КриминалистЪ. 2012. №1(10)


Страницы 115-120


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

События

Содержание

К читателю

Попов А. Н. К вопросу об эвентуальном умысле

Щепельков В. Ф. Проблемы применения уголовного закона в связи с изменением ст. 15 УК РФ

Безбородов Д. А. О некоторых направлениях дифференциации уголовной ответственности за совместное совершение преступления

Любавина М. А. Предмет преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ

Романова В. В. Корыстная заинтересованность как мотив совершения злоупотребления должностными полномочиями

Федышина П. В. Объективные признаки общеопасного способа убийства

Морозова Ю. В. Некоторые вопросы уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность

Фирсов М. Л. Некоторые проблемы квалификации нарушения авторских и смежных прав в сети Интернет

Шадрин В. С.Домашний арест: обновляемая мера пресечения

Ларинков А. А. О полномочиях защитника по собиранию доказательств в уголовном судопроизводстве путем опроса лиц

Шиплюк В. А. Использование видеоконференцсвязи при осуществлении правовой помощи по уголовным делам

Чубыкин А. В. Проблемы обеспечения прокурором законности при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (на примере работы Северо-Западной транспортной прокуратуры)

Комогорцева К. А. К вопросу о видах решений суда апелляционной инстанции по уголовным делам

Данилова Н. А., Николаева Т. Г. К вопросу о допустимости принуждения при производстве следственных действий

Елагина Е. В. О некоторых вопросах подготовки и назначения судебных экспертиз в свете постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Челышева О. В., Макарова Н. Ю. Некоторые элементы криминалистической характеристики мошенничеств, совершенных в сфере малоэтажногостроительства

Валласк Е. В. Актуальные вопросы возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях: криминалистический аспект

Григорьева М. А. Криминалистическая характеристика субъекта нарушения правил безопасности при ведении строительных работ

Замараева Н. А. Система оценки компетентности негосударственных судебных экспертов

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Эффективность и своевременность прокурорского реагирования на нарушения оперативно-розыскного законодательства

Лавров В. В. Государственная политика и законодательство в области охраны объектов культурного наследия

Валласк Т. Г. Актуальные вопросы государственного противодействия созданию и незаконной деятельности фирм-однодневок

Константинов К. Б. Современные тенденции регулирования авторских прав в сети Интернет на примере зарубежных стран

Новое в криминалистике (А. В. Холопов)

Холопов А. В. Михаил Борисович Вандер

Пристансков В. Д. Генрих Арсеньевич Густов

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ И СОСТАВИТЕЛЯХ



ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

 Т. Г. ВАЛЛАСК

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОЗДАНИЮ
И НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ-ОДНОДНЕВОК

Государственное противодействие созданию и незаконной деятельности так называемых фирм-однодневок имеет низкую эффективность в силу ряда причин организационно-правового характера(1).

Фирмы-однодневки широко используются в преступных целях самостоятельно или как звено в цепочке преступных схем практически во всех секторах российской экономики: в государственных закупках — с целью хищения бюджетных средств, в банковской сфере — с целью получения дохода от незаконных банковских операций и финансовых операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и других.

Организация государственного противодействия созданию и последующей противоправной деятельности фирм-одно-дневок затруднена в связи с отсутствием легальной дефиниции этого понятия и, соответственно, порядка и последствий отнесения подобных организаций к данной категории.

Под фирмой-однодневкой в общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. д.(2)

Российское законодательство не устанавливает лимитов на срок деятельности организаций. Следовательно, противодействие можно оказывать им только в случае совершения правонарушений, а после их ликвидации — их контрагентам при условии установления факта осуществления совместных согласованных противоправных действий.

В юридической литературе, посвященной проблемам организации государственного противодействия незаконной деятельности фирм-однодневок в России, указывается на неприменение подобных мер в других странах в силу их бесперспективности и противоречия экономическим и правовым основам рыночной экономики(3).

Анализ актов финансово-налогового ведомства, материалов судебной практики и опубликованных статей юристов-практиков позволяет выделить ряд ситуаций и сформировавшиеся в их условиях особенности противодействия фирмам-однодневкам:

1. Регистрация юридического лица.

По данным налоговых и правоохранительных органов количество создаваемых фирм-однодневок исчисляется

Стр.115

сотнями тысяч, значительная часть из них создается на период от полугода до года. В течение этого времени они успевают принять участие (в качестве звена в цепочке) в осуществлении от одной крупной до нескольких среднего размера незаконных сделок. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) на 1 марта 2012 г. зарегистрировано 4 млн 457 тыс. 114 организаций, 2 млн 619 тыс. 535 организаций прекратили свою деятельность, из них 1704 — в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)(1).

