стр.37-42 Обложка Содержание Антонов А. Г. Может ли быть добровольной выдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества? Бадзгарадзе Т. А., Тюнин В. И. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика создания некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан Бурлаков В. Н. Проблемы квалификации смежных преступлений против здоровья населения и против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств Гилинский Я. И. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: взгляд криминолога Готчина Л. В. О тенденциях российской наркопреступности в условиях пандемии Любавина М. А. Уголовная ответственность за оборот прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.3, 228.4 УК PФ) Никуленко А. В. Незаконный оборот наркотических средств: перспективы противодействия Петрова Т. М. Вопросы уголовной ответственности за преступления, посягающие на особоценные биологические ресурсы Рахманова Е. Н. Допинг в любительском спорте: проблемы ответственности Сумачев А. В. Уголовно-правовое значение распоряжения своим здоровьем Топильская Е. В. К вопросу о квалификации ненадлежащего оказания медицинской помощи по ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации Хлебушкин А. Г. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки деятельности некоммерческих организаций, посягающих наличность и права граждан Шарапов Р. Д. Квалификация гробокопательства и действий с трупом после убийства Яни П. С. Роль практикообразующих документов Верховного Суда Российской Федерации в решении вопросов квалификации преступлений, предусмотренных главой 25 Уголовного кодекса (на примере квалификации незаконного оборота наркотических средств) Токарева Е. В., Шепелева О. Р., Коловоротный А. А. Реализация принципов уголовного судопроизводства при рассмотрении дел частного обвинения
|
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Научная статья УДК 343.2/.7
ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОСОБО ЦЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫТатьяна Михайловна ПЕТРОВА _____________________________________ Уголовная ответственность за посягательства на особо охраняемые вицы природных биоресурсов на настоящем этапе развития законодательства закреплена в уголовно-правовых нормах ч. 2 ст. 253, ст. 256, 258, 258.1, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Уничтожение ценных видов растительного мира, не относящихся к водным биологическим ресурсам (биоресурсам), имеющим промысловое значение, может повлечь привлечение к уголовной ответственности по ст. 260 («Незаконная рубка лесных насаждений») и ст. 261 («Уничтожение или повреждение лесных насаждений») УК РФ. При совершении преступных деяний в отношении особо охраняемых видов природных ресурсов неизбежны споры о правильности их квалификации по имеющимся уголовно-правовым составам. Стр.37
Одним из наиболее распространенных экологических преступлении является незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов. Их хищническое истребление приводит к уничтожению ценных промысловых и экологически значимых видов водной флоры и фауны и влечет катастрофические последствия для природной среды. Прямое указание на запрет добычи (вылова) редких и исчезающих видов водных биоресурсов под угрозой уголовного наказания в ст. 256 УК РФ («Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов») отсутствует. Ответственность может наступать лишь при наличии в действиях виновных лиц признаков, указанных в пп. «а» — «г» ч. 1 данной статьи. В связи с этим некоторыми исследователями предлагается включить в ст. 256 УК РФ квалифицирующий признак, аналогичный тому, что содержится в п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ («Незаконная охота»), устанавливающем ответственность за незаконную охоту в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена [1, с. 169]. Анализ судебных решений показывает, что к ответственности по ст. 256 УК PФ виновные лица, как правило, привлекаются в случае отнесения ущерба, причиненного незаконной добычей водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, к крупному. При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)», в этом случае суды должны оценивать действия виновных лиц на предмет малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК РФ)*. О необходимости выделения в отдельный состав незаконных добычи и оборота особо ценных водных биологических ресурсов (с включением в УК РФ ст. 256.1) с учетом разной степени общественной опасности посягательств на них говорит Э. Н. Жевлаков [2, с. 22]. Среди преступных деяний ученый выделяет незаконные добычу (вылов) таких биоресурсов, а также их частей и производных (дериватов), содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, продажу. Сторонниками введения специальной уголовно-правовой нормы с одновременным разделением Перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации** являются С. В. Арамилев, Д. М. Кабардина. По их мнению, в настоящее время в данном Перечне к водным биологическим ресурсам отнесены преимущественно осетровые породы рыб, поэтому такое разделение позволит