ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации(1). Вопросам осуществления взаимной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства посвящена отдельная глава 53 УПК РФ. Однако основные нормы о порядке взаимодействия правоохранительных органов различных государств содержатся в международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией, а также межведомственных соглашениях.
Приоритет норм международного права и международных договоров устанавливается ч. 3 ст. 1 УПК РФ. Отдельные вопросы осуществления правовой помощи по уголовным делам, в частности возможность использования видеоконференцсвязи в ходе исполнения запросов о правовой помощи, регулируются международными договорами. На необходимость внедрения в практику новых форм и современных технологий международного сотрудничества, включая проведение допросов находящихся за границей участников уголовного процесса посредством видеоконференцсвязи, указывается руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации(2).
Отсутствие аналогичных норм в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве вызывает определенные трудности у практических работников при исполнении и направлении соответствующих запросов.
Неурегулированный УПК РФ порядок использования средств видеоконференц-связи обуславливает возникновение на практике многих вопросов, например: можно ли осуществить видеозапись сеанса видеоконференцсвязи и приобщить соответствующие материалы к протоколу; необходимо ли разъяснять участвующим в следственном действии лицам их права и обязанности; должностное лицо запрашивающей или запрашиваемой стороны должно разъяснить допрашиваемому лицу его права и обязанности, а также возможную ответственность.
Несмотря на неурегулированность указанных ситуаций Уголовно-процес-суальным кодексом Российской Федерации, порядок проведения следственных действий при осуществлении правовой помощи по уголовным делам достаточно подробно регламентирован международно-правовыми актами, которыми и следует руководствоваться в каждом случае направления и исполнения запроса(3).
Так, Вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 182) установлен порядок проведения слушания посредством видеоконференции. Этот протокол до настоящего времени не ратифицирован Российской Федерацией, однако именно указанные нормы подлежат применению при наличии просьбы запрашивающей стороны об исполнении запроса о правовой помощи посредством видеоконференцсвязи. Вместе с тем зарубежные правоохранительные органы, участвующие в международном сотрудничестве по уголовным делам (даже правоохранительные органы стран—участниц Конвенции, ратифицировавших Второй дополнительный протокол), до настоящего времени не выработали единую практику его применения.
В соответствии со ст. 9 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 182)(1):
1. Если лицо находится на территории Стороны и должно быть заслушано в качестве свидетеля или эксперта судебными органами другой Стороны, последняя может, если личное появление этого лица на ее территории нежелательно или невозможно, запросить проведение слушания посредством видеоконференции, как предусмотрено пунктами 2—7 настоящей статьи.
2. Запрашиваемая Сторона соглашается на слушание посредством видеоконференции при условии, что использование видеоконференции не противоречит фундаментальным принципам ее законодательства и что она имеет технические средства для проведения видеоконференции. Если запрашиваемая Сторона не имеет доступа к техническим средствам для проведения видеоконференции, такие средства по взаимному соглашению могут быть предоставлены ей запрашивающей Стороной.
3. Просьбы о проведении слушания посредством видеоконференции должны содержать в дополнение к данным, указанным в статье 14 Конвенции, причину, по которой нежелательно или невозможно для свидетеля или эксперта присутствовать лично, и наименование судебного органа и лиц, которые будут проводить слушание.
4. Судебный орган запрашиваемой Стороны вызывает соответствующее лицо по форме, установленной ее законодательством, для выступления на слушании.
5. К слушаниям, проводимым посредством видеоконференции, применяются следующие нормы:
a) судебный орган запрашиваемой Стороны присутствует на слушании, при необходимости используя помощь переводчика, и несет ответственность за обеспечение установления личности свидетеля или эксперта, которые будут заслушаны, и соблюдения фундаментальных принципов законодательства запрашиваемой Стороны. Если судебный орган запрашиваемой Стороны сочтет, что в течение слушания нарушаются фундаментальные принципы законодательства запрашиваемой Стороны, он незамедлительно принимает необходимые меры для обеспечения проведения слушания в соответствии с указанными принципами;
b) меры для защиты лица, которое будет заслушано, если необходимо, согласуются между компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой Стороны;
c) слушания проводятся непосредственно или под руководством, судебного органа запрашивающей Стороны в соответствии с ее собственным законодательством;
d) по просьбе запрашивающей Стороны или лица, которое должно быть заслушано, запрашиваемая Сторона обеспечивает лицу, которое заслушивается, помощь переводчика, если это необходимо;
e) лицо, которое должно быть заслушано, может заявить о своем праве на отказ от дачи свидетельских показаний, которое принадлежит ему согласно законодательству запрашивающей или запрашиваемой Стороны.
