С. А. СМИРНОВА, директор Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (СЭУ Минюста России) образована более 60 лет назад. Начиная с момента образования (1948—1950 гг.) она обеспечивает на высоком научно-методическом уровне деятельность судов, следственных органов МВД России, ФСБ России, таможенных органов ФТС России, Госнаркоконтроля, МЧС России и иных ведомств. Но особое положение среди наших «заказчиков» всегда занимали и занимают органы прокуратуры, по заданиям которых выполняется весь спектр криминалистических, традиционных и новых видов, судебных экспертиз. Только в 2010 году в СЭУ Минюста России было выполнено почти 90 000 судебных экспертиз и более 50 000 экспертных исследований (в том числе для органов прокуратуры — 15 400).
По сравнению с другими экспертными системами, возможно, это и не самые высокие показатели. Однако у СЭУ Минюста России большой научно-методический профессиональный потенциал и самый широкий в России по сравнению с судебно-экспертными учреждениями других министерств и ведомств экспертный профиль. Некоторые виды судебных экспертиз проводятся только в СЭУ Минюста России (строительно-техническая, автодорожная, финансово-экономическая с целью определения признаков преднамеренного банкротства, лингвистическая, в том числе с целью определения наличия признаков экстремизма, товароведческая, экологическая, компьютерно-техническая и др.). Особо востребованными следователями прокуратуры являются автотехническая, почерковедческая экспертизы и судебно-техническая экспертиза документов.
Стр.7
Методология многих судебно-экспертных направлений была разработана именно в системе СЭУ Минюста России, а точнее — в его головном научно-методическом центре — Российском федеральном центре судебной экспертизе (РФЦСЭ) при Минюсте России, который является правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института судебной экспертизы (ВНИИСЭ). Фундамент этой методологии был заложен в сотрудничестве экспертов системы СЭУ Минюста России и следователей органов прокуратуры. Сегодня РФЦСЭ имеет международную аккредитацию и статус передового европейского научно-практического центра судебной экспертизы, пользуется высоким авторитетом у головных судебно-экспертных учреждений Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Позитивный импульс, заданный прокуратурой системе судебно-экспертных учреждений при ее создании и дальнейшем функционировании, до сих пор чувствуется во всех пятидесяти судебно-экспертных учреждениях Минюста России и прежде всего в РФЦСЭ, который помимо большого экспертного производства продолжает осуществлять научно-исследовательскую работу, разрабатывает и издает методические материалы (пособия, рекомендации, методики, письма и др.) по всем судебно-экспертным специальностям, утвержденным соответствующими нормативными правовыми актами Минюста России. Правильность применения данных материалов, предназначенных для государственных судебных экспертов системы судебно-экспертных учреждений Минюста России, достигается комплексной реализацией широкого перечня учебных и контрольных мероприятий по подготовке и повышению квалификации экспертов (курсы и школы, семинары, методическое рецензирование, стажировка и пр.).
Как известно, одним из главных принципов судебной экспертизы во всем мире является принцип независимости эксперта, заключающийся в том, что эксперт не должен находиться в административной зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. В Российской Федерации только СЭУ Минюста России не подчинены органам дознания, следствия и судам, свободны от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности. Благодаря такому статусу, а также наличию надежной в научном отношении методической базы, высококвалифицированного кадрового состава система СЭУ Минюста России завоевала в обществе, прежде всего среди работников судебных и следственных органов, заслуженный авторитет как гарантию получения объективных и обоснованных доказательств. Именно поэтому по большинству политически и социально значимых дел в длинной цепочке экспертиз, проведенных в различных ведомствах, часто последнее слово оставалось и остается за экспертами СЭУ Минюста России.
Однако рост преступности и видоизменение ее структуры, сопровождающие глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждают к поиску новых форм противодействия преступности, выработке эффективных механизмов обеспечения защиты прав и свобод граждан и интересов государства.
Стр.8
Все это является также объективной предпосылкой для повышения значимости вещественных доказательств в судопроизводстве и развития новых родов и видов судебной экспертизы, главной отличительной особенностью которых являются наукоемкость и высокотехнологичная инструментальная оснащенность.