В настоящее время законодателем ужесточен режим регистрации юридического лица по отдельным позициям, сохранивший в целом уведомительный характер (сменивший нормативно-явочный), не предусматривающий проведение регистрирующим органом проверки действительности представляемых документов и достоверности представляемых в них сведений (ст. 51 ГК РФ ; Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ(2)).

Уполномоченный (по территориальности) налоговый орган (ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ) в пятидневный срок принимает решение о государственной регистрации организации в порядке, установленном законом (ст.ст. 11, 13 Федерального закона № 129-ФЗ), при условиипредоставления регистрирующейся организацией в регистрирующий орган в установленном порядке (ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ) документов, закрытый перечень которых (4—5 документов) установлен законом (ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ).

Закрытый перечень оснований отказа в регистрации организации (девять оснований) (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ) не предусматривает такого основания, как предоставление документов, содержащих недостоверные сведения.

На практике учредителям организаций и надзорным органам приходится сталкиваться с незаконным требованием регистрирующих органов о представлении дополнительных документов для государственной регистрации, не предусмотренных вышеуказанным перечнем, подтверждающих достоверность содержащихся в представленных заявителем документах сведений (например, требуются гарантийное письмо собственника помещения, по которому производится регистрация, и нотариальная копия свидетельства о праве собственности на него).

В то же время отсутствие в представленных документах необходимых сведений (неуказание ИНН нотариуса, неуказание кодов разрешенных для осуществления видов деятельности) или неправильное их оформление (отсутствие описи документов, подписи заявителя на каждом листе документов, непрошитые документы в количестве более двух листов и другие)(3) может расцениваться регистрирующим органом как непредставление соответствующего документа.

При этом регистрирующий (налоговый) орган несет гражданско-правовую(4), административную(5) либо уголовную(6) ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридического лица.

Стр.116

1. Федеральная налоговая службы Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 25.03.2012 г.).

Таким образом, регистрирующий орган лишен права отказа в регистрации юридического лица в связи с наличием у него как известных налоговым органам признаков фирм-однодневок (зарегистрировано по адресу массовой регистрации, отсутствует в месте регистрации и другие), так и неизвестных (создано без цели ведения предпринимательской деятельности и другие).

2. Выявление после регистрации юридического лица нарушений законодательства, связанных с его созданием и регистрацией, с применением мер по блокировке его деятельности как фирмы-однодневки с последующей его принудительной ликвидацией и привлечением к административной либо уголовной ответственности

Заявитель и (или) регистрируемое юридическое лицо несут административную(1), либо уголовную(2) ответственность за неправомерные действия, связанные с представлением поддельных документов и заведомо недостоверных сведений при регистрации(3), незаконным образованием юридического лица (образование юридического лица через подставных лиц)(4) либо незаконным использованием документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица(5).

Дела о правонарушениях, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП РФ возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных чч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ответственным за достоверность представленных на регистрацию документов, соответствие регистрируемого юридического лица и порядка его создания требованиям законодательства Российской Федерации является лицо, подписавшее заявление о государственной регистрации(6).

При этом если документы могут быть поданы в регистрирующий орган любым лицом на основании

Стр.117

2. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государст-венный реестр юридических лиц недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капита-ле хозяйственного общества, о руководителе постоянно действующего исполнительного ор-гана юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных це-лях, направленных на приобретение права на чужое имущество (п. 1 ст. 1701 УК РФ). Подделка, изготовление поддельных доку-ментов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

доверенности, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ (1), то перечень физических лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица строго ограничен (п. 1.3 Федерального закона № 129-ФЗ).

Налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ).

С целью сбора необходимых доказательств, достаточных для принудительной ликвидации таких нарушителей в упрощенном внесудебном либо судебном порядке, налоговые органы должны обеспечить мониторинг организаций, подпадающих под признаки фирм-однодневок и в первоочередном порядке включить их в плановые проверки(2).

На этом этапе наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми фирмами-однодневками, являются:
отсутствие организации по месту регистрации;
нарушение срока постановки на налоговый учет либо создание и осуществление деятельности без регистрации обособленными подразделениями фирм-однодневок;
неведение налогового учета, непредставление в налоговые органы предусмотренной налоговым законодательством налоговой отчетности (налоговых деклараций и других документов) либо представление «нулевых» налоговых деклараций и бухгалтерских балансов.

С целью блокировки деятельности фирм-однодневок налоговые органы принимают меры, направленные на прекращение возможности осуществления фирмой расчетов путем расторжения с нею договора банковского счета с последующим закрытием банковского счета.

Так, ФНС России поручило своим территориальным органам в десятидневный срок с момента выявления фактов отсутствия налогоплательщика — юридического лица по адресу, который по данным ЕГРЮЛ является адресом регистрации этого юридического лица, доводить эту информацию до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков(3).