6. Не нанося ущерба мерам, согласованным для защиты лиц, судебные органы запрашиваемой Стороны по окончании слушания составляют заключение с указанием даты и места проведения слушания, личности заслушанного лица, личности и функций всех других лиц, участвующих в слушании, представляющих запрашиваемую Сторону, все клятвы и технические условия, согласно которым прошло слушание. Заключение направляется компетентным органом запрашиваемой Стороны компетентному органу запрашивающей Стороны.
7. Каждая Сторона предпринимает необходимые меры для обеспечения того, что, если свидетели и эксперты заслушиваются на их территории в соответствии с настоящей статьей и отказываются от дачи свидетельских показаний, будучи обязанными давать показания, или не дают истинных показаний, национальное законодательство Стороны применяется таким образом, как если бы слушание проводилось согласно внутреннему порядку.
8. Стороны могут по своему усмотрению также применить положения настоящей статьи в соответствующем случае с согласия их компетентных судебных органов к слушаниям посредством видеоконференции, в которые вовлечен обвиняемый или подозреваемый.
В этом случае решение провести видеоконференцию и способ проведения видеоконференции подлежат согласованию заинтересованными Сторонами согласно их национальному праву и соответствующим международным документам. Слушания, в которые вовлечен обвиняемый или подозреваемый, проводятся только с их согласия.
9. Любое Договаривающееся Государство в любой момент, направив заявление на имя Генерального секретаря Совета Европы, может заявить, что оно не воспользуется возможностью проводить слушание посредством видеоконференции, предусмотренной пунктом 8 настоящей статьи, в которое вовлечено обвиняемое или подозреваемое лицо.
Таким образом, видеоконференцсвязь как способ исполнения запроса о правовой помощи по уголовному делу применяется в основном в ходе судебных стадий уголовного процесса. Вместе с тем исходя из системного толкования чч. 1, 7, 9 ст. 9 Второго дополнительного протокола, можно говорить об их применимости и для исполнения поручений, направляемых на стадии предварительного расследования.
Анализ норм Второго дополнительного протокола позволяет сделать следующие выводы о порядке исполнения запросов о правовой помощи с использованием видеоконференцсвязи:
1) необходимость получения согласия запрашиваемой стороны на слушание посредством видеоконференцсвязи (ч. 2 ст. 9);
2) обязательное указание в запросе причины нежелательности или невозможности личного присутствия допрашиваемого лица в запрашивающем государстве (ч. 3 ст. 9);
3) соблюдение в ходе слушания фундаментальных принципов законодательства запрашиваемой стороны (п. «a» ч. 5 ст. 9);
4) проведение слушания непосредственно или под руководством запрашивающей стороны в соответствии с ее законодательством (п. «c» ч. 5 ст. 9);
5) составление заключения по итогам слушания запрашиваемой стороной (ч. 6 ст. 9);
6) проведение допроса обвиняемого или подозреваемого посредством видеоконференцсвязи только с его согласия (ч. 8 ст. 9);
7) обеспечение прав допрашиваемого лица, предоставленных ему законодательством обеих стран (пп. «a», «b», «d», «e» ч. 5, чч. 6, 7, 8 ст. 9).
В связи с тем что слушание проводится по нормам законодательства запрашивающей стороны, возможно производство записи видеоконференцсвязи для дальнейшего приобщения видеозаписи к протоколу допроса лица, как при использовании видеозаписи в ходе «обычного» допроса, а также дальнейший просмотр такой записи. Так, согласно нормам ч. 2 ст. 166 УПК РФ при производстве следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись, указанные материалы хранятся при уголовном деле. Часть 5 ст. 166 УПК РФ устанавливает порядок отражения факта, условия последствий применения технических средств в ходе следственных действий.
Весьма интересна процедура проведения допроса лиц с использованием видеоконференцсвязи при осуществлении правовой помощи, предлагаемая ст. 9 Второго дополнительного протокола. Так, в общем случае при исполнении запроса о правовой помощи о допросе лица, находящегося на территории другого государства, непосредственный допрос проводит должностное лицо запрашиваемой стороны как исполнитель запроса, а представители запрашивающей стороны вправе при этом присутствовать (ч. 3 ст. 457 УПК РФ). Согласно же ст. 9 Второго дополнительного протокола, предусматривается необходимость производства допроса непосредственно запрашивающей стороной. Однако протокол допроса составляется запрашиваемой стороной. Такой порядок существенно повысит качество исполнения запроса о правовой помощи, так как допрос будет проводить должностное лицо запрашивающей стороны, которое осведомлено о фактических обстоятельствах уголовного дела, связях допрашиваемого лица с иными лицами, в том числе подозреваемым и обвиняемым, и по сравнению с органами запрашиваемой стороны более заинтересовано в результатах расследования.
