КРИМИНАЛИСТ №3(36) 2021 г.

стр.38-43

ВСЕ СТАТЬИ

Обложка

Содержание

Честнов И. Л. Состояние юридической науки в постсовременном обществе

Ломакина И. Б. Неопределенность и определенность в постижении правовой реальности

Краев Д. Ю. Квалификация убийства, сопряженного с хищением либо вымогательством наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Лавринов В. В. Некоторые вопросы определения предмета контрабанды, предусмотренной статьей 229.1 УК РФ

Шкеле М. В., Огарь Т. А. Модели квалификации соучастия в приобретении наркотическихсредств без цели сбыта

Силкин В. П. Новая редакция статьи 236 УК РФ как проявление деградации уголовного права

Хромов Е. В. Проблемы квалификации сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)

Шадрин И. А. К вопросу о социальной обусловленности уголовной ответственности за коммерческий подкуп

Шиханов В. Н. Конструкция единого продолжаемого сбыта наркотических средств или психотропных веществ

Щепельков В. Ф. Особенности применения норм о необходимой обороне по делам о домашнем насилии

Баркалова Е. В., Ручкин К. В., Серова Е. Б. Актуальные вопросы уголовного преследования за совершение мошенничества с использова-нием информационно-коммуникационных технологий

Медведева А. С. Проблемы разграничения компетенции педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства

Холопов А. В. Компьютерные программы 3D-визуализации события преступления

Жуков Г. К. Пределы изменения обвинения в судебном разбирательстве: проблемы правоприменения

Михайлов В. В. Проблемы соблюдения пределов судебного разбирательства с участием присяжных заседателей






Рейтинг@Mail.ru

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Научная статья УДКУДК 343.3/.7

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП


Иван Александрович ШАДРИН
i.shadrin1@maU.ru
Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Симферополь, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются основополагающие теоретические положения о социальной обусловленности установления уголовно-правовых запретов на деяния, являющиеся общественно опасными. Автор приходит к выводу, что социальная обусловленность уголовной ответственности за коммерческий подкуп определяется общественной опасностью таких деяний, которые, имея коррупционный характер, посягают на нормальное функционирование коммерческих и иных организаций, подрывая тем самым основы рыночной экономики страны.
Ключевые слова: социальная обусловленность, уголовно-правовой запрет, общественная опасность, коммерческий подкуп
Для цитирования: Шадрин И. А. К вопросу о социальной обусловленности уголовной ответственности за коммерческий подкуп // Криминалисты 2021. № 3 (36). С. 38-43.
REVISITING THE SOCIAL DEPENDANCE OF CRIMINAL LIABILITY FOR COMMERCIAL BRIBERY
Ivan A. SHADRIN
i.shadrin1@mail.ru
The Crimean Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Simferopol, Russia
Abstract. The article considers the fundamental theoretical premises of the social dependance of imposing penal prohibitions on acts that are socially dangerous. The author concludes that the social dependance of criminal liability for commercial bribery is determined by the social danger of such acts, which, having a dangerous corruption character, encroach on normal functioning of commercial and other organizations, thereby undermining the foundations of the country's market economy.
Key words: social dependance, criminal law prohibition, public danger, commercial bribery
For citation: Shadrin I. A. Revisiting the social dependance of criminal liability for commercial bribery // Criminalist. 2021. № 3 (36). Р. 38-43.
____________________________________________

 

 

Особенная часть отечественного уголовного закона отдельной главой, посвященной преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)), дополнена сравнительно

Стр.38

недавно, чему предшествовала существенная трансформация общественно-политической и экономической жизни российского общества, произошедшая в первой половине 90-х годов XX века. Кардинальный переход страны на «рыночные рельсы» революционно повлиял и на сферу общественных экономических отношений. Они получили свое новое и полноценное, в координатах интегрированных в мировую экономику отношений, качество в результате законодательного закрепления равноправия форм собственности и механизмов гарантирования такого равенства. Благодаря изменению форм оборота и распределения экономических благ появилась фактически совершенно новая сфера общественных отношений, требующая уголовно-правовой охраны. В то же время такой достаточно короткий в историческом разрезе период криминализации деяний против интересов службы в коммерческих и иных организациях актуализирует необходимость активного исследования вопросов социальной обусловленности уголовной ответственности за них.

Исследование социальной обусловленности уголовной ответственности за коммерческий подкуп имеет также и важное теоретическое значение в связи с характеристикой родового и видового объектов посягательства. Важно отграничить указанное деяние от смежных составов преступлений, учитывая, что объективная сторона коммерческого подкупа не отличается от объективной стороны преступлений, охватываемых понятием взяточничества. При этом как взяточничество, так и коммерческий подкуп относятся в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»* к коррупционным преступлениям. Однако родовые объекты у таких деяний различны.

