ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 237 УК РФ
Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.
Диспозиция ст. 237 УК РФ носит бланкетный характер, но в отличие от ряда других правовых норм с бланкетными диспозициями практически все признаки данного состава преступления раскрываются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах в сферах информации и общественной безопасности.
Стр.20
В том числе это касается предмета преступления, каковым является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(1). Информация, о которой идет речь в ст. 237 УК РФ, должна содержать сведения о фактах, событиях или явлениях. Упоминание в диспозиции статьи не только о событиях и явлениях, но и о фактах, на наш взгляд, является излишним, поскольку факт (от лат. faktum — сделанное) — действительное, вполне реальное событие, явление(2).
Опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды могут представлять события или явления, которые либо фактически уже происходят, либо имеется реальная опасность их возникновения и риск негативных последствий. Своевременное информирование населения, а также органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, снижает риск гибели людей или причинения вреда их здоровью, а также позволяет снизить вред, причиняемый окружающей среде.
События или явления, представляющие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, могут быть связаны с природными явлениями либо деятельностью человека.
Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов, но в первую очередь от состояния среды обитания — совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений(3).
Опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды возникает в тех случаях, когда нарушаются нормативы качества окружающей среды, к которым относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
Доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен(4).
В первую очередь это касается информации о чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(1).
По характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются на техногенные, природные и биолого-социальные(2).
К возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций приводят аварии — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде(3).
Особую опасность представляют радиационные аварии, чему ярким примером служит авария на Чернобыльской АЭС. Поражающие факторы были связаны не только с непосредственным причинением физического вреда здоровью, но и с нарушениями психического здоровья людей, которые явились следствием отсутствия своевременной объективной информации сразу после аварии, стресса и травм от принудительного переселения в менее загрязненные районы, разрыва социальных связей, а также страха, что облучение является опасным и может нанести вред здоровью людей и их детей в будущем(4).
Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа(5).
Объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, относятся к объектам повышенной опасности(6). В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн жителей страны (60%).
По состоянию на 31 декабря 2009 г. под надзором межрегиональных, территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находились 2271 организация, предприятие и учреждение, осуществлявшие свою деятельность в области использования атомной энергии и имевшие в своем составе 4738 радиационных источников стационарных, 1438 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, где проводились работы с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и радионуклидными источниками.
К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся: объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладагентов и криопродуктов;
объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ; объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 тыс. тонн и более; водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора; объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на которых хранятся и используются химически опасные вещества.
На указанных объектах в 2009 году произошло семь аварий, в том числе четыре взрыва и три выброса опасных веществ.
В 2009 году в области обращения с взрывчатыми материалами осуществляли деятельность 1338 организаций, в том числе 1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; 5185 опасных производственных объектов, связанных с взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов взрывчатых материалов, погребков и других оборудованных мест хранения.
По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году 6841, из которых 6536 эксплуатируют опасные производственные объекты(1).
Приведенные данные свидетельствуют о том, насколько велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.
Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(2).
Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами, представляющими опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду(3).
К опасным природным явлениям относятся опасные геологические явления и процессы, в том числе землетрясения. Сейсмическая опасность представляет значительную угрозу для населения, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения(4).
К опасным природным явлениям относятся также гидрологические явления (наводнение, половодье, цунами, сель, лавина и др.); опасные метеорологические явления (ураган, циклон, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, ливень, град, сильный снегопад и др.).
Опасными природными явлениями являются природные пожары.
Так, в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горели леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях(1).
Опасное природное явление может приобрести характер стихийного бедствия, под которым понимается разрушительное природное и (или) природно-антропо-генное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, либо характер природно-техногенной катастрофы — разрушительного процесса, развивающегося в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящего к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды(2).
Жизни или здоровью людей либо окружающей среде может угрожать возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации, под которой понимается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация(3).
В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, ее содержание составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения
и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации(1).
В соответствии с Положением о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, установлен порядок предоставления Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.
Информацию в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Сбор информации осуществляется, в том числе, в целях своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики.
Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(2).
Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывает также санитарно-эпидемиологическая обстановка.
Граждане Российской Федерации имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке (санитарно-эпидемиологичес-кая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время), состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Право на информацию имеют также индивидуальные предприниматели и юридические лица(1). Опасность для здоровья населения могут представлять и некоторые заболевания животных, поэтому государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляют контроль над возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации(2).
Таким образом, исследование признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, требует тщательного изучения нормативных правовых актов иных отраслей права в целях установления, что, во-первых, имело место определенное событие или явление, во-вторых, это событие или явление на законодательном уровне признается представляющим опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, и в-третьих, предоставление информации специальными субъектами является их правовой обязанностью.