КриминалистЪ. 2011. №2(9)


Страницы 41 - 47


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

События

Содержание

Шадрин В. С. Юбилейная конференция — веха в развитии Института и криминалистики

Смирнова С. А. Модернизация судебно- экспертной деятельности в связи с изменением правового положения государственных учреждений

Данилова Н.А. Перспектива развития криминалистики в современных условиях

Исаенко В . Н . Криминалистические аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве

Кустов А. М. Особенности механизма преступлений коррупционной направленности

Яловой О. А. Криминалистический аспект деятельности прокурора на досудебных этапах производства по уголовным делам

Буланова Н. В. Использование прокуро­ром криминалистических знаний при осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования

Топильская Е. В. Тактика допроса членов организованных преступных групп при поддержании государственного обвинения

Коршунова О. Н. Современные криминалистические проблемы поддержания государственного обвинения

Кириллова Н. П. Структура частной методики поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел

Фотоматериалы конференции

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. ЧАЙКИ

Выступление директора Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной про­куратуры Российской Федерации Н. П. ДУДИНА

Выступление ветерана Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л. А. АНДРЕЕВОЙ

Фотоматериалы ученого совета. Кадры нашей истории

Поздравления

Рейтинг@Mail.ru


 О. Н. КОРШУНОВА,
профессор Санкт-Петербургского
 юридического института (филиала) Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор


СОВРЕМЕННЫЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ


На современном этапе в условиях происходящих социально-экономи-ческих преобразований, которые находят свое отражение в постоянно меняющемся законодательстве, защита прав и свобод человека и гражданина приобретает все большее значение. Обеспечить необходимый уровень такой защиты входит в обязанности всех государственных органов, и в первую очередь органов прокуратуры, для которых правозащитная функция является одной из приоритетных. Повышение эффективности реализации этой функции является одной из наиболее актуальных задач прокурорской деятельности сегодня. Соответствующее законодательное, организационное и методическое обеспечение этой деятельности в различных направлениях традиционно является предметом научных исследований.

В сфере уголовного судопроизводства права и свободы человека и гражданина могут оказаться нарушенными и ограниченными наиболее существенным образом, поэтому проблемы, которые возникают в связи с их обеспечением и защитой, должны быть постоянно в поле зрения ученых и практиков. В данной статье хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые касаются государственного обвинения, как значимой составляющей деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование на профессиональной основе.

В контексте рассматриваемых проблем следует учитывать, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и управления в Российской Федерации и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации), которое, в свою очередь, осуществляется только судом (ст. 118 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 УПК РФ). Судебная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 46). Трудно переоценить то значение, которое приобретает законное и обоснованное решение, выносимое судом в каждом конкретном случае.

Тот факт, что законодательно закреплено требование обязательного участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также в ряде случаев и уголовных дел частного обвинения (чч. 1, 2 ст. 246 УПК РФ), свидетельствует о том, какое значение законодатель придает этой деятельности, осуществляемой от имени государства.

Стр.41

Следовательно, важной представляется необходимость осуществлять деятельность по поддержанию государственного обвинения таким образом, чтобы каждый приговор суда был законным, обоснованным и мотивированным (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Такая необходимость обусловлена требованием безусловной законности деятельности любых государственных органов, и в первую очередь органов прокуратуры. В конечном счете деятельность иных участников уголовного преследования может быть признана законной только в том случае, если обеспечено вынесение законного приговора. Защита прав и свобод всех участников процесса в должной мере будет обеспечена также только при условии вынесения законного и обоснованного приговора.

Значимую роль играет и то, что деятельность государственного обвинителя носит публичный характер. Поскольку разбирательство уголовных дел в суде открытое (ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 241 УПК РФ), не только участники судопроизводства, но и присутствующие в зале судебного заседания лица судят о целях, задачах и содержании деятельности органов прокуратуры и их сотрудников, прежде всего по тому, каковы форма и содержание деятельности прокурора в уголовном процессе, насколько законной и эффективной является эта деятельность в каждом конкретном случае.

