КриминалистЪ. 2011. №2(9)


Страницы 7 - 12


ВСЕ СТАТЬИ
Обложка

События

Содержание

Шадрин В. С. Юбилейная конференция — веха в развитии Института и криминалистики

Смирнова С. А. Модернизация судебно- экспертной деятельности в связи с изменением правового положения государственных учреждений

Данилова Н.А. Перспектива развития криминалистики в современных условиях

Исаенко В . Н . Криминалистические аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве

Кустов А. М. Особенности механизма преступлений коррупционной направленности

Яловой О. А. Криминалистический аспект деятельности прокурора на досудебных этапах производства по уголовным делам

Буланова Н. В. Использование прокуро­ром криминалистических знаний при осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования

Топильская Е. В. Тактика допроса членов организованных преступных групп при поддержании государственного обвинения

Коршунова О. Н. Современные криминалистические проблемы поддержания государственного обвинения

Кириллова Н. П. Структура частной методики поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел

Фотоматериалы конференции

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. ЧАЙКИ

Выступление директора Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной про­куратуры Российской Федерации Н. П. ДУДИНА

Выступление ветерана Санкт-Петер­бургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л. А. АНДРЕЕВОЙ

Фотоматериалы ученого совета. Кадры нашей истории

Поздравления

Рейтинг@Mail.ru


С. А. СМИРНОВА,
директор Российского федерального центра
судебной экспертизы при Министерстве юстиции
Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (СЭУ Минюста России) образована более 60 лет назад. Начиная с момента образования (1948—1950 гг.) она обеспечивает на высоком научно-методическом уровне деятельность судов, следственных органов МВД России, ФСБ России, таможенных органов ФТС России, Госнаркоконтроля, МЧС России и иных ведомств. Но особое положение среди наших «заказчиков» всегда занимали и занимают органы прокуратуры, по заданиям которых выполняется весь спектр криминалистических, традиционных и новых видов, судебных экспертиз. Только в 2010 году в СЭУ Минюста России было выполнено почти 90 000 судебных экспертиз и более 50 000 экспертных исследований (в том числе для органов прокуратуры — 15 400).

По сравнению с другими экспертными системами, возможно, это и не самые высокие показатели. Однако у СЭУ Минюста России большой научно-методический профессиональный потенциал и самый широкий в России по сравнению с судебно-экспертными учреждениями других министерств и ведомств экспертный профиль. Некоторые виды судебных экспертиз проводятся только в СЭУ Минюста России (строительно-техническая, автодорожная, финансово-экономическая с целью определения признаков преднамеренного банкротства, лингвистическая, в том числе с целью определения наличия признаков экстремизма, товароведческая, экологическая, компьютерно-техническая и др.). Особо востребованными следователями прокуратуры являются автотехническая, почерковедческая экспертизы и судебно-техническая экспертиза документов.

Стр.7

Методология многих судебно-экспертных направлений была разработана именно в системе СЭУ Минюста России, а точнее — в его головном научно-методическом центре — Российском федеральном центре судебной экспертизе (РФЦСЭ) при Минюсте России, который является правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института судебной экспертизы (ВНИИСЭ). Фундамент этой методологии был заложен в сотрудничестве экспертов системы СЭУ Минюста России и следователей органов прокуратуры. Сегодня РФЦСЭ имеет международную аккредитацию и статус передового европейского научно-практического центра судебной экспертизы, пользуется высоким авторитетом у головных судебно-экспертных учреждений Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Позитивный импульс, заданный прокуратурой системе судебно-экспертных учреждений при ее создании и дальнейшем функционировании, до сих пор чувствуется во всех пятидесяти судебно-экспертных учреждениях Минюста России и прежде всего в РФЦСЭ, который помимо большого экспертного производства продолжает осуществлять научно-исследовательскую работу, разрабатывает и издает методические материалы (пособия, рекомендации, методики, письма и др.) по всем судебно-экспертным специальностям, утвержденным соответствующими нормативными правовыми актами Минюста России. Правильность применения данных материалов, предназначенных для государственных судебных экспертов системы судебно-экспертных учреждений Минюста России, достигается комплексной реализацией широкого перечня учебных и контрольных мероприятий по подготовке и повышению квалификации экспертов (курсы и школы, семинары, методическое рецензирование, стажировка и пр.).

