стр.7-14 Обложка Содержание Антонов А. Г. Может ли быть добровольной выдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества? Бадзгарадзе Т. А., Тюнин В. И. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика создания некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан Бурлаков В. Н. Проблемы квалификации смежных преступлений против здоровья населения и против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств Гилинский Я. И. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: взгляд криминолога Готчина Л. В. О тенденциях российской наркопреступности в условиях пандемии Любавина М. А. Уголовная ответственность за оборот прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.3, 228.4 УК PФ) Никуленко А. В. Незаконный оборот наркотических средств: перспективы противодействия Петрова Т. М. Вопросы уголовной ответственности за преступления, посягающие на особоценные биологические ресурсы Рахманова Е. Н. Допинг в любительском спорте: проблемы ответственности Сумачев А. В. Уголовно-правовое значение распоряжения своим здоровьем Топильская Е. В. К вопросу о квалификации ненадлежащего оказания медицинской помощи по ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации Хлебушкин А. Г. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки деятельности некоммерческих организаций, посягающих наличность и права граждан Шарапов Р. Д. Квалификация гробокопательства и действий с трупом после убийства Яни П. С. Роль практикообразующих документов Верховного Суда Российской Федерации в решении вопросов квалификации преступлений, предусмотренных главой 25 Уголовного кодекса (на примере квалификации незаконного оборота наркотических средств) Токарева Е. В., Шепелева О. Р., Коловоротный А. А. Реализация принципов уголовного судопроизводства при рассмотрении дел частного обвинения
|
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Научная статья УДК 343
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗДАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОСЯГАЮЩЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ И ПРАВА ГРАЖДАНТатьяна Александровна БАДЗГАРАДЗЕ Стр.7
________________________________________ Правоохранительные органы всегда уделяли особое внимание преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Среди преступлений, представляющих большую общественную опасность, особое место занимают деяния, состоящие в создании религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо иным причинением вреда их здоровью, а равно в руководстве таким объединением, а также в создании некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Заметим, что не только действующий уголовный закон предусматривает ответственность за создание подобных организаций. Отечественное уголовное законодательство имеет богатую историю преследования лиц, создающих, в частности, религиозные и псевдорелигиозные организации, посягающие на телесную неприкосновенность их участников. Так, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, в статье 207, был закреплен перечень особенно вредных ересей (неисчерпывающий). Духоборцы, иконоборцы, малакане, иудействующие, скопцы за распространение своих взглядов (ересей) и привлечение в секты подвергались лишению всех прав состояния и высылке из Европейской России в Закавказский край. Статья 208 Уложения устанавливала ответственность для последователей сект, признанных особенно вредными, а равно для скопцов, которые, скрыв свою принадлежность к такого рода секте, приписывались к городскому сословию в тех местах, «где сие законами им воспрещено» [1, с. 124]. Скопцы причислялись к так называемым «изуверным» сектам, которым была посвящена ст. 212 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Сама принадлежность к указанному сообществу влекла ответственность в виде лишения прав состояния и ссылку [2]. В советский период уголовная ответственность за подобные деяния сохранилась. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года содержал ст. 227, часть первая которой в редакции 1962 года устанавливала ответственность за организацию группы или руководство группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в группу несовершеннолетних. Обратимся к современному состоянию уголовного закона. В статье 239 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) описаны несколько преступлений в различных ее частях. Нас интересует деяние, предусмотренное частью первой данной статьи: «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением». Признаки объективной стороны состава преступления позволяют сделать вывод о достаточно тесной связи преступления с деяниями, получившими название «пре Стр.8 ступления экстремистской и террористической направленности», ответственность за совершение которых предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации статьями 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нем», 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 282.1 «Организация экстремистского сообщества», 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации», 284.1 «Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности», т. е. с преступлениями против общественной безопасности (глава 24 УК РФ) и против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ). Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»*, включает в себя два списка общественных или религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, признанных судами России ведущими экстремистскую деятельность. В первый список включены ликвидированные и запрещенные организации, во втором списке перечисляются организации, деятельность которых приостановлена. В настоящее время в список запрещенных и ликвидированных общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций входит 79 объединений и организаций. При ознакомлении с указанным списком обращает на себя внимание то, что многие из них достаточно длительное время вели свою деятельность на территории России. Можно предположить, что запрет или приостановление их деятельности никак не свидетельствует о ликвидации, роспуске этих объединений и организаций, прекращении их деятельности, вернее, деятельности лиц, входящих в их состав. Это дает основания полагать, что на территории Российской Федерации деятельность данных лиц может продолжаться, более тщательно конспирироваться, скрываться. Время от времени в средствах массовой информации появляются новости о появлении тех или иных объединений в разных регионах страны, проводимых следственных действиях, задержаниях участников общественных и религиозных объединений, о причиненном вреде гражданам. В частности, достаточно активно ведется деятельность, хотя и запрещенных на территории России, религиозных объединений саентологов, неопятидесятников, религиозных организаций «Свидетели Иеговы», «Аум синрикё», «Алля Аят», «Белое братство» и др. Так, в Южном окружном военном суде состоялось заседание по делу У., которому инкриминировались организация деятельности террористического сообщества и создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над его участниками и причинением вреда их здоровью (ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 ст. 205.5, ч. 1 ст. 239 УК РФ). Согласно обвинительному заключению, дело У. выделено в отдельное производство из уголовного дела в отношении еще семи человек, находящихся в международном розыске, которым заочно предъявлено обвинение**. Было установлено, что У. (псевдоним Минору Кавагучи) в декабре 2010 года вступил в преступный сговор с М. и С. для совместного руководства российским подразделением Стр.9 секты «Аум синрикё». По версии следствия, обвиняемые, являясь с 1994 года последователями «Аум синрикё», японской религиозной организации, признанной террористической, по указанию граждан Японии разработали план деятельности российского структурного подразделения сообщества с целью привлечения широкого круга сторонников как инвесторов, при этом истинные намерения руководителей организации скрывались от рядовых членов. Последние должны были регулярно вносить взносы, образуя финансовую пирамиду секты, которая была строго иерархична. Так, японские лидеры «Аум синрикё» под псевдонимами Б. Масаюки, Х. Акира, К. Ниномия имели статус «достигшие», руководили организацией по всему миру, давая директивы региональным «саманам» (монахам). В России, по мнению следствия, «саманами» являлись У., М. и С. «Саманы» информировали инструкторов о необходимых действиях, которые могли заключаться в администрировании сайтов, приобретении сим-карт, оформленных на других лиц, рассылке сообщений в социальных сетях, создании аккаунтов вымышленных персон, чтении лекций, сборе средств, проведении интернет-форумов. Инструкторы, соблюдая правила конспирации, под вымышленными именами взаимодействовали с рядовыми членами сообщества. Идейную пропаганду российские адепты развернули в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram. Они рассылали приглашения на десятидневные оздоровительные курсы. Оплатив обучение, ученики только на последнем сеансе узнавали, что занятия проводят последователи «Аум синрикё». Обучающиеся не связывали деятельность организации с терроризмом, полагая, что занимаются йогой и китайской гимнастикой цигун, а буддизм ведет их к духовному совершенствованию. От обучающихся требовалось четкое выполнение установок инструкторов и внесение ежемесячных взносов. В ходе занятий нагрузки возрастали: трехчасовой сон, одноразовое питание, длительные ночные медитации, вызывающие у учеников пограничные состояния психики, меняющие структуру личности и подрывающие здоровье. Некоторые ученики бросали семьи и предпочитали коллективное проживание с другими адептами «Аум синрикё». В 2016 году сотрудниками правоохранительных органов были проведены обыски по 25 адресам в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, где проживали члены секты. Впоследствии задержанные дали показания, как они стали членами «Аум синрикё» и кто с ними взаимодействовал. Они также сообщили о своем участии в международных