Существующее законодательство позволяет осуществлять эту деятельность достаточно эффективно, поэтому важно, чтобы на должном уровне находились также ее организационное и методическое обеспечение.

Для решения этой задачи могут и должны использоваться достижения различных наук, в том числе и криминалистики. Современный уровень развития криминалистики позволяет весьма эффективно использовать ее достижения не только в уголовном судопроизводстве, но и при рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел. Однако применительно к решению задач уголовного судопроизводства использование возможностей криминалистики представляется наиболее важным и последовательным с точки зрения возникновения и развития криминалистики как науки.

Вместе с тем существует ряд проблем в использовании достижений криминалистики в деятельности государственного обвинителя. В их числе следует выделять проблемы общего и частного характера. В качестве общих предлагается рассматривать те, которые возникают в связи с решением вопроса о возможности использования криминалистических знаний применительно к деятельности прокурора при осуществлении уголовного преследования в целом: и при осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование, и при осуществлении уголовного преследования в суде. К частным проблемам целесообразно относить те, что касаются использования криминалистических знаний именно в деятельности государственного обвинителя, с учетом особенностей ее осуществления.

Кроме того, необходимо выделить проблемы организационного и методического характера.

 Изучение вопросов подготовки и осуществления государственного обвинения не противоречит существующим представлениям об объекте и предмете криминалистики.

Стр.42

 Криминалистика относительно молодая наука, в последние годы развивающаяся достаточно быстро, возникла и многие десятилетия успешно развивалась как прикладная дисциплина, а затем и наука, достижения которой традиционно были ориентированы на повышение эффективности реализации идей уголовного и уголовно-процессуального законодательства в процессе выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. С течением времени стало очевидно, что результаты исследования закономерностей, образующих предмет криминалистики, могут быть использованы также для повышения эффективности деятельности других участников уголовного преследования, и прежде всего прокуроров, как осуществляющих надзор за законностью предварительного расследования, так и тех, кто поддерживает государственное обвинение в суде.

Такая возможность (и необходимость) обусловлена рядом факторов. В настоящее время многие ученые формулируют понятия объекта и предмета криминалистики таким образом, что область исследований не ограничивается только предварительным расследованием. Если рассматривать уголовное преследование, составными частями которого выступают и предварительное расследование, и прокурорский надзор за его законностью, и поддержание государственного обвинения в суде, в качестве познавательного процесса, то представляется очевидным, что предметом изучения на всех стадиях и этапах является прежде всего преступление(1).

Представляется излишним подробно аргументировать вывод о том, что закономерности механизма преступления, закономерности отражения информации об этом механизме одни и те же — не зависимо от того, на какой из стадий или этапов уголовного преследования они изучаются. Кроме того, определяя предмет и пределы изучения преступления в рамках уголовного преследования, соответствующие должностные лица руководствуются одними и теми же процессуальными принципами и правилами.

Не опровергает высказанных выше суждений и то, что применительно к предварительному расследованию ученых и практиков интересуют прежде всего закономерности отыскания и выявления следов преступлений, а применительно к прокурорской деятельности акцент должен быть сделан на изучении закономерностей оценки и использования собранных доказательств в уголовном судопроизводстве. В следственной деятельности такие составляющие, как оценка и использование собранных доказательств, также имеют существенное значение.

Стр.43

1. Используя понятие «уголовное преследование», мы разделяем точку зрения ученых, которые полагают, что это понятие шире термина «обвинение», поскольку основным содержанием уголовного преследования является такой процесс изучения обстоятельств преступления, который с необходимостью приводит к законному и обоснованному выводу о совершении этого преступления определенным лицом (лицами). См. напр. : Полянский Н. Н. К вопросу о юридической природе обвинения перед судом // Правоведение. 1960. №  1. C. 114 ; Элькинд П. С. Сущность советского уголовно-процессуального права. Л., 1963. С. 60—61 ; Якубович Н. А. Процессуальные функции следователя // Проблемы предварительного следствия в советском уголовном судопроизводстве. М., 1980. С. 25 ; Законность в досудебных стадиях уголовного процесса / А. Б. Соловьев и др. М. ; Кемерово, 1997. С. 39 ; Халиулин А. Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 29 и др.