Исследованию обозначенной проблемы предшествует рассмотрение общетеоретических аспектов социальной обусловленности уголовной ответственности. Данному направлению уголовно-правовой науки в различное время посвятили свои труды А. А. Арямов, Э. А. Васильев, С. Г. Келина, А. И. Коробеев, М. И. Ковалев, В. И. Курляндский, В. В. Лунеев, В. Б. Малинин, А. В. Наумов, Л. М. Прозументов, Ю. Е. Пу- довочкин, П. С. Тоболкин, А. И. Чучаев, а также многие другие ученые, анализ мнений которых необходим в контексте вопросов, поднимаемых в данной статье.

Определение социальной обусловленности уголовно-правовых запретов и их эффективности в связи с этим, по мнению А. И. Чу- чаева, является одной из важнейших задач уголовно-правовой науки, наряду с такими задачами, как разработка предложений по криминализации и декриминализации деяний, а также совершенствованию законодательства об уголовной ответственности [1, с. 14]. Определение социальной обусловленности предполагаемой уголовно-правовой нормы также логически предшествует последующему законодательному решению о придании ей качества закона.

Уголовно-правовой запрет не может устанавливаться государством произвольно, без учета факторов, указывающих на его объективную необходимость. Такая необходимость обусловлена приоритетными общественными потребностями, заключающимися в уголовно-правовой охране наиболее важных и значимых для общества и государства отношений. Поэтому запрет, налагаемый государством на деяние, которое, таким образом, относится к разряду преступных, всегда социально обусловлен [2, с. 2-5].

Социальная обусловленность устанавливаемого государством уголовно-правового запрета имеет в своей основе объективные причины. Как отмечают авторы Энциклопедического учебника уголовного права, такие причины, в свою очередь, обусловлены поведением людей, которое обладает свойством общественной опасности, исходя из чего и требуется установление государством уголовно-правового запрета [3, с. 17].

Категория общественной опасности достаточно часто используется в уголовном законе, однако сам закон не содержит ее нормативного определения. Несмотря на это, указанное понятие положено в основу

Стр.39

реализованных в действующем законодательстве фундаментальных представлений о преступлении и о наказании. Так, ст. 14 УК РФ закрепляет понятие преступления посредством характеристики общественной опасности деяния, а ч. 3 ст. 60 УК РФ, в которой сформулированы общие начала назначения уголовного наказания, содержит указание на обязательность учета судом при его назначении характера и степени общественной опасности преступления. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2001 г. № 7-П также обращает внимание федерального законодателя на необходимость учета в процессе нормотворчества фактора общественной опасности*, а в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П прямо сказано, что «закрепление в законе уголовно-правовых запретов и санкций за их нарушение не может быть произвольным»**.

Категория общественной опасности является понятием многогранным в плане толкования ее значений и одновременно сложным по своему содержательно-элементному составу. Поэтому при определении общественной опасности верным, по нашему мнению, следует полагать подход, основанный на выделении, анализе и синтезе ее элементов. Так или иначе, но неотъемлемыми ее составляющими выступают понятия «общество» и «опасность».

Если обратиться к словарю С. И. Ожегова, то представления об обществе следует связывать с определенной совокупностью людей, «объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности» [4, с. 438]. Согласно тому же источнику, опасность определяется как «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья» [4, с. 451]. Как видим, понятие «опасность», во многом связанное с качественной оценкой субъекта, воспринимающего определенную угрозу, имеет достаточно широкое оценочное толкование.

А. А. Кузнецов в монографии «Уголовно-правовое противодействие коррупционным посягательствам в сфере экономики» фактически синтезирует основные компоненты рассматриваемого понятия и определяет общественную опасность как «возможность, угрозу, способность причинения вреда обществу как совокупности людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, вступающих в отношения друг с другом (в процессе совместной жизни и деятельности)» [5, с. 8].

Если рассматривать общественную опасность как явление, то она, бесспорно, имеет социальную природу, как, впрочем, и право. В то же время общественную опасность невозможно определить отдельно, абстрактно и не в связи с конкретным преступным деянием, представляющим угрозу общественным интересам и выступающим своеобразным детонатором возникновения такой опасности. В данном случае вполне применима аналогия с моделью динамического явления, включающего единство его статического состояния и движущей силы, или внутреннего механизма, придающего определенную динамику этому явлению и, таким образом, характеризующего его качественную сторону. Поэтому исследование данной категории в отрыве от подлежащего криминализации самого деяния должно считаться неполным и непродуктивным.


Стр.40

В определении теоретической сущности общественной опасности нам импонирует основанная на системном подходе позиция Э. А. Васильева, рассматривающего общественную опасность как сложную, системную социально-правовую категорию, отражающую особое качество противоправного деяния, которое угрожает условиям существования общества и является вследствие этого самой вредоносной разновидностью правонарушений — преступлением [6, с. 10—11].