Как известно, одним из главных принципов судебной экспертизы во всем мире является принцип независимости эксперта, заключающийся в том, что эксперт не должен находиться в административной зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. В Российской Федерации только СЭУ Минюста России не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности. Благодаря такому статусу, а также наличию надежной в научном отношении методической базы, высококвалифицированного кадрового состава система СЭУ Минюста России завоевала в обществе, прежде всего среди работников судебных и следственных органов, заслуженный авторитет как гарантию получения объективных и обоснованных доказательств. Именно поэтому по большинству политически и социально значимых дел в длинной цепочке экспертиз, проведенных в различных ведомствах, часто последнее слово оставалось и остается за экспертами СЭУ Минюста России.

Однако рост преступности и видоизменение ее структуры, сопровождающие глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждают к поиску новых форм противодействия преступности, выработке эффективных механизмов обеспечения защиты прав и свобод граждан и интересов государства.

Стр.8

Все это является также объективной предпосылкой для повышения значимости вещественных доказательств в судопроизводстве и развития новых родов и видов судебной экспертизы, главной отличительной особенностью которых являются наукоемкость и высокотехнологичная инструментальная оснащенность.

Судебная экспертиза — уникальный и необходимый институт государства, являющийся частью федеральной правоохранительной службы. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса. Но развитие не должно происходить хаотично, спонтанно. Преобразования должны быть выверенными, разумными, последовательными. Всем проводимым мероприятиям должна быть присуща системность и плановость. Только в этом случае можно рационально использовать имеющиеся ресурсы, грамотно распределять силы и средства. Это касается абсолютно всех сфер деятельности: производства экспертиз, развития новых методов и методик, проведения методических семинаров, школ и конференций, взаимодействия с экспертами различных ведомств, организаций Российской Федерации и других государств, а также с законодателями и правоприменителями.

Указанные предпосылки, а также осуществление судебной и административной реформы, построение гражданского общества, совершенствование правоохранительной и правоприменительной практики, развитие законодательства — все это потребовало принятия экстренных мер по переводу СЭУ Минюста России на новый организационно-финансовый и научно-технической уровень развития.

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных учреждений все судебно-экспертные учреждения Минюста России преобразованы в федеральные бюджетные учреждения. Соответственно уже с 2012 года они перейдут на другой принцип бюджетного финансирования деятельности — принцип субсидий на выполнение государственного задания. Подготовка грамотно обоснованного государственного задания в области производства судебных экспертиз требует стандартизации, формализации и унификации параметров учета деятельности как судебно-экспертных учреждений, так и правоприменителя. В настоящий момент в Минфине России находятся документы о расчете госзадания исходя из показателей по уголовным делам.

Активно проводится работа по аккредитации судебно-экспертных лабораторий на соответствие международным стандартам деятельности. Так, в 2010 году РФЦСЭ и Северо-Западный центр впервые в Российской Федерации прошли международную аккредитацию по направлению «судебная компьютерно-техническая экспертиза». Кроме того, Российский федеральный центр судебной экспертизы ранее аккредитовался по «судебной экологической экспертизе». В перспективе стоит проведение соответствующих процедур по иным экспертным направлениям, а также аккредитация остальных судебно-экспертных учреждений, в первую очередь региональных центров. Следует отметить, что эти международные стандарты характеризуются, прежде всего, жесткими требованиями, предъявляемыми к имеющимся помещениям, оборудованию, квалификации сотрудников, методикам. Внедрение в практику судебно-экспертных учреждений систем менеджмента качества, в свою очередь, предполагает унификацию показателей деятельности судебно-экспертного учреждения.

Стр.9

Усовершенствование судебно-экс-пертной деятельности невозможно без разработки перспективных планов развития как конкретных СЭУ Минюста России, так и различных видов экспертиз. Такие планы дают возможность спрогнозировать объем необходимых средств, сформулировать обоснованные требования к штатной численности и уровню квалификации кадров, к оснащению судебно-экспертных учреждений унифицированными приборами. Реализация этих планов позволит получать результаты исследований, которые можно повторить и проверить на местах во всех СЭУ Минюста России. В РФЦСЭ уже разработаны комплексные положения по развитию судебной компьютерно-технической экспертизы и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризмом.

Непосредственно связана с систематизацией и развитием работы судебно-экспертных учреждений разработка комплекса нормативных документов, регулирующих их деятельность. На сегодняшний день РФЦСЭ и Минюстом России с участием других ведомств в рамках Федерального межведомственного координационно-ме-тодического совета по судебной экспертизе (ФМКМС) проведена большая аналитическая работа в этом направлении. Очевидно, что должен быть рассмотрен и вопрос об обязательной сертификации компетентности негосударственных экспертов. Минюстом России уже подготовлены основные нормативные документы, регулирующие этот процесс, но, понятно, что без поддержки судейского и прокурорского сообщества этот вопрос не будет решен.