В свою очередь, применительно к деятельности государственного обвинителя значение поисковой составляющей несколько меньше, однако нельзя отрицать, что знание общих закономерностей собирания доказательств помогает прокурору правильно оценить результаты предварительного расследования и эффективно планировать свою деятельность в суде с учетом количества и качества собранных доказательств, а также тех особенностей, которые характеризовали собирание и использование доказательств в досудебных стадиях процесса.

Государственный обвинитель должен быть вооружен такими рекомендациями, которые бы способствовали правильной оценке процесса и результатов предварительного расследования с точки зрения законности его производства, законности и обоснованности принятых решений с учетом особенностей совершенного преступления, а также помогли бы ему прогнозировать возможное изменение количества и качества имеющихся доказательств в ходе судебного разбирательства с тех же позиций.

Что же касается изучения особенностей подготовки и осуществления государственного обвинения, то в целях разработки методических рекомендаций, призванных обеспечить необходимый уровень эффективности рассматриваемой деятельности, представляется целесообразным остановиться на следующих вопросах и проблемах.

Прежде всего, определяя роль и значение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции, необходимо руководствоваться рядом важнейших законодательно урегулированных положений. Этим же должны определяться и требования, предъявляемые к научно обоснованным рекомендациям, ориентированным на повышение эффективности деятельности государственного обвинителя при рассмотрении уголовных дел судами. При этом недостаточно ориентироваться только на те положения, которые прямо закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве. Думается, рекомендации для государственных обвинителей должны базироваться на широком использовании достижений криминалистики в изучении закономерностей механизма преступления, закономерностей возникновения информации о нем в окружающей среде, а также закономерностей собирания, исследования и использования этой информации в уголовном судопроизводстве. В противном случае государственный обвинитель не сможет представить суду доказательства таким образом, чтобы проиллюстрировать выработанную в ходе уголовного преследования модель происшедшего, будет не в состоянии наглядно и убедительно для суда подтвердить свои выводы о виновности подсудимого и степени его общественной опасности.

При разработке методических рекомендаций, кроме того, следует учитывать, что в своей деятельности прокурор должен руководствоваться также другим важным принципом уголовного судопроизводства — принципом осуществления его на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 15, 244 УПК РФ). Иными словами, не только практикам, но и ученым необходимо помнить, что государственный обвинитель осуществляет свою деятельность в условиях противодействия со стороны профессиональных юристов. Следовательно, обоснованность его позиции должна быть обеспечена использованием таких результатов изучения обстоятельств преступления,

Стр.44

которые бы базировались на научных подходах к пониманию сущности как преступной деятельности, так и деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, а также деятельности по уголовному преследованию лиц, их совершивших.

 При этом нужно учитывать, что назначение уголовного судопроизводства — защита прав и законных интересов не только лиц и организаций, которым преступление причинило вред, но и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения (пп. 1, 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Исходя из этого методические рекомендации должны обеспечивать государственному обвинителю не только возможность просто представить суду все доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, но и ориентировать его на необходимость оценить имеющиеся в деле доказательства с точки зрения их относимости к исследуемым обстоятельствам происшествия и допустимости использования именно в качестве доказательств по уголовному делу.

Содержание своей деятельности государственному обвинителю необходимо определять с учетом того, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность и любые неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (при рассмотрении дела судом — в пользу подсудимого). Важно также, чтобы этот тезис был одним из основополагающих в процессе исследования проблем повышения эффективности деятельности государственного обвинителя, а также при разработке научно обоснованных методических рекомендаций.

 Таким образом, следует исходить из того, что деятельность государственного обвинителя не сводится и не может быть сведена только к обоснованию выдвинутого обвинения. Она шире, многограннее и сложнее по своему содержанию.