Судебная экспертиза — уникальный и необходимый институт государства, являющийся частью федеральной правоохранительной службы. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса. Но развитие не должно происходить хаотично, спонтанно. Преобразования должны быть выверенными, разумными, последовательными. Всем проводимым мероприятиям должна быть присуща системность и плановость. Только в этом случае можно рационально использовать имеющиеся ресурсы, грамотно распределять силы и средства. Это касается абсолютно всех сфер деятельности: производства экспертиз, развития новых методов и методик, проведения методических семинаров, школ и конференций, взаимодействия с экспертами различных ведомств, организаций Российской Федерации и других государств, а также с законодателями и правоприменителями.
Указанные предпосылки, а также осуществление судебной и административной реформы, построение гражданского общества, совершенствование правоохранительной и правоприменительной практики, развитие законодательства — все это потребовало принятия экстренных мер по переводу СЭУ Минюста России на новый организационно-финансовый и научно-технической уровень развития.
В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных учреждений все судебно-экспертные учреждения Минюста России преобразованы в федеральные бюджетные учреждения. Соответственно уже с 2012 года они перейдут на другой принцип бюджетного финансирования деятельности — принцип субсидий на выполнение государственного задания. Подготовка грамотно обоснованного государственного задания в области производства судебных экспертиз требует стандартизации, формализации и унификации параметров учета деятельности как судебно-экспертных учреждений, так и правоприменителя. В настоящий момент в Минфине России находятся документы о расчете госзадания исходя из показателей по уголовным делам.
Активно проводится работа по аккредитации судебно-экспертных лабораторий на соответствие международным стандартам деятельности. Так, в 2010 году РФЦСЭ и Северо-Западный центр впервые в Российской Федерации прошли международную аккредитацию по направлению «судебная компьютерно-техническая экспертиза». Кроме того, Российский федеральный центр судебной экспертизы ранее аккредитовался по «судебной экологической экспертизе». В перспективе стоит проведение соответствующих процедур по иным экспертным направлениям, а также аккредитация остальных судебно-экспертных учреждений, в первую очередь региональных центров. Следует отметить, что эти международные стандарты характеризуются, прежде всего, жесткими требованиями, предъявляемыми к имеющимся помещениям, оборудованию, квалификации сотрудников, методикам. Внедрение в практику судебно-экспертных учреждений систем менеджмента качества, в свою очередь, предполагает унификацию показателей деятельности судебно-экспертного учреждения.
Стр.9
Усовершенствование судебно-экс-пертной деятельности невозможно без разработки перспективных планов развития как конкретных СЭУ Минюста России, так и различных видов экспертиз. Такие планы дают возможность спрогнозировать объем необходимых средств, сформулировать обоснованные требования к штатной численности и уровню квалификации кадров, к оснащению судебно-экспертных учреждений унифицированными приборами. Реализация этих планов позволит получать результаты исследований, которые можно повторить и проверить на местах во всех СЭУ Минюста России. В РФЦСЭ уже разработаны комплексные положения по развитию судебной компьютерно-технической экспертизы и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризмом.
Непосредственно связана с систематизацией и развитием работы судебно-экспертных учреждений разработка комплекса нормативных документов, регулирующих их деятельность. На сегодняшний день РФЦСЭ и Минюстом России с участием других ведомств в рамках Федерального межведомственного координационно-ме-тодического совета по судебной экспертизе (ФМКМС) проведена большая аналитическая работа в этом направлении. Очевидно, что должен быть рассмотрен и вопрос об обязательной сертификации компетентности негосударственных экспертов. Минюстом России уже подготовлены основные нормативные документы, регулирующие этот процесс, но, понятно, что без поддержки судейского и прокурорского сообщества этот вопрос не будет решен.
Важной проблемой совершенствования деятельности судебно-эксперт-ных учреждений является укрепление меж- и внутриведомственного взаимодействия. Приоритетным направлением является широкий обмен информацией с экспертами других ведомств и организаций с целью разработки единых методических рекомендаций, а также с правоохранительными органами и иными правоприменителями с целью улучшения качества подготовки материалов и вопросов, ставящихся перед экспертом.