Важной проблемой совершенствования деятельности судебно-эксперт-ных учреждений является укрепление меж- и внутриведомственного взаимодействия. Приоритетным направлением является широкий обмен информацией с экспертами других ведомств и организаций с целью разработки единых методических рекомендаций, а также с правоохранительными органами и иными правоприменителями с целью улучшения качества подготовки материалов и вопросов, ставящихся перед экспертом.

Наряду с очевидной потребностью коренного изменения подхода к регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России и других ведомств, к их финансированию, потребностью их технического перевооружения и модернизации, создания условий для достижения высокого научного и практического профессионализма необходимо обратить внимание еще на одну сторону использования специальных знаний в судопроизводстве.

Речь идет о привлечении специалистов к следственным действиям, в том числе для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, постановке вопросов эксперту и т. д. Справедливости ради следует отметить, что работники системы СЭУ Минюста России в плановом порядке делятся многолетним опытом в области производства судебных экспертиз на курсах по повышению квалификации судей и следственных работников. Исторически так сложилось, что следственные работники прокуратуры систематически проходили на базе СЭУ Минюста России повышение квалификации, ознакомление с современными возможностями судебно-экспертного производства. Подобная форма обучения была высокоэффективна как для следователей, так и для экспертов.

Стр.10

Такая работа проводится и со следователями недавно образованного Следственногокомитета Российской Федерации. Кстати, учитывая слабую профессиональную подготовку молодых работников Следственного комитета, только в РФЦСЭ при Минюсте России за последнее время было удовлетворено более 30 внеплановых обращений по учебным мероприятиям разного формата. В общей сложности объем занятий, по которым ведущими судебными экспертами рассматривались актуальные вопросы назначения судебных экспертиз в современном уголовном судопроизводстве, составил 800 человеко-часов в год.

В отношении создаваемых экспертных подразделений в Следственном комитете можно отметить, что они, безусловно, могли бы оказывать реальную практическую помощь следователям, проводя предварительные исследования и собирая материалы для назначения экспертиз, например, осуществляя сплошную ревизию бухгалтерской документации хозяйствующего субъекта перед назначением судебной бухгалтерской или финансово-эко-номической экспертизы. В данных экспертных подразделениях могут быть организованы и психофизиологические исследования с использованием полиграфа. Кроме того, криминалистические подразделения Следственного комитета (и других ведомств) должны взять на себя проведение исследований по материалам проверок.

Однако законодательный пробел в этой сфере не позволяет эффективно на правовой основе организовать этот вид деятельности и приводит к смешению процессуального понятия «судебная экспертиза» и непроцессуального понятия «экспертное исследование». Представляется, что этот вид государственной деятельности должен быть урегулирован, например, Федеральным законом «Об оперативно-крими-налистической деятельности в Российской Федерации», где будет прописан порядок использования специальных знаний и производства экспертных исследований в ходе оперативно-розыск-ных мероприятий.

Такой подход в условиях демократизации общества и судебной реформы более правомерен и конструктивен, чем создание некоего института консультантов-наставников из числа бывших следственных и экспертных работников, которые на общественных началах и исключительно в меру своих способностей будут направлять работу молодых следователей Следственного комитета Российской Федерации по вопросам назначения и производства экспертно-криминалистических исследований и судебных экспертиз.

Кроме того, необходимо понимать, что сторона защиты всегда будет отклонять судебные экспертизы, выполненные в криминалистических подразделениях Следственного комитета, обвиняя экспертов в необъективности и защите интересов ведомства, в составе которого они работают и которое осуществляет функции уголовного преследования. Подобное положение не только не будет способствовать быстрому и объективному отправлению правосудия, а скорее приведет к необходимости назначения дополнительных и повторных экспертиз в других организациях, что только затянет сроки следствия или рассмотрения дела в суде.

Для ускорения практической реализации всех названных предложений и новаций представляется целесообразным на законодательном уровне внести в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации ряд дополнений и изменений, а также предусмотреть внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Стр.11

Завершающим этапом этой работы должно стать принятие нового Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» взамен ныне действующего Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ.

Все проекты названных нормативных актов в настоящее время подготовлены в Минюсте России и ждут широкого публичного обсуждения.

Реализация данных предложений позволит гармонизировать требования ко всем субъектам судебной экспертизы и на практике будет служить государственной гарантией высокого качества судебно-экспертной деятельности во всех видах судопроизводства.

Стр.12

КриминалистЪ. 2011. №2(9)