Как отмечает Н. Д. Дурманов, общественная опасность является главным основанием для установления конкретного уголовно-правового запрета [7, с. 131]. В юридической науке уголовно-правовой запрет, являющийся, по существу, ключевым элементом устанавливаемого государством уголовно-правового положения, рассматривается преимущественно как результат или объективное следствие конкретно-исторической социальной обусловленности, в координатах которой и определяется отнесение тех либо иных деяний к категории общественно опасных [8, с. 232 — 238].

Установление уголовно-правового запрета, т. е. признание государством определенного общественно опасного деяния преступлением, сопровождаемое фиксацией в уголовном законе признаков состава преступления, обозначается понятием криминализация [9, с. 76].

Как видим, общественная опасность деяния, которое подлежит криминализации, является его объективным свойством, только установив которое можно утверждать, что уголовно-правовой запрет на совершение определенных деяний социально обусловлен.

Общественная опасность коммерческого подкупа определяется родовым и видовым объектами преступного посягательства. Родовым объектом коммерческого подкупа служат общественные отношения, обеспечивающие функционирование и развитие национальной экономики как целостной системы. При этом основное назначение рассматриваемой уголовно-правовой нормы, как отмечает В. С. Изосимов, — «охрана институциональной основы экономики России, которую составляют коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности» [10, с. 183].

Следует сказать, что благодаря нормальному функционированию коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными, обеспечивается создание большинства общественных благ. При этом государство, устанавливая уголовно-правовой запрет на совершение деяния, описываемого в ст. 204 УК РФ, обеспечивает таким образом эффективность функционирования рыночной экономики, регламентируя отношения между людьми по поводу производства и оборота материальных благ и услуг.

Уголовная ответственности за коммерческий подкуп дополнительно обусловлена также потребностями борьбы с коррупцией, которая является наиболее существенным фактором, «подрывающим» экономику страны. В. А. Биляев и Д. А. Чухраев отмечают: «Нанося непоправимый ущерб экономике и социальной сфере общества, коррупция затрагивает интересы каждого. Она является основной причиной криминализации основных сфер хозяйственной деятельности, так как ведет к их монополизации путем использования коррупционных методов подавления конкурентов, что, в итоге, способствует росту потребительских цен, ухудшению качества товаров и услуг и социальному недовольству» [11, с. 21].

Коммерческая криминальная коррупция, наиболее распространенным видом которой является коммерческий подкуп, не менее опасна, чем взяточничество. Подрывая экономическую основу жизнедеятельности общества, она косвенно также затрагивает и сферу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, нарушая их нормальную деятельность.

Учитывая изложенное, можем заключить, что социальная обусловленность уголовной ответственности за коммерческий подкуп определяется общественной опасностью таких деяний. Ее составляют два взаимосвязанных компонента — основной и дополнительный. Основной компонент определяется объектом преступного посягательства, т. е. сферой общественных отношений, связанных с нормальным функционированием

Стр.41

экономики страны, обеспечиваемым благодаря деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Дополнительный — определяется коррупционной составляющей таких преступлений, которые, являясь существенным фактором криминализации и снижения эффективности национальной экономики, негативно влияют также и на сферу деятельности властных институтов.

Список источников

1. Уголовное право. Общая часть : учебник / А. А. Арямов, Е. В. Благов, В. П. Бодаевский [и др.] ; под ред. В. П. Бодаевского, В. М. Зимина, А. И. Чучаева. Москва: Проспект, 2019. 271, [1] с. ISBN 978-5-392-24159-0.

2. Тоболкин П. С. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм. Свердловск : Средне-урал. кн. изд-во, 1983. 177 с.

3. Энциклопедический учебник уголовного права. (Общая часть). Т. 1 / Н. Ф. Кузнецова, С. Ф. Милюков, А. Н. Наумов [и др.]. Санкт-Петербург : Изд. проф. Малинина, 2011. 2158 с. ISBN 978-5-91005-019-2.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва : Рус. яз., 1991. 915, [1] с. ISBN 5-200-01088-8.

5. Кузнецов А. А Уголовно-правовое противодействие коррупционным посягательствам в сфере экономики : монография. Омск : Омская акад. МВД России, 2013. 149 с.

6. Васильев Э. А. Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия : специальность 12.00.14 «Административл ное право, финансовое право, информационное право» : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 22 с.

7. Дурманов Н. Д. Понятие преступления. Москва : Изд-во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1948. 311, [5] с.