После получения банком информации о его неуведомлении клиентом об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса, и не представлении сведений об изменении своего места нахождения(4), банк вправе квалифицировать такие деяния как существенное нарушение обязательных условий договора банковского счета и обратиться в суд с иском о расторжении договора.

Стр.118

1. В Москве документы на регистрацию при-нимаются лично от заявителя. Получить заре-гистрированные документы и свидетельство о регистрации может любое лицо по доверенно-сти, выданной заявителем. В случае если заяви-тель не может подать документы на регистра-цию лично, пакет документов может подать любое лицо по доверенности, но в этом случае зарегистрированные документы и свидетельство о регистрации будут отправлены почтой на адрес места нахождения регистрируемой орга-низации (юридический адрес). В других регио-нах документы на регистрацию юридического лица обычно принимаются и выдаются по до-веренности — простой или нотариально заве-ренной.

Вышеизложенную позицию занимает Высший Арбитражный Суда Российской Федерации(1), ею руководствуются и суды при рассмотрении аналогичных дел.

3. Выявление фактов получения с участием фирм-однодневок необоснованной налоговой выгоды и применение мер ответственности к нарушителям.

Наиболее широко фирмы-однодневки используются с целью уклонения недобросовестных предпринимателей от налогообложения путем занижения налоговой базы по НДС, акцизам, НДФЛ, налогам на имущество, на прибыль (искусственного увеличения сумм расходов, выплаты заработной платы «в конвертах» и других), а также получения необоснованной налоговой выгоды (незаконных налоговых льгот, возмещения НДС) путем создания видимости хозяйственной деятельности.

Фирма-однодневка искусственно включается в цепочку хозяйственных связей с целью фальсификации уплаты налога, совершения хозяйственной операции (поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, оплаты товара и других), что позволяет основному участнику, негласно связанному с фирмой, получить необоснованную налоговую выгоду. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности(2).

Налоговые органы вменяют в обязанность налогоплательщиков проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов в случае осуществления действий, направленных на получение налоговой выгоды(3).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета(4).

Вышеуказанным постановлением определено, что при рассмотрении дел, связанных с признанием налоговой выгоды необоснованной, суды должны исходить из того, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
взаимозависимость участников сделок;
неритмичный характер хозяйственных операций;
нарушение налогового законодательства в прошлом;
разовый характер операции;
осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
осуществление расчетов с использованием одного банка;
осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, подтвержденными доказательствами налогового органа, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Стр.119

1. Иск о расторжении договора банковского счета удовлетворен, так как достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием как при заключении, так и при исполнении договора банковского счета, поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета в силу Закона о противодействии легализации преступных до-ходов : постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 27 апр. 2010 г. № 1307/10.

К таким обстоятельствам, в частности, могут относиться:
невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных в отчетности операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае если налогоплательщик представил в налоговый орган все надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, налоговый орган обязан ее предоставить, если не докажет, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговые органы сами указывают на сложившуюся негативную практику налогового контроля, когда их сотрудники, избегая ясности в квалификации обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, перечисляют установленные при проверке факты и ограничиваются ссылками на пп. 1, 5, 6, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» от 12 октября 2006 г. № 53.

Примером недостаточности доказательств для вывода об уклонении организации от налогообложения является ситуация, когда налоговый орган, оперируя отдельными данными, свидетельствующими о недобросовестности контрагента налогоплательщика (отсутствие по месту регистрации, предоставление «нулевой» налоговой отчетности и т. п.), обосновывает фиктивность (нереальность) хозяйственной операции как таковой. При этом иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются.

В случае если налоговым органом установлено, что налогоплательщиком производится преднамеренное перенесение налогового бремени на организацию, уклоняющуюся от налогообложения, наряду с доказательством согласованности таких действий подлежит исследованию и доказыванию то, что контрагентом налогоплательщика является организация, не осуществляющая реальной предпринимательской деятельности и не исполняющая вследствие этого налоговых обязанностей по сделкам, оформленным от ее имени, имеет место несоответствие заключения и исполнения сделок (операций) обычаям делового оборота(1).

Анализ позитивного и негативного опыта государственного противодействия созданию и незаконной деятельности фирм-однодневок позволяет сделать выводы о необходимости комплексного осуществления мероприятий нормативно-правового и организационного характера:
ведение постоянного мониторинга организаций, обладающих признаками фирм-однодневок;
оперативное применение предусмотренных законом мер ответственности по фактам допущенных ими правонарушений;
обращение в суд с исками о принудительной ликвидации таких организаций.

Стр.120

КриминалистЪ. 2012. №1(10)