дифференцировать ответственность за незаконную добычу животных, способных к быстрому искусственному воспроизводству. Расположение статьи следом за общей нормой «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» (ст. 256) логично вписывается в структуру Уголовного кодекса [3, с. 74 — 75]. Следует отметить, что ранее действовавший Перечень особо ценных видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, утвержденный Приказом Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2009 г. № 191, утратил силу 27 декабря 2019 г. на основании Приказа Федерального агентства по рыболовству от 30 октября 2019 г. № 565. Стр.38 В связи с этим в настоящее время на законодательном уровне вообще не определены виды водных биологических ресурсов, которые бы подлежали особой охране. Представляется заслуживающей внимания позиция некоторых исследователей, пополагающих, что для разных составов экологических преступлений могут быть приняты отдельные перечни особо ценных видов диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации [4, с. 24]. Вопрос о предмете преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, в научной литературе является достаточно дискуссионным. В теории существует несколько точек зрения относительного того, что именно считать водными биологическими ресурсами [4, с. 24; 5, с. 140 — 141; 1, с. 16]. Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под водными биологическими ресурсами понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы*. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что к водным относятся как морские, так и пресноводные биологические ресурсы, которые должны быть официально отнесены государством к основным промысловым видам и включены в список промышленной добычи, а также должны иметь определенную потребительскую ценность [6, с. 315; 7, с. 286; 8, с. 143]. Спорными в теории и практической деятельности являются вопросы разграничения ч. 2 ст. 253 и ст. 256 УК РФ в части ответственности за добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе требующих особой охраны, на континентальном шельфе Российской Федерации и в особой экономической зоне Российской Федерации и соотношения данных норм как специальной и общей. В науке уголовного права и на практике поддерживается позиция, согласно которой норма ч. 2 ст. 253 УК РФ является специальной по отношению к норме ст. 256 УК РФ [9, с. 49]. В качестве деяний, составляющих объективную сторону состава, изложенного в ч. 2 ст. 253 УК РФ, называются исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения. Таким образом, добычу (вылов) без соответствующего разрешения природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации следует квалифицировать по ч. 2 ст. 253 УК РФ. С учетом того что основная масса рыбного сырья представляет собой биологические ресурсы, добываемые в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ст. 256 УК РФ может быть применена лишь в редких случаях их незаконной добычи. Логичным представляется вывод, что сфера применения ч. 2 ст. 253 УК РФ должна быть ограничена, помимо незаконной поисково-исследовательской деятельности, случаями противоправной добычи исключительно минеральных и других неживых ресурсов морского дна, его недр и вод соответствующих морских районов. За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации уголовная ответственность должна наступать по ст. 256 УК РФ [10, с. 53]. Позиция о неприменении ч. 2 ст. 253 УК РФ для квалификации браконьерства в пределах континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации находит поддержку в научном сообществе [11, с. 56; 12, с. 404]. Автором статьи поддерживается концепция о целесообразности закрепления в единой уголовно-правовой норме ответственности за посягательства на диких животных и водные биоресурсы, включая особо охраняемые, осуществляемые путем как браконьерских действий, так и незаконного оборота таких видов. В рамках предлагаемой
Стр.39 новой статьи УК РФ полагаем целесообразным предусмотреть ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов вне зависимости от места совершения преступления, будь то внутренние воды Российской Федерации, территория континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации. При этом ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо закрепить в качестве квалифицирующего признака. Ответственность за посягательства на особо охраняемые виды растительного мира, как водные, не имеющие промыслового значения, но находящиеся под особой охраной, так и не относящиеся к таковым, предусмотреть в самостоятельной статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Статьей 259 УК PФ установлена уголовная ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяции этих организмов. Несмотря на то что ст. 259 УК PФ прямо направлена на защиту животных и растений, требующих особых условий охраны, на сегодняшний день она является неэффективной и на практике применяется крайне редко. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что за период 2016 — 2019 годов российскими судами не было вынесено ни одного приговора по данной статье*. Поэтому вопросы квалификации по ней рассмотрим преимущественно с теоретической точки зрения. Общепризнанным является сам факт невозможности сохранения отдельно взятых видов, не оберегая при этом их местообитаний. Состав преступления, предусмотренного ст. 259 УК ГФ, сформулирован как материальный, что требует для его вменения наступления последствий в виде гибели популяции организмов, занесенных в Красную книгу России. Под популяцией организмов понимают совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенную территорию или акваторию и воспроизводящую себя в течение большого числа поколений [6; 13]. В связи с тем что популяция тех или иных «краснокнижных» организмов может занимать довольно значительное пространство, при квалификации совершенного деяния правоприменитель может столкнуться с определенными проблемами. Так, не во всех случаях уничтожения критического местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, происходит гибель всей популяции. Гибель популяции может произойти под влиянием совокупности многих факторов, в связи с чем установить причинно-следственную связь между уничтожением критического местообитания и гибелью популяции не всегда представляется возможным. Исходя из этого, по нашему мнению, состав рассматриваемого преступления целесообразнее сконструировать как формальный. Сам факт уничтожения критического местообитания для организмов, независимо от наступивших последствий, должен влечь за собой уголовно-правовую ответственность, так как указывает на негативные последствия для дальнейшего существования редких видов. Проблема соотношения ст. 256 и ст. 259 УК РФ, а также ст. 258 и ст. 259 УК РФ имеет неоднозначную оценку в теории. Так, возникает вопрос, будет ли совокупность преступлений при совершении действий, направленных на уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и, допустим, незаконной охоты или незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов. Например, осушается водоем и происходит массовая гибель ценных видов рыб. То есть виновное лицо совершает действия, направленные на изъятие природных ресурсов из привычной среды обитания, которые возможно отнести к браконьерским, посредством уничтожения привычного для популяции места обитания. Либо осуществляется вырубка леса, являющегося местом постоянного обитания того или иного вида «краснокнижных» животных или особо
Стр.40 ценной породы растения, что приводит к уничтожению как самих биоресурсов, так и их местообитания. На практике неверное применение норм и правил квалификации при идеальной совокупности преступлений может повлечь назначение несправедливого наказания. Идеальная совокупность имеет место тогда, когда одно деяние полностью охватывается разными составами Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и эти составы не конкурируют между собой как общий и специальный. При конкуренции уголовно-правовых норм квалификация деяния по совокупности недопустима. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо выяснять, в каком соотношении находятся конкретный состав и конкурирующий. Специальная норма будет защищать более узкий круг общественных отношений, которые претерпевают преступное воздействие [14, с. 213 — 217]. В рассматриваемом случае ст. 259 УК РФ по признаку места совершения преступления и видам животных, подлежащих уголовно-правовой охране, является специальной по отношению к уголовно-правовым нормам, устанавливающим ответственность за гибель особо охраняемых животных и уничтожение ценных видов растений. Таким образом, квалификация по ст. 259 и п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ (либо ст. 256) будет неверной, так как наступившие последствия полностью охватываются ст. 259 УК РФ. При наступлении других последствий, например уничтожении животного, не занесенного в Красную книгу Российской Федерации, речь должна идти о совокупности преступлений. При квалификации браконьерства неясной до настоящего времени остается позиция законодателя о закреплении в анализируемых статьях института соучастия. Установлен один уровень ответственности за предусмотренные ч. 3 ст. 256 и ч. 2 ст. 258 УК РФ преступления, совершенные в разных видах соучастия, как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой. Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № 340-ФЗ ч. 3 ст. 258.1 УК РФ дополнена таким квалифицирующим признаком, как «группой лиц по предварительному сговору». Между тем внесение данных изменений в части института соучастия не только не снимает с повестки дня указанный вопрос, но еще больше усугубляет его. Решение законодателя по установлению одинаковой ответственности за совершение преступлений в разных видах соучастия представляется нелогичным. Степень общественной опасности браконьерских действий, совершенных запланирован- но, обдуманно устойчивой организованной группой, несомненно, в разы выше, нежели действий, совершенных группой лиц по предварительному сговору. В связи с этим полагаем необходимым отнести признак совершения браконьерства организованной группой к особо квалифицирующим.
Стр.41 Список источников
References
|
КриминалистЪ. 2021. №2(35) |