КриминалистЪ. 2012. №1(10)


Страницы 20-26


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

События

Содержание

К читателю

Попов А. Н. К вопросу об эвентуальном умысле

Щепельков В. Ф. Проблемы применения уголовного закона в связи с изменением ст. 15 УК РФ

Безбородов Д. А. О некоторых направлениях дифференциации уголовной ответственности за совместное совершение преступления

Любавина М. А. Предмет преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ

Романова В. В. Корыстная заинтересованность как мотив совершения злоупотребления должностными полномочиями

Федышина П. В. Объективные признаки общеопасного способа убийства

Морозова Ю. В. Некоторые вопросы уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность

Фирсов М. Л. Некоторые проблемы квалификации нарушения авторских и смежных прав в сети Интернет

Шадрин В. С.Домашний арест: обновляемая мера пресечения

Ларинков А. А. О полномочиях защитника по собиранию доказательств в уголовном судопроизводстве путем опроса лиц

Шиплюк В. А. Использование видеоконференцсвязи при осуществлении правовой помощи по уголовным делам

Чубыкин А. В. Проблемы обеспечения прокурором законности при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (на примере работы Северо-Западной транспортной прокуратуры)

Комогорцева К. А. К вопросу о видах решений суда апелляционной инстанции по уголовным делам

Данилова Н. А., Николаева Т. Г. К вопросу о допустимости принуждения при производстве следственных действий

Елагина Е. В. О некоторых вопросах подготовки и назначения судебных экспертиз в свете постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам»

Челышева О. В., Макарова Н. Ю. Некоторые элементы криминалистической характеристики мошенничеств, совершенных в сфере малоэтажногостроительства

Валласк Е. В. Актуальные вопросы возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях: криминалистический аспект

Григорьева М. А. Криминалистическая характеристика субъекта нарушения правил безопасности при ведении строительных работ

Замараева Н. А. Система оценки компетентности негосударственных судебных экспертов

Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Эффективность и своевременность прокурорского реагирования на нарушения оперативно-розыскного законодательства

Лавров В. В. Государственная политика и законодательство в области охраны объектов культурного наследия

Валласк Т. Г. Актуальные вопросы государственного противодействия созданию и незаконной деятельности фирм-однодневок

Константинов К. Б. Современные тенденции регулирования авторских прав в сети Интернет на примере зарубежных стран

Новое в криминалистике (А. В. Холопов)

Холопов А. В. Михаил Борисович Вандер

Пристансков В. Д. Генрих Арсеньевич Густов

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ И СОСТАВИТЕЛЯХ



УГОЛОВНОЕ ПРАВО
ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК РФ

 

 М. А. ЛЮБАВИНА

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 237 УК РФ

Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Диспозиция ст. 237 УК РФ носит бланкетный характер, но в отличие от ряда других правовых норм с бланкетными диспозициями практически все признаки данного состава преступления раскрываются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах в сферах информации и общественной безопасности.

Стр.20

В том числе это касается предмета преступления, каковым является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(1). Информация, о которой идет речь в ст. 237 УК РФ, должна содержать сведения о фактах, событиях или явлениях. Упоминание в диспозиции статьи не только о событиях и явлениях, но и о фактах, на наш взгляд, является излишним, поскольку факт (от лат. faktum — сделанное) — действительное, вполне реальное событие, явление(2).

Опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды могут представлять события или явления, которые либо фактически уже происходят, либо имеется реальная опасность их возникновения и риск негативных последствий. Своевременное информирование населения, а также органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, снижает риск гибели людей или причинения вреда их здоровью, а также позволяет снизить вред, причиняемый окружающей среде.

События или явления, представляющие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, могут быть связаны с природными явлениями либо деятельностью человека.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов, но в первую очередь от состояния среды обитания — совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений(3).

Опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды возникает в тех случаях, когда нарушаются нормативы качества окружающей среды, к которым относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.

Доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен(4).

В первую очередь это касается информации о чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,

Стр.21

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(1).

По характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются на техногенные, природные и биолого-социальные(2).

К возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций приводят аварии — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде(3).

Особую опасность представляют радиационные аварии, чему ярким примером служит авария на Чернобыльской АЭС. Поражающие факторы были связаны не только с непосредственным причинением физического вреда здоровью, но и с нарушениями психического здоровья людей, которые явились следствием отсутствия своевременной объективной информации сразу после аварии, стресса и травм от принудительного переселения в менее загрязненные районы, разрыва социальных связей, а также страха, что облучение является опасным и может нанести вред здоровью людей и их детей в будущем(4).

Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа(5).

Объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, относятся к объектам повышенной опасности(6). В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн  жителей страны (60%).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. под надзором межрегиональных, территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находились 2271 организация, предприятие и учреждение, осуществлявшие свою деятельность в области использования атомной энергии и имевшие в своем составе 4738 радиационных источников стационарных, 1438 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, где проводились работы с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и радионуклидными источниками.

К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся: объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладагентов и криопродуктов;

Стр.22

объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ; объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 тыс. тонн и более; водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора; объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на которых хранятся и используются химически опасные вещества.

На указанных объектах в 2009 году произошло семь аварий, в том числе четыре взрыва и три выброса опасных веществ.

В 2009 году в области обращения с взрывчатыми материалами осуществляли деятельность 1338 организаций, в том числе 1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; 5185 опасных производственных объектов, связанных с взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов взрывчатых материалов, погребков и других оборудованных мест хранения.

По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году 6841, из которых 6536 эксплуатируют опасные производственные объекты(1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, насколько велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(2).

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами, представляющими опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду(3).

К опасным природным явлениям относятся опасные геологические явления и процессы, в том числе землетрясения. Сейсмическая опасность представляет значительную угрозу для населения, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения(4).

К опасным природным явлениям относятся также гидрологические явления (наводнение, половодье, цунами, сель, лавина и др.); опасные метеорологические явления (ураган, циклон, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, ливень, град, сильный снегопад и др.).

Опасными природными явлениями являются природные пожары.

Стр.23

Так, в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горели леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях(1).

Опасное природное явление может приобрести характер стихийного бедствия, под которым понимается разрушительное природное и (или) природно-антропо-генное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, либо характер природно-техногенной катастрофы — разрушительного процесса, развивающегося в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящего к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды(2).

Жизни или здоровью людей либо окружающей среде может угрожать возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации, под которой понимается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация(3).

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, ее содержание составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения

Стр.24

и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации(1).

В соответствии с Положением о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, установлен порядок предоставления Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

Информацию в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Сбор информации осуществляется, в том числе, в целях своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики.

Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(2).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывает также санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Граждане Российской Федерации имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих

Стр.25

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке (санитарно-эпидемиологичес-кая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время), состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Право на информацию имеют также индивидуальные предприниматели и юридические лица(1). Опасность для здоровья населения могут представлять и некоторые заболевания животных, поэтому государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляют контроль над возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации(2).

Таким образом, исследование признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, требует тщательного изучения нормативных правовых актов иных отраслей права в целях установления, что, во-первых, имело место определенное событие или явление, во-вторых, это событие или явление на законодательном уровне признается представляющим опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, и в-третьих, предоставление информации специальными субъектами  является их правовой обязанностью.

Стр.26

КриминалистЪ. 2012. №1(10)