При разработке методических рекомендаций для государственного обвинителя нужно учитывать, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, а также реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

Представляется обоснованным говорить о необходимости разрабатывать комплексы рекомендаций, позволяющие государственному обвинителю проверить, насколько доказана вина каждого из привлеченных к уголовной ответственности лиц, насколько правильно определена их роль в совершении каждого преступления, ставшего предметом расследования и судебного разбирательства, и представить доказательства в том объеме и в той последовательности, которые бы наглядно демонстрировали обоснованность позиции стороны обвинения. Эти комплексы должны содержать также тактические рекомендации, обеспечивающие наиболее эффективное участие прокурора в исследовании доказательств судом.

Когда государственный обвинитель приходит к выводу о том, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он не только отказывается от обвинения, но и излагает суду мотивы такого отказа. К такому решению также предъявляются требования законности, обоснованности и мотивированности, поскольку полный или частичный отказ государственного

Стр.45

обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей части (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). Поэтому важно вооружить государственного обвинителя обоснованными рекомендациями по вопросу о том, при каких условиях отказ от обвинения может быть признан обоснованным, а также рекомендациями о наиболее рациональной линии поведения в такой ситуации.

Самостоятельное значение имеет исследование и разработка рекомендаций по наиболее эффективному участию государственного обвинителя в прениях сторон. При наличии уверенности в достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих вину подсудимого в совершении преступления, государственный обвинитель должен весьма наглядно привести обоснование этих своих выводов. Он выступает первым и от того, насколько обоснованной будет его позиция, во многом зависит, какое решение по делу будет принято, будут ли обеспечены требования законности, обоснованности и справедливости приговора суда. Рекомендации должны ориентировать его на выбор оптимальных формы и содержания речи, при определении которых прокурор ориентируется на тот перечень вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора, который содержит ст. 299 УПК РФ. 

Особую актуальность в современных условиях приобретает и требование закона о соблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ). Государственный обвинитель должен быть вооружен такими методическими рекомендациями, которые, учитывая правовую и фактическую сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, были бы ориентированы на достаточность и эффективность действий прокурора, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования при рассмотрении уголовного дела судом.

Деятельность государственного обвинителя носит познавательный характер, поэтому представляется целесообразным при разработке криминалистических методических рекомендаций предусмотреть возможность применения таких научных методов познания, как программно-целевой метод, метод моделирования, комплексный подход и др.

Целесообразность использования того или иного метода познания должна определяться самим государственным обвинителем в каждом конкретном случае, однако задача ученых состоит в том, чтобы, раскрывая сущность каждого из методов, наглядно показать, как прокурор может их использовать на том или ином этапе деятельности применительно к стоящим перед ним целям и задачам.

Как уже указывалось, рекомендации должны носить комплексный характер, т. е. охватывать все этапы деятельности государственного обвинителя по подготовке к участию в судебном разбирательстве по уголовному делу и собственно участию в судебном разбирательстве (включая участие в судебных действиях и прениях сторон). Поскольку законодатель наделяет прокурора, участвующего в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, также правом излагать не только мнение по существу обвинения, но и по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ), то задача криминалистов — вооружить государственного обвинителя такими рекомендациями,

Стр.46

которые бы охватывали различные этапы его деятельности при подготовке к участию в судебном разбирательстве и собственно осуществлению уголовного преследования в суде.

 Эти рекомендации должны учитывать особенности вида или группы преступлений, в совершении которых обвиняется подсудимый. Должное внимание необходимо уделить наиболее типичным пробелам в исследовании обстоятельств преступления, которые допускают органы предварительного расследования, и тому, как выявленные пробелы влияют на содержание деятельности государственного обвинителя.

 Использование достижений криминалистики как науки при разработке рекомендаций для государственных обвинителей по наиболее эффективному решению стоящих перед ними задач обеспечивает единство подходов к исследованию обстоятельств происшествия и преемственность процесса познания в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.

Рассмотренный подход в настоящее время реализован не только в ряде публикаций и диссертационных исследований, но и в АИСС «АРМ-Гособвинитель», которые используются в процессе подготовки и повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры, осуществляющих уголовное преследование в суде. Такой подход, в свою очередь, обеспечивает единство и преемственность подходов в образовательной деятельности.

Стр.47

КриминалистЪ. 2011. №2(9)