семинарах секты, проходивших под руководством японских лидеров в Стамбуле, Тбилиси, Кишиневе, Касабланке и Подгорице. Тогда, в марте 2016 года, в Черногории полицейские задержали по подозрению в приверженности «Аум синрикё» 58 граждан из России, Украины, Узбекистана и Белоруссии, соответствующие справки на каждого арестованного были переданы правоохранителями в министерства иностранных дел этих государств. При получении денег от одной из последовательниц секты 1 мая 2018 года в Волгограде У. был задержан. Во время предварительного расследования было установлено, что У. разработал программу «взносов и платежей участников организации» и вел бухгалтерский учет, согласно которому в российском подразделении состояло 2 799 человек, с 2012 по 2016 год они внесли в общей сумме не менее 88,7 млн рублей; средства передавали японскому руководству, из них 19 млн рублей получил лично лидер террористического сообщества Б. Масаюки. У. не признал предъявленные ему обвинения, сказал, что в 1994 году познакомился с «учением истины Аум», ведущим к «духовному росту», и стал его последователем*. Пресненский суд г. Москвы приговорил к пяти годам лишения свободы лидера секты «бога Кузи» жителя подмосковного Долгопрудного А. Попова. Он был признан виновным в создании организации, посягающей на личность и права граждан, а также в мошенничестве в особо крупном размере. Суд Стр.10 счел доказанным, что А. Попов создал секту, члены которой подвергались физическому и психическому насилию, а также с помощью сообщниц из активисток своей группы собирал деньги якобы на строительство храма и проведение различных обрядов, деньги злоумышленники тратили на личные нужды и развлечения. Перед Пресненским судом предстали А. Попов и его соратницы по секте — Г. Маркевич, бывшая владелица фирмы по торговле импортной одеждой, Ж. Фролушкина и Н. Розанова, некогда работавшая пресс-секретарем в донецкой прокуратуре. А. Попову вменялись в вину создание секты и особо крупное мошенничество (ч. 1 ст. 239 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Г. Маркевич, Ж. Фролушкина и Н. Розанова обвинялись в участии в секте (ч. 3 ст. 239 УК РФ) и мошенничестве, однако уголовное преследование по ст. 239 УК РФ было прекращено в связи с истечением срока давности. Секту А. Попова правоохранители разоблачили в 2015 году. По версии следствия, организаторы секты, ее лидер с помощью телесных наказаний и психологического давления изымали у последователей принадлежавшие им деньги и имущество. Во время обысков по месту проведения собраний секты и месту жительства ее организаторов правоохранители обнаружили и изъяли около 215 млн рублей, хранившихся в самых неожиданных местах, в частности в коробках из-под обуви и кастрюлях*. Секта виссарионовцев возникла в 1991 году, когда Сергей Тороп объявил себя вторым пришествием Христа по имени Виссарион. Уверовавшие в него поселились в десяти деревнях на юге Красноярского края, потеснив местных жителей. Количество же приехавших сюда из всех регионов России, стран СНГ и зарубежья — около 5 000 человек. Официально организация называлась Церковь последнего завета (ЦПЗ), а Виссариона в ней именовали «учителем». Он учил не есть «убиенную пищу» (все мясное), что «болезнь есть наказание за неспособность удержать плоть в гармонии с природой», так что «ныне плоть должна сама себя излечи* Суд дал срок «богу Кузе». Лидер секты получил пять лет // Коммерсантъ : сайт. 16.07.2018. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3688406 (дата обращения: 20.11.2020). вать» (в результате адепты по возможности избегали роддома, реанимации, прививок и осмотров). Анализ способов привлечения населения в деструктивные религиозные или общественные объединения позволяет сделать вывод о том, что при всем разнообразии фактических обстоятельств в деятельности подобных объединений усматриваются общие тенденции, свидетельствующие о схожести способов привлечения населения со стороны лидеров таких объединений. Так, типичными способами привлечения лиц в организацию являются: формирование сверхценного отношения к гуру (лидеру), т. е. руководителю организации, как к истинному учителю при низкой самооценке адептов; допускаются насилие со стороны гуру и самоистязания для «очищения кармы»; использование тщательно продуманной технологии вербовки новых членов, при которой человек практически не замечает своего вовлечения в активные члены секты; проведение вербовочных семинаров; проведение служб для адептов (последователей); оказание психического воздействия; использование методов медитации и гипноза; формирование чувства страха, обреченности существующего мира, подготовка к концу света; исповедование принципов самооздоровления и полного отказа от официальной медицины; работа с «информационными потоками», которые получают путем психических практик, схожих с медитациями. Чаще всего последствиями деятельности таких религиозных и общественных объединений являются: смерть малолетних, несовершеннолетних детей членов (адептов) рассматриваемой