Рассматривая вопросы, имеющие отношение к квалификации таможенных преступлений, мы сталкиваемся с рядом проблем (о чем говорят многие ученые [1]), связанных с определением основных и факультативных признаков отдельных составов преступлений. К числу таких признаков относится предмет того или иного таможенного преступления, в первую очередь контрабанды предметов, веществ, средств (далее — предметов), представляющих опасность для здоровья населения.
Ранее в уголовном законодательстве ответственность за контрабанду, связанную с перемещением предметов, опасных для здоровья населения, предусматривалась общей нормой, а именно ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерацией (УК РФ), размещавшейся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и включенной в раздел VII «Преступления в сфере экономики». Не давая оценку местонахождению данной нормы в Особенной
части УК РФ, рассмотрим ее относительно предмета преступления.
Статья 188 УК РФ состояла из четырех частей. Части 3 и 4 предусматривали ответственность за совершение квалифицированных видов контрабанды, а части 1 и 2 — за два вида контрабанды: часть 1 — за контрабанду
товаров, не изъятых из гражданского оборота (в основном товаров народного потребления, продуктов питания и т. п.), а часть 2 — за контрабанду предметов, основным признаком которых было их изъятие из гражданского оборота. Именно в ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Причем количественный критерий указанных предметов отсутствовал. Уголовная ответственность наступала независимо от количества и размера перемещенных наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. С другой стороны, их количество и размер не признавались и отягчающим вину обстоятельством. Хотя это преступление и так относилось к категории тяжких.
В 2011 году законодатель пересмотрел свое отношение к данной норме и сделал кардинальные шаги, связанные с изменением как структуры нормы, так и ее местоположения в системе Особенной части Уголовного кодекса. Это выразилось в том, что ст. 188 УК РФ утратила силу, а вместо нее в уголовное законодательство были включены два самостоятельных состава контрабанды (ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ)*, не предполагающих в качестве предмета преступления предметов экономического характера (оборот которых не создает угрозу для общества и не представляет повышенной общественной опасности). В связи с характеристиками предметов контрабанды, не связанных с экономической деятельностью, и изменением объекта данных деликтов законодатель поместил нормы об ответственности за контрабанду в иной раздел Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в разные главы: ст. 226.1 — в главу 24 «Преступления против общественной безопасности», ст. 229.1 — в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».
При изучении норм ст. 226.1 и 229.1 УК РФ возникают вопросы, связанные с определением предметов контрабанды, представляющих опасность для здоровья населения.
Исходя из системного анализа норм главы 25 УК РФ («Преступления против здоровья населения и общественной нравственности») и судебно-следственной практики, к числу предметов, представляющих опасность для здоровья населения, относятся: наркотические средства; психотропные вещества; их аналоги; их прекурсоры; растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ; сильнодействующие вещества; ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами; оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих и ядовитых веществ; новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен.
Список предметов, представляющих опасность для здоровья населения, довольно обширен. Общим для всех них является качественная характеристика — определенная опасность их незаконного оборота для здоровья населения. На этой же позиции стоит и Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 15 июня 2006 г. № 14 объединил названные предметы в одну группу**.
Однако при формировании диспозиций рассматриваемых норм законодателем был избран иной подход. Так, в диспозиции ст. 229.1 УК РФ указаны наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и
Стр.20
аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Однако сильнодействующие и ядовитые вещества законодатель включил в число предметов преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, вместе с боеприпасами, оружием, культурными ценностями, стратегически важными товарами и ресурсами.
Отнесение сильнодействующих и ядовитых веществ к предмету преступления, квалифицируемого по ст. 226.1 УК РФ, вызывает возражения.
Ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ предусмотрена ст. 234 УК РФ, расположенной в главе 25 УК РФ («Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»), в состав которой входят также статьи об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (например, ст. 228 — 228.4 УК РФ). Объектом всех указанных деликтов является здоровье населения. Норму об уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ законодатель поместил в эту же главу 25, включив в диспозицию нормы те же самые предметы, за исключением сильнодействующих и ядовитых веществ.
Таким образом, сильнодействующие и ядовитые вещества, незаконный оборот которых представляет в первую очередь угрозу здоровью населения, законодатель по неизвестной причине определил в качестве предмета преступления, квалифицируемого по ст. 226.1 УК РФ, что позволяет говорить о двух разных подходах к определению предмета преступления и отсутствии системности в этом вопросе: в одном случае (ст. 234 УК РФ) законодатель считает незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ посягательством на здоровье населения (и этот подход устоялся в судебно-следственной практике), а в другом (ст. 226.1 УК РФ) — посягательством на общественную безопасность, что вряд ли является логичным и верным.
Причем если при установлении уголовной ответственности за контрабандное перемещение наркотических средств и психотропных веществ законодатель предусматривает квалифицирующие обстоятельства в виде перемещения в значительном, крупном и особо крупном размерах (по аналогии со ст. 228 и 228.1 УК РФ), то в отношении контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 226.1 УК РФ) такие квалифицирующие признаки не предусмотрены.
Данное положение также подлежит исправлению, в том числе путем включения уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ в главу 25 УК РФ, содержащую нормы о преступлениях, объектом которых является здоровья населения, а также посредством добавления отягчающих обстоятельств, связанных с количественными характеристиками сильнодействующих и ядовитых веществ.
Кроме того, на наш взгляд, необходимо в перечень предметов, незаконный оборот которых представляет опасность для здоровья населения и за контрабандное перемещение которых установлена уголовная ответственность, включить и ряд иных предметов (средств, веществ), за незаконный оборот которых в настоящее время установлена уголовная ответственность, в том числе новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен.
Предлагаемые изменения соответствуют как общему направлению уголовно-правовой политики в части установления уголовной ответственности за контрабанду, так и принципу системности при формулировании уголовно-правовых норм о преступлениях, связанных с контрабандой предметов, опасных для здоровья населения.
Список источников
1. Подройкина И. А., Кругликова Д. А. Проблемы регламентации уголовной ответственности за контрабанду в современном законодательстве // Современное право. 2018. № 9. С. 100 — 105.
References
1. Podrojkina I. A., Kruglikova D. A. Problemy reglamentacii ugolovnoj otvetstvennosti za kontra- bandu v sovremennom zakonodatel'stve // Sovre- mennoe pravo. 2018. № 9. S. 100 — 105
Стр.21