С учетом сделанного вывода о возможности применения видеоконференцсвязи в ходе исполнения поручений, даваемых на стадии предварительного расследования, необходимо осветить еще один достаточно проблемный вопрос — о дальнейшем использовании
Стр.58
полученных таким образом доказательств в ходе судебного разбирательства. Проблема возникает в связи с тем, что УПК РФ предусматривает непосредственность исследования доказательств в судебных стадиях уголовного судопроизводства. На наш взгляд, требования чч. 1, 3 ст. 9 Второго дополнительного протокола о необходимости обязательного обоснования в запросе о правовой помощи посредством видеоконференцсвязи нежелательности или невозможности появления лица на территории запрашивающего государства должны восприниматься как наличие чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд (п. 4 ч. 2 ст. 281 УПК РФ).
В некоторых случаях законодатель, для удобства судопроизводства и придания более строгой процессуальной формы, прямо отказывается от исключительно непосредственного восприятия в суде данных, имеющих значение по делу, в их первоначальной форме, а требует их описания в соответствующем протоколе, оставляя на усмотрение участвующих в деле сторон и суда возможность непосредственного их исследования. Наиболее ярким примером этого являются нормы ст. 186 УПК РФ, регламентирующие порядок контроля и записи переговоров.
Частичный отказ от соблюдения в уголовном судопроизводстве принципа непосредственности исследования доказательств допускается только в случаях, исключительный характер которых обусловлен объективными факторами.
Именно такой взгляд превалирует в законодательстве различных стран мира, а к исключительным обстоятельствам, предопределяющим допустимость использования видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве, отнесены:
необходимость получения и исследования доказательств, а именно показаний свидетеля и потерпевшего в условиях, исключающих, затрудняющих по каким-либо причинам присутствие первоисточника доказательств (свидетеля, потерпевшего) в месте их исследования или предполагающих нежелательность такового;
необходимость получения и исследования доказательств, а именно показаний свидетеля и потерпевшего в условиях, затрудняющих явку к месту допроса в связи с их нахождением за границей.
Достаточно интересными представляются Согласованные принципы использования видеосвязи в вопросах оказания взаимной правовой помощи странами «Восьмерки» (Agreed Principles Relating to the Use of Video Links in Mutual Assistance Practice // The Lyon Group. G8 Senior Expert Group on Transnational Organized Crime. November 2000).
В соответствии с указанными Руководящими принципами необходимыми условиями исполнения взаимных обязательств являются:
включение в национальные законодательства положений о допустимости в уголовном судопроизводстве доказательств, полученных по видеоконференцсвязи;
установление уголовной ответственности свидетелей, участвующих в процессуальных действиях, транслируемых посредством видеоконференцсвязи, за уклонение от явки по соответствующей повестке, отказ от дачи показаний без уважительной причины, дачу заведомо ложных показаний, а также за иное воспрепятствование осуществлению процессуальных действий в ходе видеоконференций;
проведение процессуальных действий путем использования технологии видеоконференцсвязи таким образом, чтобы их порядок допускал использование процедур, соответствующих законодательству запрашивающего государства в той мере, в какой это позволяют законы запрашиваемого;
допустимость согласованного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами решения процедурных вопросов, возникающих непосредственно в ходе производства процессуальных действий с использованием видеоконференцсвязи, особенно в части, касающейся свидетельских привилегий и иммунитетов;
необходимость решения и согласования вопросов в отношении затрат, связанных с проведением видеоконференций, до начала выполнения соответствующих запросов о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Первым международным договором, детально регулирующим взаимоотношения государств по поводу
Стр.59
оказания взаимной правовой помощи с использованием видеоконференцсвязи, является Конвенция Европейского Союза о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2000 г., которая для подписавших и ратифицировавших ее государств призвана расширить возможности, предоставляемые Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Конвенция 2000 г. рекомендует государствам — членам Европейского Союза предусматривать возможность использования видеоконференцсвязи при производстве процессуальных действий с участием обвиняемого лишь в случаях, когда такая возможность прямо предусмотрена их национальным законодательством, а также соответствующими международными договорами.
В отечественном уголовно-процес-суальном законодательстве использование видеоконференцсвязи допускается лишь в ходе судебного производства для допроса потерпевших и свидетелей (ст. 2781 УПК РФ).
Использование средств видеоконференцсвязи при исполнении запросов о правовой помощи по уголовным делам позволяет существенно сократить сроки исполнения запросов, кроме того проведение следственного действия непосредственно должностным лицом правоохранительного органа запрашивающего государства повышает качество исполненного запроса и позволяет направлять ход дальнейшего расследования с учетом данных, полученных в ходе производства указанного следственного действия. С учетом развития средств коммуникаций в настоящее время назрела необходимость ратификации Российской Федерацией Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Вместе с тем единые подходы к исполнению запросов о правовой помощи с использованием средств видеоконференцсвязи при осуществлении международного сотрудничества следует вырабатывать уже в настоящее время.