категории
Стр.11 религиозных и общественных объединений; суициды (например, в секте «Алля Аят» провозглашались самоубийство через самосожжение, массовое самоубийство); ухудшение состояния здоровья адепта, что объясняют скопившейся в человеке негативной энергией, отработкой кармы; психические заболевания (например, в общине «Город Солнца» разрешено двоеженство, что женская психика не выдерживала*); возникновение состояния параноидального бреда, сознание подчиняется всецело главе секты, в результате — помещение в психиатрическую клинику с тяжелейшими психозами, вызванными гипнотическими внушениями. Уголовные дела по ч. 1 ст. 239 УК РФ возбуждаются органами предварительного следствия редко, поэтому практика ее применения весьма невелика**. Общественная опасность преступных действий, состоящих в создании религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо иным причинением вреда их здоровью, а равно в руководстве таким объединением, определяется с учетом следующего фактора: законные формы общественных объединений (общественные объединения футбольных болельщиков, межрегиональные молодежные благотворительные организации) используются нетрадиционными религиозными формированиями (сектами) как прикрытие для реализации преступных целей. Рассматриваемое деяние отнесено к преступлениям в сфере здоровья населения и общественной нравственности, однако оно посягает и на порядок создания и осуществления деятельности религиозных или общественных объединении, а также на конституционные права граждан. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ, образуют создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением. Иное причинение вреда здоровью может быть связано с причинением физического или психического вреда человеку (лишение потерпевших пищи, воды, медикаментов, Стр.12 медицинской помощи, использование для совершения религиозных обрядов веществ, причиняющих вред здоровью человека). Изощренность преступной деятельности состоит в том, что воздействие на психику лица осуществляется не только с помощью угроз, непосредственного понуждения, но и посредством изменения сознания лица. При этом формы преступных проявлений настолько нетрадиционны, что дать уголовно-правовую оценку содеянному представляется весьма затруднительным (например, использование методов гипноза и суггестии, способы которых позаимствованы из различных древних оккультных практик) [4, с. 52]. Преступление в форме организации религиозного или общественного объединения считается оконченным с момента фактического создания объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, если использовать разъяснения Верховного Суда Российской Федерации применительно к созданию экстремистского сообщества — «с момента объединения двух или более лиц в устойчивую группу в целях подготовки или совершения преступлений...»*. Преступление в форме руководства таким объединением окончено с момента осуществления лицом соответствующих руководящих функций. При расследовании указанного преступления следует иметь в виду, что оно совершается только с прямым умыслом, т. е. лицо осознает общественную опасность действий, результатом которых является создание объединения, и желает их совершения. При этом в случае выявления в ходе расследования иных преступлений, например убийства, причинения средней тяжести вреда здоровью, мошенничества (ст. 105, 112, 159 УК РФ), они, наряду со ст. 239 УК РФ, должны вменяться виновным лицам. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ, является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, собственник (учредитель) или руководитель религиозного или общественного объединения либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этом объединении. Часто это же лицо является лидером религиозного или общественного объединения. Однако, например, организатором секты «Белое братство» являлся Ю. Кривоногов, а мессией была объявлена его жена — Марина Цвигун. Секту «Город Солнца» создал в 1991 году С. Казаков, лидером объявил себя отец Виссарион (Сергей Тороп). Отличительное свойство преступника — довольно зрелый возраст, который составляет 35—40 лет. Представленная нами уголовно-правовая и криминалистическая характеристика данного вида преступлений является результатом обобщения опыта следственной практики, дает информацию о наиболее типичных криминалистически значимых элементах преступных деяний, предусмотренных ст. 239 УК РФ. Данная характеристика может быть использована для выдвижения Стр.13 более обоснованных следственных и розыскных версий, при установлении основных направлений предотвращения, раскрытия и расследования преступлений, прогнозирования данных о личности преступника, мотивах и целях преступления, позволяет избежать ошибок при решении сложных вопросов, возникающих в процессе расследования. Список источников
скопцов во второй половине XIX — начале XX в. // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2018. № 2 (44). С. 94—100.
References
|
КриминалистЪ. 2021. №2(35) |