8. Шадрин И. А. Мелкое взяточничество: к вопросу об эффективности уголовно-правового запрета в контексте системного подхода к вопросам противодействия преступности // Защита прав и свобод человека и гражданина: теория и практика : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. (I Междунар. школы-семинара молодых ученых-юристов) / Моск. финансово-юрид. ун-т ; под ред. В. В. Казакова, К. А. Комагорцевой. Москва : МФЮА, 2020. С. 232—238.

9. Пудовочкин Ю. Е. Основания, принципы и правила криминализации общественно опасных деяний в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2008. № 5 (25). С. 76 — 84.

10. Изосимов В. С. Разграничение коммерческого подкупа и взяточничества (ст. ст. 290 и 291 УК РФ) // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года) / Моск. акад. Следственного комитета Российской Федерации ; под ред. А. И. Бастрыкина. Москва : Моск. акад. Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 182 — 187.

11. Биляев В. А., Чухраев Д. А. О необходимости создания системы государственного антикоррупционного мониторинга // Уголовно-правовые и криминологические направления противодействия преступности : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов, Симферополь, 29 марта 2019 г. / Крым. федер. ун-т им. В. И. Вернадского ; отв. ред. Г. В. Чеботарева. Симферополь : КФУ им. В. И. Вернадского, 2019. С. 20 — 25.

References

1. A. A. Aryamov, E. V. Blagov, V. P. Bodaevskij [i dr.] ; pod red. V. P. Bodaevskogo, V. M. Zimina, A. I. CHuchaeva. Moskva: Prospekt, 2019. 271, [1] s. ISBN 978-5-392-24159-0.

2. Tobolkin P. S. Social'naya obuslovlennost' ugolovno-pravovyh norm. Sverdlovsk : Sredne-ural. kn. izd-vo, 1983. 177 s.

3. Enciklopedicheskij uchebnik ugolovnogo prava. (Obshchaya chast'). T. 1 / N. F. Kuznecova, S. F. Milyukov, A. N. Naumov [i dr.]. Sankt-Peter- burg : Izd. prof. Malinina, 2011. 2158 s. ISBN 978-591005-019-2.

4. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. Moskva : Rus. yaz., 1991. 915, [1] s. ISBN 5-200-01088-8.

5. Kuznecov A. A Ugolovno-pravovoe proti- vodejstvie korrupcionnym posyagatel'stvam v sfere ekonomiki : monografiya. Omsk : Omskaya akad. MVD Rossii, 2013. 149 s.

6. Vasil'ev E. A. Administrativnoe pravo- narushenie i prestuplenie: obshchie cherty i razli- chiya : special'nost' 12.00.14 «Administrativnoe pravo, finansovoe pravo, informacionnoe pravo» : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007. 22 s.

7. Durmanov N. D. Ponyatie prestupleniya. Moskva : Izd-vo i 2-ya tip. Izd-va Akad. nauk SSSR, 1948. 311, [5] s.

8. SHadrin I. A. Melkoe vzyatochnichestvo: k voprosu ob effektivnosti ugolovno-pravovogo za- preta v kontekste sistemnogo podhoda k voprosam protivodejstviya prestupnosti // Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina: teoriya i praktika : sb. st. uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (I Mezhdunar. shkoly-seminara molodyh uche- nyh-yuristov) / Mosk. finansovo-yurid. un-t ; pod red. V. V. Kazakova, K. A. Komagorcevoj. Moskva : MFYUA, 2020. S. 232—238.

9. Pudovochkin YU. E. Osnovaniya, principy i pravila kriminalizacii obshchestvenno opasnyh dey- anij v pravovyh poziciyah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Rossijskoe pravosudie. 2008. № 5 (25). S. 76—84.

Стр.42

10. Izosimov V. S. Razgranichenie kommer- cheskogo podkupa i vzyatochnichestva (st. st. 290 i 291 UK RF) // Vzaimodejstvie organov gosudarst- vennoj vlasti pri rassledovanii prestuplenij korrup- cionnoj napravlennosti: problemy i puti ih resheniya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvy- ashch. 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayush- chegosya rossijskogo uchenogo Nikolaya Sergeevi- cha Alekseeva (Moskva, 23 oktyabrya 2014 goda) / Mosk. akad. Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii ; pod red. A. I. Bastrykina. Moskva : Mosk. akad. Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, 2014. S. 182-187.

11. Bilyaev V. A., CHuhraev D. A. O neobhodi- mosti sozdaniya sistemy gosudarstvennogo antiko- rrupcionnogo monitoringa // Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie napravleniya protivodejstviya prestupnosti : sb. materialov Mezhregion. nauch.- prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, studentov, Simferopol', 29 marta 2019 g. / Krym. feder. un-t im. V. I. Vernadsko- go ; otv. red. G. V. CHebotareva. Simferopol' : KFU im. V. I. Vernadskogo, 2019. S. 20-25.

 

 

 

КриминалистЪ. 2021. №3(36)