Наряду с очевидной потребностью коренного изменения подхода к регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России и других ведомств, к их финансированию, потребностью их технического перевооружения и модернизации, создания условий для достижения высокого научного и практического профессионализма необходимо обратить внимание еще на одну сторону использования специальных знаний в судопроизводстве.
Речь идет о привлечении специалистов к следственным действиям, в том числе для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, постановке вопросов эксперту и т. д. Справедливости ради следует отметить, что работники системы СЭУ Минюста России в плановом порядке делятся многолетним опытом в области производства судебных экспертиз на курсах по повышению квалификации судей и следственных работников. Исторически так сложилось, что следственные работники прокуратуры систематически проходили на базе СЭУ Минюста России повышение квалификации, ознакомление с современными возможностями судебно-экспертного производства. Подобная форма обучения была высокоэффективна как для следователей, так и для экспертов.
Стр.10
Такая работа проводится и со следователями недавно образованного Следственногокомитета Российской Федерации. Кстати, учитывая слабую профессиональную подготовку молодых работников Следственного комитета, только в РФЦСЭ при Минюсте России за последнее время было удовлетворено более 30 внеплановых обращений по учебным мероприятиям разного формата. В общей сложности объем занятий, по которым ведущими судебными экспертами рассматривались актуальные вопросы назначения судебных экспертиз в современном уголовном судопроизводстве, составил 800 человеко-часов в год.
В отношении создаваемых экспертных подразделений в Следственном комитете можно отметить, что они, безусловно, могли бы оказывать реальную практическую помощь следователям, проводя предварительные исследования и собирая материалы для назначения экспертиз, например, осуществляя сплошную ревизию бухгалтерской документации хозяйствующего субъекта перед назначением судебной бухгалтерской или финансово-эко-номической экспертизы. В данных экспертных подразделениях могут быть организованы и психофизиологические исследования с использованием полиграфа. Кроме того, криминалистические подразделения Следственного комитета (и других ведомств) должны взять на себя проведение исследований по материалам проверок.
Однако законодательный пробел в этой сфере не позволяет эффективно на правовой основе организовать этот вид деятельности и приводит к смешению процессуального понятия «судебная экспертиза» и непроцессуального понятия «экспертное исследование». Представляется, что этот вид государственной деятельности должен быть урегулирован, например, Федеральным законом «Об оперативно-крими-налистической деятельности в Российской Федерации», где будет прописан порядок использования специальных знаний и производства экспертных исследований в ходе оперативно-розыск-ных мероприятий.
Такой подход в условиях демократизации общества и судебной реформы более правомерен и конструктивен, чем создание некоего института консультантов-наставников из числа бывших следственных и экспертных работников, которые на общественных началах и исключительно в меру своих способностей будут направлять работу молодых следователей Следственного комитета Российской Федерации по вопросам назначения и производства экспертно-криминалистических исследований и судебных экспертиз.
Кроме того, необходимо понимать, что сторона защиты всегда будет отклонять судебные экспертизы, выполненные в криминалистических подразделениях Следственного комитета, обвиняя экспертов в необъективности и защите интересов ведомства, в составе которого они работают и которое осуществляет функции уголовного преследования. Подобное положение не только не будет способствовать быстрому и объективному отправлению правосудия, а скорее приведет к необходимости назначения дополнительных и повторных экспертиз в других организациях, что только затянет сроки следствия или рассмотрения дела в суде.
Для ускорения практической реализации всех названных предложений и новаций представляется целесообразным на законодательном уровне внести в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации ряд дополнений и изменений, а также предусмотреть внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.
Стр.11
Завершающим этапом этой работы должно стать принятие нового Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» взамен ныне действующего Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ.
Все проекты названных нормативных актов в настоящее время подготовлены в Минюсте России и ждут широкого публичного обсуждения.
Реализация данных предложений позволит гармонизировать требования ко всем субъектам судебной экспертизы и на практике будет служить государственной гарантией высокого качества судебно-экспертной деятельности во всех видах судопроизводства.