимал должности следователя, старшего следователя, прокурора, начальника следст-венного отдела краевой прокуратуры. На его счету не один десяток раскрытых тяжких, многоэпизодных преступлений. Бесценный опыт следственной практики явился стимулом для научной деятельности. С 1963 по 1965 г. обучался в Москве в очной аспирантуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, успешно защитил кандидатскую диссертацию. До октября 1966 г. работал там же старшим научным сотрудником.
В 1966 г. Генрих Арсеньевич был направлен в только что образованный в Ленинграде Ин-ститут усовершенствования следственных работников органов прокуратуры и охраны обще-ственного порядка СССР. Он принял самое активное участие в становлении Института, ра-ботая в должностях старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой методики рас-следования преступлений, профессора. За долгие годы самоотверженной научной и педаго-гической деятельности Генрих Арсеньевич внес весомый вклад в создание солидного научно-образовательного потенциала Института, в формирование славных его традиций. В 1993 г. он защитил докторскую диссертацию на тему: «Проблемы методов научного познания и ор-ганизации расследования преступлений».
Генрих Арсеньевич проявил себя уникальным ученым, криминалистом-теоретиком. Все его научные работы нацелены на дальнейшее развитие теории и методологии криминали-стической науки, на создание эффективного криминалистического инструментария по рас-крытию преступлений и научно-методических основ криминалистического мышления. Им разработаны новые направления в криминалистике, которые способствовали не только формированию ряда теоретических положений криминалистической науки, но и созданию передовой практики расследования особо опасных преступлений. Он является автором более ста научных и учебно-методических работ по проблемам аналитического подхода к организации выявления и расследования преступлений, внедрения в следственную практику методов научного познания и управления. Основные идеи, изложенные в его работах, направлены на раскрытие содержания понятия «метод расследования преступления» и криминалистического понятия «преступление», на исследование структуры, основных системообразующих элементов, внутренних и внешних связей противоправного деяния, влияющих как на процесс следообразования, так и на выбор методов расследования и поиск доказательств и ориентирующей информации.
Стр.134
Генрих Арсеньевич сформулировал четыре криминалистических метода: криминалисти-ческое моделирование, программно-целевой метод, комплексный подход и криминалисти-ческий факторный анализ. Указанные методы обусловили начало формирования иннова-ционной технологии расследования преступлений путем его программирования и алгорит-мизации. Предложенные им методы получили развитие в работах его последователей, изу-чаются в юридических вузах, применяются в судебно-следственной практике.
Отмечая важную роль метода моделирования как метода познавательной деятельности следователя в раскрытии преступлений, Г. А. Густов особо выделял мысленное моделирова-ние, обучению способам и приемам которого он уделял особе внимание в учебном процессе. И это имело впечатляющий результат. Применение на практике метода моделирования вы-пускниками Института позволило им раскрывать сложные преступления, и прежде всего совершенные в условиях неочевидности.
Программно-целевой метод (ПЦМ) как метод организации и управления процессом рас-следования достаточно активно применяется в следственной практике раскрытия убийств, изнасилований, хищений и других преступлений. ПЦМ представляет собой научный ана-лиз, позволяющий целенаправленно и оперативно организовать расследование преступле-ния и получить по уголовному делу новые знания с помощью использования типовых кри-миналистических программ, разработанных на основе систематизированных результатов изучения судебно-следственной практики.
Комплексный подход к раскрытию преступления разработан Г. А. Густовым как метод организации расследования преступления и получения по делу новых знаний путем изуче-ния комплекса взаимосвязанных между собой объектов: события расследуемого преступле-ния и криминалистически значимых событий, предшествовавших его совершению, сопутст-вовавших и последовавших за ним.
Криминалистический факторный анализ разработан Генрихом Арсеньевичем на основе закономерностей, характерных для выбора преступником объекта посягательства. Суть дан-ного метода заключается в том, что он позволяет организовать расследование на основе ана-лиза объективных и субъективных факторов, определяющих поведение преступника до, во время и после совершения преступления.
Генрих Арсеньевич автор двух криминалистических учений — о криминалистической теории преступления и о криминалистической теории расследования.
Г. А. Густов считал, что криминалистическая наука должна иметь свое, отвечающее ее функциям, определение понятия «преступления». На основе системно-деятельностного подхода к изучению преступного посягательства как реальной динамичной системы объек-тивной действительности он дал определение криминалистического понятия преступления, выделив такие криминалистически значимые его составляющие, как структура, связи и зако-номерности. Значение предложенного им криминалистического понятия преступления как реального сложного системного образования заключается в том, что предлагаемая трактовка посягательства позволяет от традиционной формулы «от способа преступления — к способу расследования» перейти к формуле «от исследования элементов системы преступления, ее внутренних и внешних связей и детерминирующих факторов — к методам расследования». Такой системный подход расширяет и конкретизирует круг научных криминалистических исследований, а в практическом отношении способствует использованию новых стратегий и методов изыскания доказательственной информации для выявления и расследования пре-ступлений. Определение криминалистического понятия преступления позволило профессо-ру Г. А. Густову сформулировать основные положения по разработке криминалистической теории преступления как одного из генеральных направлений развития криминалистиче-ской науки на современном этапе. В качестве важнейшей задачи криминалистической тео-рии расследования им выделено формирование научной базы по разработке методов и тех-нологий работы с криминалистической информацией, организации расследования и про-фессиональной подготовки работников правоохранительных органов, нацеленной на бы-строе и эффективное решение задач уголовного преследования.
Генрих Арсеньевич на протяжении всей своей жизни щедро делился своими знаниями с коллегами, со слушателями — следователями и прокурорами, со студентами. Он был прекрасным педагогом, на опыте которого выросло не одно поколение сотрудников правоохранительных органов, ученых криминалистов и преподавателей. Полученные у Генриха Арсеньевича знания они передают молодому поколению юристов. Принципиальным, добрым, сердечным и отзывчивым — таким в нашей памяти навсегда останется Генрих Арсеньевич Густов.